Поделитесь с коллегами:
Тема: В.Бианки «Январь год открывает», И.Токмакова «Живи Ёлочка», В.Бианки сказка «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз», Б. Кустодиев «Масленица».
Цель: -ознакомить учеников с рассказом В.Бианки «Январь год открывает», со стихотворением И.Токмаковой «Живи Ёлочка», со сказкой В.Бианки «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз», картиной Б. Кустодиева «Масленица».
-развивать связную речь, логическое мышление детей; обогащать словарный запас; умение анализировать текст, понимать замысел автора; формировать речевые, познавательные, творческие навыки учащихся;
-воспитывать любов к предмету, интерес к чтению, к истории происхождения фразеологизмов и имен.
Тип урока: урок ознакомления с новым произведением
Оборудование: презентация
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1. Организация начала урока мин. 2. Проверка домашнего задания мин. 3. Сообщение ученикам темы и задач урока мин. 4. Изучение нового материала мин. 5. Итог урока мин. 6. Сообщение домашнего задания мин.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
- Организация начала урока.
1.1. Приветствие. 2. Проверка домашнего задания. 3.Сообщение ученикам темы и задач урока. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем читать статью В. Бианки «Январь год открывает», будем отгадывать загадки читать пословицы, а так же рассмотрим картину Б.Кустодиева « Масленица» и еще много чего интересного. Поэтому, чтобы всё успеть, вам нужно рабо тать активно и внимательно. 4. Изучение нового материала. 1. Подготовка к восприятию стихотворения. 1.1. Рассказ биографии поэта учителем -Посмотрите на доску. Вы видите портрет Виталия Бианки. (сл.1) Вита́лий Валенти́нович Биа́нки родился 30 января 1894 в Санкт-Петербурге,- русский писатель, автор многих произведений для детей. -Давайте вспомним, какие произведения вы уже читали? 2.Первичное чтение стихотворения и проверка восприятия. 2.1. Чтение статьи учителем. - Дети, сейчас я вам проту стихотворение, а вы внимательно послушайте и потом скажите, с чем сравнивал автор январь? 2.2. Беседа. -В каком месяце года у школьников зимние каникулы? - Какие зимние празники вы знаете? -Какие из них тебе нравятся більше всего, почему? 2.3. Анализ иллюстрации -Ребята, посмторите репродукцию картины укр. Нар. Художницы Е.Мироновой и расскажите: « Какие народные обычаи вы знаете? А какие соблюдаете? 3.Работа над стихотворением. 3.1.Работа над стихотворением. Ребята, сейчас мы познакомимся со стихотворением И. Токмаковой, а вы послушайте внимательно, а потом скажите как неизвестные для вас слова встречались в стихотворении? 3.2.Словарная работа. Верховище- верхушка дерева Валежник- сухия сучья, деревья, упавши на землю. Восвояси- к себе домой. 3.4. Беседа. -Чему радуется герой стихотворения? Прочитайте стихотворение передавая радость, выразительно. -А разделяете ли вы чувства героя стихотворения?Почему? Заяц, косач, медведь и Дед Мороз. 1. Подготовка к восприятию текста. -Вы сейчас просчитайте сказку В.Бианки, эта сказка очень интересная. Почему птицям и зверям поздней осенью плохо жилось? 2. Первичное чтение текста и проверка восприятия. 2.1. Чтение текста детьми молча. - Прочитайте, сказку, и скажите почему птицам и зверям поздней осенью плохо жилось?
3. Повторное чтение с углубленным анализом. - Прочитайте вслух еще раз и обратите внимание на выделленный текст в сказке.
- Как вы понимаете «Снега- курице поколено, когда не прикрыл снег и лежачого полена!; Зима наспех-курам на смех. Ни снега, ни мороза. Что ж мне так всю зиму и болтаться на берёзе?» -Какие из этих выражений могут быть поговорками? -Все ли лесные жители были рады приходу Деда Мороза? -Найдите в тексте и прочитайте отрывок, который соответствует рис. На с.6. - 3.1. Робота с пословицами.. Ребята, посмотрите на доску.(сл..2) И прочитайте первую пословицу. -Как вы её понимаете? Прочитайте вторую пословицу? -Что она означает? -А какие пословицы про мороз и холод вы еще знаете?
«Масленица» Бориса Кустодиева 1.Подготовка к восприятию каритины.. - Ребята, мы сегодня говорили о зимних гуляниях и праздниках. И упоминали масленицу. 2.Первичное чтение текста. 2.1.Чтение текста детьми молча.
- Прочтите самостоятельно этот текст и подумайте, что есть символом солнца и тепла?
- Давайте вернёмся на с. 9 и рассмотрим картинку.
- Что на ней изображено?
- Какое время года ?
- Как вы думаете, какой праздник изображен ?
3.Повторное чтение текста с углубленным анализом. 3.1. Чтение текста детьми вслух. - Прочитай еще раз этот текст вслух. - А затем вы поробуете описать картину употребляя слова и выражения из этого текста. -Бывали ли вы когда нибудь на масленичных гуляниях? 4. Считалки (сл..3) -Дети читают считалки. Проводится конкурс, кто больше знает считалок. Отгадывание загадок. 5. Итоги. - О каком времени года рассказывают в своих произведениях писатели? -Текст какого автора тебе помог больше узнать про масленицу? 6. Сообщение домашнего задания.