- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения «Школа в Ясной Поляне. Учебные книги»
Урок литературного чтения «Школа в Ясной Поляне. Учебные книги»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Устилко В.И. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Пгт. Нижний Одес МР «Сосногорск»
Республика Коми
Проект урока литературного чтения
Устилко Валентина Ильинична
Учитель начальных классов
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: «Школа в Ясной Поляне. Учебные книги».
Общедидактическая ель урока: - создание условий для осознания и осмысления
учащимися информации,
применения знаний и умений в знакомой и новой
учебной ситуации через общеклассную, парную и
индивидуальную формы организации
познавательной деятельности учащихся.
Триединая цель урока:- знакомство с историей создания школы в Ясной Поляне
Л.Н.Толстым, историей создания «Азбуки»;
- формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка
навыков грамотного читателя;
- воспитание интереса к литературному наследию Л.Н.Толстого.
Оборудование:- мультимедийное оборудование;
-компьютерная презентация;
- выставка книг Л.Н.Толстого;
- иллюстрации к инсценировке;
- задания для работы в парах:
-
Стихотворение «Чудетство»;
-
Страницы «Азбуки»;
-
10 правил жизни Льва Толстого.
Ход урока:
-
Организационное начало.
- Доброе утро, дорогие ребята. Я приглашаю вас на урок литературного чтения.
Сегодня вам нужно быть особенно внимательными, поскольку предстоит серьёзная работа.
-
Артикуляционная зарядка, разминка.
-На столах - карточки розового цвета.
- Прочитайте стихотворение выразительно:
В чудетство откроешь окошки-
Счастливень стучит по дорожке,
Цветёт веселютик у речки,
И звонко поют соловечки.
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом...
Мы с ними в чудетство скорее пойдём-
Спешит торопинка под самым окном,
Зовёт нас глядеть-заглядеться:
Что там за окошком?
Чу! Детство!
-Чем понравилось вам это стихотворение?
-Какие необычные слова в нём встретились?
-Прочитайте последнее слово.
- Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем.
СЛАЙД 1
-Найдите связь между названием раздела и последним словом стихотворения.
- Раздел называется «История детской литературы».
Дети объясняют связь этих двух понятий.
-
Введение в проблему, постановка учебных задач.
-В 4 классе мы с вами совершаем путешествие в историю детской литературы.
Внимание на слайд. Задание для самых внимательных.
СЛАЙД 2.
Свяжите исторические даты с фамилиями детских писателей.
17 век - Савватий, С. Полоцкий, К. Истомин
18 век - Н.Новиков, А. Шишков -
Начало 19 века - И.А.Крылов, А.Погорельский, А.С. Пушкин, В.И.Даль, В.А.Жуковский
19 век - А.Ишимова, С.Аксаков
- Попробуйте догадаться, о ком я говорю: «Дюжой, гладкий и некрасивый. Борода чёрная, как цыганская. Волосы длинные, нос широкий. А как начнёт улыбаться, сразу понравится»
СЛАЙД 3
- Это Л.Н.Толстой. Подумайте, какое отношение имел Л.Толстой к детской литературе? Определите, что предстоит нового узнать?
Мы узнаем о жизни Л.Н.Толстого, чем он занимался.
-Да, сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Л.Н.Толстого и его творчеством, узнаем много любопытного.
-
Знакомство с детством великого писателя.
СЛАЙД 4 (читает ученик)
Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1928 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье.
Мать - Мария Николаевна, была образованной женщиной, знала английский, немецкий, французский и итальянский языки. Она была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, которые сочиняла сама.
- Отец - Николай Ильич Толстой, отставной полковник, помещик Тульской губернии.
Когда маленькому Лёве было полтора года, умерла его мать, а в семилетнем возрасте он остаётся без отца. Кроме него, в семье был ещё старший брат - Николай и сестра Мария. Воспитанием детей занималась тётушка - Пелагея Ильинична Юшкова.
СЛАЙД 5
Большую часть своей жизни прожил Лев Николаевич в своей усадьбе в Тульской области. Как оно называлось?
СЛАЙД 6
Что открыл в Ясной Поляне Л.Толстой?
-
Изучение нового материала.
-Дома вам нужно было прочитать авторский текст. Сейчас - блиц-опрос. На вопросы нужно давать чёткие, полные ответы. Итак, начали!
-
Как называли старый вяз в парке усадьбы? Дерево бедных
-
В каком году была открыта школа? 1859 г.
-
Для кого она была открыта? (для всех желающих)
-
Сколько стоило обучение в школе? (бесплатно)
- А сейчас мы посмотрим, как вы ориентируетесь в тексте. На заданный вопрос нужно будет прочитать предложение или его часть из текста.
Выборочное чтение:
-
Куда Николай Александрович пригласил Игоря и Олю?
-
С кем познакомились ребята во время путешествия?
-
Почему Вася Морозов не мог задержаться после школы с ребятами?
-
Как произошла первая встреча с учителем Васи Морозова и остальных ребят?
-
Как выглядела классная комната?
-Какие детские книги для учения написал Л.Толстой?
СЛАЙД 7 6. Знакомство с учебными книгами Л.Н.Толстого - «Азбукой» и «Новой Азбука». -Открываем с. 188 учебника. Вы видите фотографии «Азбуки» и «Новой Азбуки». Какие особенности этих книг вы заметили? А теперь мы прочитаем авторский текст на странице 190.(по предложению) (последний абзац). -Сколько лет работал Л.Толстой над «Азбукой»? - В каких жанрах писал Л.Толстой? - Легко ли было писать Толстому? Вышла «Азбука» в 1872 году. Некоторые рассказы в этом учебнике помогли написать Толстому его ученики. Через три года появилось второе издание под названием "Новая азбука". "Новая азбука" обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы. Несколько позже были изданы четыре тома "Русских книг для чтения". Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. В школьной библиотеке имеется современное издание «Азбуки» Л.Толстого. 7. Исследовательская работа. А сейчас - работа в парах. Вам предстоит познакомиться со страницами «Азбуки». (Приложение) 1 страница. - Что было напечатано? -Чем необычно содержание? 2 страница - Что видите перед собой? - Какие особенности можете отметить? -Объясните смысл этого предложения. 3 страница - Попробуйте прочитать то, что написано. - Инсценировку одного из рассказов приготовили наши ребята.
Инсценирование рассказа «МЫШИ». -Найдите общие и отличительные особенности изложения учебного материала «Азбуки» Льва Толстого и современной «Азбуки». Общее - используется принцип « от простого к сложному», Начинается изучение букв, затем - слоги, потом- слова и тексты. Отличие: встречаются незнакомые буквы, слова, выражения. Нет рисунков, иллюстраций. Используется один цвет в оформлении - чёрный. -Интересно ли было читать? Язык Толстого прост и понятен детям. -Для чего Лев Толстой написал свою «Азбуку»? 8. Осознание и осмысление учебной информации. Ответ на проблемный вопрос: Для чего Лев Толстой открыл школу в Ясной Поляне? (Хотел научить детей читать и писать, чтобы они могли больше знать, он хотел научить детей грамоте, потому что образованному человеку легче жить). Каким человеком он был? (любил и хорошо понимал детей, был справедливым человеком, умным, грамотным.) 9. Закрепление учебного материала. Конкурс «Самый внимательный читатель». СЛАЙД 8 10. Подведение итогов, рефлексия. Работа в парах. В конце жизни Л.Толстой преподал своему внуку Васе 10 уроков жизни. Это 10 правил, которые нужно выполнять всем людям. Познакомьтесь с ними в паре (чтение цепочкой) и выберите 1 правило для себя, которое подходит вам больше всего, аргументируйте свой выбор.
10 уроков жизни, данных Львом Толстым своему внуку:
-
Делай по возможности сам, не будь «барином».
-
Не будь назойлив.
-
Будь внимателен.
-
Не надо жадничать.
-
Не нервничай, держи себя в руках.
-
Будь твёрд и стоек.
-
В игре, спорте, в труде - будь разумен.
-
Будь организованным.
-
Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
-
Имей своё мнение.
11. Итог, оценивание, домашнее задание.
-Назовите литературные жанры, в которых работал Лев Толстой.
Домашнее задание - завтра на урок вам нужно принести книги с его произведениями.
Благодарю за работу.
Приложение
Страница 1
Страница 2
Страница 3