Разработка урока по русскому языку глаголы совершенного и несовершенного вида

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по русскому языку глаголы совершенного и несовершенного видаРазработка урока по русскому языку глаголы совершенного и несовершенного видаРазработка урока по русскому языку глаголы совершенного и несовершенного видаРазработка урока по русскому языку глаголы совершенного и несовершенного видаРазработка урока по русскому языку глаголы совершенного и несовершенного видаРазработка урока по русскому языку глаголы совершенного и несовершенного видаРазработка урока по русскому языку глаголы совершенного и несовершенного видаРазработка урока по русскому языку глаголы совершенного и несовершенного видаТема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цель: научить распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Задачи:

Образовательные: Формировать знания о глаголах совершенного и несовершенного вида.

Развивающие: Развивать внимание; логическое мышление; орфографические и каллиграфические навыки письма; обогащать словарный запас; активизировать связную речь учащихся.

Воспитательные: Воспитывать любовь к языку, уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая

1 Орг момент. Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим

2. Эмоциональный настрой. Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и частицу не. (глагол)

Ученик: Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам … (глагол!)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. (Составляем кластер)

Игра « Грамматическое домино»

Что такое глагол?

Глагол-это часть речи.

На какие вопросы отвечает глагол?

Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Что обозначает глагол?

Глагол обозначает действие предмета

Каким членом предложения бывает глагол?

В предложении глагол является сказуемым

Как подчеркивается сказуемое?

Сказуемое подчеркивается двумя чертами

Как изменяется глагол?

Глагол изменяется по временам, по лицам, по числам, по родам в прошедшем времени

Какие времена имеет глагол?

Глагол имеет настоящее, прошедшее и

будущее время

Что показывает глагол в настоящем времени?

Глагол в настоящем времени показывает, что действие происходит в момент речи.

Что показывает глагол в прошедшем времени?

Глагол в прошедшем времени показывает, что

действие происходило до момента речи

Что показывает глагол в будущем времени?

Глагол в будущем времени показывает, что

действие будет происходить после момента речи.

Какого лица могут быть глаголы?

Глаголы могут быть 1,2,3 лица

Как пишется частица не с глаголом?

Частица не с глаголом пишется раздельно

Во всех ли случаях не с глаголом пишется раздельно?

«Не» пишется слитно в словах: негодовать, невзлюбить, ненавидеть, недоумевать,

Нездоровится

Употребляется ли глагол с предлогом?

Глагол с предлогом не употребляется

Что такое неопределенная форма глагола?

Неопределенная форма глагола -это начальная форма глагола, которая не имеет ни времени, ни лица, ни числа, ни рода

Как по-другому называется неопределенная форма глагола?

Неопределенная форма глагола по-другому называется инфинитив

Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме?

Глаголы в неопределенной форме могут иметь суффиксы ть, ти или оканчиваться на чь

обозначает часть обозначает

действие предмета речи состояние предмета

изменяется глагол изменяется

по числам по временам

изменяется имеет отвечает на вопросы

по родам вид что делать? что сделать?

3.Минутка чистописания:

Некоторые глаголы решили с вами поиграть (фонетическая зарядка).

а) Запишите букву, которая обозначает согласный, звонкий, парный, мягкий звук в слове цветут.(в)

б) Запишите согласный, парный, звонкий, твердый звук в слове приду ( д)

в) Запишите букву, которая обозначает безударную, гласную в слове придет. (и)

Прописывание букв, сочетаний этих букв

-Какое слово можно составить из этих букв? (Вид).

- Как вы понимаете значение этого слова?

Один ученик читает из словаря. Слово вид - многозначное, одно из значений внешность, видимый облик, состояние.

-Составьте устно словосочетания с этим словом. (Вид человека, предмета, из окна)

- Но и у глагола есть свой вид. • О чем же пойдет речь на уроке? • Какова же тема урока? Вид глагола

3. Открытие нового знания.

Работа по теме урока

1). Работа по учебнику, стр. 117 рисунок

Прочитайте глаголы под 1 рисунком, под 2 рисунком. Задайте к ним вопросы.

-На какой картинке изображено незаконченное действие? На какой действие уже закончено?

Вывод : глаголы имеют совершенный и несовершенный вид.

2).Работа с правилом.

-Что мы можем добавить в наш кластер? (глагол имеет вид)

Обобщение правила по схеме:

Глагол совершенного вида

Отвечает на вопрос что сделать?

Обозначает законченное, завершенное действие.

Может быть в прошедшем и будущем времени.

прочитать, прочитал, прочитаю

Глагол несовершенного вида

Отвечает на вопрос что делать?

Обозначает незаконченное, незавершенное действие.

Может быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.

читать, читаю, читал, буду читать

Закрепление:

3). Словарная работа ( работают ученики у доски, записывая слова, комментируют орфограммы)

- Назови одним словом и образуй глаголы, которые бы отвечали на вопросы что делать? Что сделать?

1) Ударный музыкальный инструмент в виде полого цилиндра, основания которого обтянуты кожей. (Барабан)

2) Принятие пищи в середине дня. (Обед)

3) Разговор, деловой или задушевный (Беседа)

4) Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, красками и т.п. (Рисунок)

5) Звук, производимый слабым трением, касанием.( Шелест)

6) Хлопоты о чем-либо или о ком-либо. ( Забота)

7) Утренняя еда, еда до обеда (завтрак)

Что делать? Что сделать?

Барабанить, побарабанить

Обедать, пообедать

Беседовать, побеседовать

Рисовать, нарисовать

Шелестеть, зашелестеть

Заботиться, позаботиться

Завтракать, позавтракать

-Как образуются глаголы совершенного вида?( с помощью приставок)

.Физминутка:

Поскачите, попляшите.

Встаньте тихо, полежите.

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбайтесь

Быть хорошими старайтесь.

Мы рифмовку прочитали.

А глаголы вы узнали?

4). Работа в парах:

Орфографическая минутка.

На карточках: См…треть, (про)б…жать, (у)н…сти, ск…зать, (до)п…сать, п…щать, над…вать, в…зать.

Записать слова в 2 столбика: 1-глаголы совершенного вида, 2-глаголы несовершенного вида

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

5)Фронтальная работа

Записать предложения с комментированием. Объяснить написание орфограмм. Определить вид глаголов

Сне… уже несколько дней мельтешил за …кном. Напуганные м…телью в…роны с…дели на заснеженных ве…ках скученные и нахохленные. Синицы зам…лчали и ре…ко попадались на гл…за.

Что вы узнали из текста? Как вы можете помочь птицам перезимовать?

6).Разноуровневые задания:

1 уровень. Спиши, укажи вид глагола:

Читает, считать, прочитать, шагнуть, писать, спрашивать, спросить, шептать, прошептать, пришить, зашивать, открыть, включить, плавать, постучать, отпереть.

2 уровень. Спиши, укажи вид глаголов:

В комнате стоял кактус с длинными колючками. Он согнулся от старости. На полу и подоконнике выстроились горшки с цветами. Здесь росли и издавали аромат розы, гвоздики, фиалки, астры. Между цветами жужжали, хлопотали и летали пчёлы и шмели.

3 уровень. Спиши, вставляя пропущенные буквы, укажи вид глаголов:

Лес стоял тих…й и х…лодный. Со…нце (не)пр…бивалось сквозь густые ве…ки д…ревьев. Лучи его падали косо. Тол…ко мален…к…й лучик пр…брался среди стволов у дороги, упал к корням м…л…дой ёлки. Деревце сразу словно вспыхнуло. Ствол его у к…рня над снегом стал рыж…м. Около него мне захотелось погреться, как у костра.

7)Работа в группах 1 группа. (1 ряд) Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. Больной походил и лег. Характером он походил на отца. Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей.

2 группа.(2 ряд) Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно.


Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.

3 группа.(3 ряд) Найдите смысловую ошибку в предложении:

Когда старый мельник умер, он разделил наследство между тремя сыновьями.

Исправьте ошибку.

8)Занимательная минутка. Прослушать стихотворение, назвать глагол, указать вид.

«Очень вкусный пирог» Даниил Хармс


Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...

Когда же гости подошли,
То даже крошек...

9)Итог урока

На уроке я узнал

Я учился

Мне понравилось

-Покажите какое у вас настроение с помощью смайликов.

Выставление оценок

Домашнее задание: упр. 373, правило стр.117



© 2010-2022