Сценарий урока по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Автор урока Степанова Наталия Алексеевна Место работы, должность Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Хоперское Балашовского района Саратовской области», учитель начальных классов
Предмет русский язык Класс 4 УМК Школа России Тема урока Тема: Наречие. Тип урока ОНЗ (открытие новых знаний) Цели и задачи урока: сформировать умения правильно писать наречия Задачи: Обучающие: - формируем умения распознавать наречия; Воспитательные: - формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения; Развивающие: - развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам) Оборудование учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 частях. - М.: «Просвещение», 2007, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.

Информационные источники olimpiada.trio-design.ru/575dofa.ru/news/archives/28okt04/28okt04. russlib.ru/mp3/scr/page_138610.html dofa.ru/news/archives/28okt04/28okt04.htm crazy.werd.ru/2007/03/29/obezjanki.html pg-ggo.ucoz.ru/photo/15 fotki.yandex.ru/users/oleg-ust/view/37471/?page=0 liveinternet.ru/users/ellatvia/post86394231/ oboi.i.ua/user/1161944/1/250532/ diary.ru/~demi12/p49947625.htm demiart.ru/forum/index.php?showtopic=84713 saint-petersburg.ru/m/226575/gennadiy_orlow:_zenit_s_adwokaatom_ne_stanet_wto.htm russkiymir.ru/russkiymir/ru/photo/st_as/listing.jsp?image=14 playcast.ru/card.php?show_user=44653%20target=_blank dstereo.ru/?page=390 commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87.svg fotki.yandex.ru/users/ansiger/view/92062?page=0


Сценарий урока


Этап урока

Содержание этапа

Формируемые УУД

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Самоопределе-ние к учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса, эмоциональный настрой на урок. Выражение своей готовности к уроку.
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1 мин.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. - Предлагаю сыграть в игру « Наоборот». Я буду читать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра», а вы подберите под-ходящие слова - антонимы и запишите в тетради.

Игра«Наоборот» Скажу я слово высоко, а ты ответишь … (низко) Скажу я слово далеко, а ты ответишь … (близко) Скажу я слово потолок, а ты ответишь … (пол) Скажу я слово, потерял, а ответишь ты … (нашёл) Скажу тебе я слово трус, ответишь ты … (храбрец) Теперь начало я скажу, ну, отвечай … (конец). - Определите к каким частям речи относятся записанные слова? Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы.





































Пол, храбрец, конец - им.сущ., нашел - гл., низко, близко - ?.
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели.

4 мин.

3. Постановка учебной задачи.


- С какими трудностями вы столкнулись? - Как вы думаете, почему возникли трудности? - Как называется новая для нас часть речи, вы узнаете, если откроете страницу 123 учебника. - Как вы думаете: какова же тема нашего урока? - Значит наш урок - урок открытия нового знания. - Как вы думаете, что же такое «наречие»? Может быть кто-то из вас знает об этой части речи, либо попробуйте предположить.

- Что бы вы хотели узнать о наречии? - Не смогли определить у всех слов части речи. - Трудные слова относятся к незнакомой части речи.




Формулируют тему урока, ставят цели. - Познакомиться с новой частью речи «Наречие» и узнать её особенности. - Может это часть речи, которая имеет свой вопрос.




Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

4 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Прием «Таблица тонких и толстых вопросов» -Ребята, попро-буйте сформулировать по нашей теме вопросы: тонкие и толстые. - Напомню, что можно восполь-зоваться табличкой- помощницей при формулировке вопросов (см. Приложение). - Начнем с тонких вопросов. (Группа формулирует 3 вопроса). - А теперь послушаем толстые вопросы. (Группа формулирует 3 вопроса).










- Молодцы, очень хорошие вопросы у вас получились. - Хотелось бы вам узнать ответы на некоторые вопросы? Задания:
Первая группа - на какие вопросы отвечают наречия?
близко, слева, справа, направо, налево, вверх,
сегодня, вчера, утром,
издалека, сверху, честно, дружно, интересно,
нарочно, специально, поневоле.
Вторая группа - как изменяется? рано.
Третья группа - зачем нужны в речи? Определите роль наречий в тексте. Текст №1 Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. ( А.Пушкин.) Текст №2 На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из-под черных кудрей. (И.Никитин) Текст №3 Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу! За тучей прогремело, Принахмурилась земля. (Ф.Тютчев)
Выполняют задание в группах (группа формулирует по 3 вопроса).






















Обмениваются вопросами. - Что такое наречие? На какие вопросы отвечает? - Может ли форма наречия изменяться по родам, числам, временам, лицам? Как пишутся наречия с приставками? и др. - Что случится, если наречия исчезнут из русского языка? - Что случится, если мы не будем знать правил правописания наречий? и др.












Дети проводят исследования по группам.
























Коммуникативные: умение слушать и понимать других). Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

10мин.



Выводы по результатам исследователь-ской работы.
Презентация результатов работ. Выступают организаторы групп. 1 группа - как, каким образом, где, когда? 2 группа - не изменяются. 3 группа - поясняет признак действия.

3 мин.

4. Первичное закрепление. Устанавливает осознанность восприятия. - Убедиться в правильности сделанных выводов и получить ответ еще на один вопрос: как пишутся наречия? нам поможет видеофильм «Отличие наречий», созданный на основе «Веселых уроков» "Радионяни" - радиопередачи, которую с удовольствием слушали все: и дети, и взрослые, - сложные правила грамматики русского языка, изложенные в весёлой форме. (Просмотр видеофильма «Отличие наречий»).* - О каких наречиях говорилось в фильме? - Предлагаю составить алгоритм для правильного написания наречий. - Запишем предложения, в состав которых входили наречия.








- Сделайте вывод: как пишутся наречия? Физкультминутка.
Просмотр видеофильма «Отличие наречий». (см. Приложение)

































- Налицо, впустую, оттого …

С помощью учителя состав-ляют алгоритм для правильного написания наречий. Записывают предложения с комментированием. За обеденным столом вся семья сидела налицо. Сидела (как? каким образом?) налицо - наречие. Наш урок не прошел впустую. Не прошел (как?) впустую - наречие. Делают вывод. Регулятивные: контроль; коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действий.

11мин.

6. Самостоятель-ная работа. Организует деятельность по применению новых знаний. - Выполните задание на карточке. (см. Приложение). Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово, применяя алгоритм рассуждения. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; личностные: самоопределение.

4 мин.

7. Рефлексия деятельности. Организует рефлексию. - Вот и подошёл наш урок к концу. - Прочитайте тему урока. -Удалось вам научиться отличать наречия от других частей речи? Правильно их писать? - Как это сделать? - Выделите задание, которое больше всего понравилось и оцените свою работу. Домашнее задание: 1) поищите ответы на те вопросы, на которые мы не успели ответить; 2) возьмите интервью у родителей на тему «Я знаю наречия в русском языке» и запишите все наречия, которые назовут ваши родители. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия.

3 мин.





Приложение


Карточка 1

Тонкие и толстые вопросы


Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Объясните, почему …?

Предположите, что будет …?

Что, если …?

В чем разница …?

Что…?

Где…?

Для чего…?

Какой…?

Когда…?

Может ли …?

Верно ли …?


*Видеофильм «Отличие наречий» «Начинаем наш веселый урок. Тема урока: «Отличие наречий от других частей речи». - Вы меня простите, Николай Владимирович, но зачем нам отличать наречия от других частей речи? - Для того, чтобы грамотно писать. Ведь наречия с приставками пишутся слитно, не правда ли? Например, навстречу. А другие части речи: существительные, прилагательные, местоимения пишутся отдельно от предлогов. Например, на встречу. В этом надо уметь разбираться, друзья мои. - Давайте разберемся. Я предлагаю так: мы будем задавать вопросы Николаю Владимировичу, а он пусть разбирается. А то мы сами запутаемся и всех ребят запутаем. - Это вы умеете запутать кого угодно, кроме меня, конечно. - Вот скажите, пожалуйста, Николай Владимирович, как пишется (на)лицо? - Это, смотря в каком предложении. - А вот в каком: За обеденным столом вся семья была (на)лицо. -Секундочку дайте подумать. Чтобы не ошибиться я задаю вопрос: За обеденным столом вся семья была как? каким образом? (на)лицо. Значит налицо - наречие и пишется слитно. - Правильно, мы тоже так думали. А теперь скажите, пожалуйста, когда на лицо пишется отдельно. - Пожалуйста. Мне на лицо упала капля дождя. Упала на что? на лицо, значит на лицо - существительное и пишется отдельно. Здесь, даже, можно вставить слово: на мое лицо. - Хорошо, будем считать, что с существительными мы разобрались. А теперь такое предложение: (В)пустую голову вбивали знания, но все (в)пустую. Как пишется (в)пустую? - Для меня в этом предложении ничего сложного нет. Задаем как всегда вопрос в какую голову? в пустую, значит в пустую- прилагательное и пишется с предлогом отдельно. Дальше разбираем … вбивали знания, но все (в)пустую. Как вбивали? впустую - наречие и пишется слитно. Все очень просто. Здесь даже можно вставить слово между существительным и предлогом в одну пустую голову. - Николай Владимирович, а почему вы на меня смотрите? - Гм, известно почему. Ведь я вам отвечаю. Хотя можно вставить и другое слово в его пустую голову. - А я то здесь причем? Я вообще молчал. - Хорошо. Давайте скажем так: в чью - то пустую голову. - Вот это другое дело. Про других всегда лучше запоминается. - Ну и что же вы запомнили? - Наречие всегда отвечает на вопрос как? каким образом? и всегда пишется слитно с приставкой. Существительные и прилагательные отвечают на вопрос кто? что? какой? и пишутся раздельно с предлогами. - Прекрасно, прекрасно. Вы способные молодые люди. А как отличить местоимения от наречий? Например, Я имел пятерку (по)этому предмету, (по)этому вам не удалось меня запутать. - Я могу ответить. Когда надо отличить местоимения от наречий пользуются таким правилом: местоимение можно заменить существительным или прилагательным, а наречие нельзя. Вместо (по)этому предмету можно сказать по грамматике или по русскому, значит по этому - местоимение и пишется раздельно. А когда вы, Николай Владимирович, говорите «(по)этому вам не удалось меня запутать», то здесь поэтому- наречие и пишется оно раздельно. - Прекрасно, друзья мои, прекрасно. Наш веселый урок окончен.

Карточка 2 Раскройте скобки, предварительно постаравшись вникнуть в смысл словосочетаний. Определите части речи.
Вариант 1 1. (В)высь подняться - (в)высь небесную взлететь 2. (в)круг все спит - (в)круг света встать 3. (во)время прийти - (во)время семинара 4. (в)пору испытаний - (в)пору сшит костюм 5. (в)ширь раздаться - (в)ширь полей степных 6. (к)низу опустить голову - (к)низу шкафа прикрепить 7. (на)верх взойти - (на)верх склона подняться

Вариант 2 1. (В)конец переулка уйти - (в)конец разобидеться 2.(в)накидку носить пальто - (в)накидку из шелка одеться 3.(в)растяжку отдать обувь - (в)растяжку говорить 4.(в)тайне готовить сюрприз - (в)тайне кроется ответ 5.(к)верху поднять голову - (к)верху двери прикрепить 6.(на)завтра будет праздник - (на)завтра отложить дела 7.(на)лицо была ошибка - (на)лицо упала прядь волос








© 2010-2022