- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения по теме Освоение рифмы (1 класс)
Урок литературного чтения по теме Освоение рифмы (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Колиух О.К. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ТЕМА. Освоение рифмы. К.Чуковский. «Тараканище». М.Карем.«На травке».
В.Хотомская. «Аист».
ЦЕЛИ. Способствовать развитию внимания к ритмичности стихотворной речи, к интонации и её смысловому наполнению. Способствовать развитию творческого воображения. Формирование умения фиксировать в письменной форме результаты собственного творчества. Обогащение словаря. Развитие умения определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения. Способствовать формированию умения передавать в устной речи собственный вымысел, приобретение опыта записи придуманного.
УУД. Умение читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.
Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора. Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.
Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.
ХОД УРОКА.
-
Оргмомент.
-
Работа над чистоговоркой.
Всяк свою работу делай, на другую не кивай.
- Чтение учащимися.
- Как понимаете эту чистоговорку.
-
Чтение учащимися в медленном темпе, затем в быстром темпе на выдохе несколько раз.
-
Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- Вспомните, как зовут героев нашего учебника, которые придумывают всякие разности.
- Прочитаем в учебнике, что же теперь делали Фюсь и Каркузябра?
-
УЧЕБНИК стр. 25
- Скажите, что же будем находить в стихотворении на сегодняшнем уроке?
- А что же такое рифма?
-
Работа по теме урока.
- Поиграем с вами в рифму. Поробуйте сами подобрать рифмующиеся слова.
Каша- Маша, наша, Саша.
Изба - рыба, жаба, баба.
Роща - чаща, пища.
Мель- дрель, трель, апрель, тоннель.
Горка - … корка, норка…
Опушка - … ушко, подушка…
Мартышка - … книжка, мышка…
Лес - … чудес, небес…
Я в осиновом лесу
Видел рыжую ...(лису).
В этой фразе ошибки нет - дети должны ее закончить.
Все девчонки и мальчишки
За едой читают ... (книжки).
Здесь содержится ошибка (читать во время еды нельзя), поэтому ученики фразу не заканчивают, а молча поднимают руки. Один из них объясняет ошибку.
Первый раз увидел мальчик:
По поляне бегал ...(зайчик).
Раз зимою на опушке
Куковала мне ...(кукушка?)
Ох, поспать медведь не прочь:
Спит зимой и день, и ...(ночь).
Странная стая взмыла над
крышей:
На юг полетели летучие ...
(мыши?)
Мне очки вот так нужны!
Я в них ночью вижу ...(сны?)
Скажут все, кого ни спросим:
Сколько нот мы знаем?
- (Восемь?).
- Отгадайте, из каких произведений я зачитаю отрывки?
"Пришла Муха на базар
И купила самовар "
"Муха-цокотуха"
"Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд"
"Тараканище"
"Ох, не легкая это работа
- Из болота тащить бегемота!"
"Телефон"
"Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой"
"Мойдодыр"
"И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу"
"Федорино горе"
- А кто мне сможет назвать автора этих произведений?
- Это Корней Чуковский.
- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? Дети рассматривают портрет.
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершён, но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.
- Почему, как вы думаете?
- Сказки у К.И.Чуковского родились не случайно. Первой была написана сказка "Крокодил", когда заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вёз его домой в ночном поезде, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания, под перестук вагонных колёс стал рассказывать:
ЖИЛ ДА БЫЛ КРОКОДИЛ
ОН ПО УЛИЦАМ ХОДИЛ
ПАПИРОСЫ КУРИЛ,
ПО-ТУРЕЦКИ ГОВОРИЛ-
КРОКОДИЛ, КРОКОДИЛ КРОКОДИЛОВИЧ…
А знаменитый "Мойдодыр" начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться.
Давайте сейчас подробнее остановимся на его произведении "Путаница".
-
Знакомство с произведением.
Хорошо читающие учащиеся читают отрывок из стихотворения "Путаница".
Учитель продолжает чтение.
ПУТАНИЦА
Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал -
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных
Уговаривал:
"Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать -
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!"
Но весёлые зверята -
Поросята, медвежата -
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!"
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата,
Поливали из ушата.
Тушат, тушат - не потушат,
Заливают - не зальют.
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать -
И потухло.
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Лошади заржали:
И-и-и!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!
Мурочку баюкают
Милую мою:
Баюшки-баю!
Баюшки-баю!
-
После прочтения учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Какое чувство вызывают эти строки?
-Что напутал автор?
-А для чего автор всё перепутал?
-Какие строки были самые весёлые?
-Кто стал мяукать?
-Хрюкать?
-Квакать?
-Крякать?
-Выскажите свое мнение о данном произведении? Зачем написал?
- Что случилось с героями сказки? (Закапризничали, стали говорить не своими голосами)
- Почему им надоело говорить своими голосами? (Баловаться хотели)
- Что говорил им зайка?
- К чему привела шалость?
- Ребята, можно ли баловаться спичками?
- К чему это может привести?
- Как можно назвать это стихотворение? (небылица)
- Скажите, а можно это произведение назвать сказкой? Почему? (Звери говорят…)
-
Физкультминутка.
Дружно маме помогаем -
Пыль повсюду вытираем
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
-
Повторное чтение. Работа по вопросам.
-
Словарная разминка.
-
Чтение отрывка «жужжащим чтением».
-
Работа по заданиям учебника.
-
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ, Повернись вокруг себя.
Мы руками хлоп-хлоп! Раз - присели, два - привстали.
Мы глазами миг-миг, Руки кверху все подняли.
Мы плечами чик-чик! Раз-два, раз-два,
Раз - сюда, два - туда, Заниматься нам пора!
-
Знакомство со стихотворениями на стр. 28-29.
Морис Карем родился 12 мая 1899 в Вавре, в семье художника и бакалейщицы. Он провел свое детство и юность в Вавре. В 15 лет он написал свои первые стихи вдохновленные другом детства, Берты Детри (Bertha Detry). Он никогда не перестает писать. Яркий студент, он получает стипендию и поступает в "Ecole Normale". Несмотря на то, что Морис рос в скромных условиях, его детство было очень счастливым, что и отразилось на его произведениях. В 1918 году он был назначен преподавателем в Андерлехте. Он оставил Вавр и поселился в пригороде Брюсселя. В 1919 году он основал литературный журнал "Наша Молодежь" ("Nos Jeunes"), переименованный в 1920 году в "Независимый Журнал" ("La Revue indépendante"). Морис Карем сначала сотрудничает с журналом "Anthologie de Georges Linze", затем вступaет в "La Revue sincère"(1922). В 1933 году он построил дом под названием "Белый дом" ("La Maison blanche") в Андерлехте, авеню Нелли Мельба, который сейчас является музеем Мориса Карема. Он умер 13 января 1978 в возрасте 78 лет.
-
Чтение стихотворения .
-
Работа по заданиям учебника.
Ванда Хотомская «Аист».
-
Словарная разминка.
-
Чтение хорошо читающими учениками.
Подобрать при чтении рифмы.
-
Выполнение заданий учебника.
-
Итог урока.
- Какое стихотворение понравилось больше всего? Почему?
-
Домашнее задание.
-Попробуйте дома побыть поэтами и сочинить стихотвоерние. Вот вам рифмы.
Нора-конура Корка - норка
зайчатки - перчатки - ребятки Лягушка-подушка-кадушка