Программа «Юный эколог»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной образовательной программы. Программа «Юный эколог» - модифицированная, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Бо-эейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков). Программа составлена на основании базовой программы по охране природы, сборник программ , Москва, просвещение,1983г. Актуальность. В условиях экологического кризиса усиливается значение экологического образования, как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Очень важно уже в младшем школьном возрасте сформировать понятие: что человек не царь природы, а всего лишь ее часть. И с малых лет каждый должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной часть окружающего мира. Беречь и приумножать богатства родной земли - долг каждого человека. Особое значение имеет формирование у ребят желания внести свой вклад в охрану природы, преодоление у них пассивности, безинициативности в этом важном деле. Таким образом, главный акцент направлен на преодоление потребительского отношения к природе, на воспитание норм поведения в окружающей среде, воспитание учащихся в духе бережного отношения к природе, заботе о ее непреходящих ценностях на основе интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности. Достижению этих задач в значительной степени способствует приобретение экологических знаний, умений и навыков для самостоятельного оценивания качества и уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности, социально-ответственного поведения в ней. Программа направлена на создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и пове­дения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего об­раза жизни с окружающим социальным и природным миром.

Разумное сочетание теоретических знаний и практических мероприятий позволят привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам своего города и лично приобщиться к их решению.

Цель программы: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры. Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование экологической компетенции.

  2. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
  3. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  4. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
  5. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.
  6. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.
  7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения. Основные принципы содержания программы:
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отли­чается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «От­крывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течение двух лет), личностной ори­ентацией и эксцентрическим подходом в рассмотрении вопро­сов взаимоотношений человека и природы. Отличительные особенности программы. Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная твор­ческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туаций свободного выбора поступка по отношению к природе. Программа разработана для уча­щихся начальной школы (возраст 7-11 лет), срок реализации 2 года, органически связанных друг с другом. Рассчитана на 144 часа в год. Содержание программы выстроено в рамках единой логики. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Отдельные темы занятий 1и 2 годов обучения сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков кружковцев 2 года занятий. Программа гибка в выполнении. Ее можно углубить или сократить количество часов на изучаемый материал, учитывая пожелания детей. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, парная. Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы эксцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога». Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в творческих выставках, в проведении Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении кабинета, являющегося местом проведе­ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий. Ожидаемый результат. Показатели в личностной сфере ребенка: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; -преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Учащиеся должны знать: - экология - наука об общем доме; экологически сообразные правила поведения в природе. - способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт; - основные особенности и отличия каждого времени года; - значение воздуха для жизни на Земле, источники его загрязнения и пути решения проблем, связанных с загрязнением воздуха; - значение воды в природе и в жизни человека; -значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; -многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; - основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); - организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними; - человек - существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой; - условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы; - различия съедобных и несъедобных грибов; - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; Учащиеся должны уметь: -выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; -применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; -ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие); -составлять экологические модели, трофические цепи; - доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта; - заботиться о здоровом образе жизни; -заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни; -предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); - осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе; - наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; -работать с гербариями растения; - оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости; - проявлять нетерпимость к экологически неграмотным по­ступкам и действиям; - выражать свое отношение к природе и людям в игре и про­дуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поде­лок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.

Результативность. Контроль знаний ведется в форме викторин, конкурсов, игр природоведческого характера, проводятся выставки рисунков, поделок из природного материала и бытовых отходов, сочинений, сообщений и составления гербария. Тесты, само и взаимопроверки, решения и составления кроссвордов, ребусов, биологические диктанты и работа с карточками-определителями также служат оценки полученных знаний. Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик. В конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные научно- практические конференции, конкурсы исследовательских проектов, тестирование.

Тематический план 1 год обучения.

Тема

Теор. часы

Практ. часы

Всего

1.

Дом в котором мы живем.

5

5

10

2.

Природоохранная деятельность осенью.

6

2

8

3.

Роль животных и растений в природе и в жизни человека.

11

1

12

4.

Природоохранная деятельность зимой.

5

3

8

5.

Охрана амфибий и рептилий.

4

0

4

6.

Охрана естественной растительности.

13

3

16

7.

Охрана млекопитающих.

14

4

18

8.

Азбука здоровья.

9

1

10

9.

Природоохранная деятельность весной.

4

4

8

10.

Охрана птиц.

7

5

12

11

Охрана воздуха.

7

5

12

12.

Заглянем вглубь Земли.

4

-

4

13.

Природоохранная деятельность летом.

3

1

4

14.

Охрана вод.

5

3

8

15.

Охрана памятников природы.

7

1

8

16.

Итоговое занятие.

2

-

2


Итого:

106

38

144






Содержание программы. 1 год обучения.

Введение. Дом, в котором мы живем (10).

Путешествие в мир природы. Знакомство с разнообразием природных комплексов. Правила поведения в природе.

Практическая работа: Сбор семян, природного материала для изготовления поделок. Оформление гербариев из листьев. Экскурсии: « Разведка осенних примет», « Осенняя цветущая флора», « Краски лесных плодов. Подготовка растений к зиме».

Природоохранная работа осенью ( 8 ).

Фенологические наблюдения осенью.

Практическая работа: Ведение календаря природы. Окно радости.

Роль животных в природе и в жизни человека (12).

Роль животных в природе ив жизни человека. Животные опылители растений. Относительная приспособленность животных. Животные редкие и находящиеся под угрозой исчезновения. Животные друзья и враги.

Природоохранная деятельность зимой (8)

Характеристика зимнего сезона года. Организация фенологических наблюдений зимой.

Знакомство с народными приметами зимы. Встреча зимующих птиц.

Изготовление кормушек.

Практическая работа: Изготовление кормушек. Экопроект «Птичья столовая». Ведение календаря природы.

Творческая работа: «Встреча зимующих птиц» праздник.

Экскурсии: «Организация фенологических наблюдений зимой"

Охрана амфибий и рептилий(4)

Кто они - амфибии и рептилии. Амфибии и рептилии нашего края. Значение амфибий и

и рептилий в природе и в жизни человека.

Охрана растений(16).

Растительность как важнейший природный ресурс нашего края. Роль леса в народном хозяйстве. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лесов. Редкие растения. Красная книга и ее роль в охране редких видов растений. Значение растений в природе ив жизни человека. Комнатные растения.

Практическая работа: Создание Малой Красной Книги (редкие и исчезающие растения

Бугульминского района). Уход за комнатными растениями зимой.

Творческая работа: экопроект « Лес благодарит и сердится».

Охрана млекопитающих(22).

Многообразие живых организмов, их адаптация, роль в природе и хозяйственной

деятельности человека. Животные рекордсмены. Приспособленность животных к различным условиям существования. Цепи питания. Домашние питомцы. Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Редкие и вымирающие виды животных Красной Книги.

Практическая работа: Оформление стенда «Редкие и исчезающие виды

млекопитающих».

Творческая работа: Экологический спектакль «Эти забавные животные».

Экскурсии: «Животные нашего края» в краеведческий музей, «Наши маленькие друзья» в живой уголок.

Азбука Здоровья (10).

Неразрывная связь организма с окружающей средой - основное условие существования организма. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Питание- основа жизни. Гигиена питания. Правила личной гигиены. Влияние физических упражнений на чистом воздухе, обливания водой комнатной температуры на защитные силы организма. Влияние алкоголя и никотина на организм человека.

Практическая работа: « Составление индивидуального меню».

Природоохранная деятельность весной(8).

Характеристика весеннего периода года. Фенологические наблюдения весной. Народные

приметы. Встреча пернатых гостей.

Практическая работа: Изготовление искусственных гнездовий.

Охрана птиц(12).

Значение птиц в природе и хозяйстве человека. Чудо дом. Сезонные явления в жизни птиц. Домашние птицы. Птицы Красной книги.

Практическая работа: Оформление стенда, альбома «Крылатое чудо природы»

Творческая работа: «Встречай с любовью стаи птиц» праздник.

Охрана воздуха(12).

Значение воздуха, состав и свойства . Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Состояние воздушной среды в нашем городе. Меры

по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения, безотходные

технологии. Роль растений в оздоровлении воздуха.

Практическая работа: «Изучение загрязнения воздуха методом индикации», « Определение степени запыленности воздуха».

Заглянем вглубь Земли(4).

Охрана недр. Полезные ископаемые - достояние нашего края.Рациональное использование и охрана недр.

Экскурсия: « Горные породы нашего края» в краеведческий музей.

Творческая работа: «Берегите Землю» праздник в рамках Всемирного дня Земли.

Природоохранная работа летом(4) Характеристика летнего сезона года. Фенологические наблюдения летом. Экологическая профессия.

Практическая работа: Ведение календаря природы.

Охрана вод(8)

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование вод и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод. Моря - как природный комплекс. Аквариум - как природный комплекс. Родники города Бугульмы.

Практическая работа: «Изучение качества воды родников г. Бугульмы».

Охрана памятников природы(8)

Памятники природы. Охрана памятников природы Бугульминского района. Участие школьников в выявлении и охране памятников природы. Краеведческая работа. Бугульминский заказник. Природа просит защиты. Следы оставленные человеком в природе: вытаптывание, пожары, загрязнение, повреждение деревьев, неумеренный сбор ягод, грибов, лекарственных растений, разорение гнезд и др. Помощь Природе: выполнение правил поведения, защита лесов, посадка и выращивание деревьев и кустарников. Заповеди юных защитников природы.

Практическая работа: экопроект «Экологическая неотложка».

Творческая работа: Акция «Марш парков», «Природа просит защиты». Экскурсия: «Бугульминский заказник».

Итоговое занятие (2)

Подведение итогов работы объединения. Конкурс исследовательских проектов.






Рабочая программа « Юный эколог».1 год обучения.



Дата

Тема

Теор

Прак

Всего час





Дом в котором мы живем.

5

5

10

1


3 нед.сен.

1.Земля наш дом, но не мы одни в нем живем.


2

-

2

2

4 нед.сен

2. Разведка осенних примет.

1

1

2

3.

4 нед сен

3. «Осень разноцветная».(викторина)

2

-

2

4.

5 нед.сен.

4.Звуки осени. « Осенняя цветущая флора.» экскурсия

-

2

2

5

1 нед.ок.

5.Краски лесных плодов. Подготовка растений

к зиме.(экскурсия).

-

2

2



Природоохранная деятельность осенью.

6

2

8

6

2 нед.ок.

1.Правила проведения фенологических наблюдений.

Практическая работа « Ведение календаря природы».

1

1

2

7

2 нед.ок.

2 Природоохранная работа осенью. Проект «Жалобная книга природы».

2

-

2

8

3 нед.ок.

3. Работа по озеленению кабинета. Проект « Окно радости».

2

-

2

9

3 нед. ок.

4. Экологическая кругосветка «Тайны лесной

тропинки».

1

1

2



Роль животных в природе и в жизни чело-

века.

11

1

12

10

4 нед. ок.

1.Роль животных в природе и в жизни чело-

века.

2

-

2

11

4 нед. ок.

2. Животные опылители растений.

2

-

2

12

5 нед.ок

3 Относительная приспособленность животных. Почему насекомое зеленого цвета.

2

-

2

13

5 нед. ок.

4.Животные редкие и находящиеся под угрозой исчезновения. Викторина « По страницам Красной книги».

2

-

2

14

1 нед. н.

5 Животные друзья и «враги».

2

-

2

15

1 нед. н.

6.День защиты животных.

1

1

2



Природоохранная деятельность зимой.


5

3

8

16

2 нед.н.

1. Характеристика зимнего сезона.

2

-

2

17

2 нед.н.

2. Народные приметы о погоде.

2

-

2

18

3 нед.н

3. .Правила проведения фенологических

наблюдений зимой. Ведение Календаря природы.

-

2

2

19

3 нед.н

4.Праздник «Встреча зимующих птиц».

Изготовление и развешивание кормушек.

1

1

2



Охрана амфибий и рептилий.


4

0

4

20

4 нед.н.

1.Амфибии и рептилии Республики Татарстан и

их охрана. (Экскурсия в краеведческий музей).

2

-

2

21

4 нед.н.

2. Значение амфибий и рептилий в природе

и хозяйстве человека.

2

-

2



Охрана растений.


13

3

16

22

5 нед.н.

1. Что мы сажаем, сажая леса.

2

-

2

23

1 нед.дек.

2. Что в лесу растет, кто в лесу живет.

2

-

2

24

2 нед дек.

3. Лес благодарит и сердится.( экопроект).

1

1

2

25

2 нед.дек.

4. Их нужно спасти.

1

1

2

26

3 нед.дек.

5. Растения друзья и враги.

2

-

2

27

3 нед.дек.

6. Изумрудный подоконник.

2

-

2

28

4 нед.дек.

7. Как размножаются комнатные растения.

1

1

2

29

4 нед.дек.

8. В гостях у зеленой красавицы.

2

-

2



Охрана млекопитающих.


14

4

18

30

5 нед.дек.

1. Животный мир нашего края. Экскурсия в краеведческий музей.

2

-

2

31

2 нед.янв.

2.Эти забавные животные.

2

-

2

32

3 нед. янв.

3.Могут ли белка и крот поменяться квартирами.

2

-

2

33

3 нед.дек.

4. Кто питается мышами.

2

-

2

34

4 нед.дек.

5. Волк- санитар леса.

2

-

2

35

4 нед.дек.

6. Коллекция увиденных животных. Экскурсия в

живой уголок Детского эколого- биологического

центра.

1

1

2

36

5 нед.дек.

7.Хочу поделиться секретом. Живот-

ные в истории моей семьи.

1

1

2

37

5 нед.дек.

8. Исчезнувшие виды и виды находящиеся

под угрозой исчезновения.

2

-

2

38

6 нед.дек.

9. Оформление стенгазеты « Редкие и исчезающие виды млекопитающие Республики Татарстан».

-

2

2



Азбука здоровья

9

1

10

39

1 нед.фев.

1. Всемирный день Здоровья. Устный журнал

« Сам себе я помогу, я здоровье сберегу».

2

-

2

40

2 нед.фев.

2.Путешествие в страну «Витаминию».

1

1

2

41

2 нед.фев.

3.В гостях у царицы Гигиены.

2

-

2

42

3 нед.фев.

4.Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Правила закаливания.

2

-

2

43

3 нед.фев.

5.Суд над вредными привычками.

2

-

2



Природоохранная деятельность весной.


4

4

8

44

4 нед.фев.

1. Характеристика весеннего периода.

1

1

2

45

4 нед.фев.

2. Фенологические наблюдения весной.

1

1

2

46

5 нед.фев

3. Весенние явления в природе.

2

-

2

47

1 нед.март.

4. Изготовление искусственных гнездовий.

-

2

2



Охрана птиц.


7

5

12

48

2 нед.март.

1.Значение птиц в природе и хозяйстве чело

века.

2

-

2

49

2 нед.март.

2. У какой птицы гнездо лучше всех.

2

-

2

50

3 нед.март.

3.Домашние птицы. (Экскурсия )

-

2

2

51

3 нед.март.

4. Оформление стенда « Крылатое чудо природы

-

2

2

52

4 нед.март

5. Исчезнувшие и исчезающие виды птиц.

2

-

2

53

4 нед.март.

6. Встречай с любовью стаи птиц.

1

1

2



Охрана воздуха.

7

5

12

54

5 нед.март.

1.Воздухом земля окружена- оттого цветущая

она. Свойства воздуха.

1

1

2

55

1 нед.апр.

2.Загрязнения воздуха. Источники загрязне

ния.

2

-

2

56

2 нед.апр.

3. Определение степени загрязнения воздуха

выхлопными газами.

1

1

2

57

2 нед.апр.

4.Определение степени запыленности воздуха.

1

1

2

58

3 нед.апр.

5.Роль растений в оздоровлении воздуха.

2

-

2

59

3 нед.апр.

6.Экологическая мельница.

-

2

2



Заглянем вглубь Земли.


4

-

4

60

4 нед.апр

1. Кладовые природы. Экскурсия в краеведческий

музей « Горные породы Бугульминского района».

2

-

2

61

4 нед.апр.

2.Праздник «Берегите Землю» в честь Всемирного

дня Земли.

2

-

2



Природоохранная деятельность летом.


5

1

6

62

5 нед.апр.

1. Характеристика летнего сезона.

2

-

2

63

5 нед.апр.

2. Правила фенологических наблюдений .

Сезонные изменения в природе.

1

1

2



Охрана вод.


5

3

8

64

1 нед.мая

1.Как известно без воды, ни туды и ни сюды.

2

-

2

65

1 нед.мая.

2. Что в морской глубине и на самом дне.

2

-

2

66

2 нед.мая

3. Аквариум-океанариум.

1

1

2

67

2 нед .мая

4.Родники города Бугульмы.

Исследовательский проект.

-

2

2



Охрана памятников природы.

7

1

8

68

3 нед.мая

1. Знакомство с памятниками природы нашего края.

2

-

2

69

3 нед.мая

2.Охрана памятников природы.

1

1

2

70

4 нед.мая

3 Игра конференция «Природа просит защиты».

2

-

2

71

4 нед.мая

4. Выставка творческих работ в рамках месячника

по охране природы. Акция « Марш парков».

2

-

2



Итоговое занятие.

2

-

2

72

5 нед.мая

1. Итоговое занятие. Конкурс исследовательских проектов «Знатоки природы».

2

-

2



Итого:

106

38

144





Тематический план 2 год обучения.

Тема

Теор. часы

Практ. часы

Всего

1.

Дом, в котором мы живем

9

5

14

2.

Природоохранная деятельность осенью

3

3

6

4.

Охрана воздуха

9

5

14

6.

Заглянем вглубь Земли

7

3

10

4.

Природоохранная деятельность зимой

5

3

8

5.

Охрана вод

11

5

16

6.

Охрана растений и животных

17

11

28

7.

Охрана амфибий и рептилий

3

1

4

8.

Охрана насекомых

8

0

8

9.

Природоохранная деятельность весной

5

5

10

10.

Охрана здоровья человека

10

2

12

11.

Природоохранная деятельность летом

4

2

6

12.

Охрана памятников природы

5

1

6

13.

Итоговое занятие

2

0

2


Итого:

100

44

144









Содержание программы. 2 год обучения.

Введение. Дом, в котором мы живем (14).

Экология - наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Охрана природы. Закон «Об охране окружающей среды». Правила поведения в природе. Времена года.

Практическая работа: Сбор семян цветковых растений. Оформление гербариев из листьев.

Экскурсии: « Разведка осенних примет», « Осенняя цветущая флора», « Наблюдение за поведением птиц осенью».

Природоохранная работа осенью ( 6 ).

Правила проведения фенологических наблюдений осенью.

Практическая работа: Фенологические наблюдения. Изумрудный подоконник.

Экскурсии: «Подготовка растений к зиме»

Охрана воздуха(14).

Значение воздуха, состав и свойства. Атмосфера временная среда обитания живых организмов Загрязнение атмосферы. Состояние воздушной среды в нашем городе.

Роль растений в оздоровлении воздуха.

Практическая работа: «Сравнение степени запыленности воздуха в различных районах города», « Определение степени загрязнения воздуха выхлопными газами в различных районах города ».

Заглянем вглубь Земли(10).

Полезные ископаемые, их место среди других природных ресурсов. Недра и экология. Проблема полноты выработки месторождений полезных ископаемых. Охрана недр.

Экскурсия на предприятие, занимающееся переработкой полезных ископаемых..

Природоохранная деятельность зимой (8)

Характеристика зимнего сезона года. Народные приметы о погоде. Прогнозы долговременные и краткосрочные. Организация фенологических наблюдений зимой.

Встреча зимующих птиц.

Изготовление кормушек.

Практическая работа: Изготовление кормушек. Экопроект «Кормушка». Ведение календаря природы.

Творческая работа: «Выпуск листовок в защиту ели».

Охрана вод(16)

Значение воды для жизни на Земле. Река Бугульминка и ее обитатели. Родники города Бугульмы. Причина сокращения запасов пресной воды. Охрана вод от загрязнения.

Практическая работа: «Исследование состояния водных объектов».

Творческая работа: Операция « Капелька».

Охрана растений и животных(28)

Жизнь растений и животных зимой. Приспособления к перенесению неблагоприятного сезона года. Птицы зимой. Значение птиц в природе и в жизни человека. Охрана птиц. Домашние питомцы.

Практическая работа : « Определение пород деревьев по почкам». «Травянистые растения зимой». «Следы на снегу». «Учет зимующих птиц».

Экскурсии: «Наши домашние питомцы»

Охрана амфибий и рептилий(4)

Значение амфибий и рептилий в природе и в жизни человека. Причины сокращения численности земноводных и пресмыкающихся в природе. Важность их охраны.

Охрана насекомых и др. беспозвоночных(8)

Общая характеристика класса насекомых. Хозяйственное значение ос, шмелей, бабочек Насекомые друзья и враги.

Практическая работа с коллекцией полезных насекомых и вредителей.

Природоохранная деятельность весной(10).

Характеристика весеннего периода года. Фенологические наблюдения весной. Встреча пернатых гостей.

Практическая работа: « Чудо дом».

Экскурсия: « Весенние явления в природе»

Охрана здоровья человека(12). Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Значение физического труда и физкультуры на здоровье. Режим дня. Осанка. Наша пища. Гигиена питания. Влияние алкоголя и никотина на организм человека. Здоровье и домашние животные. Исследовательский проект: «Как сберечь здоровье».

Творческая работа: Составление памятки « Режим дня».

Природоохранная работа летом(6) Характеристика летнего сезона года. Фенологические наблюдения летом. Экологическая профессия.

Практическая работа: Ведение календаря природы

Экскурсия: «Сезонные явления в жизни растений и животных»

Охрана памятников природы(6)

Экскурсия: Памятники природы. Охрана памятников природы Бугульминского района: Карабашская гора, Петровские сосны, Адонисовый лес,и др. Участие школьников в выявлении и охране памятников природы. Творческая работа: Акция «Марш парков».

Итоговое занятие(2)

Подведение итогов работы объединения. Конкурс исследовательских проектов.



























Рабочая программа « Юный эколог» 2 год обучения.




Дата

Тема

Теор.

Практ.

Всего

часов



Дом в котором мы живем.

9

5

14

1

3 нед.сен.

1.Экология- наука о доме. Природа и человек. Правила поведения в природе.

2

-

2

2

4нед.сен.

2. Выставка рисунков « Природа - наш дом»

1

1

2

3

4 нед.сен.

3. Времена года. Осень.

2

-

2

4

5 нед.сен.

4. Разведка осенних примет. Экскурсия

2

-

2

5

1 нед.ок.

5.Подготовка к экскурсии « Осенняя цветущая

флора.

2

-

2

6

2 нед.ок.

6. Экскурсия « Осенняя цветущая флора». Сбор

семян цветочно- декоративных растений

-

2

2

7

2 нед.ок.

7.Экскурсия в парк « Наблюдение за поведением

птиц осенью»

-

2

2



Природоохранная работа осенью.


3

3

6

8

3 нед.ок.

1.Правила проведения фенологических

наблюдений и их оформление.

1

1

2

9

3 нед.ок.

2.Работа по озеленению кабинета.

1

1

2

10

4 нед.ок

3. « Подготовка растений к зиме». Экскурсия

1

1

2



Охрана воздуха.


9

5

14

11

4 нед.ок

1.Воздухом Земля одарена - оттого цветущая

она.

2

-

2

12

5 нед.ок.

2.Атмосфера - временная среда жизни растений

и животных.

2

-

2

13

5 нед.ок

3. Загрязнение воздуха. Источники загрязнения.

1

1

2

14

6 нед.ок

4. Определение степени запыленности воздуха.

1

1

2

15

1 нед.н.

5. Определение степени загрязнения воздуха

выхлопными газами.

1

1

2

16

2 нед.н.

6.Роль растительности в охране и оздоровлении

атмосферного воздуха.

1

1

2

17

2 нед.н.

7. Экологическая мельница.

1

1

2



Заглянем вглубь Земли.


7

3

10

18

3 нед.н.

1.Сокровища недр - национальное достояние

нашего края.

2

-

2

19

3 нед.н.

2. Экскурсия в краеведческий музей

«Горные породы Бугульминского района».

2

-

2

20

4 нед.н.

3.Недра и экология. Проблема полноты выработки месторождений полезных ископаемых.

2

-

2

21

4 нед.н.

4.Экскурсия на предприятие города, занимаю-

щееся переработкой полезных ископаемых.

2

0

2

22

5 нед.н.

5. Составление отчета по экскурсии.

-

2

2



Природоохранная деятельность зимой.


5

3

8

23

1 нед.дек.

1.Характеристика зимнего сезона года.

Народные приметы о погоде.

2

-

2

24

2 нед.дек.

2. Организация фенологических наблюдений.

1

1

2

25

2 нед.дек.

3. « Охрана и привлечение зимующих птиц. Изготовление кормушек.

1

1

2

26

3 нед.дек.

4. Операция «Ель».

1

1

2



Охрана вод.


11

5

16

27

3 нед.дек.

1.Значение воды в природе. Что в морской

глубине и на самом дне.

2

-

2

28

4 нед.дек.

2. Аквариумные рыбы.

1

1

2

29

4 нед.дек.

3.Оформление альбома « Рыбные богатства

страны».

1

1

2

30

5 нед.дек.

4. Река Бугульминка и ее обитатели.

2

-

2

31

5 нед.дек.

5. Родники г. Бугульмы.

1

1

2

32

1 нед.янв.

6. Исследование состояния водных объектов.

1

1

2

33

2 нед.янв.

7. Причины сокращения запасов пресной воды

2

-

2

34

2 нед.янв.

8. Охрана водных источников.

Операция «Капелька».

1

1

2



Охрана растений и животных.

17

11

28

35

3 нед янв.

1.Экскурсия « Жизнь растений и животных

зимой».

1

1

2

36

3 нед.янв.

2. Зимние портреты деревьев

2

-

2

37

4 нед.янв.

3. Хвойные деревья и кустарники

2

-

2

38

4 нед. янв.

4. Определение пород деревьев по почкам.

-

2

2

39

5 нед.янв.

5. Травянистые растения зимой.

Исследовательский проект.

-

2

2

40

1 нед.фев.


6. Как зимуют звери. Искусство читать следы. Экскурсия.

-

2

2

41

2 нед.фев.

7. Наши домашние питомцы».

Экскурсия в живой уголок ДЭБЦ.

1

1

2

42

2 нед.фев.

8.»Эти забавные животные». Викторина.

2

-

2

43

3 нед.фев.

9.Птицы соседи. Экскурсия по городу.

1

1

2

44

3 нед.фев.

10. Учет зимующих птиц. Подкормка птиц.

1

1

2

45

4 нед.фев.

11.Значение птиц в природе ив жизни человека.

2

-

2

46

4 нед.фев.

12. Оформление альбома «Крылатое чудо»

1

1

2

47

5 нед.фев.

13. Исчезнувшие и исчезающие виды птиц.

Птицы Красной Книги РТ.

2

-

2

48

1 нед.март

14.Игра « Экологический светофор».

2

-

2



Охрана амфибий и рептилий.


3

1

4

49

2 нед.март.

  1. Амфибии и рептилии нашего края и их ох-

рана.

2

-

2

50

2 нед.март.

  1. Значение амфибий и рептилий в природе

и хозяйстве человека.

1

1

2



Охрана насекомых и других беспозвоночных

8

-

8

51

3 нед.март.

  1. Роль беспозвоночных животных в природе

и жизни человека.

2

-

2

52

3 нед.март.

2.Опылители растений.

2

-

2

53

4 нед.март.

3. Относительная приспособленность насекомых. Биологические методы борьбы с вредителями

лесного и сельского хозяйства.

2

-

2

54

4 нед.март.

4. Шмель жужжит о помощи. Красная книга Республики Татарстан.

2

-

2


.

Природоохранная деятельность весной.

5

5

10

55

5 нед.март

1. Характеристика весеннего периода.

2

-

2

56

5 нед.март

2. Фенологические наблюдения весной.

1

1

2

57

1 нед.апр.

3. Экскурсия «Весенние явления в природе».

1

1

2

58

1нед.апр.

4. Изготовление искусственных гнездовий.

1

1

2

59

2 нед.апр.

5. «Развешивание гнездовий в парке».Проект.

-

2

2



Охрана здоровья человека.


10

2

12

60

2 нед.апр.

Здоровье- главное богатство человека.

Всемирный день здоровья.

2

-

2

61

3нед.апр.

Режим дня.

1

1

2

62

3 нед.апр.

Осанка и здоровье. Значение физического труда

и физкультуры для человека.

2

-

2

63

4 нед.апр.

Исследовательский проект « Как сберечь

здоровье?»

1

1

2

64

4нед.апр

Суд над вредными привычками.

2

-

2

65

5 нед.апр.

Игра « Путешествие на поезде « Здоровье».

2

-

2



Природоохранная работа летом.


4

2

6

66

1 нед.мая

1. Характеристика летнего сезона.

Фенологические наблюдения летом.

1

1

2

67

1 нед.мая

2.Экскурсия в природу « Сезонные явления

в жизни растений и животных».

1

1

2

68

2 нед.мая

3. Экологическая профессия.

2

-

2



Охрана памятников природы.


5

1

6

69

2 нед.мая

1.Экскурсия «Знакомство с памятниками

природы Бугульминского района».

1

1

2

70

3 нед.мая

2. Природа горько плачет. Фотовыставка в

рамках акции « Марш парков».

2

-

2

71

3 нед.мая

3. Экологический турнир « Знатоки природы».

2

-

2



Итоговое занятие

2

-

2

72

4нед.мая

1.Итоговое занятие. Конкурс исследовательских проектов «Природа родного края».


2

-

2



Итого:

100

44

144













Методическое обеспечение: Разработки мероприятий:

  • Праздник « Птицы-гости»,
  • Праздник « Встречай с любовью стаи птиц..»,
  • Экологическая конференция « Берегите Землю» в рамках Всемирного дня Земли,
  • Праздник «Давайте сохраним» в рамках акции « Марш парков»

Методические рекомендации по проведению:

Экскурсий:

  • «Разведка осенних примет»,

  • «Осенняя цветущая флора»,

  • «Краски лесных плодов»,

  • «Подготовка растений к зиме»,

  • «Организация фенологических наблюдений зимой»,

  • « Наши маленькие друзья( в живой уголок ДЭБЦ)

  • « Животные нашего края»,

  • «Горные породы Бугульминского района»,

  • «Экологическая тропа»( Бугульминский заказник),

  • «Наблюдение за поведением птиц осенью»

  • «Весенние явления в жизни растений и животных».

Практических работ:

  • « Ведение календаря природы»,

  • « Создание Малой Красной книги Бугульминского района»,

  • « Изучение загрязнения воздуха методом биоиндикации»,

  • «Определение запыленности воздуха»,

  • « Изучение качества воды родников г. Бугульмы»,

  • «Сбор семян цветковых растений»,

  • «Оформление гербариев из листьев»,

  • «Сравнение степени запыленности воздуха в различных районах города Бугульмы»,

  • «Определение степени загрязнения воздуха выхлопными газами в различных районах города Бугульмы»,

  • « Определение пород деревьев по почкам»,

  • « Следы на снегу»,

  • « Учет зимующих птиц».

Экологических проектов:

  • « Окно радости»,

  • «Птичья столовая»,

  • «Чудо дом»,

  • « Лес благодарит и сердится»,

  • «Экологическая неотложка»,

  • « Сохраним леса России»,

  • «Капелька»,

  • Животные в истории моей семьи».





Методические пособия по полевой экологии:

  1. Методика сбора гербария.

  2. Методика описания лишайниковых сообществ.

  3. Организация мониторинга популяций птиц - дуплогнездников.

  4. Методы учетов численности птиц: маршрутные учеты.

  5. Методы учетов численности птиц: учеты на площадках.

  6. Методы учетов численности птиц: точечные учеты.

  7. Простейшая методика учета численности птиц.

  8. Программа организации и проведения зимних учетов птиц.

  9. Методы сбора и учетов численности насекомых.

  10. Исследовательский проект "Фенология птиц".

  11. Программа комплексного экологического обследования территории.

  12. Программа организации и ведения фенологических наблюдений.

  13. Методы геоботанических исследований.

  14. Методика геоботанического картографирования и профилирования.

  15. Простейшая методика геоботанического описания леса.

  16. Программа организации и проведения геоморфологических исследований.

  17. Методы гидрологических измерений и описание рек.

  18. Методы гидрологических измерений и описание озер.

  19. Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии.

  20. Введение в морфологию высших растений.

  21. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды.

  22. Методы исследований пресноводного зоопланктона.

  23. Программа комплексного исследования загрязнений наземных экосистем.

  24. Физико-химические методы изучения качества природных вод.

  25. Методика изучения перифитона и оценки сапробности водоемов.

  26. Методы исследований зообентоса и оценки экологического состояния водоемов.

  27. Определение горных пород и минералов.

  28. Методы метеорологических наблюдений.

  29. Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам.

  30. Методы топографической съемки.

  31. Методика оценки жизненного состояния леса по сосне.

  32. Программа комплексных круглогодичных исследований беспозвоночных.

  33. фотографическая съемка биологических объектов.

  34. Методика рекогносцировочного обследования водоемов.

  35. Методика комплексной экологической оценки антропогенных воздействий.

  36. Наблюдения за территориальным и кормовым поведением синичьих стай.

  37. Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе.

  38. Простейшая методика описания почв.

  39. Методы почвенного картографирования.

  40. Методы статистической обработки результатов экологических исследований.



Учебно-методические видеофильмы "Комплексные исследования экосистем".
Это 40 методических видеофильмов по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе (на полевых практикумах, в экологических лагерях и т.п.). Фильмы разделены по сезонам года (осень-зима-весна-лето) и демонстрируют процедуру организации самостоятельной исследовательской работы школьников - от постановки задачи, через технику сбора материала до его обработки и подготовки статьи или доклада. Рекомендации по выполнению исследовательских работ и опытов:

  • «Травянистые растения зимой»

  • «Свойства воздуха»,

  • « Способы размножения комнатных растений»,

  • « Определение механического состава почвы»

Презентации к занятиям:


  • Аквариумные рыбки

  • Бабочки, белка, божьи коровки

  • Диалоги о животных, домашние животные

  • Интересные факты о животных

  • Жители планеты

  • Комары, кошки, Красная книга, Кто живет в аквариуме

  • Лев

  • Медуза, В мире животных, Моллюски, Муравей

  • Насекомые

  • Пингвины, Птицы весной, правила поведения в природе

  • Ракообразные

  • Собаки

  • Удивительные животные

  • Черепахи, членистоногие, черви

  • Эти забавные животные

Образцы (тексты) детских исследовательских работ-проектов, т.е. статьи, подготовленные школьниками по итогам проведения полевых исследований (проектных работ) в различных организациях и в рамках различных образовательных программ. Интернет - ресурсы festival.1september.ru/articles/534630/ Дудник Д. Ю. Программа творческого объединения «Друзья природы» для младших школьников (2008 / 2009 учебный год) cor.edu.27.ru/dlrstore/5001d3f8-396c-4621-8132-1c8114e07657/str9.htm Эколого - информационный проект «Экологическая газета - рупор общественности». Разработка анкеты и проведение социологического опроса

sch113.minsk.edu.by/main.aspx?uid=128989 Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого - педагогической деятельности. ГУО "Гимназия № 19" г. Минска, Беларусь

4stupeni.ru/lirika/2693-programma-yekologicheskoe-vospitanie-detej-v.html Программа «Экологическое воспитание детей в условиях детского дома»



Используемае сайты:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

tatedu.ru

Образовательный портал Республики Татарстан

edu.ksu.ru edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm - Федеральные образовательные ресурсы. school-collection.edu.ru. - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. it-n.ru. - Сеть творческих учителей. new.teacher.fio.ru. - Учитель. ict.edu.ru. - Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ege.edu.ru. - Портал поддержки ЕГЭ. ug.ru. - Сайт Учительской газеты. ecosystema.ru. - Экологическое образование. standart.edu.ru. - Стандарт нового поколения. fipi.ru. - Федеральный институт педагогических измерений. Биология и экология

Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»

bio.1september.ru

Биология в Открытом колледже

college.ru/biology

Herba: ботанический сервер Московского университета (на английском языке)

herba.msu.ru

BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии

biodat.ru

FlorAnimal: портал о растениях и животных

floranimal.ru

Forest.ru: все о росийских лесах

forest.ru

БиоДан - Тропинка в загадочный мир

biodan.narod.ru

Государственный Дарвиновский музей

darwin.museum.ru

Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

livt.net

Занимательно о ботанике. Жизнь растений

plant.geoman.ru

Изучаем биологию. Интернет сайты

learnbiology.narod.ru

Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие

nrc.edu.ru/est/

Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас

med.claw.ru

Мир животных

animal.geoman.ru

Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт

skeletos.zharko.ru

Проблемы эволюции

macroevolution.narod.ru

Редкие и исчезающие животные России

nature.ok.ru

Теория эволюции как она есть

evolution.powernet.ru

Чарлз Дарвин: биография и книги

charles-darwin.narod.ru

Экологическое образование детей и изучение природы России

ecosystema.ru Природа: национальный портал priroda.ru База знаний по биологии человека;





Рекомендуемая литература для педагога:

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие.-М.:АГАР,2000.-385 с.

  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие. - М.:АО МДС, 1996.-192 с.

  3. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям.- М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 288 с.

  4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004

  5. Виноградова А.М. Давайте охранять природу вместе с детьми. Книжка-подсказка. - Саратов: изд-во «Научная книга», 2005. - 32 с.
  6. Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии. - М.: ФОРУМ, 2009. - 64 с., ил.

  7. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. - Педагогическое общество России, М., 2001.

  8. Демина Л.А., Гухман Г.А. Земля. Руководство- справочник для учителя.- МИРОС, М., 1994.

  9. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
  10. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.
  11. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций.- СПб.:Крисмас+,2003.-176 с.:ил.

  12. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание.-М.: ФЦДЮТК, 216 с., ил.

  13. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.: Методическое пособие. - М.: Глобус, 2008. -255 с.

  14. Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьнов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-384 с.: ил.

  15. Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум. 4 кл.; 2-4 кл. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 72 с..


для обучающихся:

  1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1967.
  2. Барков А.В. «На ранней зорьке», М., «Детская литература», 1992.

  3. Барышникова Г.Б. «Наша зеленая планета», Ярославль, Академия развития, 2007.

  4. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983;

  5. Благосклонов К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. И доп.-М.: Колос, 1984.
  6. Бушуев Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич, 2000.

  7. Верзилин II. М Лечебница в лесу. - Л.: детская литература, 1951.
  8. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. - М.: Художественная литература, 1995
  9. Грехова Л. И. В союзе с природой. - М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
  10. Дмитриев Ю , Пожарицкая Н. « Моя первая книга о животных», Издательский дом «Дрофа», 1995.

  11. Детская энциклопедия « Я познаю мир» т.Животные, т.Экология, т.Поведение животных, М., «АСТ», 1997. 12. «Мир животных» Санкт-Петербург, МиМ - Экспресс, 1995.

  12. Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.

  13. Колтун М. Земля. - МИРОС, М., 1994.

  14. Михеев А.В. «Биология птиц. Определитель птичьих гнезд», Москва, издательство « Цитадель», 1996.

  15. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. - Владос, М., 2001.

  16. Новиков Ю.В. Природа и человек. - Просвещение, М., 1991.

  17. Пашканга К. В. Охрана природы (для учащихся). - М.: Просвещение, 1.990.
  18. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-7 лет. - Ярославль:Академия, Академия, К: Академия Холдинг, 2000.

  19. Радзиевская С. «Круглый год», Татарское книжное издательство, Казань, 1985.

  20. Симонова Л.П. «Ключи от природы или этические беседы о экологии », М., «Агар», 1998.

  21. Сладков, Н И Азбука леса, - Л.: Детская литература, 1986.
  22. Тарабарина Т.И. И «Учеба, и игра: природоведение», Ярославль, Академия развития, 1997.

  23. Теремов А., Рохлов В., «Занимательная зоология», М., «АСТ-ПРЕСС» 1999.

  24. Универсальная энциклопедия школьника, т. Биология, Минск, «ТОО ХАРВЕСТ» , 1995.

  25. Элдертон Д., «Всемирная энциклопедия птиц», Москва,издательство « Эксмо», 2007.










































© 2010-2022