Знакомство с произведением Н. Носова Живая шляпа (литературное чтение)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение учитель Талалай О.А.

Тема: «Н. Н. Носов «Живая шляпа» анализ произведения».

«Смешное в рассказах Носова». (слайд №1) Цели и задачи урока: формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа рассказа; развивать чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником: учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с содержанием прочитанного анализировать иллюстрацию; уточнить представления детей о смелости и трусости, развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание; воспитывать доброе отношение друг к другу. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, учебник «Родная речь» книга 2 автор Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова , плакат-аппликация, иллюстрации к игре.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

    1. Мотивация.

-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет, сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… (слайд №2)

Привет, сосед!

Улыбнись-ка мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

  1. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по творчеству Николая Носова.

- В гостях какого рассказа мы были на прошлом уроке?

  1. Создание проблемной ситуации.

Мы продолжаем путешествие по произведениям Н. Носова. Наше путешествие привело нас к загадкам. (слайд №3)

ЧЗнакомство с произведением Н.Носова Живая шляпа (литературное чтение)то за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!

Вопросы учителя:

- О ком загадка?

- Назовите повадки кошек?

- Ребята, а вы любите кошек?

- Почему я вам показала картину про кошку?

- Как думаете?

4. Целеполагание. Формулировка темы урока.

- Молодцы! Н. Носов написал нам интересный рассказ «Живая шляпа», где главный герой котенок. 5. Изучение нового материала. (слайд №4)

Знакомство с произведением Н.Носова Живая шляпа (литературное чтение)Знакомство с произведением Н.Носова Живая шляпа (литературное чтение)Знакомство с произведением Н.Носова Живая шляпа (литературное чтение)



- Ребята, сегодня мы с вами проводим урок внеклассного чтения по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя Николая Николаевича Носова. В этом году исполнилось бы 108 лет со дня его рождения. -Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов (подойти к выставке книг), таких, как «Огурцы», «Автомобиль», «Телефон», «Огородники», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазёры»; и повестей «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Но самый знаменитый роман - сказка « Приключения Незнайки и его друзей». - К этому занятию вы успели прочитать его рассказы и сказки, нарисовали к ним замечательные рисунки. - Чем вам запомнились рассказы и сказки? - Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.)
(слайд №5) Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве. Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна - рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису. (слайд №6) Николай подрос и стал учиться в киевской гимназии. О своём детстве Носов писал: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И нужные и ненужные. …Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне…. Пел в школьном хоре…. Играл в оркестре на скрипке, гитаре…. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный журнал «Икс», для которого писались рассказы, повести и даже роман с продолжением». (слайд №7) Прежде чем стать писателем, Николай Носов работал в цементной бригаде, на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел поступить на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в то время его привлекло кино. В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии « Мосфильм» режиссёром. Носов - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды. Писать детские рассказы стал после рождения сына. Сначала просто рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете… …а потом первый рассказ "Затейники" был опубликован в журнале "Мурзилка" в 1938 году. Он автор многих книг для детей. Но славу ему принесла повесть-сказка о приключениях маленького человечка Незнайки. Каждая книга имела огромный успех не только у детей, но и у взрослых. Вот так слушали Николая Николаевича в аудиториях. Он награжден Государственными премиями нашей страны, двумя орденами, а также медалями. «Смешное в рассказах Н.Н.Носова» Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы продолжим работать над произведением этого автора. (слайд №8) Напомните, как называется это произведение? Чтение с остановками: (слайд №9) 1 остановка: «Он как подпрыгнет- и уцепился когтями за шляпу.» - Что будет делать дальше Васька? - А кто думает по-другому? - А ты как считаешь? (слайд №10,11) 2 остановка: «Он подошел, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит:» - Почему Володя закричал? - А ты как думаешь? - А что еще могло произойти? - Почему дети так испугались? - Что страшного мог увидеть Володя? (слайд №12,13) 3 остановка: «Шляпа как подскочит кверху» - Как вы считаете, почему подскочила шляпа? - Что мог увидеть Вадик под шляпой? (слайд №14,15) 4 остановка: «до конца» - Почему шляпа оказалась «живой»? - Ваши предположения оправдались? - Какие? (Некоторые дети угадали, а кто-то нет) (слайд №16-21) 6. Физминутка. (слайд №22) Сейчас у нас физкультминутка, (Наклоны влево, вправо) Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, (Встали на носочки, потянулись) А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Что б сидеть нам было легче. (Вращения согнутыми руками) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. 7. Первичное закрепление. - Совпали ваши прогнозы или нет? (Во многих случаях прогнозы совпадали, иногда - нет.) - Назови главных героев рассказа? - Как меняется их настроение на протяжении всего рассказа - Живая шляпа. * Почему, когда я читала рассказ, вы смеялись, а ведь мальчикам, героям рассказа, было совсем не до смеха? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем первую часть рассказа, до слов «Что - то плюхнулось - упало на пол». Дети выполняют задание. *Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? - Нет. *А читатели? - Да. * Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчишки или трусишки? Дети дают разные ответы.

  • Чтобы понять характер мальчиков, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки героев, что и как о них рассказывает.
Дети читают вторую часть рассказа до слов «Ай - прыг на диван. Володя за ним». *Что же испугало мальчиков? - Шляпа, которая двигалась. *Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? - Да. * Найдите в тексте слова, которые говорят об этом. Ответы детей. *Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно? - Да. Дети читают следующий отрывок до слов «…прибежали на кухню». * Какими словами говорит автор о состоянии мальчиков? - Трясутся от страха. * Герои очень испугались, они тряслись от страха. Что же они предприняли? Дети читают до слов «…и стали швырять её в шляпу». *Кто из мальчиков, Володя или Вадик, вам больше нравится? Кто из них посмелее? Ответы детей.

8. Работа по учебнику.

Самостоятельная работа (по карточкам).

Откройте учебник, прочитайте рассказ и выполните задание по карточкам.

(Дети работают по таблице. Прочитав авторские слова, дети должны дописать в таблицу, какое чувство испытывали герои).

Чувство мальчиков (слайд №23)

Увлечение

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Испуг

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

- Ай! - и прыг на диван.

Страх

-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

-Куда?

-Пойду к себе домой.

-Почему?

-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Радость

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость. 8.1. Игра на внимание (слайд №24) На доску вывешиваются иллюстрации: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята. * Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите «лишние» предметы. Молодцы! Вы все были очень внимательны и нашли «лишнее». Вернёмся к рассказу. Сейчас мы узнаем, кто был самым внимательным. Ответьте на такой вопрос Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы: Володя или Валик? Найдите и подтвердите словами текста.

  • Перечитайте эпизод рассказа, который вам показался самым интересным.

9. Подведение итогов урока.

На доске даны пословицы:

  1. Пуганая ворона и куста боится.

  2. У страха глаза велики.

  3. Робкого и тень страшит.

  4. Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и на встречу ему идет.

- Соотнесите пословицу с текстом рассказа. Какая пословица могла бы стать заголовком произведения?

- Почему вы так считаете?

Стихотворение про шляпу (слайд №25)

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Крылов Денис

- Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книга друзья заходит в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

10. Рефлексия (слайд №26)

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех.

А смех - дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по - настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком - либо забавном случае. Этому мы и научились на уроке на примере рассказов Н. Н. Носова.

- Наше путешествие подошло к концу.

- Покажите с каким настроением вы сегодня заканчиваете урок?

- Прикрепите свой смайлик к доске.

Дома еще раз прочитайте рассказ и ответьте на вопросы в конце произведения (слайд №27)

© 2010-2022