Конспект урока по русскому языкуна тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

Тема: Буквы е, ё, ю, я.

Цели урока:

1. рассмотреть случаи, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука,

2. развивать орфографическую зоркость,

3. воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник русского языка А.В.Поляковой, презентация к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала (в форме тестов)

Учитель предлагает детям слайды (1-4) с тестами, дети, отвечая на вопросы, отмечают на листочках буквы правильных ответов.

Вопросы тестов:

  1. Сколько в слове гласных, столько и …

а) согласных,

б) слогов

2. Согласная буква обозначает твёрдый звук,

если после неё …

а) стоит гласная верхнего ряда,

б) стоит гласная нижнего ряда

3. Согласная буква обозначает мягкий звук,

если после неё…

а) стоит гласная верхнего ряда,

б) стоит гласная нижнего ряда

в) стоит мягкий знак

4. Сонорные согласные - это…

а) парные звонкие,

б) парные глухие,

в) непарные звонкие,

г) непарные глухие

5. Буквы е,ё,ю,я всегда обозначают…

а) два звука,

б) один звук или два звука,

в) один звук

6. В каком из данных слов «хитрая» буква

обозначает один звук…

а) Юля,

б) мел

в) заезд

Проверка проводится тоже по слайдам, правильные ответы выделены шрифтом другого цвета.

3. Минутка чистописания.

Учитель: Посмотрите на слайд 5. Перед вами рыбки со слогами.

Напишите на строчке только слоги с буквами, обозначающими мягкие согласные звуки. Допишите их до конца строки.

Конспект урока по русскому языкуна тему

Дети записывают слоги: пё, ги, ча, вя, тю, ле.на строке в тетради и дописывают их до конца строки.

4. Актуализация знаний.

Учитель: Посмотрите на слайд 6. Прочитайте 1 задание. Найдите лишнее слово.

Дети: Я думаю, лишнее слово ель, потому что буква е в начале слова обозначает 2 звука;

А мне кажется, что лишнее слово зверь, в нём 4 звука, а в остальных - 3;

Лишним может быть слово лес, в нём нет мягкого знака.

Учитель: Как вы думаете, какой признак существенный для нас сейчас? ( что е обозначает 2 звука).

Учитель: Давайте посмотрим на 2 задание на этом слайде.

Распределите слова на группы

Катюша, лямка, юла, яблоко, пели, ёжик, ельник, унёс

Учитель: По какому признаку можно распределить эти слова на группы?

Дети: В первую группу - слова, где «хитрые» буквы стоят в начале слова и обозначают 2 звука, а во 2 группу - слова, в которых «хитрые» буквы стоят после согласного и обозначают 1 звук и мягкость предшествующего согласного.

Учитель: Запишите каждую группу в отдельный столбик.

Дети выполняют задание самостоятельно .Потом зачитывают получившиеся столбики слов.

5. Работа над темой.

Учитель: Мы сегодня продолжаем работать над темой «Буквы е,ё,ю,я.».

Давайте вспомним всё, что мы о них знаем.

Дети: Они обозначают 1 звук, если стоят после согласного, и мягкость этого согласного звука;

Обозначают два звука, если стоят:

- в начале слова,

- после гласного,

- после Ь или Ъ.

Учитель, слушая ответы детей, вешает на доску таблички с «хитрыми» буквами.

Учитель: Посмотрите на слайд 7, все признаки мы назвали? (да)

6. Физкультминутка.

Я буду называть слова, если «хитрая» буква обозначает 2 звука - делаете хлопок над головой, если 1 звук и мягкость согласного - приседаете.

Слова: ягода, реки, ель, пена, юла. Люди, рябина, ёмкость, клён.

7. Работа с учебником.

Учитель: Откройте учебник на с.77 упр.146. Прочитайте задание.

Слай 8

Долгая стоянка, крепкий якорь, знают стихи, тает снег, любят юмор,

быстрая езда, даёт тетрадь, нарядная ёлка.

Учитель читает задание: В выделенных словах есть буквы, которые обозначают два звука. Подумай, как распределить эти слова в две группы.

Дети: В одну группу слова, в которых «хитрые» буквы стоят в начале слова, в другую группу - слова, в которых «хитрые» буквы стоят в середине слова после гласной.

Учитель: Выполним эту работу по вариантам. 1 вариант записывает слова 1 группы, а 2 вариант - слова 2 группы.

Проверка проводится по слайду 9.

8. Закрепление изученного материала.

Учитель: Посмотрите на слайд 10. Прочитайте слова.

Лиса, пень, ясень, петух, сирень, окунь, ель, кольцо

Учитель: Выпишите слова в две строчки,

в 1 строку - слова, в которых звуков меньше, чем букв,

во 2 строку - слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.

Дети называют слова и записывают в тетрадь с комментированием.

Учитель: Проверим получившиеся строки по слайду 11.

А теперь следующее задание.

В словах 1 строки подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки,

а в словах 2 строки - буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

Дети выполняют задание «по цепочке» с комментированием.

9. Работа с тестом.

Учитель: Посмотрите на следующий слайд 12. Прочитайте.

Вот и настала зима. Пушистый снег покрыл землю. У крыльца лежит большой сугроб. Стёпа и Юля пошли в сад. Они взяли семечки для птиц.

Учитель: Это текст?

Дети: Да, все предложения связаны по смыслу.

Учитель: Какие орфограммы вы заметили?

Дети: Орфограммы жи, чк, предлоги, имена собственные., мягкий знак, как знак мягкости.

Учитель: Давайте попробуем во всех предложениях выделить грамматическую основу.

Дети называют грамматические основы во всех предложениях:

Настала зима, снег покрыл, сугроб лежит. Стёпа и Юля пошли, они взяли.

Учитель: Что необычного заметили?

Дети: В предпоследнем предложении два подлежащих, а в последнем предложении подлежащее выражено не существительным, а местоимением.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы всё правильно подметили.

10. Итог урока.

Учитель: Давайте подведём итог урока. Чем мы занимались на уроке? Что вам больше всего понравилось? Кто доволен собой? Кто считает, что недостаточно старался?

Дети: Мы говорили о «хитрых» буквах, которые могут обозначать 1 звук, если стоят после согласного и мягкость этого согласного звука. Могут обозначать 12 звука, если стоят в начале слова, после гласного или после мягкого или твёрдого знака.


© 2010-2022