Урок литературного чтения Про обезьянку

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа №10 города Белогорск»




ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В 3 КЛАССЕ

ТЕМА: Б.С.ЖИТКОВ

«ПРО ОБЕЗЬЯНКУ»

Урок литературного чтения Про обезьянку

Подготовила учитель начальных

классов высшей категории:

Журавлева Нелли Владимировна


2016г.



Тема: Борис Степанович Житков «Про обезьянку».
Задачи урока:

  • продолжить работу над рассказом Б.Житкова; учить приёмам, способствующим осознанному выразительному чтению;
  • расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся
  • прививать интерес к чтению; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемый результат. УУД:
  • Познавательные общеучебные действия: формировать умения извлекать необходимую информацию, умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, формировать умение смыслового чтения, расширять словарный запас умение самостоятельно делать выводы.
  • Коммуникативные действия: формировать умения работать в коллективе, полно и точно выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.
  • Регулятивные учебные действия формировать умения контролировать (сличением способов действия и его результата с учебником).
  • Личностные: развивать познавательный интерес, формировать умение нравственно-этической ориентации, устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование:
  • учебник "Литературное чтение", авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова;
  • компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
  • рисунки учащихся, сделанные к прочитанному произведению;
  • учебник;
  • тетради со словарной работой;
  • заметки о жизни обезьян и их повадках;
  • ручка;
  • изображение пальмы;
  • маленькие обезьянки для рефлексии.
Тип урока: урок-исследования Технологии: деятельностного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Ход урока: 1 этап . Эмоциональный настрой на работу. Учитель: -Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости! -Каждый урок чтения - это урок общения. -И наш урок мы начнем с игры «Привет, сосед» Дети: Привет, сосед, улыбнись мне в ответ, я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил! (во время повтора слов дети стоят в кругу и держатся за руки, на словах ударяют по ладошкам рядом стоявшего ученика, а тот в свою очередь ударяет следующего) Учитель: -Ну и, конечно же, улыбнемся нашим гостям и поздороваемся. -Выберите предмет, который вам наиболее нравится. (яблоко, банан, клубника) Займите места согласно расположению их на столах. Работать сегодня мы будем группами вместе и дружно, проявляя уважение к участникам ни только своей группы, но и соседних групп. И девизом к нашему уроку я взяла такие слова Прочитайте хором (Слайд№1) Упустишь минуту - потеряешь час.

2 этап. Актуализация.

- Произведения какого раздела мы читаем? ("Люби живое") (Слайд №2)

Название самого раздела звучит как призыв: Люби всё живое!

К этому призывает нас и Евгений Евтушенко.

Речевая разминка. (Слайд №3)

- Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь..

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)

- О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень...) (Слайд №4)

- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает) (Слайд №5)

-Прочитайте стихотворение медленно шёпотом.

-Прочитайте стихотворение медленно в полголоса.

-Прочитайте стихотворение выразительно и громко.

(Чтение стихотворения)

-А теперь первая группа читает медленно и только шёпотом.

-Вторая быстро и только в пол голоса.

-Третья читает чередуя строчки по быстроте прочтения. Начнём с медленного прочтения, чередуя с быстрым.

-Ну и в заключении прочитайте ещё раз, теперь уже все громко и очень выразительно.

-В этом стихотворении есть строчка: "Берегите всех зверят внутри природы". Об одном из представителей этих зверей вы прочитали рассказ к сегодняшнему уроку.

-Какой рассказ вы читали дома? ( «Про обезьянку»). (Слайд №6)

-Кто автор произведения? (Борис Житков) (Слайд №7)

- Какое настроение у вас вызвало это произведение? (смешно, весело)

-А у вас есть у кого-нибудь такая обезьянка дома. (Нет. Есть только игрушечная) -Покажите своих любимцев всем. Вот они какие забавные и послушные. Скажите, как и почему эти обезьянки появились у вас дома. (Символ наступившего 2016 года. Год обезьяны). (Слайд №8) (Слайд №9) Посмотрите на доску. Вы видите несколько портретов. На каком из них изображён Житков Б. С.? А знакомы ли вам остальные авторы? (Крылов И.А., Л. Н. Толстой) А в каких произведениях этих авторов встречается образ обезьяны? (басня «Мартышка и очки», рассказ «Прыжок») (Слайд №10) Итак, вернемся к рассказу Б. Житкова «Про обезьянку». (Слайд №11)

-А вы хотели бы иметь дома такую живую обезьянку? А ваши мамы? (нет)

-И так: со стороны смотреть смешно, а брать никто не хочет.

Обезьянка никому не нужна. А почему?

3 этап. Тема урока и постановка цели.

Как можно сформулировать тему нашего урока? И что можно выяснить сегодня на уроке. Какова цель нашего урока?

Тема урока «Про обезьянку»

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, почему так весело наблюдать за проказами обезьянки со стороны, иметь дома такую обезьянку никто не хочет.

4 этап. Проверка домашнего задания:

- Что вы дома узнали про обезьян?

У обезьян много общих с человеком черт. Питаются обезьянки в основном растительной пищей. Передвигаются на четырёх конечностях, опираясь на тыльные стороны ладоней. При возбуждении и угрозе часто припадает на задние конечности. Продолжительность жизни составляет 30 - 40 лет.

5 этап. Анализ произведения. -При чтении произведения вам встречались непонятные и трудные слова. Вам было задано на дом найти совместно с родителями толкование этих слов в словаре. Откройте свои тетрадки и покажите мне их, чтобы я могла увидеть, кто справился с этим заданием. Я убедилась, что родители оказали вам большую помощь в выполнении этого задания, это радует. Давайте посмотрим на слова, которые вас заинтересовали. Ответы детей: -Зачитайте свои ответы. ПЕЛЕРИНКА - накидка на плечи, обычно не доходит до пояса. -А в каком эпизоде нам встретилось это слово? (стр. 90) (выборочное чтение) Свора - несколько собак, собравшихся вместе Казённый - то, что принадлежит государству Оба слова встречаются нам в одном абзаце. Какой именно эпизод в нем описывается? (стр. 93) Коротко расскажите. Контора- общее название предприятия хозяйственного назначения. Портсигар - карманная плоская коробочка для сигарет. А вы помните, что хранил в портсигаре отец главного героя? (конфеты, так как бросил курить) Сатана-Дьявол Аршин- старинная мера длины, равная 71 см. За пазухой- пространство между грудью и одеждой. -Какими словарями вы пользовались при выполнении этого задания? Обратите внимание. Здесь представлены разные словари, с которыми вы должны подружиться. Они на всю жизнь должны стать вашими верными друзьями и добрыми помощниками в объяснении любого непонятного слова. (Демонстрация словарей) - От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора рассказа) Для 1 группы:

- Как обезьянка попала к мальчику? Найдите отрывок в произведении. Прочитайте его по ролям. (стр. 83)

Для 2 группы: - Расскажите, как выглядела обезьянка. Найдите описание Яшки в учебнике. (стр. 83-84) Для 3 группы:

- Как обезьянка вела себя у новых хозяев? (стр. 84-85)

-Давайте рассмотрим рисунки детей, подготовленные дома.

-Охарактеризуйте свою обезьянку, которую вы изобразили. Какая она? (Выслушиваются ответы трёх групп, по одному участнику).

-Выберите слова, которые характеризуют поведение обезьянки в рассказе.

На доске: (Слайд №12)

Прыгнула маме на голову;

Строит морды, чавкает, зубы скалит;

Стал чесаться;

Прыгал по верхам: на буфет, на часы, на занавески, на картину;

Оскалился и защёлкал языком;

Надавал оплеух. (оплеуха - пощёчина)

-Это смешно? (нет)

- Папе тоже, наверное, было не смешно, поэтому он обезьянку и наказал.

-За что?

-Какое слово использует автор? (отдул, вздул)

-Как вы это понимаете?

-Прочитать отрывок о том, как обезьянка отомстила папе. (стр. 89)

- Найти отрывок, где говорится о случае с лампой.

-О какой лампе идёт речь? Прочитайте об этом. (стр. 91)

-Это смешно? (опасно)

(Слайд №13)

-Какую опасность представляет собой лампа, которая работает на керосине?

(Может быть причиной пожара, так как керосин -горючее вещество)

-Вспомним с кем пришлось встретиться обезьянке на улице? (с Каштаном)

-Что известно о Каштане?

-Найти отрывок, в котором говориться о встрече Яшки с Каштаном. (стр. 93)

- Как к Яшке относились дворовые животные? (Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе. Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее)

ФИЗМИНУТКА (В каждом маленьком ребёнке)

Задание по группам.

-У вас на столах лежит заметки про обезьян

Автора Светличной Марии «Приматы как домашние животные».

-Распределите нужную информацию из статьи в две колонки.

-Нужную информацию вырежьте и наклейте на листах в таблицу.

Почему люди хотят завести себе обезьянок?

Почему люди не желают брать себе домой обезьянок?

-Прочитайте, что вы выбрали.

(Работы крепятся на доску и зачитываются).

-Мы начали с того, что рассказ смешной. Сейчас вам тоже смешно?

-Наверное, было не смешно и тем, у кого обезьянка жила.

-Поэтому она ни у кого долго не задерживалась и все хотели от неё избавиться.

-Как её называют? (сатана)

- Что обозначает это слово? (Слайд №14)

Прочитайте выписку из толкового словаря русского языка ( Сатана - дьявол, злой дух.)

-Почему так произошло, почему её так назвали? Где должна жить обезьяна?

Давайте сделаем вывод.

ВЫВОД: Обезьяна - животное дикое и должна жить в природе. Все её повадки - это повадки дикого животного. (надо хорошенько подумать, прежде чем держать в своих квартирах диких животных: обезьян, змей, и т.д. Они могут быть опасны для окружающих, т.к. диким животным тяжело привыкнуть жить под крышей, в доме. Они часто покидают хозяев, проникают к другим людям - пугают их.)

А если всё таки мы взяли домой обезьянку, что мы должны соблюдать.

Какое главное правило?

-Если мы берём себе животное, то должны отвечать за него. - В чём заключается основная мысль рассказа? - Чему тебя научил рассказ? Взгляните на эти утверждения и продолжите одно из них: (Слайд №15)

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я знаю, что…
  • После урока мне захотелось…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • Сегодня я сумел…
-Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки. Оцените сами себя. Здесь вы видите лестницу успеха. Самая высокая ступенька - вершина пальмы. Поместите свою обезьянку на ту высоту пальмы, на сколько вы оцениваете свою работу на уроке. Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
  • Посмотрите, сколько здесь обезьян на самых высоких ветках пальмы. Значит, на уроке мы работали плодотворно!
Домашнее задание: -Приготовить краткий пересказ. - Разгадать кроссворд Житков B.C. "ПРО ОБЕЗЬЯНКУ" По горизонтали:
  1. Фрукт, которым кормили обезьянку.
  2. Лекарство, которым лечили Яшку.
  3. Предмет, в котором папа держал маленькие конфетки.
  4. Во что была одета обезьянка?
  5. Предмет, который висел у дамы на шее.
  6. Любимое лакомство обезьянки.
  7. Чего наелся Яшка на дворе?
  8. Что падало с потолка на папину шляпу?
  9. Пальто, которое было надето на мальчике.
По вертикали:
  1. Как звали обезьянку?
  2. Был он злой и царапучий.
  3. Какую одежду сшили для обезьянки?
  4. Чего не было у Яшки?
  5. Чем накрыли бедную обезьянку?
  6. Яшкина постель.
  7. Вожак собачьей стаи.
  8. Куда спрыгнула обезьянка с маминой головы?
  9. Сосуд, из которого Яков пил чай.
  10. На сколько пуговиц застегивался Яшкин жилет?




  11. 4
    1



















    11


    2










    7



    5







    6
    3








    4




















    8



    5














    9









    10

    6









    9

















    7



    8






















    Какого цвета была шерсть у обезьянки?

Ответы: По горизонтали: По вертикали:
  1. Яблоко 6. Конфеты 1. Яшка 7. Каштан
  2. Касторка 7. Изюм 2. Кот 8. Буфет
  3. Портсигар 8. Штукатурка 3. Платьице 9. Стакан
  4. Жилет 9. Шинель 4. Хвоста 10. Три
  5. Зеркальце 5. Платком 11. Рыжая
6. Корзина











© 2010-2022