Доклад на тему Психологическая комфортность урока как элемент здоровье – сберегающей педагогической технологии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая комфортность урока как элемент здоровье - сберегающей педагогической технологии.

Данные медицинской статистики и результаты исследований, в том числе изучение состояния здоровья учащихся средней общеобразовательной школы №4, свидетельствуют об ухудшении их самочувствия, утомляемости, повышение инфекционной заболеваемости, значительной распространённости морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний, о незнании ребёнком норм правильного образа жизни.

Коллектив нашей школы считает, что здоровье - это главный результат и условие воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья.

В связи с этим перед школой встала задача сохранения и восстановления здоровья детей, подростков, учителей. Решение её возможно только в контексте совместных усилий медслужбы, педагогов, психологов и родителей.

В нашей школе разработан комплекс мероприятий, включённых в программу «Здоровье». В рамках программы «Здоровье» свою роль я определила в формировании культуры здоровья как состояние физического, духовного и нравственного комфорта.

Приход ребёнка в школу вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма и так далёкого от оптимального.

По данным медиков 80 - 90% детей 6-7 лет, поступающих в 1 класс имеют те, или иные отклонения физического здоровья, а 18 - 20% пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижена работоспособность и повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение.

Школа является местом активной деятельности ребёнка в течение 9 - 11 лет (наиболее интенсивного его развития) и в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, и она становится главным местом, определяющим здоровье детей.

Считаю, что здоровье подрастающего человека - это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Существующая система школьного образования при всей её научности не учитывает главного - конкретного человека, индивидуальных законов его развития.

Наша школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Именно в школе субъекты изменений, обновлений в обществе могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности. Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.

Урок не должен быть только основной формой обучения, он должен быть основной формой жизни детей в школе. А для этого надо, чтобы они - дети и урок «любили» и друг друга. Отсюда, урок не должен быть связан с принуждением ребёнка, со страхом, с превалированием негативных переживаний, с эмоциональными стрессами. Данные факторы отрицательно влияют на здоровье ребёнка. «Здоровье» - это самое главное в жизни... Это сама жизнь». На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий - главная задача учителя.

Поскольку «здоровье» - это физическое, психическое и личностное благополучие человека, то забота о нём ложится на плечи целого круга людей:

РДоклад на тему Психологическая комфортность урока как элемент здоровье – сберегающей педагогической технологииОДИТЕЛИ

УЧИТЕЛЬ У

ПСИХОЛОГ Ч

ВАЛЕОЛОГ Е

МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК Н

ЛОГОПЕД И

ДЕФЕКТОЛОГ К

Только в контексте совместных усилий медицинской службы, учителей, логопедов-дефектологов, психологов и родителей возможно решение задачи сохранения и укрепления, восстановления здоровья младшего школьника.

В начальной школе особая роль отводится учителю. А живой клеточкой учебно-воспитательного процесса является урок, всё самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. И, прежде всего, необходимо создание учебной среды на уроке, способствующей сохранению здоровья, через создание условий комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика.

Необходимо учитывать психофизиологические особенности ребёнка.

Дети младшего школьного возраста быстро утомляются. Чтобы этого не происходило, необходимо учитывать особенности динамики работоспособности в различные периоды урока. Я считаю, что на уроке должна создаваться атмосфера, расковывающая учащихся, которая строится на взаимоотношениях учащихся с учителем, стимулирующих развитие духовного потенциала учащихся, их творческую активность, то есть следует ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; на потребности и умения самостоятельно находить решение

невтречающихся ранее задач. Можно сказать, что методика введения по программе «Гармония », по которой я работаю, позволяет включать всех детей в самостоятельную познавательную деятельность, создавая условия для формирования личностных качеств. Дидактическая система, разработанная в курсе, позволяет каждому ребёнку продвигаться вперёд своим индивидуальным темпом. Свою роль вижу в поддержании идей данной программы и в создании благоприятных условий для развития каждого ребёнка в соответствии с их интересами и возможностями.

Структурными элементами моих уроков выступают:

* приветствие;

* опрос самочувствия;

* релаксация;

* оздоровительные упражнения;

* рефлексия;

* прощание.

Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.

Приветствие и прощание выступают ритуальными этапами каждого урока, которые вырабатываются совместно. На уроке многое решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и не получится урок. Взаимное приветствие - элементарный акт вежливости и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учеников. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Приветствие учителя - это заявка на то, в каком психологическом режиме он поведёт урок, ответ учащихся - реакция на заявку.

На этапе опроса самочувствия ученики рефлексируют своё эмоциональное и физическое самочувствие, сообщают о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему уроку.

Особое внимание на уроке уделяется релаксации, так как в релаксационных упражнениях формируются умения расслабляться, снимать психо-мышечное напряжение, ритмизировать дыхательные процессы, а также снимать стрессообразующие факторы. Регулярное выполнение релаксационных техник развивает у учащихся способность оценивать своё психоэмоциональное состояние, корректировать его, вырабатывать навыки адекватного поведения, позволяет обрести уверенность в себе.

Младший школьник, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, так как наступает утомление. Работу можно продолжать, если провести активную физминутку или оздоровительные упражнения. Данные упражнения целесообразно подбирать с учётом изучаемой темы, проводить под музыку и делать не слишком кратковременными, так как в противном случае они не выполняют своего назначения. Этот структурный элемент может занимать 2 -3 минуты. Для того чтобы правильно скомпоновать упражнения во время физкультминутки, нужно чётко представлять, на что они направлены. Скажем, приседания с подъёмом рук вверх стимулирует мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, различные наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища, а сочетание круговых движений головой, глазами и туловищем активизируют чувство общей координации в пространстве. Если возможно, хорошо проводить бег на месте, так как он снимает многие симптомы утомления. Учитель должен видеть состояние детей и при необходимости корректировать его быстро и умело.

Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, создаются условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, новообразованиям, способствует осмыслению роста ученика.

Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
















Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4.»


Тема: Психологическая комфортность урока как элемент здоровье - сберегающей педагогической технологии


Учитель начальных классов: Иванникова Н.В


г. Куйбышев

© 2010-2022