Воспитательная система «Вперед к вершинам!»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная система «Вперед к вершинам!»

Воспитывать - значит возвышать ум и

характер, значит вести к вершинам.

Андре Моруа







«Воспитание детей - рекордно

сложное занятие, самое запутанное

из всех видов творчества. Это

творение живых характеров, создание

необыкновенно сложных микромиров,

а для такого творчества нужна и

глубокая интуиция и глубокие знания.

К воспитанию детей стоило бы

относиться как к самой важной из

всех земных профессий».

Ю. Рюриков. Нам доверено действительно ни много, ни мало - будущее нашей страны - дети. Поэтому построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. В данной работе представлена воспитательная система класса, главной целью которой является - развитие личности ученика как индивидуальности. Человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть, первая составляющая цели воспитания - это интеллект ребенка. Вторая составляющая - нравственность, мораль, - это духовный стержень. И, наконец, творчество. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. В итоге достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь. У такой жизни есть три основы - истина, добро и красота. Для реализации этих составляющих я ориентируюсь на то, чтобы сформировать у моих воспитанников потребность в самодеятельности. Что может воспитать школа в человеке, живущем в современном мире? Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик видит, как сотрудник ГИБДД или контролёр в электричке берут взятки, или наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены). Да от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы - в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник - работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живёт ученик, работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Всё это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания. В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета. Актуальность воспитательной системы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня. Воспитательная система направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года. Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Технология воспитательной системы предполагает три направления совместной деятельности классного руководителя учеников и их родителей. 1. изучение детей в классе отношений общения и деятельности в классном коллективе 2. проектирование целей перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества 3. сплочение и развитие классного коллектива создание развивающей среды для ребёнка.




























1. Концепция воспитательной системы

А. Ключевая идея: проблема или актуальность. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое сводится не только к высокому уровню обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием "качества жизни", раскрывающимися через такие категории, как: "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность". Воспитательная работа не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к урочной деятельности, воспитание сегодня - это не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а взаимодействие и сотрудничество учителя и детей в сфере их совместного бытия. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Поэтому перед классным руководителем стоит проблема создания воспитательного пространства, в котором ребенок развивался гармонично, умел решать жизненные проблемы. Задача классного руководителя - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением относиться к ее самым незначительным проявлениям, чтобы убедить, поддержать растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности. Выбор направления развития классного коллектива осуществляется на основе государственного заказа, приоритетных направлений учреждения, диагностики определения уровня развития и интересов обучающихся. Чтобы процесс обучения и воспитания проходил успешно, вокруг ребенка должна быть создана такая атмосфера, где ему будет хорошо и уютно, где его любят и ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет, интересен себе и другим. Поэтому педагогическое кредо системы в следующем: "В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить". (Сократ). Приоритетным направлениями системы развития классного коллектива являются: развитие интеллекта, самопознания, трудовой деятельности, общения, культуры здорового образа жизни.

Диагностическая работа и мониторинг 1. Изучение психологического климата в классе 2. Диагностика уровня воспитанности в классе 3. Диагностика качества образования учащихся 4. Мониторинг активности учащихся в общественных делах Работа классного руководителя начинается с диагностической деятельности. Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и детского коллектива. Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие, становление как личностей, но и психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками. Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий: • исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка; • результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии; • изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе; • определяются перспективы развития ученика и коллектива; • исследования носят комплексный системный характер; • диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями. Портфолио учеников позволяет вести мониторинг успешности воспитательной работы в течение нескольких лет.

Для изучения психологического климата класса я использовала методику полярных профилей по А. В. Лутошкину Ученики должны были оценить в трехбалльной системе: какое настроение преобладает - бодрое или пессимистическое; что преобладает во взаимоотношениях - взаимные симпатии или агрессивность; между группами взаимопонимание или постоянные конфликты; нравится ли членам коллектива бывать вместе в свободное время и какая реакция у одноклассников на успехи и неудачи товарищей. Следует иметь в виду, что оценки означают: +3 - это свойство в коллективе проявляется всегда ; +2 - свойство проявляется в большинстве случаев; +1 - свойство проявляется иногда; 0 - в одинаковой степени проявляется и то, и другое. Дать оценку тому, как проявляются те или иные свойства психологического климата в вашем классе. Для этого в предлагаемой схеме прочтите сначала предложения слева, затем справа и после этого знаком «+»отметьте в средней части листа ту оценку, которая по-вашему мнению соответствует истине. Следует иметь в виду, что оценки означают: +3 - это свойство в коллективе проявляется всегда (описание слева); +2 - свойство проявляется в большинстве случаев; +1 - свойство проявляется иногда; 0 - в одинаковой степени проявляется и то, и другое. Тоже относится к описанию справа.

1.Преобладает бодрое

жизнерадостное

настроение.

+3



8

+2



7

+1



4

0



2

-1

1

-2

-3

Преобладает подавленное

пессимистическое

настроение

2.Доброжелательность во взаимоотношениях,

взаимные симпатии.

15

4

1

2

Конфликтность

в отношениях,

агрессивность

3.Между группами в классе

взаимное расположение

и взаимопонимание.

13

5

3

1

Малые группы

конфликтуют

между собой

4.Членам коллектива нравится бывать вместе в свободное время.

18

1

2

1

Учащиеся выражают

безразличие к совместной

деятельности класса

5. Успехи и неудачи товарищей вызывают

сопереживание, искреннее участие.

10

8

2

2

Успехи и неудачи оставляют равнодушными одноклассников,

иногда вызывают злорадство

Вывод: анализ результатов методики показывает, что психологический климат в классе положительный, но есть несколько позиций (конфликтность в отношениях, агрессивность, равнодушие к успехам и неудачам одноклассников), по которым необходимо вести работу.



В 1 классе я проводила ряд игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе. Например, игру-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса. На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте". Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)Воспитательная система «Вперед к вершинам!»

Игра "Девиз и законы моего класса" "Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.) Есть идея: а что если мы придумаем девиз класса - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения и законы, по которым будем жить. Главное условие - они должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Так девизом нашего класса стали такие слова: Пусть навеки в нашем классе Будут дружба, мир, согласье! Все преграды расступись, Победим любую высь! Законы, по которым живет класс: Закон коллектива. Если дело у отряда, сообща все делать надо! Закон поднятой руки. Если руку поднял кто-то, помолчи - он скажет что-то! Закон «ноль-ноль». Все нужно делать точно в срок, хоть это, братцы, не урок! В такие игры, которые способствуют сплочению ребят, мы продолжаем играть и сейчас (во время классных часов, классных мероприятий). Примеры игр и упражнений на сплочение класса 1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно. 2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет". 3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову. 4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно. Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего 5. Игра «Землетрясение». Игроки разбиваются на тройки, двое берутся за руки, образуя домики, в домике третий - жилец. Ведущий объявляет землетрясение в 1 балл - меняются жильцы, 2 балла - меняются домики, 3 - балла - меняются все. Ведущий старается занять место одного из игроков.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. Предлагается выделять при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:

  • Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности
  • .Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
  • Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
  • Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.
Оценку уровня воспитанности классного коллектива по 10 качествам проводила по методике «ЯРКА» (приложение 3), когда качества оценивают сам ученик «Я», родители - «Р», классный руководитель - «К» и актив класса - «А».

Оценка уровня воспитанности по качествам - «ЯРКА» Оценка уровня воспитанности по качествам: гуманность, вежливость, духовность, трудолюбие, физическая культура, бережливость, честность, активность, любознательность, дисциплина. Качества оценивают: Я - оценивает сам себя Р - оценивают родители К - оценивает классный руководитель А - оценивает актив класса. Затем подсчитывается средний балл уровня воспитанности по каждому качеству отдельно и уровень воспитанности каждого ученика и всего класса.

ФИО ученика

Гуманность

Вежливость

Духовность

Трудолюбие

Физкультура

Бережливость

Честность

Активность

Любознательность

Дисциплина

Уровень воспитанности

Скрябин

Костя

Ярка

ярка

ярка

ярка

ярка

ярка

ярка

ярка

ярка

ярка

Д

Сысоева Вероника


В

Каренко Настя


Д

Погодина Женя


В

Сысоева Марина


Д

Козлова Вика


Н

Костин Эмиль


Н

Шестерин Женя


Д

Семибратова Настя


Д

Клещина Карина


Д

Корчина Арина


Д

Писарева Арина


Д

Демендеев Юра


Д

Карасев Алеша


Д

Калачева Вика


Д

Малышева Даша


Д

Давыдов Игорь


Д

Суровиков Срежа


Д

Даньшова Полина


Д

Джумаев Кирилл


Д

Миронова Алена


Д

Раптанов Дима


Д
(В целях неразглашения информации в таблице приводятся только итоги, промежуточных результатов не даю)
Вывод: Мониторинг уровня воспитанности выявил следующее: на данном этапе в 1 классе высокий уровень воспитанности у 2 учеников; достаточный - у 18; низкий - у 2, этим ученикам нужна постоянная педагогическая поддержка (напоминания о необходимости выполнять домашние задания, вовлекать их чаще во внеклассные мероприятия); неудовлетворительный - нет.
Этапы развития классного коллектива (по А. Н. Латошкину). Первая ступень «Песчаные россыпи». Дунет ветер посильнее - разнесет песчинки в сторону. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься - каждый сам по себе. Вторая ступень «Мягкая глина». В группе, которая находится на этом уровне развития, уже возникают внутренние связи между ребятами. Но самим ребятам без подсказки действовать трудно. Третья ступень «Мерцающий маяк». В группе выделяется актив, цели деятельности становятся общими. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - еще не все. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночные вспышки. Активность проявляется всплесками. Четвертая ступень «Алый парус». Это символ устремленности вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу «Один за всех и все за одного». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Пятая ступень «Горящий факел». Настоящий коллектив не удовлетворен собственным благополучием и, не дождавшись просьб и призывов, спешит на помощь тому, кто бескорыстно стремиться принести пользу людям, обществу.
Результаты проведенного психодиагностического исследования сплочённости классного коллектива 1 - Б класса (по А. Н. Латошкину). 1. Цель: определить степень удовлетворённости учащихся своим коллективом 2. Объект исследования: Учащиеся 1-Б класса - 2013 - 2014 3. Использованные методы: • Наблюдение • Беседа • Методика «Какой у нас коллектив» (разработана профессором А. Н. Лутошкиным). 4. Результаты исследования: В 2013 -2014 учебном году 1 - Б класса бала проведена методика «Какой у нас коллектив». Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом. По результатам диагностики уровень развития классного коллектива - «Мерцающий маяк». Следовательно, работа классного руководителя по формированию и сплочению классного коллектива организована в правильном направлении. Важно быть внимательным, замечать все «световые всплески», проявления инициативы учащихся и всегда поддерживать и оказывать помощь в различных начинаниях. Стимулировать проявление активности, особенно у малоактивных учащихся.


Определение эмоционально-психологического климата в школе (тестирование)



Определение эмоционально-психологического климата в школе (тестирование)

Воспитательная система «Вперед к вершинам!»

Вывод: большинство воспитанников (80%) оценили эмоционально-психологический климат в школе на высоком уровне, 20% - на среднем, низкого уровня не выявлено.

Но для меня важно продолжать работу по сплочению коллективов путем совместной деятельности; использовать в учебно- воспитательном процессе тренинги и упражнения для развития личного роста, уверенности в себе, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия.



Для исследования результативности программы воспитательной деятельности класса я использую следующую совокупность критериев и методик изучения: ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ Методика «10 ступенек». Исследование самооценки детей 1б класса. Октябрь 2013г.

Воспитательная система «Вперед к вершинам!» Методика «10 ступенек» помогает исследовать самооценку ребёнка. Уровень самооценки в поведении проявляется так. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость - свойственны детям с заниженной самооценкой. Анализ воспитанности детей в семье. Родители оценивают насколько проявляются те или иные нравственные качества ребёнка в семье. В тестировании участвовало 22 учащихся. Диагностика показала следующие результаты.



АНАЛИЗ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 1 класс, начало года

Воспитательная система «Вперед к вершинам!» Тестирование показало, что в семье, как и в школе , ребята часто проявляют свои положительные качества. Они также исполнительны, отзывчивы, самокритичны, добросовестно относятся к учёбе, к своим поручениям, любят свой класс, защищают честь класса делами, рассказывают о классе дома. Судя по критериям «аккуратность» и «поведение», дети дома иногда позволяют себе неаккуратность и шалости, но на замечания родителей реагируют. А в классе 50% учащихся всегда проявляют эти качества положительно. Критерий «отношение к критике» показывает, что 95% учащихся имеют своё мнение и могут высказывать критические замечания. И только один ребёнок некритичен, подстраивается под мнение других людей. Оценка трудолюбия детей в семье заставляет задуматься. На родительском собрании мы с родителями совместно разработали ряд мероприятий, направленных на развитие трудолюбия. (см. формы деятельности в направлении «Труд») Лучше всего об отношении ребят к своему классу говорят мини сочинения «Как мне живётся в моём классе». Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.





Б. Теоретико-методологическая основа Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Школа - один из институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности. Большая часть этой работы ложится на плечи классного руководителя, который, работая с классом, должен создать образовательно-воспитательное пространство, которое позволит ему модернизировать воспитательную работу, сделать ее системной и адресной.

Актуальность. Государство ставит перед школой задачу - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для раскрытия полноценного духовного, умственного и физического совершенствования. На сегодняшний день выпускнику, чтобы занять достойное место в жизни, недостаточно хорошо учиться. Конечно, это немаловажно, но нужно обладать навыками коммуникабельности, уметь отстаивать свою точку зрения, адекватно воспринимать критику, стремиться к самообразованию, найти себя в каком-нибудь виде деятельности. Эти навыки должны формироваться в школе, а главным направляющим фактором должен явиться классный руководитель. В результате возникает потребность в воспитательной системе, актуальной именно для определенного класса. Создание воспитательной системы я начала с изучения: -плана воспитательной работы класса, - эффективности мероприятий, в том числе традиционных для нашей школы, - интересов, потребностей учащихся, творческих возможностей, -уровня развитости ученического коллектива, - с анализов планов воспитательной работы прошлых лет, - ситуации в классе. Для этого я использовала разнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации. Проведенные исследования выявили ряд проблем: 1. Достаточно высокая степень социальной пассивности учащихся. 2. Недостаточно развитые нравственно-эстетические качества личности. 3. Низкий уровень культуры межличностных отношений и культуры поведения. 4. Отсутствие осознания значимости трудовой деятельности. Выявленные проблемы легли в основу создания генеральной цели воспитательной системы класса. Цель: создание социально-педагогической поддержки, способствующей становлению и воспитанию свободной, творчески активной, физически здоровой личности, способной самореализоваться, самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной человека. Выбор данной цели является не случайным. Во-первых, она не противоречит цели воспитательной системы лицея. Во- вторых, современное общество нуждается в воспитании ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, который справится с любыми житейскими трудностями и решит самые сложные задачи, сможет проявить и применить свои таланты и знания во благо. «Вести к вершинам!» - именно эта фраза Андре Моруа стала главной объединяющей идеей моей воспитательной системы. Жизнь ребенка в школе - это горный хребет с множеством пока еще не покоренных горных вершин, моя задача - помочь определиться с маршрутом покорения, стать проводником. «Вперед к вершинам!» - так я назвала свою воспитательную систему.

Теоретико - методологическую основу моей воспитательной системы класса составляют: 1.Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2.Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения), 3. Воспитательная система ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр», 4. Система Г. К. Селевко, 5. Концепция воспитания И. М. Ильинского, который предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе. Жизнеспособность, по мнению И. М. Ильинского - это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, но и развиться, духовно возвышаться, быть не менее жизнеспособным в биологическом и социальном плане, чем родители. Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Выбранная концепция одновременно удовлетворяет потребности развития классного коллектива и не противоречит социальному заказу общества образовательным учреждениям. Программа «Вперед к вершинам!» - это осуществление "своих собственных надежд и мечтаний", движение вверх по склону личностного развития и успеха ребёнка.

2. Цель. Задачи. Программа «Вперед к вершинам!» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение вверх по склону личностного развития и успеха ребёнкаэ Цель программы: Развитие таких свойств и качеств ребенка, которые помогли бы духовному развитию ребенка в гармонии с социумом. Задачи программы:

  1. Формировать систему ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  2. Помочь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  3. Формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе;
  4. Создать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, пропаганде здорового образа жизни, повысить активность родительского сообщества; привлечь родительскую общественность к участию в самоуправлении класса и школы.
  5. Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся через различные формы работы.
  6. Развитие творческих способностей учащихся.
  7. Формирование у учащихся чувства любви к своей малой Родине.
  8. Физическое развитие учащихся.
  9. Формирование у учащихся чувства коллективизма и сплоченности, развитие у них коммуникативных способностей.
Своеобразием данной воспитательной системы является то, что она, выходя за рамки школьного образования, предоставляет учащимся возможность активного приложения сил во внеурочное время, формируя у них познавательные потребности, укрепляя здоровье, тренируя психические процессы, тем самым развивая собственное «Я». Приемы и способы мотивации учащихся:
  1. Возможность и необходимость применения на практике тех знаний, которые учащиеся получили во время предметных занятий. Разнообразие тематики направлений вызывает интерес со стороны детей и позволяет расширять их кругозор.
  2. Насыщенность творческими, практически ми и исследовательскими заданиями.
  3. Стиль общения учителя с учениками, который предполагает сотрудничество, а не диктат или опеку.
Механизм построения и функционирования воспитательной системы класса. Работа над построением воспитательной системы началась еще до начала учебного года. В конце мая я провела организационное родительское собрание, на котором родители подготовили «рекламный» ролик: «Познакомьтесь, мой ребенок!», а я подготовила другой ролик «Познакомьтесь, Ваш учитель!». А побывав в каждом доме, я узнала условия жизни детей, искренность рекламного представления. Этот этап я назвала «Будем знакомы!». В ходе моделирования воспитательной системы «Вперед к вершинам!», выяснилось, что современные дети мечтают о будущем, о прекрасном далеком, строят «воздушные замки». В сентябре родители пришли к единому мнению нам нужно расти и развиваться, повышать морально-волевые и ценностно - мотивационные установки. Самопознание, самодостаточность, самовыражение будут реализовываться через игру - путешествие, которая пока пройдет 4 этапа, а дальше……? Продолжение следует. При моделировании использовались следующие методики: 1. Методика по изучению способностей, интересов и склонностей детей. 2. Методики выявление мотивов (участие учащихся в делах класса). Этапы построения воспитательной системы. При определении содержания и способов деятельности по построению воспитательной системы класса необходимо учитывать два следующих обстоятельства: 1. Воспитательная система как установлено учеными, проходит в своем развитии несколько стадий (зарождение, становление, период зрелости, преобразование). 2. Воспитательная система класса является одним из структурных элементов общешкольной системы воспитания, поэтому этапы развития воспитательной системы класса должны найти место в общешкольной системе воспитания. 1-2 класс «Я - хочу» Цель: Создание максимального благоприятных условий для раскрытия и развития каждой личности, затрачивая все аспекты здоровья: физиологический, эмоциональный, социальный, личностный, духовный. Задачи:
  1. Создать условия для включения учащихся в различные виды деятельности.
  2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
  3. Содействовать формированию нравственной позиции.
  4. Повышать роль ученического самоуправления в планировании «организации дел».
3 класс Я - могу! Цель: способствовать формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащегося через аспекты здоровья. Задачи:
  1. Внимательно и бережно относиться к любым проявлениям индивидуальности детей.
  2. Поддерживать и обеспечивать становление инициативы.
  3. Пробудить интерес ребенка к самому себе.
  4. Продолжить работу по проектированию образа жизнедеятельности класса.
4 класс Я должен! Цель: содействовать процессам самопознания и самостроительства, их нравственной самореализации на основе сотрудничества, формирование педагогической культуры и поддержки. Задачи:
  1. Пробуждать интерес к самому себе.
  2. Помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
  3. Упрочить формирующиеся высокие нравственные черты: дом, честь, доброта, патриотизм.
  4. Способствовать дальнейшему развитию самоуправления.
  5. Работу вести под девизом: «Три СО» «Сопереживание. Содружество. Сотворчество».




3. Принципы воспитательной работы. Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление. Самоуправление. Здесь главное - не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству. Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники. Соуправление. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены: •выбору актива класса •созданию законов класса •распределению поручений Принципы, на основе которых разработана воспитательная система класса:

  1. Гуманизма - отношение к каждому ребенку как самоценности;
  2. Духовности - формирование у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к присвоению общечеловеческих ценностей;
  3. Учет динамики состояния здоровья в физическом, психоэмоциональном, социальном аспектах;
  4. Толерантности - терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;
  5. Вариативности - многообразие форм работы, различные варианты технологии и содержания воспитания.
  6. Самоактуализации - в каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.
  7. Индивидуальности - создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося, уникальности классного коллектива - главная задача развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему формированию . Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
  8. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в деятельности, общении и отношениях. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению этого опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен преобладать в школьном сообществе.
  9. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал полномочиями в выборе цели, содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
  10. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенности учащегося и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции, стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование и самостроительство.
  11. Принцип доверия и поддержки. В педагогической деятельности необходимо опираться на гуманистические личностно-ориентированые технологии обучения и воспитания. Вера в ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех обучения и воспитания ребенка.






4. Содержание деятельности по задачам или по направлениям, в соответствии с задачами. Каждые цель и задачи должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно судить об успешности реализации воспитательной работы.

Критерии

Показатели

Интеллектуальная развитость

1.освоенность образовательных программ ;

2.развитость познавательных процессов и интересов личности;

3.сформированость учебной деятельности

Нравственная развитость

1.сформированость основных нравственных качеств (отношений) личности;

2.социальная активность

Физическая развитость

1.состояние здоровья;

2.овладение навыками личной гигиены;

3.развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости гибкости

Самоактуализированность личности

1.умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей;

2.креативность личности, высокие достижения в одном или нескольких видах деятельности;

3.выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения;

4.положительная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях;

5.способность к рефлексии

Удовлетворенность обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе

1.комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе;

2.удовлетворенность взаимоотношениями в школьном сообществе;

3.удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе.

Планируемые формы воспитательной деятельности по основным направлениям

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ АКЦИЯМ И ПРОЕКТАМ.

  1. Учебно-познавательная деятельность - гора «Мир знаний».

С целью преодоления трудностей на первом этапе обучения планирую отслеживать успеваемость каждого ребенка, анализировать причины возникающих проблем, прогнозировать возможные будущие затруднения. Результаты учебной деятельности отображаются графически по четвертям и по учебным годам, это является стимулирующим фактором, способствует возникновению духа соревнования. Отличников, хорошистов и детей, у которых наблюдается рост качества знаний, в конце каждой четверти поощряются. Для повышения родительской компетентности на собраниях предлагаю рассмотреть примеры ситуаций, в которых родители должны сориентироваться и принять правильное решение, обращая внимание на возрастные трудности и резервы развития. С учениками также проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти. Также предполагается работа с учителями-предметниками:
  1. систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
  2. осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
  3. знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье;
  4. выявление причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место быть;
  5. участие класса в проведении предметных недель, которое помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.
Ожидаемые результаты:
  1. высокий уровень познавательной деятельности;
  2. умение определять учащимися свои реальные учебные возможности и ближайшую зону развития;
  3. сформированность культуры интеллектуального развития и совершенствования.

2. Гражданско-патриотическая деятельность - гора «Патриотическая» Данное направление реализую через внеклассные мероприятия:

  1. Посещение местного музея.
  2. Уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами).
  3. Беседы и диспуты на патриотическую тему.
  4. Участие в проводимых акциях «Милосердие».
  5. Проведение правовых бесед (правонарушения несовершеннолетних и ответственность за это, права и обязанности учащихся, изучение семейного кодекса и других правовых документов).
Также сотрудничаю с учителями истории, обществознания и литературы, на уроках которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, района, города. Ожидаемые результаты:
  1. умение руководствоваться в ситуациях нравственно - правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
  2. сформированность активной гражданской позиции, чувства патриотизма;
  3. потребность к служению Отечеству и его защите;
  4. знание истории культуры Отечества и родного края.

3.Эколого-краеведческая деятельность - гора «Листья в ладонях» С раннего возраста ребенок должен понимать единство пространства планеты Земля. Каждому человеку нужно осознать, что бережное отношение к природе - это залог не только его здоровья, но и здоровья следующих поколений. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе». Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости. Поможет в этом направлении подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к утвержденным памятным датам: 11 января - День заповедников и национальных парков - викторина «Заповедные уголки родного края»; 22 марта - всемирный день водных ресурсов - экскурсия на городской водоканал; 1 апреля - международный День птиц - брей - ринг « В мире удивительных птиц!»; 22 апреля - Международный День Земли - фотовыставка «Земля - наш общий дом».

4. Художественно - эстетическая деятельность - гора «В мире прекрасного!» Для полноценного, гармоничного развития личности необходимо развивать у учащихся способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, в общественной жизни, в обычных вещах. Это способствует формированию духовного мира человека, его самовыражению в творчестве и искусстве. Данное направление реализуется через внеклассные мероприятия, развивающие творческую активность каждого ребенка и отвечающие их интересам. Потребность в общении со сверстниками у детей очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Необходимо проведение следующих мероприятий:

  1. Пешеходная экскурсия по улицам села (в рамках знакомства с селом, в котором мы живем).
  2. Посещение цирка, концертных залов и других досуговых центров.
  3. Проведение автобусных однодневных экскурсий по интересным местам.
Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы лицея. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса, будет способствовать повышению уровня общительности каждого в отдельности; развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - лицей; формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника. Участие класса во всех общешкольных мероприятиях поможет классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников. Ожидаемые результаты:
  1. развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
  2. развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
  3. эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, природы;
  4. индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;

5.Спортивно-оздоровительная деятельность - гора «Здоровье» Здоровье детей - это национальное достояние, забота о котором возлагается на медиков, педагогов и родителей. Педагог выполняет свою задачу, используя здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Чтобы сохранить и укрепить здоровье ребят класса, сформировать стремление к здоровому образу жизни, планирую провести следующие мероприятия: ● классные часы «Курить - здоровью вредить», «Уберечь от беды (Как сказать «НЕТ!» алкоголю и наркотикам)», ● валеологические беседы «Здоровые привычки - здоровый образ жизни». Большое значение имеет проведение бесед по ПДД и ОБЖ, бесед «Береги себя...», занятия спортом, способствующие физическому развитию каждого и сплочению коллектива в целом. Ожидаемые результаты:

  1. физическое совершенствование детей, укрепление здоровья;
  2. повышение количества учащихся, занимающихся спортом;
  3. сплочение классного коллектива и развитие личности каждого ребенка в нем;
  4. повышение самооценки и самоутверждение в обществе.
  1. Деятельность, направленная на воспитание трудолюбия и подготовку к сознательному выбору профессии - гора «Большая жизнь»

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. В пятом и шестом классах основная задача классного руководителя состоит в формировании навыков, способствующих дальнейшему сознательному выбору профессии. К этим навыкам относятся ответственность, усидчивость, способность быстро принимать решения, умение импровизировать. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. По данному направлению провожу: ● тематические классные часы «Встречи с интересными людьми разных профессий», с привлечением родительской общественности. ● экскурсии на различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Способствую участию ребят в различных видах общественно-полезной деятельности на базе лицея и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, в результате которой учащиеся приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками взрослыми в учебно-трудовой деятельности. Формы работы:
  1. индивидуальные (беседа¸ консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи; совместный поиск решения проблемы)
  2. групповые (творческие группы, органы самоуправления и т.д.)
  3. коллективные (коллективно - творческие дела, игры, дискуссии, состязания, соревнования, походы, экскурсии, общественно - полезный и творческий труд, художественно - эстетическая деятельность, ролевой тренинг)
Ключевые дела Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.

Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел.

Название

Краткая расшифровка

День знаний

Классный час

День рождения лицея

Участие в концертной программе

День учителя

Поздравительные открытки учителям, участие в праздничном концерте

День здоровья

Спортивно-туристический поход

Новый год

«Мастерская Деда Мороза» совместно с родителями

8 Марта и 23 Февраля

Проведение конкурсно - игровой программы

День рождения учащихся

Чаепитие, конкурсная - игровая программа

Трудовой десант

Участие в акциях «Чистый двор» и т.д.

День защиты детей

Конкурсная - игровая программа совместно с родителями



Участие класса в общешкольных и классных делах

Общешкольные дела

Классные дела

Конкурс «Моя классная - самая классная!»

Социальная акция «Подарим книгу школьной библиотеке»

Конкурс поделок из сельскохозяйственной продукции

Социальная акция «Книга - для районной детской библиотеке»

Конкурс «Спорт - альтернатива пагубным привычка»

Социальная акция «Дорогами Доброты» (посещение СРЦ Радуга)

Конкурс «100 лет С. Михалкову»

Социальная акция «Поможем птицам»

Социальная акция «помощь пострадавшим в наводнении жителям России»

Социальная акция «Тонометр для школьного медкабинета»

«День знаний» - торжественная линейка




Планирование воспитательной работы в 1-Б классе

ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр»

Дата

Работа с учащимися

Работа с семьей

Общешкольные мероприятия

Классные

мероприятия

Индивидуальная работа

Общешкольные мероприятия

Индивидуальная работа

Месячник безопасности дорожного движения

1.09

«День знаний» - торжественная линейка

«Универсиада - 2013» (викторина)




5.09


«Дети и улица» (круглый стол)

Правила поведения в общественных местах, в школе. Инструктаж.


Посещение семей с целью обследования жилищно - бытовых условий

12.09


«Правила дорожного движения» (викторина)



Выбор род. комитета (план работы)

19.09


«Умники и умницы» - «Знатоки дорожного движения» (урок - игра)

Творческая работа учащихся из природного материала



26.09


«Слава тебе, Солдат - победитель!» (круглый стол)




сентябрь



Мониторинг уровня воспитанности учащихся


Заседание родительского комитета

Месячник правового воспитания школьников

октябрь


Осенняя выставка поделок


3.10


«Час вопросов и ответов» (викторина)




10.10 - 15.10

«Один дома» (урок - путешествие)




17.10


«Осенняя катавасия» (викторина)




24.10


«Профилактика правонарушений» (круглый стол)




31.10


«Правам ребенка посвящается…» (интеллектуально - развивающая игра)




Месячник профилактики преступлений, правонарушений, безнадзорности

14.11


«Мои интересы и способности» (викторина)




21.11


«Прежде чем сделать - подумай» (дискуссия)


Родительское собрание


25.11





28.11


«Семья и я» (игра)




ноябрь



Беседы с родителями по вопросу поведенческих нарушений на роках

Месячник по формированию здорового образа жизни

5.12


«Здоров будешь - все добудешь!» (урок игра)




12.12


«Их имена и подвиги в памяти нашей всегда» (круглый стол)




19.12


«Овощи и фрукты - самые витаминные продукты» (викторина)




26.12


«Пути преодоления вредных привычек» (дискуссия)

Мастерская Деда Мороза (изготовление украшений)


28.12

«Новогодняя сказка» - театрализованное новогоднее представление





декабрь




Месячник культурно - нравственного воспитания

16.01


«Быть толерантным - это значит…» (викторина)




23.01


«Знаю ли я себя» (беседа с элементами игрового тренинга)



Заседание родительского комитета

30.01


«Радость человеческого общения» (беседа с элементами игры)




январь



Род. собрание на тему «Нравственное воспитание в семье»

Месячник военно - спортивной работы

6.02


«О спорт! Ты - мир!» (урок - путешествие)




13.02

«Сыны Отечества - и защитники земли русской» (урок мужества)




20.02


Военно - спортивные игры: Супермен - 2013»

Изготовление подарков ко Дню Защитников Отечества



27.02


«Спортсмены РТ» (круглый стол)



Беседа о текущих результатах учебы всех учащихся

февраль





Посещение социально - неблагополучных семей

Месячник профориентационной работы с учащимися

6.03


«В стране профессий» (урок - путешествие)

Изготовление поделок для мам



13.03


«Познай себя» (игра)



Заседание родительского комитета

20.03


«Мой выбор» (экскурсия на почту, в магазин)



март



Индивидуальная работа с родителями о учебе и поведении ребенка в школе

Месячник экологического воспитания

3.04


«Правила поведения в лесу» (дискуссия)




10.04


«Ботанический сад» (игра)




17.04

«Калейдоскоп загадок о растениях» (викторина)




24.04


«Зоопарк» (урок - игра)




апрель


Конкурс поделок «Из кладовой природы»



Месячник гражданско - патриотического воспитания

8.05


«Салют, ветераны» - кл. час с приглашением ветерана (урок мужества)

Изготовление праздничных открыток


Беседа с родителями об учебе их детей

15.05


«Весна! Весна! И все ей радо!» (заочный экскурс)




22.05


«День защиты детей» (беседа с элементами игры)



24.05




Заседание род. комитета (анализ, итоги, планы)

Последняя неделя мая



Инструктаж во время летних каникул


Задание учащихся на лето













Участие класса в общешкольных и классных делах

Общешкольные дела

Классные дела

Конкурс «Моя классная - самая классная!»

Социальная акция «Подарим книгу школьной библиотеке»

Конкурс поделок из сельскохозяйственной продукции

Социальная акция «Книга - для районной детской библиотеке»

Конкурс «Спорт - альтернатива пагубным привычка»

Социальная акция «Дорогами Доброты» (посещение СРЦ Радуга)

Конкурс «100 лет С. Михалкову»

Социальная акция «Поможем птицам»

Социальная акция «помощь пострадавшим в наводнении жителям России»

Социальная акция «Тонометр для школьного медицинского кабинета»

«День знаний» - торжественная линейка



















Самоуправление в классном коллективе В начале каждого учебного года формируются органы самоуправления класса, состав которых год от года меняется незначительно. Наличие органов самоуправления в классе помогает осуществить воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, способствует выявлению уровня притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное - способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе.

Система самоуправления в нашем классном коллективе:

Название сектора

Состав

Направление работы

Управленческий

Староста - Погодина Ж.

Координирует работу всех членов классного коллектива

Учебный

Ответственный за пропуски - Калачева В.

Ведет учет посещаемости учащихся

Ответственный за учебу - Сысоева В.

Комплектует группы для участия в предметных олимпиадах, принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин

Сектор досуга

Сценаристы - оформители: Корчина А., Клещина К, Каренко Н.

Малышева Д, Даньшова П.

Составляют и воплощают в жизнь с помощью одноклассников сценарии для проведения различных классных и школьных мероприятий

Оформляют классный уголок, выпускают стенгазеты, поздравительные открытки

Труд и забота

Ответственный за дежурство по классу -

Писарева А.

Ответственный за участие в акциях- Семибратова Н.

Организует дежурство по классу (поливка цветов, уборка учебной доски, генеральная уборка класса в конце четверти), организует трудовой десант на субботники

Организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия и прочих акциях

Спортивный

Физорг - Суровиков С.

Формирует команду для участия в спортивных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе Состав секторов, входящих в актив класса, каждую четверть может меняться, в зависимости от желания детей, если учащиеся не справляются с данным поручением. Также при организации конкретного коллективного дела образуются временные инициативные группы, включающие в себя как актив класса, так и других членов классного коллектива.

Работа с родителями: Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных - инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества - также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Цель работы: Повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Формы работы с родителями: 1) Индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация; выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы; переписка. 2) Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами. 3) Коллективные формы: родительские собрания (классные и общешкольные); дни открытых дверей; "круглые столы"; конференции по обмену опытом воспитания; родительский лекторий; вечер вопросов и ответов; диспут; встречи с администрацией, учителями класса. Направления работы: 1. Диагностика семьи: изучение образа жизни семей; выявление особенностей семейного воспитания; составление характеристик семей обучающихся, состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень; выявление положения детей в системе семейных отношений. 2. Работа с социально неблагополучными семьями: составление социального паспорта класса; составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей; 3. Взаимодействие семьи и школы: создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы; организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета; работа родительского лектория. 4. Организация полезного досуга: создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни; включение семей в воспитательный процесс. 5. Просветительская деятельность: организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания; индивидуальные беседы; педагогические лектории; дни открытых дверей; оказание психологической помощи; предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.



















  1. Ожидаемые результаты, критерии эффективности воспитательной деятельности.

Все вершины, направления воспитательной работы, способствуют формированию современного национального воспитательного идеала. Под современным национальным воспитательным идеалом нужно понимать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
  1. любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  2. осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  3. креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  4. владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  5. мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  6. готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  7. осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  8. уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  9. осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  10. подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  11. мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Конечно, достигнуть максимальной вершины воспитания смогут не все, у каждого будет своя высота, к которой он целенаправленно прокладывал маршрут, но стремление к идеалу - это обязательное условие динамического развития личности.























Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики: Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося; - общие сведения; - способности; - темперамент; - тип личности в общении; - самооценка; - успешность в деятельности; - уровень воспитанности. Изучение межличностных отношений: - социометрия; - социально-психологический климат в классе. Формы диагностики: - анкетирование; - тестирование; - наблюдения; - беседы.











Мониторинг эффективности функционирования воспитательной системы.

Количественные показатели:

Показатели

2013 - 2014 учебный год (первая четверть)

1.Занятость детей в кружках, секциях.

100%

2.Социальная активность (участие в акциях)

80%

3. Участие родителей в мероприятиях.

80%

4.Количество призовых мест в городских

конкурсах и олимпиадах.

Результаты конкурсов еще не объявлены

5. Число детей на административном учете.

нет

Эффективность учебной деятельности 1- Б класса - полная адаптация -21 чел. - неполная - 1 чел. - дезадаптация - 3. Выбор статуса: Семья - Коллектив - Улица - Друг - 63% Руководитель - 92% Лидер - 72% Привяз. к род. - 16% Имеет временные роли - 4% Приветствуемый - 8 % Примыкает к одному из родителей - 3% Не имеет поддержки в коллективе - 4% Независим - 4% Конфликтен - 12% Примыкает к группе без проблем - 8% Замкнут - 7% Вне группы, но пользуется авторитетом - 4% Отвергаемый - 4%





Работа с родителями: Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных - инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества - также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Цель работы: Повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Формы работы с родителями: 1) Индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация; выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы; переписка. 2) Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами. 3) Коллективные формы: родительские собрания (классные и общешкольные); дни открытых дверей; "круглые столы"; конференции по обмену опытом воспитания; родительский лекторий; вечер вопросов и ответов; диспут; встречи с администрацией, учителями класса. Направления работы: 1. Диагностика семьи: изучение образа жизни семей; выявление особенностей семейного воспитания; составление характеристик семей обучающихся, состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень; выявление положения детей в системе семейных отношений. 2. Работа с социально неблагополучными семьями: составление социального паспорта класса; составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей; 3. Взаимодействие семьи и школы: создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы; организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета; работа родительского лектория. 4. Организация полезного досуга: создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни; включение семей в воспитательный процесс. 5. Просветительская деятельность: организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания; индивидуальные беседы; педагогические лектории; дни открытых дверей; оказание психологической помощи; предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

Заключение. Дифференцированный подход, интеграция и координация труда классного руководителя, определяется его воспитательной системы, уровнем воспитанности учащихся, их возрастными особенностями, сформированностью классного коллектива. Обратившись к трудам психологов-гуманистов, можно выделить основные направления гуманистического воспитания. Кратко их можно сформулировать так:

  • Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях.
  • Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития самореализующейся личности.
  • Система воспитания должна быть направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.
  • Воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
  • Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребенка: его потребность в одиночестве и на потребность в общении.
Промежуточный анализ воспитательной работы с классом показал положительные результаты
  • выросла сознательность детей;
  • поднялся культурный уровень детей;
  • выявились творческие способности, новые таланты;
  • выросла самооценка учащихся.
  • сформировался дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы.
  • родители охотнее идут на контакт с классным руководителем;
  • родители оказывают посильную помощь в жизни класса.

Литература

  1. Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллек тиве. Ярославль, 1991.
  2. Дереклеева Н. И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., «Вербум»., 2001.
  3. ДереклеевА Н. И. Родительские собрания в 1-11 классах. / М., «Вербум»., 2001.
  4. Изучение личности школьника учителем / Под. ред. 3. И. Васильевой" и др.М., 1991.
  5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  6. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2005 г
  7. Лаврентьева Л.И. и др. "Нравственное воспитание в начальной школе" // Завуч начальной школы, №№ 3,4,5, 2004 г.
  8. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 1991.
  9. Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.
  10. Педагогическая диагностика в школе / Под. ред. А. И. Кочетова. Мн., 1987.
  11. Разработки мероприятий ж. «Начальная школа» и г. «Начальная школа.
  12. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения, Псков, 1998 г.
  13. Степанов Е.Н., Классному руководителю о воспитательной системе класса, Москва, 2001 г.
  14. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса.
  15. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998 г.
  16. Шилова М, И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
  17. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Л., 1991 г.
  18. ФГОС
  19. Данилюк А.Я Концепция духовно-нравственного развития// М. Просвещение.-2011 г.
  20. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2011г.
  21. (Стандарты второго поколения). Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования.
  22. Научно - методический журнал «Классный руководитель»№1-2012. Программа воспитательной деятельности в классе «Вместе». Лукичева О. Н.
  23. Данилюк А.Я Концепция духовно-нравственного развития// М. Просвещение.-2011 г.




© 2010-2022