Правила дорожного движения. Рабочая программа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………...

3

Учебно - тематический план ……………………………………………………………..

8

Содержание программы …………………………………………………………………..

12

Материально - техническое обеспечение ………………………………………………

16

Перечень ключевых слов …………………………………………………………………

20





Пояснительная записка.

Программа «Правила дорожного движения» составлена на основе Программы для начальных классов (Школа России, пособие для учителей общеобразовательных учреждений в 2-х частях, 4 - е издание, Москва, «Просвещение» 2010), примерного содержания программы по «Правилам дорожного движения» для 1-4 классов (авторы Л.П. Антонова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова ), а также примерного содержания программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов (авторы Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, а также в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», « О гражданской обороне» и собственных наработок тем).

Цель программы: Охрана жизни и здоровья юных граждан, их защита путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Задачи:

-Формировать умения работы с различными источниками знаний;

-Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения;

-Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося;

-Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика;

Общая характеристика внеурочной деятельности

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта.
Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой - они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей. И поэтому мы считаем, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому требуется, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, мы учитывали требования регионального стандарта, изучили рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.

Мы считаем, что ребенок - это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому наша программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей - это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эту программу можно использовать для учащихся 3-4 классов.

Каждое занятие по программе «Дорога и дети» помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. Главная задача - научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность. Проведение КВНов и мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся других классов.

Данная программа - это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.

Поурочное расположение материала, позволяет учителю рационально использовать время при подготовке к урокам. Данная программа доказывает свою эффективность.

Место внеурочной деятельности в базисном учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» в 3-4 классах начальной школы выделяется 68 ч, из них в 3 классах-( 1 ч в неделю, 34 учебных недели), в 4 классах-( 1ч в неделю, 34 учебных недели).

Ценностные ориентиры внеурочной деятельности

- аксеологичность представлений у детей об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами их поведения;
- комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД, образовательного учреждения , родителей, общественности;
- последовательность (этапность) понимания с учетом возрастных особенностей детей;
- доступность изучаемого материала;
- систематичность проведения мероприятий, согласно совместному плану работы - связь теории с практикой;
- научность.

Планируемые результаты

К концу3 класса дети должны:

Знать:

-откуда появились ПДД, кто ввел первые ПДД в нашей стране;

-правила поведения на дороге;

-дорогу в школу, где и как переходить дорогу;

-дорожный этикет;

-виды перекрестков;

- дорожные знаки;

-история возникновения светофора, виды светофоров, сигналы светофора;

-история появления на дорогах постовых;

-каким был первый транспорт, виды транспорта;

-оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП;

Уметь:

-переходить дорогу на улицах города;

- ориентироваться в дорожных ситуациях;

- оценивать своё поведение на дорогах;

-оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП;

К концу 4 класса дети должны:

Знать:

-историю появления велосипеда, правила движения на велосипеде;

-виды транспорта;

-правила поведения в транспорте;

-где можно и где нельзя играть, мостовая не для игры;

-причины возникновения ДТП;

-историю возникновения дорожных знаков;

-запрещающие знаки, предупреждающие знаки;

Уметь:

- применять знания правил дорожного движения на практике;

- безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;

- выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию;

- уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.);









Место внеурочной деятельности в учебном плане

№ п.п.

Разделы

Количество часов в учебном плане

3 класс

4 класс

всего

теория

практика

теория

практика

1.

Путешествие в историю ПДД.

2

2

2.

Дорога, что ты расскажешь о себе?

7

2

9

3.

Тротуар, что это такое?»

1

1

2

4.

В гости к Светофору Светофорычу».

3

2

5

5.

На дороге постовой, а кто он такой?

2

2

4

6.

Транспорт - каким ты был раньше?

1

2

3

7.

Первая помощь пострадавшему.

3

2

5

8.

Мой друг - велосипед.

3

4

7

9.

«Современный транспорт».

5

2

7

10.

Что такое ДТП?

4

4

8

11.

В стране дорожных знаков.

7

2

9

12.

Итоговые занятия.

3

1

3

7

Итого

22

12

22

12

68



Учебно-тематический план

Тематическое планирование для 3-го класса

(1ч. в неделю, 34 ч. в год)

п.п

Раздел

Темы занятий

Часы

Теория

Практика


«Путешествие в историю ПДД.»

2 часа




1

Откуда появились ПДД.

1

2

Кто ввел первые ПДД в нашей стране Тест: Первые правила дорожного движения.

1

«Дорога, что ты расскажешь о себе?»

9 часов

3

Улица полна неожиданностей.

1

4

Что значит слово «Дорога».

1

5

Правила поведения на дороге.

1

6

Дорога в школу.

Наша улица, наш район.

1

7

Где и как переходить дорогу.

1

8

Дорожный этикет.

1

9

Виды перекрестков.

1

10

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

1

11

Практическое занятие. Выход на улицы города

1

«Тротуар, что это такое?»
2 часа

12

Что значит слово «тротуар

1

13

Практическое занятие. Выход на тротуары города

1

«В гости к Светофору Светофорычу».
5 часов

14

История возникновения светофора

1

15

Виды светофоров

1

16-17

Придумай сказку о Светофоре Светофорыче». Конкурс на лучшего «Светофорыча».

1

1

18

Тест: «Знание видов светофоров и их сигналов

1

«На дороге постовой, а кто он такой?».

4 часа

19

История появления на дорогах постовых

1

20

Практическое занятие. Наблюдение за работой ГИББД на улицах города».

1

21

Игра «Регулировщик»

1

22

Сигналы регулирования дорожного движения

1

«Транспорт - каким ты был раньше?»
3 часа

23-24

Каким был первый транспорт. Конкурс рисунков.

1

1

25

Что такое "Огненная тележка"?»
Конкурс поделок «Транспорт прошлого».

1

Первая помощь пострадавшему 5 часов

26-27

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП

1

1

28

Обработка ран и способы остановки кровотечения

1

29-30

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок

1

1

Итоговое занятие
4 часа

31

Повторение изученного за год. Тесты.

1

32

Мероприятие «Я и дорога».

1

33-34

Как я знаю правила дорожного движения. Обобщение. Конкурс рисунков.

1

1





Учебно-тематический план

Тематическое планирование для 4-го класса

(1ч. в неделю, 34 ч. в год)

№ п.п

Раздел

Темы занятий

Часы

Теория

Практика

«Мой друг - велосипед».
7часов

1

История появления велосипеда.

1

2

Правила движения на велосипеде.

1

3-4

Практическое занятие: «Учимся движению на велосипеде».

2

5

Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!».

1

6

От велосипеда к мопеду и мотоциклу.

1

7

Тест по ПДД

1

«Современный транспорт».
7 часов

8-9

Наш город и его транспорт. Конкурс рисунков.

1

1

10

Виды транспорта.

1

11

Значение номерных знаков

1

12-13

Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир».

1

1

14

Встреча с родителями, которые имеют автомобили или работают водителями».

1

«Что такое ДТП?»
8 часов

15

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

1

16

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

1

17

Причины возникновения ДТП.

1

18-19

Создание буклета «Помни, пешеход!».

2

20-21

Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД с целью предупреждения ДТП. Вручение детям - пешеходам буклетов «Помни, пешеход!»

2

22

Тест по ПДД

1

«В стране дорожных знаков».
9 часов

23

История возникновения дорожных знаков».

1

24

Запрещающие знаки.

1

25-26

Предупреждающие знаки. Конкурс рисунков.

1

1

27

КВН: «Я знаток дорожных знаков».

1

28

Знаки особого предписания и знаки сервиса.

1

29-30

Группы дорожных знаков».
Конкурс рисунков.

1

1

31

Тест по ПДД

1

Итоговое занятие.
3 часа

32

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения.

1

33

Повторение изученного за год. Тесты.

1

34

Мероприятие «Я с дорогой дружу».

1



Содержание программы

3 класс

«Путешествие в историю ПДД.»- 2 часа

История возникновения ПДД. Как появились правила дорожного движения.

1.Откуда появились ПДД.

2.Кто ввел первые ПДД в нашей стране. Тест: Первые правила дорожного движения.

«Дорога, что ты расскажешь о себе?»- 9 часов

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки. Правила поведения на дорогах для пешеходов и водителей транспортных средств. Улицы и правила разъезда на них. Перекрёстки. Ответственность за нарушение правил.

1.Улица полна неожиданностей.

2.Что значит слово «Дорога».

3.Правила поведения на дороге.

4.Дорога в школу. Наша улица, наш район.

5.Где и как переходить дорогу.

6.Дорожный этикет.

7.Виды перекрестков.

8.Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

9.Практическое занятие. Выход на улицы города.

«Тротуар, что это такое?» - 2 часа

Для чего предназначен тротуар. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним. Где и как ходить по улице, если нет тротуара.

1.Что значит слово «тротуар.

2.Практическое занятие. Выход на тротуары города.

«В гости к Светофору Светофорычу»- 5 часов

Как появился светофор. Новое о светофоре. Сигналы светофора, что они обозначают.

1.История возникновения светофора.

2.Виды светофоров.

4.Придумай сказку о Светофоре Светофорыче». Конкурс на лучшего «Светофорыча».

5.Тест: «Знание видов светофоров и их сигналов.

«На дороге постовой, а кто он такой?»- 4 часа

Что такое постовой и кто такой инспектор ДПС. Как работает ГИББД на улицах города.

1.История появления на дорогах постовых.

2.Практическое занятие. Наблюдение за работой ГИББД на улицах города».

3.Игра «Регулировщик».

4.Сигналы регулирования дорожного движения.

«Транспорт - каким ты был раньше?» -3 часа

История появления транспорта и правил дорожного движения.

1.Каким был первый транспорт. Конкурс рисунков.

2.Что такое "Огненная тележка"?»

3.Конкурс поделок «Транспорт прошлого».

Первая помощь пострадавшему- 5 часов

Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.

1.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.

2.Обработка ран и способы остановки кровотечения.

3.Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.

Итоговое занятие - 4 часа

Подведение итогов работы по программе. Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД.

1.Повторение изученного за год. Тесты.

2.Мероприятие «Я и дорога».

3.Как я знаю правила дорожного движения. Обобщение. Конкурс рисунков.

4 класс

«Мой друг - велосипед». 7часов

Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.

1.История появления велосипеда.

2.Правила движения на велосипеде.

3.Практическое занятие: «Учимся движению на велосипеде».

4.Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!».

5.От велосипеда к мопеду и мотоциклу.

6.Тест по ПДД.

«Современный транспорт». 7 часов

Что такое транспорт. Для чего служит транспорт. Какие бывают транспортные средства .

1.Наш город и его транспорт. Конкурс рисунков.

2.Виды транспорта.

3.Значение номерных знаков.

4.Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир».

5.Встреча с родителями, которые имеют автомобили или работают водителями».

«Что такое ДТП?» 8 часов

Почему нужно всегда соблюдать ПДД. Где нельзя играть. Отчего возникают опасные ситуации для жизни человека.

1.Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

2.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

3.Причины возникновения ДТП.

4.Создание буклета «Помни, пешеход!».

5. Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД с целью предупреждения ДТП. Вручение детям - пешеходам буклетов «Помни, пешеход!»

6.Тест по ПДД.

«В стране дорожных знаков». 9 часов

Зачем нужны дорожные знаки. В каких местах устанавливается знак «Дети». Какие дорожные знаки помогают пешеходу. На какие группы делятся все дорожные знаки. Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков. Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-указательных знаков. Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом. Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов.

1.История возникновения дорожных знаков».

2.Запрещающие знаки.

3.Предупреждающие знаки. Конкурс рисунков.

4.КВН: «Я знаток дорожных знаков».

5.Знаки особого предписания и знаки сервиса.

6.Группы дорожных знаков». Конкурс рисунков.

7.Тест по ПДД.

Итоговые занятия. 3 часа

Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД.

1.Знай правила дорожного движения как таблицу умножения.

2.Повторение изученного за год. Тесты.

3.Мероприятие «Я с дорогой дружу».





Материально-техническое обеспечение

Материально - техническое обеспечение включает минимально - допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно - лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.

При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д- демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф- комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).

Наименование объектов и средств материально - технического оснащения.

Количество

Примечания

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д

Примерные программы по ПДД

Д

Дидактические карточки

К

Учебно - методические пособия и рекомендации

Д

Журналы по ПДД и ОБЖ

Д

Печатные пособия

Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения)

Д

Технические средства обучения

Мегафон

Д

Экранно - звуковые пособия

Аудиозаписи

Д

Учебно - практическое оборудование

Дорожные знаки на подставках

Д

Двухколесный велосипед

(самокат - для 1 года обучения)

П

Манишки цветные для выступления в соревнованиях

К

Свисток и жезл (инспектора ПДД)

Д

Аптечка

Д

Спортивная площадка с разметкой (перекрёсток, основная дорога, тротуар)

Д





Список литературы для учителя

  1. Три сигнала светофора. [Текст]: Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

  2. Князева, Р.А. 100 задач по ПДД. [Текст]: Р.А.Князева / М: Педагогика,1997

  3. Шевченко,Г.В. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]: Волгоград,2003г

  4. Стряпкина,Н.Н. Безопасность на улицах и дорогах. [Текст]: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стряпкина, М. Д. Маханева.

  5. Агадюнова,К.В. Дети и дорожное движение [Текст]: (пособие для учителя)./ Составитель К. В. Агадюнова./- М.: Просвещение, 1978 г.

  6. Дорожная азбука. [Текст]: / - М., 1974.

  7. Правила дорожного движения. [Текст]: / - М., НИП 1993.

  8. Минниханова ,Р.Н. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах. [Текст]: Пособие /Под редакцией Р. Н. Минниханова, И. А. Халиуллина./ -Казань, 1995.





Список литературы для обучающихся

1. Филенко, М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. [Текст]: М: Просвещение,1985 .

2. Энциклопедия[Текст]: «Все обо всем».

3. Энциклопедия[Текст]: «Что? Где? Когда?».

4. Энциклопедия «Почемучка». [Текст]: - М.: Педагогика, 1987.

5. Якупов, А.М. Безопасность на улицах и дорогах. 1, 2, 3 классы [Текст]: А. М. Якупов.

6. Бабина,Р.П. «Советы дяди Степы». [Текст]: 3-4 класс/ Р. П. Бабина.





Ключевые слова:

1.Автоаптечка.

2.Буклет.

3.Доврачебная помощь.

4. Кровотечение.

5.Мостовая.

6. Номерной знак.

7.Постовой.

8.Перевязочные средства.

9 Регулировщик.

10. Светофорыч.

11. Сервис.

12. Транспортировка.

13. Этикет.



© 2010-2022