Урок литературного чтения по теме Освоение рифмы (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА. Освоение рифмы. К.Чуковский. «Тараканище». М.Карем.«На травке».

В.Хотомская. «Аист».

ЦЕЛИ. Способствовать развитию внимания к ритмичности стихотворной речи, к интонации и её смысловому наполнению. Способствовать развитию творческого воображения. Формирование умения фиксировать в письменной форме результаты собственного творчества. Обогащение словаря. Развитие умения определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения. Способствовать формированию умения передавать в устной речи собственный вымысел, приобретение опыта записи придуманного.

УУД. Умение читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора. Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.

Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.



ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

  2. Работа над чистоговоркой.

Всяк свою работу делай, на другую не кивай.

- Чтение учащимися.

- Как понимаете эту чистоговорку.

  • Чтение учащимися в медленном темпе, затем в быстром темпе на выдохе несколько раз.


  1. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Вспомните, как зовут героев нашего учебника, которые придумывают всякие разности.

- Прочитаем в учебнике, что же теперь делали Фюсь и Каркузябра?

  • УЧЕБНИК стр. 25

- Скажите, что же будем находить в стихотворении на сегодняшнем уроке?

- А что же такое рифма?


  1. Работа по теме урока.

- Поиграем с вами в рифму. Поробуйте сами подобрать рифмующиеся слова.

Каша- Маша, наша, Саша.

Изба - рыба, жаба, баба.

Роща - чаща, пища.

Мель- дрель, трель, апрель, тоннель.

Горка - … корка, норка…

Опушка - … ушко, подушка…

Мартышка - … книжка, мышка…

Лес - … чудес, небес…

Я в осиновом лесу

Видел рыжую ...(лису).

В этой фразе ошибки нет - дети должны ее закончить.

Все девчонки и мальчишки

За едой читают ... (книжки).

Здесь содержится ошибка (читать во время еды нельзя), поэтому ученики фразу не заканчивают, а молча поднимают руки. Один из них объясняет ошибку.

Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал ...(зайчик).

Раз зимою на опушке

Куковала мне ...(кукушка?)

Ох, поспать медведь не прочь:

Спит зимой и день, и ...(ночь).

Странная стая взмыла над

крышей:

На юг полетели летучие ...

(мыши?)

Мне очки вот так нужны!

Я в них ночью вижу ...(сны?)

Скажут все, кого ни спросим:

Сколько нот мы знаем?

- (Восемь?).

- Отгадайте, из каких произведений я зачитаю отрывки?

"Пришла Муха на базар
И купила самовар "

"Муха-цокотуха"

"Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд"

"Тараканище"

"Ох, не легкая это работа
- Из болота тащить бегемота!"

"Телефон"

"Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой"

"Мойдодыр"

"И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу"

"Федорино горе"

- А кто мне сможет назвать автора этих произведений?

- Это Корней Чуковский.

- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? Дети рассматривают портрет.

- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершён, но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.

- Почему, как вы думаете?

- Сказки у К.И.Чуковского родились не случайно. Первой была написана сказка "Крокодил", когда заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вёз его домой в ночном поезде, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания, под перестук вагонных колёс стал рассказывать:

ЖИЛ ДА БЫЛ КРОКОДИЛ

ОН ПО УЛИЦАМ ХОДИЛ

ПАПИРОСЫ КУРИЛ,

ПО-ТУРЕЦКИ ГОВОРИЛ-

КРОКОДИЛ, КРОКОДИЛ КРОКОДИЛОВИЧ…

А знаменитый "Мойдодыр" начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться.

Давайте сейчас подробнее остановимся на его произведении "Путаница".


  1. Знакомство с произведением.

Хорошо читающие учащиеся читают отрывок из стихотворения "Путаница".

Учитель продолжает чтение.

ПУТАНИЦА

Замяукали котята:

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!"

А за ними и утята:

"Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!"

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал -

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал:

"Кому велено чирикать -

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать -

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!"

Но весёлые зверята -

Поросята, медвежата -

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

"Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!"

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не потушат,

Заливают - не зальют.

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать -

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

Га-га-га!

Кошки замурлыкали:

Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали:

Чик-чирик!

Лошади заржали:

И-и-и!

Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:

Ква-ква-ква!

А утята крякают:

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:

Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают

Милую мою:

Баюшки-баю!

Баюшки-баю!


  • После прочтения учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- Какое чувство вызывают эти строки?

-Что напутал автор?

-А для чего автор всё перепутал?

-Какие строки были самые весёлые?

-Кто стал мяукать?

-Хрюкать?

-Квакать?

-Крякать?

-Выскажите свое мнение о данном произведении? Зачем написал?

- Что случилось с героями сказки? (Закапризничали, стали говорить не своими голосами)

- Почему им надоело говорить своими голосами? (Баловаться хотели)

- Что говорил им зайка?

- К чему привела шалость?

- Ребята, можно ли баловаться спичками?

- К чему это может привести?

- Как можно назвать это стихотворение? (небылица)

- Скажите, а можно это произведение назвать сказкой? Почему? (Звери говорят…)


  1. Физкультминутка.

Дружно маме помогаем -

Пыль повсюду вытираем

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.


  1. Повторное чтение. Работа по вопросам.


  • Словарная разминка.


  • Чтение отрывка «жужжащим чтением».



  • Работа по заданиям учебника.



  1. Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ, Повернись вокруг себя.

Мы руками хлоп-хлоп! Раз - присели, два - привстали.

Мы глазами миг-миг, Руки кверху все подняли.

Мы плечами чик-чик! Раз-два, раз-два,

Раз - сюда, два - туда, Заниматься нам пора!


  1. Знакомство со стихотворениями на стр. 28-29.

Урок литературного чтения по теме Освоение рифмы (1 класс)

Морис Карем родился 12 мая 1899 в Вавре, в семье художника и бакалейщицы. Он провел свое детство и юность в Вавре. В 15 лет он написал свои первые стихи вдохновленные другом детства, Берты Детри (Bertha Detry). Он никогда не перестает писать. Яркий студент, он получает стипендию и поступает в "Ecole Normale". Несмотря на то, что Морис рос в скромных условиях, его детство было очень счастливым, что и отразилось на его произведениях. В 1918 году он был назначен преподавателем в Андерлехте. Он оставил Вавр и поселился в пригороде Брюсселя. В 1919 году он основал литературный журнал "Наша Молодежь" ("Nos Jeunes"), переименованный в 1920 году в "Независимый Журнал" ("La Revue indépendante"). Морис Карем сначала сотрудничает с журналом "Anthologie de Georges Linze", затем вступaет в "La Revue sincère"(1922). В 1933 году он построил дом под названием "Белый дом" ("La Maison blanche") в Андерлехте, авеню Нелли Мельба, который сейчас является музеем Мориса Карема. Он умер 13 января 1978 в возрасте 78 лет.


  • Чтение стихотворения .

  • Работа по заданиям учебника.

Ванда Хотомская «Аист».

  • Словарная разминка.

  • Чтение хорошо читающими учениками.

Подобрать при чтении рифмы.

  • Выполнение заданий учебника.


  1. Итог урока.

- Какое стихотворение понравилось больше всего? Почему?


  1. Домашнее задание.

-Попробуйте дома побыть поэтами и сочинить стихотвоерние. Вот вам рифмы.

Нора-конура Корка - норка

зайчатки - перчатки - ребятки Лягушка-подушка-кадушка


© 2010-2022