- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Исследователь
Рабочая программа кружка Исследователь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харитонова Л.В. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя общеобразовательная школа г. Перевоза»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы
от 02.09.2014г. № 113/7 -ПД
Образовательная программа
«Я познаю мир»
объединения дополнительного образования
«Исследователь»
рассчитана на детей 8 -9 летнего возраста
со сроком обучения на 1 год.
Педагог доп. обр.:
Харитонова Лариса Владимировна,
учитель начальных классов
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол от 27.08.2014г. №8
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ___________ Г.Л. Абрамова ____________2014г.
2014г.
г.Перевоз
Пояснительная записка В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В связи с этим в школе организована работа объединения дополнительного образования «Исследователь». Для максимального развития познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, разработана программа «Я познаю мир». Программа предусматривает проведение занятий в группах, парах, индивидуально, с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю на базе МБОУ СОШ г. Перевоза кабинет №303, которая рассчитана на детей 8-9 лет, со сроком реализации 1 год (38 часов). Занятия по данной программе могут проходить в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся. Настоящая программа разработана на основе: 1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Конвенции о правах ребенка от 02 ноября 1989 г., 3. Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., 4.Школьной целевой образовательной программы дополнительного образования «Учимся вместе» на 2014-2017 гг. от 28 августа 2014г. №110/1 ПД., 5.Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения Перевозского муниципального района средней общеобразовательной школы г. Перевоза. Актуальность программы «Я познаю мир» обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения, предлагаемые на занятиях, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС НОО у учащихся на занятиях объединения формируются следующие универсальные учебные действия.
- организационных (регулятивных),
- интеллектуальных (познавательных),
- оценочных (личностных),
- коммуникативных.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Задачи программы: - обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формирование коммуникативных навыков (партнерское общение); - формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); - формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; - развитие познавательных потребностей и способностей, креативность.
Ожидаемые результаты программы
У учащихся должны сформироваться следующие умения: - уметь выявлять проблемы и определять направления исследования проблемы; - уметь задать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; - сформировать представления об исследовательском обучении и как стать исследователем; - развить интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Основные направления работы
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я познаю мир» реализует общеинтеллектуальное направление по внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. По результатам анкетирования родителей и детей, выбрано данное направление работы - 35%.
Духовно -
нравственное
Социальное
Общеинтел-
лектуальное
Спортивно-
оздоровительное
Общекультурное
20%
5%
35%
15%
25%
Учебный план
-
№
Разделы
Количество часов
Практика
Теория
Всего
1.
Основные методы исследования
3
1
4
2.
Учимся видеть проблему
4
2
6
3.
Тема, предмет, объект исследования
9
5
14
4.
Школа «почемучек»
2
3
5
5.
Познаем родной край
2
2
4
6.
Как мы познаем мир
3
2
5
Итого:
23
15
38
Основные формы организации деятельности
Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Формы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Работа объединения, предусматривает применение следующих технологий: -уровневая дифференциация; -проблемное обучение; -моделирующая деятельность; -поисковая деятельность; -информационно-коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии. В программу включены не только практические работы, но и теоретические занятия, темы бесед, рассказов с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий), расширяющие кругозор детей.
Схема взаимодействия
МБУК «Перевозский районный Музейно-выставочный центр»
МБУК
«Перевозская
ЦБС»
МБУК «Перевозская ЦКС»
МБОУ ДОД «Перевозский ДЮЦ»
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование тем
Коли-чество
часов
Дата проведения
1.
Вводное занятие.
1
2
Основные методы исследования.
1
3
Как задавать вопросы?
1
4
Коллективная игра -исследование.
1
5
Учимся выделять главное и второстепенное.
1
6
Учимся выделять главное и второстепенное.
1
7
Роль исследований в нашей жизни.
1
8
Учимся видеть проблемы.
1
9
Что можно исследовать? Формулирование темы.
1
10
Как задавать вопросы? Банк идей.
1
11
Тема, предмет, объект исследования.
1
12
Организация исследования. (практическое занятие.)
1
13
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
1
14
Коллекционирование.
1
15
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
1
16
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
1
17
Сообщение о своих коллекциях.
1
18
Что такое эксперимент.
1
19
Как подготовить сообщение
1
20
Как подготовить результат исследования.
1
21
Сбор материала для исследования.
1
22
Обобщение полученных данных.
1
23
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
1
24
Учимся выбирать дополнительную литературу
1
25
Школа «почемучек»
1
26
Школа «почемучек»
1
27
Удивительный вопрос
1
28
Удивительный вопрос
1
29
Индивидуальная консультация.
1
30
Посещение музейно-выставочного центра
1
31
Исследователи и выдающиеся люди Нижегородской земли.
1
32
Исследователи и выдающиеся люди Нижегородской земли.
1
33
Полезные ископаемые Нижегородской области
1
34
Как мы познаем мир
1
35
Обоснованный выбор способов выполнения задания
1
36
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.
1
37
Праздник Победы глазами детей (подготовка и показ презентации )
1
38
Итоговое занятие. Что мы узнали, чему мы научились.
1
Методическое обеспечение программы
-
№
Раздел
Форма занятия
Приёмы и методы организации учебно-воспитательно-го процесса
Методический и дидактический материал (фильм, схемы)
Техническое оснащение занятий (аудио, видео, проектор)
Форма подведения итогов по каждому разделу
1.
Основные методы исследования
беседа
беседа, объяснение
презентация
ноутбук, проектор
коллективная игра-исследование
2.
Учимся видеть проблему
беседа
анализ, объяснение, практическое наблюдение
презентация,
ноутбук, проектор
круглый стол, занятие-практикум
3.
Тема, предмет, объект исследования
практичес-кая работа, беседа
практическое наблюдение
фотографии, презентация, фильм
ноутбук, проектор
практическая работа (презентация)
4
Школа «почемучек»
практичес-кая работа, беседа, экскурсия
беседа, практическое наблюдение, анализ
презентация
ноутбук, проектор
экскурсия в библиотеку
5
Познаем родной край
беседа
объяснение, беседа
фотографии, презентация, фильм
ноутбук, проектор
посещение краеведческого музея
6
Как мы познаем мир
беседа, диспут
беседа, практическое наблюдение
фотографии, презентации, фильм
ноутбук, проектор
викторина «Я познаю мир»
Содержание программы
-
Основные методы исследования (4 ч.):
-
Учимся видеть проблему (6 ч.):
- Тема, предмет, объект исследования (14 ч.):
- Школа «почемучек» (5ч.):
- Познаем родной край (4ч.):
- Как мы познаем мир (5ч.):
Список литературы
Для учителя:
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
- Савенков А.И. Я - исследователь. Издательство дом «Фёдоров». 2012
Для учащихся:
- Савенков А. И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012.
- Савенков А. И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012.
- Детские энциклопедии.
Электронные ресурсы:
-
Коллекционирование- Википедия ru.wikipedia.org›Коллекционирование
-
Журнал «Исследователь.ru» researcher.ru/noo/teorii/a_3q8khg.html.
-
Знаменитые люди Нижегородской земли. zemljaki.mybb.ru›Нижегородцы
-
Музеи Нижегородской области
ru.wikipedia.org›Музеи Нижегородской области