Программа по внеурочной деятельности Северный край (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Питлярская средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр»






Директор МБОУ ПСОШ«ОЦ»

Утверждаю________________

___________Горнова Н.А.





Программа

по развитию хантыйской речи

«Северный край»

1 класс





Составитель учитель

родного (ханты) языка

Серасхова Э.П.








с. Питляр 2015г

Пояснительная записка



Программа внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий - актуальна проблема нашего времени. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному краю, семье, родному языку. Усвоение с младшего школьного возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Проживая в многонациональном регионе, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа. Декоративно-прикладное искусство как феномен и вид изобразительного искусства связаны с местным бытом и со средой обитания этноса. Художественное творчество связано с историей народа, его обычаями, праздниками, с традиционной жизнью народа ханты. Главное направление деятельности кружка «Северный край» воспитывать интерес к культуре, народному искусству и языку народа ханты. Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории родного края, родного языка, к культуре народов Севера. Задачи программы: Образовательные: обеспечить самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей. Использовать внедрение современных инновационных и компьютерных технологий обучения родному (ханты) языку, средствами прикладного искусства народа ханты. развивающие: приобщение детей к устному народному творчеству, фольклору. Формирование и развитие у детей художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей. воспитательные: воспитание патриотических чувств путем формирования знаний и представлений о родном языке, крае. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; воспитывать бережное отношение к природе родного края. Основные принципы, положенные в основу программы: - принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; - принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; - научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; - систематичности и последовательности; - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. Методы работы: - словесные методы: рассказ, беседа, сообщения. Эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации; разучивание и исполнение песенок, стишков, инсценировка сказок, игры-загадки. Работа над произношением проводится поэтапно: усвоение правильного звуко и слово произношения, развитие артикуляционных навыков, умение различать звуки хантыйского языка на слух; - наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, поделок, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; - практические методы: изготовление рисунков, плакатов, поделок, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Северный край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, изготовление поделок, аппликаций, инсценировки коротких сказок. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. В программе большое место уделяется художественно - эстетическому воспитанию, применяя разнообразные средства приобщения детей к хантыйской культуре через национальное прикладное искусство: знакомство с орнаментом, с традиционной одеждой, предметами быта, национальными игрушками и играми, мастерами народа ханты.

Условия реализации программы


Сроки реализации программы «Северный край»: 1 учебный год. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 68 часов, предназначена для занятий с детьми 7-8 лет. Проводится один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия - 40 минут.





Календарно-тематический план кружка «Северный край» 1класс

Раздел I

Тема и содержание занятий

Количество часов Знакомство с языком 1.Ведение. Наш Северный край. 2.Знакомство с символикой ЯНАО, Шурышкарского района, п.Питляр. 3.Подготовка проекта «Дом мой - Ямал!». 4.Творческая работа. Собери герб 5.Чтение и заучивание стих. И.Истомин «Мы на Севере живем!» 6.Экскурсия по поселку 7.Творческая работа «Мой поселок Питляр»

Теория Практика

Ознакомление с окружающим и развитие хантыйской речи

4

3 Моя семья 1.Мой дом, моя улица. Экскурсия 2.Я и моя семья 3.Творческая работа «Моя семья» 4.Моя фамилия. Гипотезы возникновения фамилий. 5.Понятие о родословном древе 6.Творческая работа «Моя родословная» 7.Где работают наши родители 8.Разучивание стих-я на родном языке «Ма семьяем»



4




4 Одежда 1.Одежда народов Севера Презентация 2.Женская одежда Ягушка Творческая работа 3.Мужская одежда Кувщ Творческая работа 4.Детская одежда Малица Творческая работа 5.Обувь 6. Выкройка и шитье национального платья для куклы 2ч 7.Работа над проектом «Дом мой - Ямал!



4



4 4.Дом и предметы быта 1.Жилище коренных народов Севера Презентация 2.Просмотр фильма «В стойбище у оленеводов» 3 Предметы быта 4.Посуда 5.Творческая работа «В стойбище» 3ч



4



3 Раздел II

Тема и содержание занятий





Ознакомление с природой и развитие хантыйской речи























Раздел III Ознакомление с ДПИ и фольклором народа ханты Времена года 1.Времена года (зима, весна, лето, осень) Р.Ругин 2.Экскурсия в зимний лес 3.Месяцы года. 4.Приметы и загадки о природных явлениях 5.Работа над мини-проектом «Кладовая родного края» 6. Проект «Кладовая родного края» Презентация 7.Викторина «Знаешь ли ты родную природу?



4



3 Домашние и дикие животные 1.Знаете ли вы, что такое Красная книга? 2.Звери и птицы нашего края. Загадки 3.Просмотр северного мультфильма «Кукушка» 4. Чтение и рисование по сказке «Снегирь и мышонок» 5.Чтение сказки И.Истомин «Черный и белый» 6.Лепка из пластилина белого и бурого медведей. 7.Чтение М.Шульгин «Северный олень» рисование 8.Собака - друг человека

4




4 7. Рыбы нашего края 1.Река - жилище рыб. Знакомство с названиями рыб. 2.Рисование рыб. 3.Чтение сказки И.Истомина «Почему рыбы живут в воде?» 4. Просмотр фильма «Летняя и зимняя рыбалка» 5.Пословицы, поговорки, загадки 6.Викторина «Люби и знай родной край!» (по 2 разделу)



4






2 Орнамент - символическое изображение животных, птиц, растений, рыб. 1.Что такое орнамент? Знакомство с некоторыми видами орнаментов Презентация 2.Расматривание изделий ДПИ 3.Рисование орнаментов по шаблону 4.Аппликация Летняя женская одежда, Детская малица. Орнамент на бурки. 5.Мини-проект «Мама мастерица» с родителями



3



2 Игрушки народа ханты 1.Знакомство с игрушками народов Севера. Рассматривание игрушек Презентация 2.Творческая работа «Хантыйская кукла - акань» 3ч 3.Творческая работа «Хантыйский платок»



1



4 Игры и танцы северных народов 1.Подвижные игры народов Севера «Перетягивание палки», «Кусы», «Важенка и оленята», прыжки ч\з нарты и другие. Проводятся на свежем воздухе. 2.Интеллектуальные игры: «Кто быстрей посчитает до 10 на ханты языке?», «На ощупь», «Слова-наоборот» и др. 3.Самобытные упражнения и танцы народов Севера. Прослушивание песен 4. Разучивание хантыйского танца «Куренька» 5. Проект «Дом мой - Ямал!» Презентация



2



5 Итого

68 часов из них

34

34


Основное содержание программы


Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения полученных знаний на уроках окружающего мира, литературного краеведения. Программа кружка составлена из трех разделов:

  1. «Ознакомление с окружающим»
  2. «Ознакомление с природой родного края»
  3. «Ознакомление с искусством и фольклором народа ханты»
Практическая направленность работы кружка:
  • Проведение тематических, комплексных занятий;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Практическая деятельность школьников


Первый раздел: (сентябрь - декабрь) «Ознакомление с окружающим и развитие хантыйской речи» составлены занятия по темам: «Знакомство с языком» - 7 занятий - дети знакомятся со словами, часто употребляемыми в общении, учатся задавать вопросы и отвечать на них. Занятия построены так, что дети в них живо участвуют. «Моя семья» - 8 занятий - дети знакомятся со словами родственной терминологии, дети наглядно проигрывают ситуации взрослых, то есть своих родителей, братьев и сестер. Работают над проектами «Моя фамилия» с родителями. «Одежда» - 8 занятий - дети знакомятся с традиционной одеждой народа ханты, посещают музей фино-угорской культуры. Практические работы детей по теме. «Дом и предметы быта» - 7 занятий - продолжают знакомство с жилищем коренных жителей - чум. Его предметами быта. Изготовление композиции по технике оригами «В стойбище» Второй раздел: (январь - март) «Ознакомление с природой и развитие хантыйской речи» составлены занятия по темам: «Времена года» - 7 занятий - дети знакомятся с писателями Севера. Знакомятся с приметами погодных явлений. Заучивают стихи о природе. Работа над мини-проектом «Кладовая родного края». «Домашние и дикие животные» - 8 занятий - дети знакомятся со сказками о животных северных писателей. Практические работы по теме. Знакомство с Красной книгой ЯНАО. «Рыбы нашего края» -6 занятий - дети знакомятся с названиями рыб, выполняют практические задания. Третий раздел: (апрель - май) «Ознакомление с искусством и фольклором народа ханты» составлены занятия по темам «Орнамент - символическое изображение животных, растений, птиц, явлений природы» - 5 занятий - дети знакомятся с народным искусством народа ханты. Орнамент - важная часть народной культуры является средством выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа. «Игрушки народа ханты» - 5 занятия - дети знакомятся и изготавливают национальные игрушки - акань. «Игры и самобытные физические упражнения, танцы народов Севера» - 7 занятий - знакомство с национальными играми и танцами народа ханты. Прослушивание и заучивание хантыйских песен. Итоговое занятие - презентация проекта «Дом мой Ямал!» Дети могут участвовать в фольклорном празднике ханты «Ворна хатл», традиционном празднике «С днем рождения, Ямал». Посещают школьный музей, дом-мастерскую Г.Хартаганова, экскурсии в осенний, зимний лес, на природу. Приглашаем народных умельцев, которые знакомят с прикладным искусством. Знакомятся с поэтами Севера и их творчеством, исполняют театральные постановки по сказкам народов Севера, разучивают танцы, песни на ханты языке. Развитие хантыйской речи детей осуществляется в естественной обстановке, в соответствии с целями и задачами занятий: во время прогулок, когда учитель проводит беседы с детьми, при выполнении режимных моментов, на встречах с родителями. Естественная обстановка помогает на занятиях создать речевой стимул для высказывания ребенка, так как усвоение новых знаний у детей осуществляется в интересной и доступной форме. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности.



Предполагаемые результаты реализации программы


Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Планируемые результаты на конец 1-го года обучения:

Личностные результаты:

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
  • знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле;
  • знать растительный и животный мир родных мест,
  • уметь экологически грамотно вести себя в природе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Предметные результаты:
  • иметь представление о себе; собственной принадлежности;
  • уметь слышать и понимать речь учителя, пытаться говорить на хантыйском языке о семье, игрушках;
  • знать символику ЯНАО, Шурышкарского района, родного поселка;
  • знать наиболее типичных представителей животного мира Шурышкарского района;
  • знать какую пользу приносят представители животного мира;
  • знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных, предметах быта, одежды.
  • знать о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов;
  • создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции на темы окружающей жизни родного края;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.


Материально-техническое обеспечение


Для осуществления образовательного процесса по Программе «Северный край» необходимо:

  • Классная доска.

  • Магнитная доска.

  • Персональный компьютер с принтером.

  • Ксерокс.

  • Сканер

  • Мультмедиапроектор

Литература для учителя


Методические указания по обучению хантыйской грамоте \\ Просвещение. №18, с.124-141. Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок / Авт.-сост. Е.А.Немысова. г.Ханты-Мансийск, 1990. 18с. Монщат па потрат / Авт.-сост. В.Н.Соловар. Нижневартовск. 1996 64с. Методические рекомендации по развитию хантыйской речи в старшей группе детского сада. Ханты-Мансийск, 1990. 75с. Национальная газета «Лух Авт». Ангальский мыс. Орнамент и вещь в культуре хантов. А.М.Сязи. Изд.Томск. универ-та. 2000 Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под ред. М.И.Лисиной. - М.: Педагогика. Обучение 6-х детей общению на русском языке / Е.В.Коток. НИИ преподав. Рус. Языка в школе АПН СССР // Русский язык в нац. школе. 1986. №5. С.25-28. Попова С.А.Пособие по развитию устной мансийской речи детей дошкольного возраста, не владеющим родным языком. М., 1996. 121с. Негневицкая Е.И. Ин. Язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. - «Ин. язык в школе» №6, 1987г. с. 20-26. Ребенок и декоративно-прикладное искусство. В.Т. Кудрявцев, Р.Г.Решетникова. Москва изд.ИКАР., 2003. Русско-хантыйский тематический словарь. - Ханты-Мансийск, 1999. 224с. Русская Ю.Н. Самоучитель хантыйского языка. Л., 1961. 245с. Соловьева В.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду. Для дошкольных педагогических училищ. Изд. 3-е, испр.ь М.: Просвещение, 1996. Сказки народа ханты: Ханты мир мощ, Книга для чтения младших классах. Под ред. Н.А.Немысовой, - СПб.: «Алфавит», 1995, 143с. Фролова Д. Использование в работе со старшими дошкольниками произведений писателей Севера. /Для детских садов Севера// Дошкольное воспитание. 1986. №4. С.26-29 Хантыйско-русский словарь. Л.: Просвещение, 1988. 271с.



© 2010-2022