«Экологические проблемы в аспекте решения математических задач в начальных классах»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Экологические проблемы в аспекте решения математических задач в начальных классах»

Аннотация
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Я считаю, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Исходя из задач, поставленных передо мной, как перед учителем начальных классов, я составила систему работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках математики, дополняя материал действующего учебника экологическими понятиями и краеведческим материалом. Таким образом, активизирую познавательную деятельность и активность учащихся на уроках и во внеурочное время.





«Экологические проблемы в аспекте решения математических задач в начальных классах» ( из опыта работы)
Цель: формировать у учащихся понятия «экология», «экологическая катастрофа»
Задачи:
1. Формировать умения решать составные задачи экологического содержания, записывать многозначные числа. 2.Развивать экологическую грамотность учащихся, познавательную активность и интерес, логическое мышление, наблюдательность. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, разностороннее знакомить с природой, расширять кругозор учащихся.
Изучение биосферы становится актуальными в наши дни. Человечество, с его постоянно растущими потребностями и техническими возможностями иногда от природы берет слишком много, не учитывая её ограниченную способность к воспроизводству своих ресурсов. Только оптимизация отношений человека к биосфере может привести в обозримом будущем к возникновению ноосферы - сферы разума, что будет знаменовать переход самой биосферы в новое качественное состояние. Говоря о разуме ( с латинского - рациональный), мы подразумеваем о рациональном, значит разумном природопользовании. Основным инструментом разумных решений и действий является математика (греческое - mathematike, от mathema- наука), наука изучающая «пространственные формы и количественные отношения действительного мира» (Ф. Энгельс). «… все, что существует в природе, подчинено необходимому условию - быть измеряемому…» Н.И. Лобачевский. «Математика - царица наук». Справедливости этих высказываний я решила посмотреть на экологические проблемы через призму математики, составить простейшие математические задачи на основе цифровых, статистических данных и применить эти данные в своем классе, более того, в союзники взять своих учеников. В связи с этим я решила взглянуть на экологические проблемы через призму математических действий. Первоначально я «бегло» прошлась по страницам книг и в тех страницах, где встречала любые числа, формулы, диаграммы и другие математические символы и знаки, я закладывала квадратики чистой, белой бумаги размером 10 х 15 см. После «беглого» просмотра текста, я стала более тщательно изучать содержимое текста, глубже вникать в суть изложенного. Если в тексте находила цифровое обозначение какого - либо факта, я записывала их в листочки - закладки. Затем, все данные я стала записывать в общую тетрадь. Например: - Одно дерево за сутки выделяет около 180 литров кислорода; - 1 га зеленых насаждений в среднем за 1 час очищает воздух от 8 кг углекислого газа; - леса на планете исчезают со скоростью 20 га в минуту; - подсчитано, что 1 см плодородного слоя почвы, в зависимости от климатических условий, образуется в течение 100 лет; - ученые подсчитали, что из 1 тонны металлолома можно изготовить один автомобиль «Жигули» или 25 велосипедов; - из одного взрослого дерева получают 60 кг бумаги; - 10% лесистости вызывают в отдельных районах увеличение выпадения осадков на 4%; - в 1 куб. м. лесного воздуха вредных бактерий содержится не более 500, тогда как в городе 3600; - если раньше один человек в среднем потреблял 40 - 50 литров воды в сутки, то сейчас потребление воды в крупных городах составляет более 500 литров в сутки на 1 человека. И таких записей набралось несколько десятков. Я продолжила поиски. Стала записывать не только короткие цифровые факты, но стала записывать более обширные информации такие например как: - первая бумажная машина, созданная в 1790 году, умещалась на площади 4 кв./ м., а новейшая современная машина занимает площадь 2500 кв./м. С неё ежеминутно сходит 1000 м. газетной бумаги шириной 8 - 9 м. Даже трудно представить, какое колоссальное количество древесины потребляется на производство бумаги, если учесть, что в нашей стране газета только одного названия, при тираже 100 тыс. экземпляров в 1 день, потребляет годовой прирост 1 - 2 га леса; Питер Скотт - вице - президент Международного фонда охраны дикой природы, председатель комиссии по редким и исчезающим видам животных, первоначально располагал небольшим списком редких животных, где-то около тридцати названий. Но на земном шаре таких животных было более тысячи. Прежде всего с ребятами мы стали точно выяснять, каких именно следует считать редкими. Провели анализ каждого вида, стали составлять каталог. Более 236 видам млекопитающих и 287 видам птиц грозит гибель, исчезновение с лица Земли. Таких примеров также набралось несколько десятков. Затем, я стала складывать карточки-закладки в отдельные по тематике стопки, т.е. систематизировать материал. Переставляя карточки одной тематики, я заметила логическую связь и определенный смысл. Например: Из одного взрослого дерева получают 60 кг бумаги. Здесь у меня возникла мысль: « Сколько тетрадей можно изготовить из одного дерева?» Для этого мне нужно было узнать вес одной тетради. Вес тетради мы с детьми, определили на электронных весах. Вес тетради - 30 гр. Далее, зная что в 1(одном) кг. - 1000 гр., мы можем определить: 60 кг. - 60000 гр., одна тетрадь весом - 30 гр. 60000 : 30 = 2000 тыс. Из одного дерева получили 2000 тетрадей. Используя цифровые факты и данные, я стала составлять простые арифметические задачи, например: 1.Из одного взрослого дерева получают 60 кг бумаги. А из одной тонны макулатуры можно получить 750 кг бумаги. Сколько деревьев сохранят учащиеся, если соберут 2 тонны макулатуры? 2. Считается, что в настоящее время каждый житель Земли ежедневно производит в среднем 2-4 кг отходов и мусора. Сколько мусора и отходов производит г. Уральск с численностью населения в 300 тыс. человек за 1 год, за 5лет? Сколько площади плодородных земель уйдёт под свалки,( если не перерабатывать отходы) зная, что 500 тыс. тонн отходов занимают 20 га земли? 3. Около 1 млн. москвичей, в выходные дни, выезжают на отдых, на природу. Сколько полевых цветов погибнет от «любителей» цветов, если каждый второй сорвет по цветку, по букетику из 15 цветов и венков из 23 цветов? Для усиления экологического аспекта задаю вопросы: "С какой целью высаживаются деревья? Почему необходимо проводить посадку после вырубки деревьев? и т.п. Отвечая на них, учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках познания мира и начинают понимать необходимость восстановления и охраны природных ресурсов.Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим была обусловлена необходимость использования разнообразных заданий на отдельных этапах уроков: Текстовые задачи, задания из серии занимательной экологии типа "Знаешь ли ты, что…", которые касаются важнейших проблем, связанных с охраной окружающей среды, в решении которых может участвовать ученик. К ним относятся, экономия воды, энергии, бумаги, проблемы отходов и шума, защита животных, здоровое питание, гигиена и здоровье. Каждое задание заканчивается призывом к ученику. Задания по занимательной экологии основаны на научных данных. 1.Днем Юра и его отец совершают пробежку. Во время бега они всегда делают 20-минутный перерыв на отдых. Сколько минут они бегают, если всего они находятся на прогулке 55 минут? 2.Шум выше 90 децибел является вредным для здоровья. Если работающий перфоратором производит шум 98 децибел, то, на сколько это превышает допустимую границу громкости? (Какие последствия могут быть для человека?) Учитываю возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экологическим содержанием предлагаю в занимательной форме, для чего в условия задачи ввожу сказочных или мультипликационных героев. На уроках решаем так же задачи, которые способствуют формированию у младших школьников экологических знаний и воспитанию ответственности в сохранении и преумножении природных ресурсов.

  1. Носороги-млекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели продать?
  2. Зимой Маша подкармливала птиц. В кормушки в саду Маша ежедневно насыпала 250 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в килограммы.
Задач такого характера мной составлено много. Крупнейший ученый ХIХ века С. Ковалевская сказала: « Нельзя быть математиком, не будучи в душе поэтом». В унисон её словам советский академик Л. Соболев подчеркивает: « Истинный математик тот, кто не только решает задачу, но стремится решить её красиво». А. Эйнштейн подтвердил: « Этот мир может состоять из музыкальных нот, так же как и из математических формул. Мы пытаемся создать разумную картину мира, в котором мы могли бы чувствовать себя как дома и обрести ту устойчивость, которая недостижима для нас в обыденной жизни». По данным своего каталога, вместе со своими учениками, провели свои подсчеты. Так например, зная о росте численности автомобиля и уменьшения количества зеленых насаждений, мы можем сделать некоторые выводы, например: в городе Уральске, основным источником поступления свинца в окружающую среду является автотранспорт. Провели подсчеты количества автотранспорта за единицу времени на 2-х участках города, соответственно количество топлива и доли свинца, выбрасываемого в окружающую среду. Для исследования было выбрано 2 участка проезжей части города, по 500 метров длиной. 1.Перекресток проспекта СырымаДатова и проспекта Абулхаир хана; 2.Проспект Абулхаирхана а пересечении улиц У.Громовой и улицы Циолковского; Наблюдение проводились в сентябре 2013года, в часы «пик». Было подсчитано количество единиц автотранспорта, проходящего по участку за 1 час (N ):
  1. N1 = 28922. N2 = 1200
Общий путь (S ), пройденный всеми машинами составил:
  1. S1 = 1446 км. 2. S2 = 600 км.
Рассчитаем количество топлива (R ), сжигаемого двигателями:
  1. R1 = 144,6 л .2.R2 = 120 л.
Известно, что на каждый литр бензина, для лучшей детонации, добавляют 0,4 грамма свинца. Из них 0,1 грамма свинца сгорают, а оставшиеся 0,3 грамма поступают в окружающую среду. Используя эти данные, выясним, сколько выделено свинца автомобилями на данных участках за 1 час: 43,38 грамм 2.36 грамм Если учесть, что за 10 месяцев в ЗКО зарегистрировано и поставлено на учет 44000 единицы автотранспорта (2010 год), то получается, что за 1 час в атмосферный воздух выбрасывается 2442 грамм свинца. (Свинец - тяжелый, токсичный элемент вызывающий болезни: рак крови, слабоумие, слепоту, бесплодие). В уральских парках и скверах, по данным архитектора Е. Кизилова, общей площади озеленения на человека по нормам требуется не менее 11 кв. м. растений. Количество жителей в Уральске составляет 271900 человек (2012год). Из этого следует, что в Уральске в настоящее время на одного человека приходится всего 2,5 кв. м. растений. Так как город стремительно растет и идут застройки в большей степени в северо-восточной части, следовательно, увеличивается количество населения, а вместе с тем увеличивается количество автотранспорта, количество зеленых насаждений не успевает вырастать, а в отдельных случаях его количество уменьшается из-за застройки в парковых зонах. Отсюда можно утверждать, что влияние свинца на здоровье населения увеличивается, защитная роль зеленых насаждений уменьшается или не может в полной мере очищать атмосферный воздух от примесей, в состав которого входит свинец.
Выводы По результатам исследования мы можем сделать вывод, что для конкретной аргументации каких- либо фактов, необходимы точные расчеты, основанные на конкретных решениях и цифрах. В этом отношений математика, как ни какая другая наука, даёт ответ на волнующие вопросы. Основываясь на математические решения и доказательства, мы можем уверенно моделировать необходимые проекты по рациональному природопользованию. Исследуя данный вопрос, я поняла важность цифровых значений в тексте и использовании их для формирования эколого-экономической культуры учащихся.

























Список использованной литературы:
1.Бельгибаев М.Е, Ананьев Н.И. и др. «Населённые пункты и охрана окружающей среды» Каз.ССР Алматы 1986г 2.Берлянт А.М. «Карта - второй язык географии» М. «Просвещение» 1985г. 3.Войткевич Г.В., Вронский В.А. «Основы учения о биосфере» М. «Просвещение» 1989г. 4.Голубев А.В. « Бородин Н.А. очерки, статьи» Уральск «Полиграфсервис» 2011г. 5.Галимов А.Г., Амельченко В.И., Галимов М.А «География Западно - Казахстанской области» Уральск 2001 г. 6.Добровольский В.В. « Химия земли» М. «Просвещение» 1988г. 7.Казначеев В.П., Преображенский В.С. «Экология человека. Основные проблемы». Сборник научных трудов. М. «Наука» 1988г. 8.Лаптев И. Д. «Мир людей в мире природы» М. «Молодая гвардия» 1978 г. 9.Моисеев Н.Н. «Человек и ноосфера» М. «Молодая гвардия» 1990г 10.Путкова В.Я. Бедельбаева М.В. «Исследовательская деятельность как самостоятельная компонента воспитательного процесса». Учебное пособие. Караганда 2004 г. 11.Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Школьный практикум «Следим за окружающей средой» М ВЛАДОС 2001г. 12.Сухотин А. К. «Ритмы и алгоритмы» М. «Молодая гвардия» 1983г. 13.Смыкова М.Р. «Туризм: экономика, менеджмент, маркетинг» Алматы 2006г. 14.Фокин Н.И. «Во времени и пространстве…» Уральск «Полиграфсервис» 2012г. 15.Уварова А.К., Мазбаев О. Б. «Основы топографии и ориентирования на местности» Алматы, «Казах университеті» 2000г. 16.Г.В. Буковская «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников» 17. В.Н. Кузнецов «Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии»


© 2010-2022