- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа «Юный эколог»
Программа «Юный эколог»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Голощапова Л.А. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разумное сочетание теоретических знаний и практических мероприятий позволят привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам своего города и лично приобщиться к их решению.
Цель программы: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры. Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:
-
Формирование экологической компетенции.
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течение двух лет), личностной ориентацией и эксцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы. Отличительные особенности программы. Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуаций свободного выбора поступка по отношению к природе. Программа разработана для учащихся начальной школы (возраст 7-11 лет), срок реализации 2 года, органически связанных друг с другом. Рассчитана на 144 часа в год. Содержание программы выстроено в рамках единой логики. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Отдельные темы занятий 1и 2 годов обучения сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков кружковцев 2 года занятий. Программа гибка в выполнении. Ее можно углубить или сократить количество часов на изучаемый материал, учитывая пожелания детей. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, парная. Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы эксцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога». Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в творческих выставках, в проведении Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении кабинета, являющегося местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий. Ожидаемый результат. Показатели в личностной сфере ребенка: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; -преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Учащиеся должны знать: - экология - наука об общем доме; экологически сообразные правила поведения в природе. - способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт; - основные особенности и отличия каждого времени года; - значение воздуха для жизни на Земле, источники его загрязнения и пути решения проблем, связанных с загрязнением воздуха; - значение воды в природе и в жизни человека; -значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; -многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; - основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); - организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; - человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; - условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; - различия съедобных и несъедобных грибов; - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; Учащиеся должны уметь: -выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; -применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; -ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); -составлять экологические модели, трофические цепи; - доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта; - заботиться о здоровом образе жизни; -заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; -предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); - осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; - наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; -работать с гербариями растения; - оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости; - проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям; - выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
Результативность. Контроль знаний ведется в форме викторин, конкурсов, игр природоведческого характера, проводятся выставки рисунков, поделок из природного материала и бытовых отходов, сочинений, сообщений и составления гербария. Тесты, само и взаимопроверки, решения и составления кроссвордов, ребусов, биологические диктанты и работа с карточками-определителями также служат оценки полученных знаний. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные научно- практические конференции, конкурсы исследовательских проектов, тестирование.
Тематический план 1 год обучения.
№
Тема
Теор. часы
Практ. часы
Всего
1.
Дом в котором мы живем.
5
5
10
2.
Природоохранная деятельность осенью.
6
2
8
3.
Роль животных и растений в природе и в жизни человека.
11
1
12
4.
Природоохранная деятельность зимой.
5
3
8
5.
Охрана амфибий и рептилий.
4
0
4
6.
Охрана естественной растительности.
13
3
16
7.
Охрана млекопитающих.
14
4
18
8.
Азбука здоровья.
9
1
10
9.
Природоохранная деятельность весной.
4
4
8
10.
Охрана птиц.
7
5
12
11
Охрана воздуха.
7
5
12
12.
Заглянем вглубь Земли.
4
-
4
13.
Природоохранная деятельность летом.
3
1
4
14.
Охрана вод.
5
3
8
15.
Охрана памятников природы.
7
1
8
16.
Итоговое занятие.
2
-
2
Итого:
106
38
144
Содержание программы. 1 год обучения.
Введение. Дом, в котором мы живем (10).
Путешествие в мир природы. Знакомство с разнообразием природных комплексов. Правила поведения в природе.
Практическая работа: Сбор семян, природного материала для изготовления поделок. Оформление гербариев из листьев. Экскурсии: « Разведка осенних примет», « Осенняя цветущая флора», « Краски лесных плодов. Подготовка растений к зиме».
Природоохранная работа осенью ( 8 ).
Фенологические наблюдения осенью.
Практическая работа: Ведение календаря природы. Окно радости.
Роль животных в природе и в жизни человека (12).
Роль животных в природе ив жизни человека. Животные опылители растений. Относительная приспособленность животных. Животные редкие и находящиеся под угрозой исчезновения. Животные друзья и враги.
Природоохранная деятельность зимой (8)
Характеристика зимнего сезона года. Организация фенологических наблюдений зимой.
Знакомство с народными приметами зимы. Встреча зимующих птиц.
Изготовление кормушек.
Практическая работа: Изготовление кормушек. Экопроект «Птичья столовая». Ведение календаря природы.
Творческая работа: «Встреча зимующих птиц» праздник.
Экскурсии: «Организация фенологических наблюдений зимой"
Охрана амфибий и рептилий(4)
Кто они - амфибии и рептилии. Амфибии и рептилии нашего края. Значение амфибий и
и рептилий в природе и в жизни человека.
Охрана растений(16).
Растительность как важнейший природный ресурс нашего края. Роль леса в народном хозяйстве. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лесов. Редкие растения. Красная книга и ее роль в охране редких видов растений. Значение растений в природе ив жизни человека. Комнатные растения.
Практическая работа: Создание Малой Красной Книги (редкие и исчезающие растения
Бугульминского района). Уход за комнатными растениями зимой.
Творческая работа: экопроект « Лес благодарит и сердится».
Охрана млекопитающих(22).
Многообразие живых организмов, их адаптация, роль в природе и хозяйственной
деятельности человека. Животные рекордсмены. Приспособленность животных к различным условиям существования. Цепи питания. Домашние питомцы. Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Редкие и вымирающие виды животных Красной Книги.
Практическая работа: Оформление стенда «Редкие и исчезающие виды
млекопитающих».
Творческая работа: Экологический спектакль «Эти забавные животные».
Экскурсии: «Животные нашего края» в краеведческий музей, «Наши маленькие друзья» в живой уголок.
Азбука Здоровья (10).
Неразрывная связь организма с окружающей средой - основное условие существования организма. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Питание- основа жизни. Гигиена питания. Правила личной гигиены. Влияние физических упражнений на чистом воздухе, обливания водой комнатной температуры на защитные силы организма. Влияние алкоголя и никотина на организм человека.
Практическая работа: « Составление индивидуального меню».
Природоохранная деятельность весной(8).
Характеристика весеннего периода года. Фенологические наблюдения весной. Народные
приметы. Встреча пернатых гостей.
Практическая работа: Изготовление искусственных гнездовий.
Охрана птиц(12).
Значение птиц в природе и хозяйстве человека. Чудо дом. Сезонные явления в жизни птиц. Домашние птицы. Птицы Красной книги.
Практическая работа: Оформление стенда, альбома «Крылатое чудо природы»
Творческая работа: «Встречай с любовью стаи птиц» праздник.
Охрана воздуха(12).
Значение воздуха, состав и свойства . Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Состояние воздушной среды в нашем городе. Меры
по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения, безотходные
технологии. Роль растений в оздоровлении воздуха.
Практическая работа: «Изучение загрязнения воздуха методом индикации», « Определение степени запыленности воздуха».
Заглянем вглубь Земли(4).
Охрана недр. Полезные ископаемые - достояние нашего края.Рациональное использование и охрана недр.
Экскурсия: « Горные породы нашего края» в краеведческий музей.
Творческая работа: «Берегите Землю» праздник в рамках Всемирного дня Земли.
Природоохранная работа летом(4) Характеристика летнего сезона года. Фенологические наблюдения летом. Экологическая профессия.
Практическая работа: Ведение календаря природы.
Охрана вод(8)
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование вод и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод. Моря - как природный комплекс. Аквариум - как природный комплекс. Родники города Бугульмы.
Практическая работа: «Изучение качества воды родников г. Бугульмы».
Охрана памятников природы(8)
Памятники природы. Охрана памятников природы Бугульминского района. Участие школьников в выявлении и охране памятников природы. Краеведческая работа. Бугульминский заказник. Природа просит защиты. Следы оставленные человеком в природе: вытаптывание, пожары, загрязнение, повреждение деревьев, неумеренный сбор ягод, грибов, лекарственных растений, разорение гнезд и др. Помощь Природе: выполнение правил поведения, защита лесов, посадка и выращивание деревьев и кустарников. Заповеди юных защитников природы.
Практическая работа: экопроект «Экологическая неотложка».
Творческая работа: Акция «Марш парков», «Природа просит защиты». Экскурсия: «Бугульминский заказник».
Итоговое занятие (2)
Подведение итогов работы объединения. Конкурс исследовательских проектов.
Рабочая программа « Юный эколог».1 год обучения.
№
Дата
Тема
Теор
Прак
Всего час
Дом в котором мы живем.
5
5
10
1
3 нед.сен.
1.Земля наш дом, но не мы одни в нем живем.
2
-
2
2
4 нед.сен
2. Разведка осенних примет.
1
1
2
3.
4 нед сен
3. «Осень разноцветная».(викторина)
2
-
2
4.
5 нед.сен.
4.Звуки осени. « Осенняя цветущая флора.» экскурсия
-
2
2
5
1 нед.ок.
5.Краски лесных плодов. Подготовка растений
к зиме.(экскурсия).
-
2
2
Природоохранная деятельность осенью.
6
2
8
6
2 нед.ок.
1.Правила проведения фенологических наблюдений.
Практическая работа « Ведение календаря природы».
1
1
2
7
2 нед.ок.
2 Природоохранная работа осенью. Проект «Жалобная книга природы».
2
-
2
8
3 нед.ок.
3. Работа по озеленению кабинета. Проект « Окно радости».
2
-
2
9
3 нед. ок.
4. Экологическая кругосветка «Тайны лесной
тропинки».
1
1
2
Роль животных в природе и в жизни чело-
века.
11
1
12
10
4 нед. ок.
1.Роль животных в природе и в жизни чело-
века.
2
-
2
11
4 нед. ок.
2. Животные опылители растений.
2
-
2
12
5 нед.ок
3 Относительная приспособленность животных. Почему насекомое зеленого цвета.
2
-
2
13
5 нед. ок.
4.Животные редкие и находящиеся под угрозой исчезновения. Викторина « По страницам Красной книги».
2
-
2
14
1 нед. н.
5 Животные друзья и «враги».
2
-
2
15
1 нед. н.
6.День защиты животных.
1
1
2
Природоохранная деятельность зимой.
5
3
8
16
2 нед.н.
1. Характеристика зимнего сезона.
2
-
2
17
2 нед.н.
2. Народные приметы о погоде.
2
-
2
18
3 нед.н
3. .Правила проведения фенологических
наблюдений зимой. Ведение Календаря природы.
-
2
2
19
3 нед.н
4.Праздник «Встреча зимующих птиц».
Изготовление и развешивание кормушек.
1
1
2
Охрана амфибий и рептилий.
4
0
4
20
4 нед.н.
1.Амфибии и рептилии Республики Татарстан и
их охрана. (Экскурсия в краеведческий музей).
2
-
2
21
4 нед.н.
2. Значение амфибий и рептилий в природе
и хозяйстве человека.
2
-
2
Охрана растений.
13
3
16
22
5 нед.н.
1. Что мы сажаем, сажая леса.
2
-
2
23
1 нед.дек.
2. Что в лесу растет, кто в лесу живет.
2
-
2
24
2 нед дек.
3. Лес благодарит и сердится.( экопроект).
1
1
2
25
2 нед.дек.
4. Их нужно спасти.
1
1
2
26
3 нед.дек.
5. Растения друзья и враги.
2
-
2
27
3 нед.дек.
6. Изумрудный подоконник.
2
-
2
28
4 нед.дек.
7. Как размножаются комнатные растения.
1
1
2
29
4 нед.дек.
8. В гостях у зеленой красавицы.
2
-
2
Охрана млекопитающих.
14
4
18
30
5 нед.дек.
1. Животный мир нашего края. Экскурсия в краеведческий музей.
2
-
2
31
2 нед.янв.
2.Эти забавные животные.
2
-
2
32
3 нед. янв.
3.Могут ли белка и крот поменяться квартирами.
2
-
2
33
3 нед.дек.
4. Кто питается мышами.
2
-
2
34
4 нед.дек.
5. Волк- санитар леса.
2
-
2
35
4 нед.дек.
6. Коллекция увиденных животных. Экскурсия в
живой уголок Детского эколого- биологического
центра.
1
1
2
36
5 нед.дек.
7.Хочу поделиться секретом. Живот-
ные в истории моей семьи.
1
1
2
37
5 нед.дек.
8. Исчезнувшие виды и виды находящиеся
под угрозой исчезновения.
2
-
2
38
6 нед.дек.
9. Оформление стенгазеты « Редкие и исчезающие виды млекопитающие Республики Татарстан».
-
2
2
Азбука здоровья
9
1
10
39
1 нед.фев.
1. Всемирный день Здоровья. Устный журнал
« Сам себе я помогу, я здоровье сберегу».
2
-
2
40
2 нед.фев.
2.Путешествие в страну «Витаминию».
1
1
2
41
2 нед.фев.
3.В гостях у царицы Гигиены.
2
-
2
42
3 нед.фев.
4.Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Правила закаливания.
2
-
2
43
3 нед.фев.
5.Суд над вредными привычками.
2
-
2
Природоохранная деятельность весной.
4
4
8
44
4 нед.фев.
1. Характеристика весеннего периода.
1
1
2
45
4 нед.фев.
2. Фенологические наблюдения весной.
1
1
2
46
5 нед.фев
3. Весенние явления в природе.
2
-
2
47
1 нед.март.
4. Изготовление искусственных гнездовий.
-
2
2
Охрана птиц.
7
5
12
48
2 нед.март.
1.Значение птиц в природе и хозяйстве чело
века.
2
-
2
49
2 нед.март.
2. У какой птицы гнездо лучше всех.
2
-
2
50
3 нед.март.
3.Домашние птицы. (Экскурсия )
-
2
2
51
3 нед.март.
4. Оформление стенда « Крылатое чудо природы
-
2
2
52
4 нед.март
5. Исчезнувшие и исчезающие виды птиц.
2
-
2
53
4 нед.март.
6. Встречай с любовью стаи птиц.
1
1
2
Охрана воздуха.
7
5
12
54
5 нед.март.
1.Воздухом земля окружена- оттого цветущая
она. Свойства воздуха.
1
1
2
55
1 нед.апр.
2.Загрязнения воздуха. Источники загрязне
ния.
2
-
2
56
2 нед.апр.
3. Определение степени загрязнения воздуха
выхлопными газами.
1
1
2
57
2 нед.апр.
4.Определение степени запыленности воздуха.
1
1
2
58
3 нед.апр.
5.Роль растений в оздоровлении воздуха.
2
-
2
59
3 нед.апр.
6.Экологическая мельница.
-
2
2
Заглянем вглубь Земли.
4
-
4
60
4 нед.апр
1. Кладовые природы. Экскурсия в краеведческий
музей « Горные породы Бугульминского района».
2
-
2
61
4 нед.апр.
2.Праздник «Берегите Землю» в честь Всемирного
дня Земли.
2
-
2
Природоохранная деятельность летом.
5
1
6
62
5 нед.апр.
1. Характеристика летнего сезона.
2
-
2
63
5 нед.апр.
2. Правила фенологических наблюдений .
Сезонные изменения в природе.
1
1
2
Охрана вод.
5
3
8
64
1 нед.мая
1.Как известно без воды, ни туды и ни сюды.
2
-
2
65
1 нед.мая.
2. Что в морской глубине и на самом дне.
2
-
2
66
2 нед.мая
3. Аквариум-океанариум.
1
1
2
67
2 нед .мая
4.Родники города Бугульмы.
Исследовательский проект.
-
2
2
Охрана памятников природы.
7
1
8
68
3 нед.мая
1. Знакомство с памятниками природы нашего края.
2
-
2
69
3 нед.мая
2.Охрана памятников природы.
1
1
2
70
4 нед.мая
3 Игра конференция «Природа просит защиты».
2
-
2
71
4 нед.мая
4. Выставка творческих работ в рамках месячника
по охране природы. Акция « Марш парков».
2
-
2
Итоговое занятие.
2
-
2
72
5 нед.мая
1. Итоговое занятие. Конкурс исследовательских проектов «Знатоки природы».
2
-
2
Итого:
106
38
144
Тематический план 2 год обучения.
№
Тема
Теор. часы
Практ. часы
Всего
1.
Дом, в котором мы живем
9
5
14
2.
Природоохранная деятельность осенью
3
3
6
4.
Охрана воздуха
9
5
14
6.
Заглянем вглубь Земли
7
3
10
4.
Природоохранная деятельность зимой
5
3
8
5.
Охрана вод
11
5
16
6.
Охрана растений и животных
17
11
28
7.
Охрана амфибий и рептилий
3
1
4
8.
Охрана насекомых
8
0
8
9.
Природоохранная деятельность весной
5
5
10
10.
Охрана здоровья человека
10
2
12
11.
Природоохранная деятельность летом
4
2
6
12.
Охрана памятников природы
5
1
6
13.
Итоговое занятие
2
0
2
Итого:
100
44
144
Содержание программы. 2 год обучения.
Введение. Дом, в котором мы живем (14).
Экология - наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Охрана природы. Закон «Об охране окружающей среды». Правила поведения в природе. Времена года.
Практическая работа: Сбор семян цветковых растений. Оформление гербариев из листьев.
Экскурсии: « Разведка осенних примет», « Осенняя цветущая флора», « Наблюдение за поведением птиц осенью».
Природоохранная работа осенью ( 6 ).
Правила проведения фенологических наблюдений осенью.
Практическая работа: Фенологические наблюдения. Изумрудный подоконник.
Экскурсии: «Подготовка растений к зиме»
Охрана воздуха(14).
Значение воздуха, состав и свойства. Атмосфера временная среда обитания живых организмов Загрязнение атмосферы. Состояние воздушной среды в нашем городе.
Роль растений в оздоровлении воздуха.
Практическая работа: «Сравнение степени запыленности воздуха в различных районах города», « Определение степени загрязнения воздуха выхлопными газами в различных районах города ».
Заглянем вглубь Земли(10).
Полезные ископаемые, их место среди других природных ресурсов. Недра и экология. Проблема полноты выработки месторождений полезных ископаемых. Охрана недр.
Экскурсия на предприятие, занимающееся переработкой полезных ископаемых..
Природоохранная деятельность зимой (8)
Характеристика зимнего сезона года. Народные приметы о погоде. Прогнозы долговременные и краткосрочные. Организация фенологических наблюдений зимой.
Встреча зимующих птиц.
Изготовление кормушек.
Практическая работа: Изготовление кормушек. Экопроект «Кормушка». Ведение календаря природы.
Творческая работа: «Выпуск листовок в защиту ели».
Охрана вод(16)
Значение воды для жизни на Земле. Река Бугульминка и ее обитатели. Родники города Бугульмы. Причина сокращения запасов пресной воды. Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа: «Исследование состояния водных объектов».
Творческая работа: Операция « Капелька».
Охрана растений и животных(28)
Жизнь растений и животных зимой. Приспособления к перенесению неблагоприятного сезона года. Птицы зимой. Значение птиц в природе и в жизни человека. Охрана птиц. Домашние питомцы.
Практическая работа : « Определение пород деревьев по почкам». «Травянистые растения зимой». «Следы на снегу». «Учет зимующих птиц».
Экскурсии: «Наши домашние питомцы»
Охрана амфибий и рептилий(4)
Значение амфибий и рептилий в природе и в жизни человека. Причины сокращения численности земноводных и пресмыкающихся в природе. Важность их охраны.
Охрана насекомых и др. беспозвоночных(8)
Общая характеристика класса насекомых. Хозяйственное значение ос, шмелей, бабочек Насекомые друзья и враги.
Практическая работа с коллекцией полезных насекомых и вредителей.
Природоохранная деятельность весной(10).
Характеристика весеннего периода года. Фенологические наблюдения весной. Встреча пернатых гостей.
Практическая работа: « Чудо дом».
Экскурсия: « Весенние явления в природе»
Охрана здоровья человека(12). Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Значение физического труда и физкультуры на здоровье. Режим дня. Осанка. Наша пища. Гигиена питания. Влияние алкоголя и никотина на организм человека. Здоровье и домашние животные. Исследовательский проект: «Как сберечь здоровье».
Творческая работа: Составление памятки « Режим дня».
Природоохранная работа летом(6) Характеристика летнего сезона года. Фенологические наблюдения летом. Экологическая профессия.
Практическая работа: Ведение календаря природы
Экскурсия: «Сезонные явления в жизни растений и животных»
Охрана памятников природы(6)
Экскурсия: Памятники природы. Охрана памятников природы Бугульминского района: Карабашская гора, Петровские сосны, Адонисовый лес,и др. Участие школьников в выявлении и охране памятников природы. Творческая работа: Акция «Марш парков».
Итоговое занятие(2)
Подведение итогов работы объединения. Конкурс исследовательских проектов.
Рабочая программа « Юный эколог» 2 год обучения.
№
Дата
Тема
Теор.
Практ.
Всего
часов
Дом в котором мы живем.
9
5
14
1
3 нед.сен.
1.Экология- наука о доме. Природа и человек. Правила поведения в природе.
2
-
2
2
4нед.сен.
2. Выставка рисунков « Природа - наш дом»
1
1
2
3
4 нед.сен.
3. Времена года. Осень.
2
-
2
4
5 нед.сен.
4. Разведка осенних примет. Экскурсия
2
-
2
5
1 нед.ок.
5.Подготовка к экскурсии « Осенняя цветущая
флора.
2
-
2
6
2 нед.ок.
6. Экскурсия « Осенняя цветущая флора». Сбор
семян цветочно- декоративных растений
-
2
2
7
2 нед.ок.
7.Экскурсия в парк « Наблюдение за поведением
птиц осенью»
-
2
2
Природоохранная работа осенью.
3
3
6
8
3 нед.ок.
1.Правила проведения фенологических
наблюдений и их оформление.
1
1
2
9
3 нед.ок.
2.Работа по озеленению кабинета.
1
1
2
10
4 нед.ок
3. « Подготовка растений к зиме». Экскурсия
1
1
2
Охрана воздуха.
9
5
14
11
4 нед.ок
1.Воздухом Земля одарена - оттого цветущая
она.
2
-
2
12
5 нед.ок.
2.Атмосфера - временная среда жизни растений
и животных.
2
-
2
13
5 нед.ок
3. Загрязнение воздуха. Источники загрязнения.
1
1
2
14
6 нед.ок
4. Определение степени запыленности воздуха.
1
1
2
15
1 нед.н.
5. Определение степени загрязнения воздуха
выхлопными газами.
1
1
2
16
2 нед.н.
6.Роль растительности в охране и оздоровлении
атмосферного воздуха.
1
1
2
17
2 нед.н.
7. Экологическая мельница.
1
1
2
Заглянем вглубь Земли.
7
3
10
18
3 нед.н.
1.Сокровища недр - национальное достояние
нашего края.
2
-
2
19
3 нед.н.
2. Экскурсия в краеведческий музей
«Горные породы Бугульминского района».
2
-
2
20
4 нед.н.
3.Недра и экология. Проблема полноты выработки месторождений полезных ископаемых.
2
-
2
21
4 нед.н.
4.Экскурсия на предприятие города, занимаю-
щееся переработкой полезных ископаемых.
2
0
2
22
5 нед.н.
5. Составление отчета по экскурсии.
-
2
2
Природоохранная деятельность зимой.
5
3
8
23
1 нед.дек.
1.Характеристика зимнего сезона года.
Народные приметы о погоде.
2
-
2
24
2 нед.дек.
2. Организация фенологических наблюдений.
1
1
2
25
2 нед.дек.
3. « Охрана и привлечение зимующих птиц. Изготовление кормушек.
1
1
2
26
3 нед.дек.
4. Операция «Ель».
1
1
2
Охрана вод.
11
5
16
27
3 нед.дек.
1.Значение воды в природе. Что в морской
глубине и на самом дне.
2
-
2
28
4 нед.дек.
2. Аквариумные рыбы.
1
1
2
29
4 нед.дек.
3.Оформление альбома « Рыбные богатства
страны».
1
1
2
30
5 нед.дек.
4. Река Бугульминка и ее обитатели.
2
-
2
31
5 нед.дек.
5. Родники г. Бугульмы.
1
1
2
32
1 нед.янв.
6. Исследование состояния водных объектов.
1
1
2
33
2 нед.янв.
7. Причины сокращения запасов пресной воды
2
-
2
34
2 нед.янв.
8. Охрана водных источников.
Операция «Капелька».
1
1
2
Охрана растений и животных.
17
11
28
35
3 нед янв.
1.Экскурсия « Жизнь растений и животных
зимой».
1
1
2
36
3 нед.янв.
2. Зимние портреты деревьев
2
-
2
37
4 нед.янв.
3. Хвойные деревья и кустарники
2
-
2
38
4 нед. янв.
4. Определение пород деревьев по почкам.
-
2
2
39
5 нед.янв.
5. Травянистые растения зимой.
Исследовательский проект.
-
2
2
40
1 нед.фев.
6. Как зимуют звери. Искусство читать следы. Экскурсия.
-
2
2
41
2 нед.фев.
7. Наши домашние питомцы».
Экскурсия в живой уголок ДЭБЦ.
1
1
2
42
2 нед.фев.
8.»Эти забавные животные». Викторина.
2
-
2
43
3 нед.фев.
9.Птицы соседи. Экскурсия по городу.
1
1
2
44
3 нед.фев.
10. Учет зимующих птиц. Подкормка птиц.
1
1
2
45
4 нед.фев.
11.Значение птиц в природе ив жизни человека.
2
-
2
46
4 нед.фев.
12. Оформление альбома «Крылатое чудо»
1
1
2
47
5 нед.фев.
13. Исчезнувшие и исчезающие виды птиц.
Птицы Красной Книги РТ.
2
-
2
48
1 нед.март
14.Игра « Экологический светофор».
2
-
2
Охрана амфибий и рептилий.
3
1
4
49
2 нед.март.
-
Амфибии и рептилии нашего края и их ох-
рана.
2
-
2
50
2 нед.март.
-
Значение амфибий и рептилий в природе
и хозяйстве человека.
1
1
2
Охрана насекомых и других беспозвоночных
8
-
8
51
3 нед.март.
-
Роль беспозвоночных животных в природе
и жизни человека.
2
-
2
52
3 нед.март.
2.Опылители растений.
2
-
2
53
4 нед.март.
3. Относительная приспособленность насекомых. Биологические методы борьбы с вредителями
лесного и сельского хозяйства.
2
-
2
54
4 нед.март.
4. Шмель жужжит о помощи. Красная книга Республики Татарстан.
2
-
2
.
Природоохранная деятельность весной.
5
5
10
55
5 нед.март
1. Характеристика весеннего периода.
2
-
2
56
5 нед.март
2. Фенологические наблюдения весной.
1
1
2
57
1 нед.апр.
3. Экскурсия «Весенние явления в природе».
1
1
2
58
1нед.апр.
4. Изготовление искусственных гнездовий.
1
1
2
59
2 нед.апр.
5. «Развешивание гнездовий в парке».Проект.
-
2
2
Охрана здоровья человека.
10
2
12
60
2 нед.апр.
Здоровье- главное богатство человека.
Всемирный день здоровья.
2
-
2
61
3нед.апр.
Режим дня.
1
1
2
62
3 нед.апр.
Осанка и здоровье. Значение физического труда
и физкультуры для человека.
2
-
2
63
4 нед.апр.
Исследовательский проект « Как сберечь
здоровье?»
1
1
2
64
4нед.апр
Суд над вредными привычками.
2
-
2
65
5 нед.апр.
Игра « Путешествие на поезде « Здоровье».
2
-
2
Природоохранная работа летом.
4
2
6
66
1 нед.мая
1. Характеристика летнего сезона.
Фенологические наблюдения летом.
1
1
2
67
1 нед.мая
2.Экскурсия в природу « Сезонные явления
в жизни растений и животных».
1
1
2
68
2 нед.мая
3. Экологическая профессия.
2
-
2
Охрана памятников природы.
5
1
6
69
2 нед.мая
1.Экскурсия «Знакомство с памятниками
природы Бугульминского района».
1
1
2
70
3 нед.мая
2. Природа горько плачет. Фотовыставка в
рамках акции « Марш парков».
2
-
2
71
3 нед.мая
3. Экологический турнир « Знатоки природы».
2
-
2
Итоговое занятие
2
-
2
72
4нед.мая
1.Итоговое занятие. Конкурс исследовательских проектов «Природа родного края».
2
-
2
Итого:
100
44
144
Методическое обеспечение: Разработки мероприятий:
- Праздник « Птицы-гости»,
- Праздник « Встречай с любовью стаи птиц..»,
- Экологическая конференция « Берегите Землю» в рамках Всемирного дня Земли,
- Праздник «Давайте сохраним» в рамках акции « Марш парков»
Методические рекомендации по проведению:
Экскурсий:
-
«Разведка осенних примет»,
-
«Осенняя цветущая флора»,
-
«Краски лесных плодов»,
-
«Подготовка растений к зиме»,
-
«Организация фенологических наблюдений зимой»,
-
« Наши маленькие друзья( в живой уголок ДЭБЦ)
-
« Животные нашего края»,
-
«Горные породы Бугульминского района»,
-
«Экологическая тропа»( Бугульминский заказник),
-
«Наблюдение за поведением птиц осенью»
-
«Весенние явления в жизни растений и животных».
Практических работ:
-
« Ведение календаря природы»,
-
« Создание Малой Красной книги Бугульминского района»,
-
« Изучение загрязнения воздуха методом биоиндикации»,
-
«Определение запыленности воздуха»,
-
« Изучение качества воды родников г. Бугульмы»,
-
«Сбор семян цветковых растений»,
-
«Оформление гербариев из листьев»,
-
«Сравнение степени запыленности воздуха в различных районах города Бугульмы»,
-
«Определение степени загрязнения воздуха выхлопными газами в различных районах города Бугульмы»,
-
« Определение пород деревьев по почкам»,
-
« Следы на снегу»,
-
« Учет зимующих птиц».
Экологических проектов:
-
« Окно радости»,
-
«Птичья столовая»,
-
«Чудо дом»,
-
« Лес благодарит и сердится»,
-
«Экологическая неотложка»,
-
« Сохраним леса России»,
-
«Капелька»,
-
Животные в истории моей семьи».
Методические пособия по полевой экологии:
-
Методика сбора гербария.
-
Методика описания лишайниковых сообществ.
-
Организация мониторинга популяций птиц - дуплогнездников.
-
Методы учетов численности птиц: маршрутные учеты.
-
Методы учетов численности птиц: учеты на площадках.
-
Методы учетов численности птиц: точечные учеты.
-
Простейшая методика учета численности птиц.
-
Программа организации и проведения зимних учетов птиц.
-
Методы сбора и учетов численности насекомых.
-
Исследовательский проект "Фенология птиц".
-
Программа комплексного экологического обследования территории.
-
Программа организации и ведения фенологических наблюдений.
-
Методы геоботанических исследований.
-
Методика геоботанического картографирования и профилирования.
-
Простейшая методика геоботанического описания леса.
-
Программа организации и проведения геоморфологических исследований.
-
Методы гидрологических измерений и описание рек.
-
Методы гидрологических измерений и описание озер.
-
Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии.
-
Введение в морфологию высших растений.
-
Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды.
-
Методы исследований пресноводного зоопланктона.
-
Программа комплексного исследования загрязнений наземных экосистем.
-
Физико-химические методы изучения качества природных вод.
-
Методика изучения перифитона и оценки сапробности водоемов.
-
Методы исследований зообентоса и оценки экологического состояния водоемов.
-
Определение горных пород и минералов.
-
Методы метеорологических наблюдений.
-
Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам.
-
Методы топографической съемки.
-
Методика оценки жизненного состояния леса по сосне.
-
Программа комплексных круглогодичных исследований беспозвоночных.
-
фотографическая съемка биологических объектов.
-
Методика рекогносцировочного обследования водоемов.
-
Методика комплексной экологической оценки антропогенных воздействий.
-
Наблюдения за территориальным и кормовым поведением синичьих стай.
-
Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе.
-
Простейшая методика описания почв.
-
Методы почвенного картографирования.
-
Методы статистической обработки результатов экологических исследований.
Учебно-методические видеофильмы "Комплексные исследования экосистем".
Это 40 методических видеофильмов по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе (на полевых практикумах, в экологических лагерях и т.п.). Фильмы разделены по сезонам года (осень-зима-весна-лето) и демонстрируют процедуру организации самостоятельной исследовательской работы школьников - от постановки задачи, через технику сбора материала до его обработки и подготовки статьи или доклада. Рекомендации по выполнению исследовательских работ и опытов:
-
«Травянистые растения зимой»
-
«Свойства воздуха»,
-
« Способы размножения комнатных растений»,
-
« Определение механического состава почвы»
Презентации к занятиям:
-
Аквариумные рыбки
-
Бабочки, белка, божьи коровки
-
Диалоги о животных, домашние животные
-
Интересные факты о животных
-
Жители планеты
-
Комары, кошки, Красная книга, Кто живет в аквариуме
-
Лев
-
Медуза, В мире животных, Моллюски, Муравей
-
Насекомые
-
Пингвины, Птицы весной, правила поведения в природе
-
Ракообразные
-
Собаки
-
Удивительные животные
-
Черепахи, членистоногие, черви
-
Эти забавные животные
sch113.minsk.edu.by/main.aspx?uid=128989 Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого - педагогической деятельности. ГУО "Гимназия № 19" г. Минска, Беларусь
4stupeni.ru/lirika/2693-programma-yekologicheskoe-vospitanie-detej-v.html Программа «Экологическое воспитание детей в условиях детского дома»
Используемае сайты:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
tatedu.ru
Образовательный портал Республики Татарстан
edu.ksu.ru edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm - Федеральные образовательные ресурсы. school-collection.edu.ru. - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. it-n.ru. - Сеть творческих учителей. new.teacher.fio.ru. - Учитель. ict.edu.ru. - Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ege.edu.ru. - Портал поддержки ЕГЭ. ug.ru. - Сайт Учительской газеты. ecosystema.ru. - Экологическое образование. standart.edu.ru. - Стандарт нового поколения. fipi.ru. - Федеральный институт педагогических измерений. Биология и экология
Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»
bio.1september.ru
Биология в Открытом колледже
college.ru/biology
Herba: ботанический сервер Московского университета (на английском языке)
herba.msu.ru
BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
biodat.ru
FlorAnimal: портал о растениях и животных
floranimal.ru
Forest.ru: все о росийских лесах
forest.ru
БиоДан - Тропинка в загадочный мир
biodan.narod.ru
Государственный Дарвиновский музей
darwin.museum.ru
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия
livt.net
Занимательно о ботанике. Жизнь растений
plant.geoman.ru
Изучаем биологию. Интернет сайты
learnbiology.narod.ru
Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие
nrc.edu.ru/est/
Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас
med.claw.ru
Мир животных
animal.geoman.ru
Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт
skeletos.zharko.ru
Проблемы эволюции
macroevolution.narod.ru
Редкие и исчезающие животные России
nature.ok.ru
Теория эволюции как она есть
evolution.powernet.ru
Чарлз Дарвин: биография и книги
charles-darwin.narod.ru
Экологическое образование детей и изучение природы России
ecosystema.ru Природа: национальный портал priroda.ru База знаний по биологии человека;
Рекомендуемая литература для педагога:
-
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие.-М.:АГАР,2000.-385 с.
-
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие. - М.:АО МДС, 1996.-192 с.
-
Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям.- М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 288 с.
-
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004
- Виноградова А.М. Давайте охранять природу вместе с детьми. Книжка-подсказка. - Саратов: изд-во «Научная книга», 2005. - 32 с.
-
Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии. - М.: ФОРУМ, 2009. - 64 с., ил.
-
Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. - Педагогическое общество России, М., 2001.
-
Демина Л.А., Гухман Г.А. Земля. Руководство- справочник для учителя.- МИРОС, М., 1994.
- Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
- Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.
-
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций.- СПб.:Крисмас+,2003.-176 с.:ил.
-
Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание.-М.: ФЦДЮТК, 216 с., ил.
-
Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.: Методическое пособие. - М.: Глобус, 2008. -255 с.
-
Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьнов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-384 с.: ил.
-
Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум. 4 кл.; 2-4 кл. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 72 с..
для обучающихся:
- Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1967.
-
Барков А.В. «На ранней зорьке», М., «Детская литература», 1992.
-
Барышникова Г.Б. «Наша зеленая планета», Ярославль, Академия развития, 2007.
-
Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983;
- Благосклонов К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. И доп.-М.: Колос, 1984.
-
Бушуев Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич, 2000.
- Верзилин II. М Лечебница в лесу. - Л.: детская литература, 1951.
- Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. - М.: Художественная литература, 1995
- Грехова Л. И. В союзе с природой. - М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
-
Дмитриев Ю , Пожарицкая Н. « Моя первая книга о животных», Издательский дом «Дрофа», 1995.
-
Детская энциклопедия « Я познаю мир» т.Животные, т.Экология, т.Поведение животных, М., «АСТ», 1997. 12. «Мир животных» Санкт-Петербург, МиМ - Экспресс, 1995.
-
Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.
-
Колтун М. Земля. - МИРОС, М., 1994.
-
Михеев А.В. «Биология птиц. Определитель птичьих гнезд», Москва, издательство « Цитадель», 1996.
-
Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. - Владос, М., 2001.
-
Новиков Ю.В. Природа и человек. - Просвещение, М., 1991.
- Пашканга К. В. Охрана природы (для учащихся). - М.: Просвещение, 1.990.
-
Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-7 лет. - Ярославль:Академия, Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
-
Радзиевская С. «Круглый год», Татарское книжное издательство, Казань, 1985.
-
Симонова Л.П. «Ключи от природы или этические беседы о экологии », М., «Агар», 1998.
- Сладков, Н И Азбука леса, - Л.: Детская литература, 1986.
-
Тарабарина Т.И. И «Учеба, и игра: природоведение», Ярославль, Академия развития, 1997.
-
Теремов А., Рохлов В., «Занимательная зоология», М., «АСТ-ПРЕСС» 1999.
-
Универсальная энциклопедия школьника, т. Биология, Минск, «ТОО ХАРВЕСТ» , 1995.
-
Элдертон Д., «Всемирная энциклопедия птиц», Москва,издательство « Эксмо», 2007.