Конспект урока по окружающему миру на тему Что такое хвоинки ? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи Калининского района г. Челябинска


Конспект урока окружающий мир

в 1 классе на тему: «Что такое хвоинки?»


Педагог: Титова Е.В. Тип урока: изучение нового материала. Цели деятельности учителя: учить различать лиственные и хвойные деревья; учить сравнивать объекты природы по существенному признаку Планируемые результаты

  • Личностные: проявлять интерес к объектам окружающего мира; проявлять эстетические потребности, чувства.
  • Метапредметные: формулировать совместно с учителем учебную задачу урока, стараться её выполнить; оценивать свои достижения; сравнивать объекты окружающего мира, выделять существенные признаки; описывать объекты живой природы по плану.
  • Предметные: различать лиственные и хвойные деревья; различать ель и сосну по основным признакам.
Оборудование и технические средства обучения: УМК «Школа России» Плешаков А.А Учебник. Часть1,с. 30.31; рабочая тетрадь, с.19,20; окружающий мир тесты, презентация, гербарий-веточки сосны и ели.

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся 1. Организационный момент Метод - словесный
Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели и на доску поглядели. - Как всегда на урок "Окружающего мира" к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи! Л.: Приветствуют учителя 2 Актуализация знаний Метод - наглядный; практический, словесный Прием-вспомогательная зрительная наглядность; фронтальный опрос; задание на развитие логического мышления; задания на актуализацию знаний, упражнение На предыдущем уроке мы ходили на экскурсию, рассматривали листья на деревьях, собирали опавшие листья, сравнивали их по форме, по размеру, по цвету.

  • Какие деревья растут возле нашей школы? (Береза, тополь, дикий клен, рябина)
  • А какие кустарники ? (Сирень)
  • Сейчас мы поработаем в группах.
Задание называется «Мозаика». Я даю каждой группе конверт, в котором лежит, разрезанный лист. Вы должны соединить все фигурки так, чтобы получился целый лист, и определить с какого он дерева. -Предлагаю вам сыграть в игру. Игра " Найди в букете такой же листок". Каждый ребенок получает коробочку с листьями (6-7 листьев). Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: "Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!" - все учащийся должны найти нужный лист и поднять его. Физминутка «Бабочка»
  • Ребята, Вы замечали, что осенью листья, опадая с деревьев, кружатся в воздухе и напоминают нам порхающих бабочек?
Давайте отдохнём и выполним физкультминутку «Бабочка Наша бабочка встряхнулась, Улыбнулась, потянулась. Раз - росой она умылась. Два - изящно покружилась. Три - нагнулась и присела. И нектара всласть поела. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом) П.: Повторяют изученный материал, определяют породы деревьев по листьям П.: Обращает внимание на хвоинки, выдвигают предположение, каким деревьям они принадлежат; формулируют вопрос, листья это или нет.


3 Постановка учебной задачи Метод - словесный, наглядный, постановка вопросов, учебный диалог. Прием-вспомогательная зрительная наглядность; фронтальный опрос; задание на развитие логического мышления; задания на актуализацию знаний, упражнение


Ребята, посмотрите на экран. Чем, деревья, изображённые справа, отличаются от деревьев, изображённых слева (на экране лиственные деревья и хвойные)

  • У деревьев слева мы видим листья в форме пластинок, а у деревьев справа, листья - это иголки, которые правильно называют «хвоинки», а деревья, у которых есть хвоинки, называют хвойными.
  • Давайте посмотрим презентацию о хвойных деревьях и попробуем потом ответить на вопрос, что такое хвоя.
- Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки, которые помогут назвать хвойные деревья:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Ель)

На экране картина с изображением елового леса

  • Как называется еловый лес? (Ельник)

Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю, зимой не умираю,

Похожа я на ёлку,

Но длинней иголки. (Сосна)

На экране картина с изображением соснового бора

  • Как называется сосновый лес? (Бор)

  • Обратите внимание на высоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового?

  • Итак, о каких деревьях мы будем сегодня говорить? (о хвойных).

  • Вопрос нашего урока - что такое хвоинки?

М.: Совместно с учителем формулируют тему и учебную задачу урока
П.: Отгадывают загадки, рассказывают об известных им хвойных деревьях 4








































































5 Организация познавательной деятельности Метод - словесный, наглядный, практический Прием-вспомогательная зрительная наглядность; фронтальный опрос; упражнение; работа с гербарием: работа с учебником; работа в парах




























































Подведение итогов (Рефлексия деятельности. Итог) Метод - словесный, наглядный Прием- фронтальный опрос; упражнение; развешивание елочных игрушек по настроению.
Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными.
  • Такие ли они вечнозеленые?
  • Почему хвойные?
  • Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными.
  • Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется?
  • Бывает ли у них листопад?
  • Да и где их листья?
  • Попробуем во всем этом разобраться.
Хвоя - это тоже листья, только особой формы - длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название "вечнозеленые". - Рассмотрите иллюстрацию на стр. 31 общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев. Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли. Организуется работа в рабочей тетради задание 1с.19 Практическая работа. Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции "Сосна" и "Ель". - У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки. Наблюдение 1. "Ветки". Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели - каждая хвоинка.

Наблюдение 2. "Хвоинки".

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели - короткие.

Наблюдение 3. "Шишки". Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы. - Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели. Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 2,3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга. Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.

  • Название дерева.
  • Лиственное или хвойное.
  • Общий вид, расположение веток.
  • Особенности хвоинок.
  • Особенности шишек.
Физкультминутка Мы зашли в осенний лес. Ходьба на месте Сколько здесь вокруг чудес! Повороты Справа елочки стоят, Посмотреть на елочку в классе Слева сосны шумят. На сосну Вот и зайка проскакал. Прыжки От лисы он убежал. Приседание Ой, это серый волк рыщет. Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас. Потягивание В лесу такая красота! А нам за работу уже пора. Садятся за парты
В наших краях растёт ещё одно хвойное дерево. Оно нарисовано у вас в учебнике. Как оно называется? (Лиственница.)
  • Почему оно так называется?

Чем оно отличается от своих «сестёр» - ели и сосны? (Сбрасывает хвоинки на зиму.)

  • С какими деревьями мы познакомились?
  • На какие две большие группы можно разделить все деревья?
  • Чем они различаются?
  • Что такое хвоинки?
  • Как различить ель и сосну?
  • Чем лиственница отличается от своих "родственниц"?
  • Какие цели мы ставили в начале урока?
  • Какие достигли?
  • Что нового для себя узнали на уроке?
- Наверное, вы все радуетесь новогоднему празднику, который не обходится без нарядной ёлки или сосны. И хотя до нового года ещё далеко, сейчас мы с вами нарядим нашу ёлку настроения. Если у вас на уроке было хорошее настроение повесьте на ель жёлтый шарик, если настроение не очень хорошее, потому что были трудности - повесьте синий шарик, ну а если ваше настроение было совсем плохим - чёрный шарик. Прочитайте вывод на странице 31 М.: Рассматривают фотографии (рисунки), выделяют отличительные признаки каждого дерева

















М.: Выполняют практическую работу в группе:
  • рассмотреть веточку: как расположены хвоинки, какой они длины, есть ли шишки, какой они формы;
  • определить название дерева;
  • проверить себя по рисунку в учебнике (с.31)
  • зарисовать веточку и силуэт дерева в тетради;
  • рассказать о полученных результатах.

П.: Рассматривают рисунок. Сравнивают. Ель и сосну описывают каждое дерево по плану в учебнике (фронтально)



П.: Отвечают на вопросы





П.,Л.: Отвечают на вопросы учителя, определяют, личностный смысл изучения темы.

Л.: Осуществляют самооценку, осознают свои достижения и неудачи

6


© 2010-2022