- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе Наше Подмосковье
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе Наше Подмосковье
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Перова Е.С. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
______________О.В. Жукова
«___»_____________2014 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Наше Подмосковье»
(духовно - нравственное направление)
на 2014 -2015 учебный год
2 класс
учитель: Перова Е.С.
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
заместитель директора по УВР
Протокол от «___»_________2014 г.
______________Павлючкова Е.А.
№____
«______»______________2014 года
2014 год
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Наше Подмосковье» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Программа составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы И.И. Краевой и Чернышёва М.А. /Наше Подмосковье. Книга для чтения. - Москва:,Школьный проект 2013. И в соответствии: - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - с особенностями МОУ Глебовскаяч СОШ, образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей)
- Общая характеристика
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- сформировать знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитывать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
-
развивать потребности общения с природой;
-
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
-
развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
-
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
-
События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
-
Представлять учащимся возможность совершать маленькие "открытия", привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
-
Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
-
Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал. Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Срок реализации 1 год. Режим занятий.
- Общее количество часов в год - 34 часа во 2 классе.
- Количество часов в неделю - 1 час.
- Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 45 минут.
Ожидаемые результаты:
-
рост познавательной активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Оценка результативности:
-
подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты);
-
участие в различных конкурсах;
-
проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
-
индивидуальные встречи с родителями в течение года;
-
посещение родителями различных выставок, мероприятий;
-
проведение занятий совместно с родителями.
-
Содержание программы
-
(34 часа)
- Тема 1: Введение . Давайте Знакомиться. (2ч)
- Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа - наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения и режим работы. Техника безопасности.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
-
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
-
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
-
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
-
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-
Принимать и сохранять учебную задачу;
-
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
-
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
Оценивать правильность выполнения действия;
-
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
Формулировать собственное мнение и позицию;
-
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-
Задавать вопросы;
-
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
-
название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
-
символику страны, края, города, школы;
-
традиции русского народа и семьи,
-
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
-
условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
-
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
-
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
-
технологию изготовления поделок из природного материала.
Обучающиеся должны уметь:
-
видеть и понимать красоту живой природы;
-
вести простейшие наблюдения в природе;
-
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
-
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
-
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
-
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
-
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
-
составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
-
любовь к людям и природе;
-
ответственное отношение к окружающей среде;
-
доброжелательность к живым существам;
-
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
-
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
-
стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности «Наше Подмосковье» для учащихся 2 класса распределяются по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
- приобретение практических навыков поведения в природе;
- активная жизненная позиция детей;
- экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
- разумное отношение к своему здоровью;
- сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
- способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
- направленность личности в профессиональном выборе;
- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
- выбор личных, жизненных приоритетов.
Литература:
- Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. - Край Московский. Атлас - М.: Ювента, 2006.
- Атлас Московской области. М., 1976, 2002.
- География (экономическая и социальная) Московской области. Учебное пособие. М.МОПИ.1990 г.
- Города Подмосковья в 3-х томах. М. Моск. рабочий 1979г.
- И. И. Краева, М. А. Чернышёв -Наше Подмосковье. Книга для чтения.- М.: Школьный проект.2013.
- Диск к книге для чтения И. И. Краевой, М. А. Чернышёва -Наше Подмосковье. .- М.: Школьный проект.2013.
. Календарно-тематическое планирование
«Наше Подмосковье» №
Дата по плану
Дата по факту
Тема, цель занятия 1
01-06
сент
"Введение." 2
08-13
сент
"Давайте знакомиться?"
3
15-20
сент
"Западное Подмосковье." 4
22-27
сент
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина».
5 29сент-04окт
" Русский Версаль под Красногорском.»
6
13-18
окт
"Мне видится моё селенье, моё Захарово.» 7
20-25
окт
В Дунино к Михаилу Пришвину. 8 27окт-01нояб
Звенигородский чудотворец. 9
03-08
нояб
И стала Истра Иорданом... 10
10-15
нояб
Северное Подмосковье.
11-14
16-23 нояб
Экскурсия по Истринскому Иордану. 15
24-29
нояб
«Броня для Победы». 16
01-06
дек.
«Волшебный букет». 17
08-13
дек.
Как делают жостовские подносы. 18
15-20
дек.
За что в Федоскино «троечников» уважают. 19
22-27
дек
Как делают шкатулки. 20
29 дек-
10 янв
Музыка на все времена. 21
12-17
янв
В Дмитров на старт. 22
19-24
янв
Восточное Подмосковье. 23
26-31
янв
Им покорилось небо.
24
02-07
февр
К звёздам из звёздного. 25
09-14
февр
Космическая «крошка». 26
16-28
февр
Невесомость в бассейне. 27
02-07
март
Предсказания святого Сергия Радонежского. 28
09-14
март
Игрушечная столица. 29
16-21
март
Южное Подмосковье. 30
23-28
март
«Зелёные сыновья» Чехова. 31
30март-
04 апр
Витязи вернулись в крепость. 32
13-18
апр
Лесное царство. 33
20-25
апр
Где живёт зубрёнок. 34
27апр-
02май
Спасательный круг.