Урок литературного чтения «Школа в Ясной Поляне. Учебные книги»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Пгт. Нижний Одес МР «Сосногорск»

Республика Коми







Проект урока литературного чтения



Устилко Валентина Ильинична


Учитель начальных классов
































Урок литературного чтения в 4 классе


Тема: «Школа в Ясной Поляне. Учебные книги».


Общедидактическая ель урока: - создание условий для осознания и осмысления

учащимися информации,

применения знаний и умений в знакомой и новой

учебной ситуации через общеклассную, парную и

индивидуальную формы организации

познавательной деятельности учащихся.

Триединая цель урока:- знакомство с историей создания школы в Ясной Поляне

Л.Н.Толстым, историей создания «Азбуки»;

- формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка

навыков грамотного читателя;

- воспитание интереса к литературному наследию Л.Н.Толстого.

Оборудование:- мультимедийное оборудование;

-компьютерная презентация;

- выставка книг Л.Н.Толстого;

- иллюстрации к инсценировке;

- задания для работы в парах:

  • Стихотворение «Чудетство»;

  • Страницы «Азбуки»;

  • 10 правил жизни Льва Толстого.

Ход урока:

  1. Организационное начало.

- Доброе утро, дорогие ребята. Я приглашаю вас на урок литературного чтения.

Сегодня вам нужно быть особенно внимательными, поскольку предстоит серьёзная работа.

  1. Артикуляционная зарядка, разминка.

-На столах - карточки розового цвета.

- Прочитайте стихотворение выразительно:

В чудетство откроешь окошки-

Счастливень стучит по дорожке,

Цветёт веселютик у речки,

И звонко поют соловечки.

А где-то по дальним дорогам

Бредут носомот с бегерогом...

Мы с ними в чудетство скорее пойдём-

Спешит торопинка под самым окном,

Зовёт нас глядеть-заглядеться:

Что там за окошком?

Чу! Детство!

-Чем понравилось вам это стихотворение?

-Какие необычные слова в нём встретились?

-Прочитайте последнее слово.

- Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем.

СЛАЙД 1

-Найдите связь между названием раздела и последним словом стихотворения.

- Раздел называется «История детской литературы».

Дети объясняют связь этих двух понятий.


  1. Введение в проблему, постановка учебных задач.

-В 4 классе мы с вами совершаем путешествие в историю детской литературы.

Внимание на слайд. Задание для самых внимательных.

СЛАЙД 2.

Свяжите исторические даты с фамилиями детских писателей.

17 век - Савватий, С. Полоцкий, К. Истомин

18 век - Н.Новиков, А. Шишков -

Начало 19 века - И.А.Крылов, А.Погорельский, А.С. Пушкин, В.И.Даль, В.А.Жуковский

19 век - А.Ишимова, С.Аксаков

- Попробуйте догадаться, о ком я говорю: «Дюжой, гладкий и некрасивый. Борода чёрная, как цыганская. Волосы длинные, нос широкий. А как начнёт улыбаться, сразу понравится»

СЛАЙД 3

- Это Л.Н.Толстой. Подумайте, какое отношение имел Л.Толстой к детской литературе? Определите, что предстоит нового узнать?

Мы узнаем о жизни Л.Н.Толстого, чем он занимался.

-Да, сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Л.Н.Толстого и его творчеством, узнаем много любопытного.


  1. Знакомство с детством великого писателя.

СЛАЙД 4 (читает ученик)

Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1928 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье.

Мать - Мария Николаевна, была образованной женщиной, знала английский, немецкий, французский и итальянский языки. Она была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, которые сочиняла сама.

- Отец - Николай Ильич Толстой, отставной полковник, помещик Тульской губернии.

Когда маленькому Лёве было полтора года, умерла его мать, а в семилетнем возрасте он остаётся без отца. Кроме него, в семье был ещё старший брат - Николай и сестра Мария. Воспитанием детей занималась тётушка - Пелагея Ильинична Юшкова.

СЛАЙД 5

Большую часть своей жизни прожил Лев Николаевич в своей усадьбе в Тульской области. Как оно называлось?

СЛАЙД 6

Что открыл в Ясной Поляне Л.Толстой?

  1. Изучение нового материала.

-Дома вам нужно было прочитать авторский текст. Сейчас - блиц-опрос. На вопросы нужно давать чёткие, полные ответы. Итак, начали!

  • Как называли старый вяз в парке усадьбы? Дерево бедных

  • В каком году была открыта школа? 1859 г.

  • Для кого она была открыта? (для всех желающих)

  • Сколько стоило обучение в школе? (бесплатно)

- А сейчас мы посмотрим, как вы ориентируетесь в тексте. На заданный вопрос нужно будет прочитать предложение или его часть из текста.

Выборочное чтение:

  • Куда Николай Александрович пригласил Игоря и Олю?

  • С кем познакомились ребята во время путешествия?

  • Почему Вася Морозов не мог задержаться после школы с ребятами?

  • Как произошла первая встреча с учителем Васи Морозова и остальных ребят?

  • Как выглядела классная комната?

-Какие детские книги для учения написал Л.Толстой?

СЛАЙД 7 6. Знакомство с учебными книгами Л.Н.Толстого - «Азбукой» и «Новой Азбука». -Открываем с. 188 учебника. Вы видите фотографии «Азбуки» и «Новой Азбуки». Какие особенности этих книг вы заметили? А теперь мы прочитаем авторский текст на странице 190.(по предложению) (последний абзац). -Сколько лет работал Л.Толстой над «Азбукой»? - В каких жанрах писал Л.Толстой? - Легко ли было писать Толстому? Вышла «Азбука» в 1872 году. Некоторые рассказы в этом учебнике помогли написать Толстому его ученики. Через три года появилось второе издание под названием "Новая азбука". "Новая азбука" обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы. Несколько позже были изданы четыре тома "Русских книг для чтения". Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. В школьной библиотеке имеется современное издание «Азбуки» Л.Толстого. 7. Исследовательская работа. А сейчас - работа в парах. Вам предстоит познакомиться со страницами «Азбуки». (Приложение) 1 страница. - Что было напечатано? -Чем необычно содержание? 2 страница - Что видите перед собой? - Какие особенности можете отметить? -Объясните смысл этого предложения. 3 страница - Попробуйте прочитать то, что написано. - Инсценировку одного из рассказов приготовили наши ребята.

Инсценирование рассказа «МЫШИ». -Найдите общие и отличительные особенности изложения учебного материала «Азбуки» Льва Толстого и современной «Азбуки». Общее - используется принцип « от простого к сложному», Начинается изучение букв, затем - слоги, потом- слова и тексты. Отличие: встречаются незнакомые буквы, слова, выражения. Нет рисунков, иллюстраций. Используется один цвет в оформлении - чёрный. -Интересно ли было читать? Язык Толстого прост и понятен детям. -Для чего Лев Толстой написал свою «Азбуку»? 8. Осознание и осмысление учебной информации. Ответ на проблемный вопрос: Для чего Лев Толстой открыл школу в Ясной Поляне? (Хотел научить детей читать и писать, чтобы они могли больше знать, он хотел научить детей грамоте, потому что образованному человеку легче жить). Каким человеком он был? (любил и хорошо понимал детей, был справедливым человеком, умным, грамотным.) 9. Закрепление учебного материала. Конкурс «Самый внимательный читатель». СЛАЙД 8 10. Подведение итогов, рефлексия. Работа в парах. В конце жизни Л.Толстой преподал своему внуку Васе 10 уроков жизни. Это 10 правил, которые нужно выполнять всем людям. Познакомьтесь с ними в паре (чтение цепочкой) и выберите 1 правило для себя, которое подходит вам больше всего, аргументируйте свой выбор.

10 уроков жизни, данных Львом Толстым своему внуку:

  1. Делай по возможности сам, не будь «барином».

  2. Не будь назойлив.

  3. Будь внимателен.

  4. Не надо жадничать.

  5. Не нервничай, держи себя в руках.

  6. Будь твёрд и стоек.

  7. В игре, спорте, в труде - будь разумен.

  8. Будь организованным.

  9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.

  10. Имей своё мнение.

11. Итог, оценивание, домашнее задание.

-Назовите литературные жанры, в которых работал Лев Толстой.

Домашнее задание - завтра на урок вам нужно принести книги с его произведениями.

Благодарю за работу.



Приложение

Страница 1


Урок литературного чтения «Школа в Ясной Поляне. Учебные книги»

Страница 2

Урок литературного чтения «Школа в Ясной Поляне. Учебные книги»

Страница 3

Урок литературного чтения «Школа в Ясной Поляне. Учебные книги»

© 2010-2022