Программа внеурочной деятельности Почемучка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан


Рассмотрено на заседании ШМО МОБУ СОШ № 3 Протокол № __ от ____________ г. Руководитель ШМО ( Дутова О.В.) Согласовано на заседании МС Зам. директора по ВР (Ганиева И.А.) Протокол № __ от «___» ____2015 г.
Утверждено Директор МОБУ СОШ №3 (Крылов А.В.) Приказ № ___ от «__» ___2015 г.



Программа

внеурочной деятельности

«Почемучка»

на 2015-2016 учебный год

Возраст детей: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель: Шатанова Ирина Николаевна


Содержание программы:

1. Пояснительная записка 2. Тематический план

3. Календарно-тематическое планирование или содержание курса

4. Планируемые результаты 5.Информационно-методическое обеспечение или ресурсное обеспечение































Пояснительная записка

Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

П. Хаббард - амер. писатель Большую роль в процессе учебной деятельности школьни­ков начальных классов, как отмечают психологи, играет уро­вень развития познавательных процессов: внимание, воспри­ятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возмож­ностей детей.


Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Почемучка» общеинтеллектуального направления , составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А. Горского, 2011 г.

Актуальность заключается в том, что существует государственный заказ - ФГОС, социальный заказ родителей, пожелание детей на основе проведенного анкетирования Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом. 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. 6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Программа нацелена на формирование и развитие ценностно-смысловых, общекультурных и учебно-познавательных компетенций, а такжекомпетенции личностного самосовершенствования, которые

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности; от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Названные компетенции связаны с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологическими основами семейных, социальных, общечеловеческих явлений и традиций; ролью науки и религии в жизни человека. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы деятельности логической, методологической и общеучебной. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Компетенции личностного самосовершенствования. Эти компетенции направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Цель курса :

формирование мотивации к изучению математики в соответствии возрастными особенностями.

Задачи программы:

1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование математической компетенции;

2. Выявление и поддержка математически одаренных детей;

3. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

4. Пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;

5. Уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возрастная категория 8 - 9 лет.

Сроки реализации программы - 1 год

Программа рассчитана на 35час. ( 1 час. в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на становление и развитие интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

В программе реализован деятельностный и ценностно - ориентированный подходы:

Принципы реализации программы:



  • Ввключение обучающихся в активную деятельность.

  • ддоступность и наглядность.

  • Ссвязь теории с практикой.

  • Уучёт возрастных особенностей.

  • Ссочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Ццеленаправленность и последовательность деятельности

(от простого к сложному).

Виды и формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

См. приложение 1 «Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»

Основные результаты изучения курса:

на личностном уровне:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

на метапредметном уровне:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

  12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

на предметном уровне (при наличии):

  1. освоение обучающимися в ходе изучения курса умений, специфических для данной предметной области,

  2. освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках курса, его преобразование и применение в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

  3. формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

  4. владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

- учебно-методические пособия,

- словари и справочники,

- рабочие тетради на печатной основе,

-видео- и аудиоматериалы,

-компьютерная поддержка программы, Интернет-ресурсы,

- подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов,

- перечень объектов для экскурсий,

- календарь знаменательных дат,

- информация о жизни и деятельности людей,

подборка материалов из различных СМИ,

- коллекции разных предметов (альбомы, репродукции, марки, значки, натуральные объекты, модели, макеты и т.д.),

- информация о мемориальных и культурных центрах, материалы, отражающие достижения обучающихся),

- перечень учебных заведений, где можно продолжить образование,

- оборудование рабочего места.







Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность. Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.





Цель, задачи и основные направления реализации программы
Цель программы: формирование мотивации к изучению математики в соответствии возрастными особенностями, Задачи программы: 1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование математической компетенции; 2. Выявление и поддержка математически одаренных детей; 3. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала; 4. Пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний; 5. Уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. 6.Повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.



















Психолого-педагогические основы программы Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

















Принципы, по которым реализуется программа
Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Научность Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Системность Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 68 занятий. Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.


















Ожидаемые результаты Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия. Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. Предметные результаты:

  • Овладение учащимися способами исследовательской деятельности;
  • Формирование творческого мышления;
  • практиковаться в решении задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.


















План внеурочной работы

Тема занятия

Кол-во часов

Вводное занятие «Математика - царица наук» 1

Решение олимпиадных задач. 2

Решаем логические задачи 2

Учимся отгадывать ребусы. 1

Головоломки. 2

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 1

Игра - путешествие

В стране занимательной Математики 1

Решение олимпиадных задач. 2

Выпуск математической газеты 1

Конкурс знатоков математики 1

Учимся отгадывать ребусы. 1

Математический КВН 1

Решение олимпиадных задач. 2

Секреты задач 2

Мир занимательных задач. 2

Решение олимпиадных задач. 2

Решение занимательных задач в стихах. 1

Конкурс знатоков математики 1

Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы». 1

Выпуск математической газеты 1

Решение задач повышенной трудности. 1

Решение олимпиадных задач. 1

Решение логических задач. 1

Геометрия вокруг нас. 1

Мир занимательных задач. 1

Математический КВН 1

Упражнения со спичками. 1







Контрольно-измерительные материалы





Декабрь - школьный этап олимпиады по математике
Январь - международный конкурс «Кенгуру»
Март - городской этап олимпиады по математике
Участие в интернет - олимпиадах, выполнение творческих, практических работ




































Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан


Рассмотрено на заседании ШМО МОБУ СОШ № 3 Протокол № __ от ____________ г. Руководитель ШМО ( Дутова О.В.) Согласовано на заседании МС Зам. директора по ВР (Ганиева И.А.) Протокол № __ от «___» ____2015 г.
Утверждено Директор МОБУ СОШ №3 (Крылов А.В.) Приказ № ___ от «__» ___2015 г.



Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Почемучка»

на 2015-2016 учебный год

Руководитель: Шатанова Ирина Николаевна

Количество часов на первое полугодие:

Всего 16 часов, в неделю 1 час

Количество часов на второе полугодие:

всего 19 часов, в неделю 1 час

Литература:

1. О.Н.Пупышева «Олимпиадные задания», М.ВАКО, 2008

2. Т.Н.Максимова «Олимпиадные задания», М.ВАКО, 2011

3. Е.Г.Бурлака «Занимательная математика», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006

4. О.В.Узорова, «Все предметы начальной школы в викторинах», М.АСТ, 2003

5. Н.Г.Белицкая, А.О.Орг, «Школьные олимпиады», М.Айрис-пресс, 2007

6. Г.Т.Дьячкова, «Олимпиадные задания», Волгоград, 2006


№ п/п

Дата


Тема

Задачи

план

факт

1

Вводное занятие «Математика - царица наук»

Изучать истории счета, математических знаков

2-3

Решение олимпиадных задач.

Решение логических задач, задач на смекалку, сообразительность

4-5

Решаем логические задачи

Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, логических задач

6

Учимся отгадывать ребусы.

Решать ребусы, составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы

7-8

Головоломки.

Решать головоломки, составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы

9

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, логических задач

10

Игра - путешествие

В стране занимательной Математики

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;

11-12

Решение олимпиадных задач.

Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, логических задач

13

Выпуск математической газеты

Работать с информацией, выпуск математической газеты, Разгадывание и составление простых математических ребусов, магических квадратов

14

Конкурс знатоков математики

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;

15

Учимся отгадывать ребусы.

Решать ребусы, составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы

16

Математический КВН

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;

17-18

Решение олимпиадных задач.

Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, логических задач

19-20

Секреты задач

Решение логических задач, задач на смекалку

21-22

Мир занимательных задач.

Решение занимательных задач, задач на смекалку

23-24

Решение олимпиадных задач.

Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, логических задач

25

Решение занимательных задач в стихах.

Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, логических задач, занимательных задач в стихах

26

Конкурс знатоков математики

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;

27

Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы».

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;

28

Выпуск математической газеты

Работать с информацией, выпуск математической газеты, Разгадывание и составление простых математических ребусов, магических квадратов

29

Решение задач повышенной трудности.

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задач-смекалок

30- 31

Решение олимпиадных задач.

Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, комбинаторных задач

32

Решение логических задач.

Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, комбинаторных задач

33-34

Геометрия вокруг нас.

Мир занимательных задач.

Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах

35

Математический КВН

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;

Директору МОБУ СОШ №3

Шамсиеву Ф.Г.

от (ф.и.о. р полностью)______

__________________________

проживающего (-ей) по адресу:

___________________________

тел. _______________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас зачислить моего ребенка ____________________________________________(ФИО ребенка)_________года рождения, обучающегося ___ класса в в группу внеурочной деятельности ________________________________(название кружка) при МОБУ СОШ № 3

Дата «____» __________ 2014 год

Подпись родителя _____________________ /_______________/









Директору МОБУ СОШ №3

Шамсиеву Ф.Г.

от (ф.и.о. р полностью)______

__________________________

проживающего (-ей) по адресу:

___________________________

тел. _______________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас зачислить моего ребенка ____________________________________________(ФИО ребенка)_________года рождения, обучающегося ___ класса в в группу внеурочной деятельности ____________________________________ (название кружка) при МОБУ СОШ № 3

Дата «____» __________ 2014 год

Подпись родителя _____________________ /_______________/







© 2010-2022