- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира на тему «Как связана неживая и живая природа?»
Урок окружающего мира на тему «Как связана неживая и живая природа?»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Папышева В.А. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проект урока по окружающему миру
Учитель: Папышева Валентина Александровна (Тарногский район, БОУ «Слудновская НОШ»)
Предмет: окружающий мир, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Тема урока: «Как связана неживая и живая природа?» Место урока в теме:1-й урок в теме «Неживая и живая природа Земли» Тип урока: открытие новых знаний. Цель: учить детей устанавливать связи между неживой природой и живой.
Планируемые результаты: Предметные
Метапредметные Личностные Научатся: выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам.
Получат возможность научиться: находить взаимосвязи живой и неживой природы;. различать объекты неживой и живой природы
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Задачи урока: 1. Создать проблемную ситуацию для мотивации обучающихся к учебной деятельности и формирования ими учебной проблемы о неживой и живой природе. 2. Знать признаки живой природы. 3. Способствовать развитию умения группировать объекты живой и неживой природы. 4. Понять отличие неживой природы от живой 5. Учить называть изменения в природе, связанные со сменой времени года
Оборудование к уроку: Учебник «Окружающий мир» 2 класс (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), словари, энциклопедии.
Содержание и технологии урока:
Этапы урока; задачи деятельности обучающихся Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
- Мотивационный
Урок окружающего мира
Стихотворение о природе.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг… (природа) - Назовите объекты природы, которые встретились у нас в стихотворении! - А как называется наука, изучающая природу? - Как называются ученые, занимающиеся изучением природы? - Мы, ребята, тоже отправимся в природу и выступим в роли биологов. - В какое время года можно наблюдать за объектами природы? - В какое время года вам больше нравится природа?
Ответы детей.
Ответы детей
Ответы детей.
Работа со словарем: биология, биолог.
Ответы детей.
Коммуникативные (высказывания детей)
Познавательные: информационные (поиск и извлечение информации)
- Целеполагание
-Откройте учебник на стр. 35. - Какой новый раздел начнем изучать? - А могут ли быть связаны, живая и неживая природа? У нас появились разногласия при ответе на этот вопрос! Тогда попробуем ответить на него в течение урока. - Какая же тогда будет тема нашего урока? - Как вы думаете, что нам предстоит узнать?
- Как вы думаете, с чего нужно начать изучение? - А дальше?
- Чем обычно завершаем урок?
«Неживая и живая природа Земли».
Ответы детей
«Как связаны неживая и живая природа?»
Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить отличие неживой природы от живой и учиться называть изменения в живой и неживой природе в разное время года.
Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий.
-
Вспомнить, что такое природа.
-
Определить отличие неживой природы от живой.
-
Определить влияет ли неживая природа на живую.
-
Учить называть изменения в природе, связанные со сменой времени года.
-
Ответить на вопросы и оценить свои достижения.
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Регулятивные (планирование действий)
- Изучение нового
- Давайте оценим себя на этом этапе урока.
- Что дальше будем делать? - Открываем учебник на стр. 35. - Поработаем в парах. - Прочитайте., обсудите и запишите признаки живой природы. Вспомните правила работы в парах.
- Оцените работу своей пары! - Попробуйте определить к какой природе относится следующее: дерево, море, луна, бобр, человек. - Подведем итог по второй задаче! Назовите признаки живой природы!
- Назовите 3-ю задачу.
- Определить влияет ли неживая природа на живую, прочитав учебник стр. 36
ФИЗМИНУТКА - Узнать, что такое природа.
- Ответы детей.
- Учебник, энциклопедия, интернет, атлас определитель
Работа с текстом.
Определить отличие неживой природы от живой.
Самостоятельная работа детей.
Взаимопроверка.
Ответы детей
Дети , прочитав абзац говорят, как влияет неживая природа на живую Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные (высказывания детей)
Познавательные (информационные: поиск, фиксация,извлечение информации)
Коммуникативные (взаимодействие)
Регулятивные(оценка
Познавательные логические (умозаключение)
Познавательные логические (причинно-следственные связи)
- Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Учитель прочитывает два небольших рассказа: « Осень», «Зима пришла», а дети отвечают на вопросы учебника на стр. 36-37.
Учить называть изменения в природе, связанные со сменой времени года. Дети слушают рассказы, рассматривают иллюстрации в учебнике стр. 36. Регулятивные(удержание цели урока)
Регулятивные (самоконтроль)
- Рефлексия
Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями - Какая у нас последняя задача?
- А сейчас наши биологи ответят на итоговые вопросы, выполнив тест.
- Проверьте и оцените свой результат.
-По сумме ваших баллов оцените себя.
- Кто хочет рассказать о своей оценке?
- Решение каких задач у вас вызвали затруднения?
- Почему?
- Пригодятся ли нам данные знания в жизни? И как? Ответить на вопросы и оценить свои достижения.
Дети выполняют тест
Самооценка детей по критериям:
3 б. - Знаю как связана неживая и живая природа и умею выделять признаки живой природы.
2б. - Умею выделять признаки живой природы, но не знаю как связана неживая и живая природа. 9 и наоборот)
1б. - у меня недостаточно знаний по данной теме.
Ответы детей. Регулятивные(удержание цели урока) Регулятивные (самоконтроль, самооценка)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешкости учебной деятельности)
Тест «Живая и неживая природа»
1. Какое выражение правильно? Природой называют все то,
А) что окружает человека;
Б) что сделано руками человека;
В) что окружает человека и не сделано его руками.
2. К живой природе относится:
А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.
3. К неживой природе относится:
А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.
4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): растения, грибы, животные, вода, человек - это живая природа.
5. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): солнце, растения, звезды, вода, камни - это неживая природа.
6. Дополни предложение:
Живая и неживая природа______________________________________________________. Например:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Учитель: Папышева Валентина Александровна
Класс: 2
Предмет: «Окружающий мир». Тема: «Как связана неживая и живая природа?»
Тип урока: открытие новых знаний Преподавание окружающего мира ведется по учебнику «Окружающий мир» 2 класс (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов)
Урок проведен по типу открытие новых знаний, соблюдена структура проведения данного учебного занятия
- Мотивационный.
- Целеполагание.
- Изучение нового материала.
- Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
- Рефлексия.
Задачи урока: 1. Создать проблемную ситуацию для мотивации обучающихся к учебной деятельности и формирования ими учебной проблемы о неживой и живой природе. 2. Знать признаки живой природы. 3. Способствовать развитию умения группировать объекты живой и неживой природы. 4. Понять отличие неживой природы от живой 5. Учить называть изменения в природе, связанные со сменой времени года
Поставленные задачи старалась реализовать через проблемно-деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, цели урока, для этого использовала занимательный материал, проблемную учебную беседу, т.е. нестандартно подвела учащихся к теме урока, к тому, чему они должны найчиться. Для мотивации учащихся была создана проблемная ситуация. На этапе изучения нового материала была использована работа в парах и поиск информации в дополнительных источниках. Для этого опиралась на проблемные, частично-поисковые методы, старалась использовать жизненный опыт учащихся.. На этапе формирования первичных умений на основе самоконтроля учащимся предлагалось разделить на группы. Учащиеся с помощью учителя сформировали тему урока, и поставили цел и задачи, которые должны быть достигнуты на данном уроке. Совместно с учащимися определили объекты живой и неживой природы. Физпауза способствовала тому, чтобы учащиеся не только отдохнули, но и с новыми силами включились в работу. Для отработки материала, для первичного закрепления старалась применить групповую, индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в парах, выполняли задания «Признаки живой и неживой природы» Цель, отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки, а работа в парах способствовала развитию учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы; на данном этапе урока применяла не только занимательный материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок и логическое задание, что позволило выявить, как учащиеся могут различать объекты живой и неживой природы (главная задача учебного занятия). Считаю, что с данными заданиями учащиеся справились неплохо. На этапе рефлексии учащимся предлагалось определить взаимосвязь между живой и неживой природой. Учащиеся еще раз озвучивали цели урока и решали достигли ли мы поставленных целей или нет. Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы, но кроме этого прививалась любвь к природе, умение рассуждать, делать выводы, доказывать, работать в паре постоянного состава, группе, уметь слушать друг друга. Надо сказать, что на данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что важно особенно в начальной школе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха поощрения, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО, различные средства обучения). Думаю, что на уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, прослеживалось сотрудничество на уроке ( была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика), оказывала ученикам различные виды поддержки:, психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Все это было направлено на реализацию основной цели - создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися. По-моему, тема учащимися понята, умения отработаны практическими методами, главное внимание на всех этапах урока отведено различению живой и неживой природы. Я считаю, что этот урок универсальный для всех видов программ.
Сравните универсальные учебные действия и общеучебные умения.
ОУ
УУД
Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) Управленческие умения (учебно-организационные умения (организация учебного труда)) планирование, т.е. определение целей и средств их достижения организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов; контроль, т.е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов; регулирование, т.е. корректировка планов и процесса их реализации; анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов Регулятивные (целеполагание; планирование; прогнозирование; коррекция - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция) Информационные умения (учебно-информационные умения (работа с книгой и другими источниками информации, учебно-коммуникативные умения (культура устной и письменной речи)) Умения работать с письменными текстами: Сканирование Аналитическое чтение Таблица Схемы Графики Тезис Аннотация Конспект Рецензии Рефераты Умения работать с устными текстами Умения работать с реальными объектами как источниками информации
Коммуникативные Видами коммуникативных действий являются: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Логические умения Анализ Синтез- Причина Следствие Сходство Различие Суждение Классификация Понятие Родовое понятие Видовое Компоненты доказательства, т.е. тезис, аргументы и форму доказательства. Индукция Дедукция Определение и решение проблемы выдвижение гипотез и их обоснование
Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.