Программа воспитания и социализации обучающихся «Ступени познания»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Частинская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано на ШМО

учителей начальных классов

протокол № 2 от 10.09.2011г.

Программа воспитания и социализации обучающихся «Ступени познания»

Утверждаю

Директор МБОУ «ЧСОШ»

Селиванова Н.Н.

____________________________

«10» сентября 2011г.

Программа воспитания и социализации обучающихся

«Ступени познания»

2011 - 2015 г.г.






Составитель

Наталья Алексеевна Лузина,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории




Частые 2011г.

Оглавление

Оглавление 2

Паспорт программы 3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

1.1.Цель и задачи программы 6

1.2.Принципы 7

1.3.Направления 7

1.4.Участники и сроки реализации программы 8

2.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 9

2.1. Задачи воспитания и социализации обучающихся 10

2.2. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися 13

3.СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 19

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. 19

3.1. Повышение педагогической культуры родителей 20

3.2. Взаимодействие школы с общественными и религиозными организациями 21

4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 22

Паспорт программы Полное название программы

Программа воспитания и социализации обучающихся

«Ступени познания» Адресат (для кого, количество участников)

  • обучающиеся МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»:
  • 2011 - 2012 учебный год - 1 «Б» класс (28 человек)
  • 2012 - 2013 учебный год - 2 «Б» класс
  • 2013 - 2014 учебный год - 3 «Б» класс
  • 2014 - 2015 учебный год - 4 «Б» класс
  1. их родители;
  2. педагоги и работники ОУ, работающие с данными обучающимися;
  3. система дополнительного образования (ДЮСШ, ЦДТ «Мечта», Школа искусств);
  4. социум (предприятия и организации села).
Сроки реализации программы 2011-2015 г.г. Цель программы создание условий для развития личности и приобретения обучающимся позитивного социального опыта. Задачи
  1. создать на основе изучения личности обучающихся, их интересов, стремлений и желаний максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
  2. организовывать эмоционально-насыщенную деятельность, носящую творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания;
  3. развивать активность и инициативность, организаторские навыки обучающихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе;
  4. повышать педагогическую культуру родителей через совместную деятельность.
Ожидаемый результат
  1. физическое, интеллектуальное, нравственное и духовное развитие обучающихся;
  2. организация эмоционально-насыщенной деятельности, носящей творческий характер и социальную направленность;
  3. развитие активности и инициативности, организаторских навыков обучающихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе;
  4. привлечение родителей к участию в организации учебно-воспитательной работы.

Нормативно-правовая база

  1. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО;
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО;
  5. Примерная основная образовательная программа НОО;
  6. Основная образовательная программа МБОУ «ЧСОШ»;
  7. Устав МБОУ «ЧСОШ»;
  8. Договор МБОУ «ЧСОШ» с родителями (законными представителями) обучающихся;
  9. Договор о сотрудничестве МБОУ «ЧСОШ» и учреждений дополнительного образования детей.
Название организации, почтовый адрес учреждения, телефон

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Частинская средняя общеобразовательная школа» 617170, Пермский край, с. Частые, ул.К.Маркса, 33 8 (3 268) 2-10-81 Ф.И.О. руководителя учреждения Селиванова Наталья Николаевна Ф.И.О. автора программы Лузина Наталья Алексеевна

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если ты знаешь средство укрепить тело,

закалить волю, облагородить сердце,

изощрить ум и уравновесить рассудок -

значит ты воспитатель.
Ш. Летурно.
Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения. Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Нормативно-правовой и документальной основой данной программы воспитания и социализации классного коллектива являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее - Концепция) и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Программа «Ступени познания» является основой для достижения воспитательного идеала и социализации обучающихся начальных классов с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов. Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом классный руководитель должен создавать условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации программы «Ступени познания» опирается на результаты предыдущего года воспитания. Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих. На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие». Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. Четвёртый год - посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.


  1. Цель и задачи программы

Новизна программы состоит в том, что она представляет собой не набор мероприятий, часто не связанных друг с другом какой-либо идеей, а систему, в которой взаимодействие детей, педагогов, родителей, социума направлено на развитие, сохранение и преобразование человеческих качеств, на решение конкретных задач. В конвенции о правах ребёнка сказано «… воспитание ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объёме…», поэтому целью программы считаю, создание условий для развития личности и приобретения обучающимся позитивного социального опыта. А личность, на мой взгляд, должна быть:
  • свободной, то есть способной к самореализации;
  • гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
  • творческой, то есть развивающая способности, интеллект;
  • практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи; владеющей хорошими манерами; ведущей здоровый образ жизни).
Исходя из цели, ставлю следующие задачи программы:
  1. создать на основе изучения личности обучающихся, их интересов, стремлений и желаний максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
  2. организовывать эмоционально-насыщенную деятельность, носящую творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания;
  3. развивать активность и инициативность, организаторские навыки обучающихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе;
  4. повышать педагогическую культуру родителей через совместную деятельность.


  1. Принципы

В основе программы заложены принципы:
  • ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
  • ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека);
  • субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
  • принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
    1. Направления

Следуя вышесказанному в воспитательной работе, мною определено 6 направлений развития воспитания и социализации обучающихся:

Направление 1 «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»

Направление 2 «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»

Направление 3 «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду»

Направление 4 «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни»

Направление 5 «Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде» Направление 6 «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях»
    1. Участники и сроки реализации программы

Пользуясь письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования", в котором прописаны 4 модели реализации внеурочной деятельности в реализации программы использую «Модель дополнительного образования». Данная модель опирается на преимущественное использование внутришкольного потенциала образования, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Поэтому участниками программы считаю:
  1. обучающихся МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»

  • 2011 - 2012 учебный год - 1 «Б» класс (28 человек)
  • 2012 - 2013 учебный год - 2 «Б» класс
  • 2013 - 2014 учебный год - 3 «Б» класс
  • 2014 - 2015 учебный год - 4 «Б» класс
  1. их родителей;
  2. педагогов и работников ОУ, работающих с данными обучающимися;
  3. систему дополнительного образования (ДЮСШ, ЦДТ «Мечта», Школу искусств);
  4. социум (предприятия и организации села).





  1. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В основе программы воспитания и социализации классного коллектива лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий. Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Поскольку ценности - это смыслы, то их принятие вносит смыслы в жизнь человека, открывает перед ним жизнь в ее духовном качестве. Ценности - это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников: воспитание - это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка; социализация - это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны. Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни, в основе которого - национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности. Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. На него, а также на родителей и учителей оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации классного коллектива.

2.1. Задачи воспитания и социализации обучающихся Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности.

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны; представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения; начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; любовь к школе, своему селу, городу, народу, России; уважение к защитникам Родины; первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе; умение отвечать за свои поступки; отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Направление 2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; различение хороших и плохих поступков; знание правил поведения в школе, семье, общественных местах; элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны; почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Направление 3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и творчества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Направление 4 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива); элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Направление 5 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным.

Направление 6 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

представления о душевной и физической красоте человека; умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

2.2. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися

Направление 1 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана); ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин); ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин); знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам); знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями); участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников). Направление 2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания: получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России); получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России); ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями); участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (классный часы о семье, о родителях и прародителях);

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Направление 3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий; узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»; получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности; приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде); учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов); приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время); приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Направление 4 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью); участие в Классный часх о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований); составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений); получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями; получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

Направление 5 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов); получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю); получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций; усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Направление 6 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам); ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок); обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в Классный часх «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», Классный часх о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного); получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования); участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ; получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека; участие в художественном оформлении помещений.
  1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

3.1. Повышение педагогической культуры родителей Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах: - совместная педагогическая деятельность семьи и школы; - сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; - содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; - опора на положительный опыт семейного воспитания. Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации обучающихся начальной школы. Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней. В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др. Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

3.2. Взаимодействие школы с общественными и религиозными организациями При разработке и осуществлении программ воспитания и социализации обучающихся начальной школы образовательное учреждение может взаимодействовать с традиционными российскими религиозными организациями, общественными организациями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями, российскими религиозными организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. Классный руководитель взаимодействует с общественными и традиционными религиозными организациями для создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника, его воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и социализации обучающихся. Классный руководитель может приглашать представителей традиционных общественных и религиозных организаций для проведения отдельных мероприятий в рамках основных направлений воспитания и социализации младших школьников.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
    И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами. Воспитательный результат - это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект - это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников. В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями обучающихся. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

ДИАГНОСТИКА


Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)


Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки


  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома


  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу


  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми


  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 - всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 - часто

3 - редко

2 - никогда

1 - у меня другая позиция


Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 - высокий уровень (в)

4,4 - 4 - хороший уровень (х)

3,9 - 2,9 - средний уровень (с)

2,8 - 2 - низкий уровень (н)

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса


№ п/п

Фамилия, имя ученика

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное в моей жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель



В классе ________ учащихся

______ имеют высокий уровень воспитанности

______ имеют хороший уровень воспитанности

______ имеют средний уровень воспитанности

______ имеют низкий уровень воспитанности

Схема экспертной оценки уровня воспитанности

Методика Н.П. Капустиной

Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе

4. Отношение к школе

5. Красивое в жизни школьника

6. Отношение к себе

По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.

Нормы оценок: 5-4.5 - высокий уровень

4.4-4 - хороший уровень

3.9-2.9 - средний уровень

2.8-2 - низкий уровень

1 шкала. Любознательность

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.

2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.

2 шкала. Трудолюбие

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.

3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.

4 шкала. Отношение к школе

5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

5 шкала. Красивое в жизни школы

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.

6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.














План мероприятий по реализации программы воспитания и социализации обучающихся

Месяц

Основные направления воспитания и социализации

Воспитание гражданственноти, патриотизма, уважение к правам и свободам человека

Воспитание нравственных чувств и этичекого сознания

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Воспитание ценностного отношения к прекрасному

Первый уровень приобретения школьниками социальных знаний (1 класс)

Сентябрь

1 сентября Линейка «День знаний»

Классный час с учащимися «Что такое хорошо и что такое плохо»

Чтение русских народных сказок о труде.

Классный час «Что мы умеем делать?

Классный час «Дорога от дома до школы»

Экскурсия в осенний лес

октябрь

Классный час «Что такое флаг, что такое герб»

День пожилого человека Классный час «Наши дедушки и бабушки»

Классный час «Убираем за собой»

Классный час «Как помочь учителю подготовить кабинет к началу урока»

Игра «Давай представим, что я врач»

Классный час «Зачем нужно мыть руки перед едой»

Путешествие в кабинет биологии «Что мы увидим под микроскопом»

Прослушивание русских народных песен о природе, природных явлениях

Поход в осенний лес

Выставке букетов «Осенняя фантазия»

Экскурсия детскую библиотеку

ноябрь

Праздник, посвященного Дню народного единства.

Просмотр презентации «Минин и Пожарский. Кто они?»

Информационные беседы, посвященные Дню народного единства

Классный час «Сделай добрые дела»

Школьный конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья» 

Классный час «Люди! Берегите природу!»



декабрь

Просмотр художественных фильмов о защитниках русской земли

Подготовка поздравлений для пап и мам с Новым годом «Сделай подарок своими руками»

Мастерская Деда мороза

Новогодняя сказка «Здравствуй, Новый год!»

Участие в конкурсе совместно с родителями «Сказочная елка»

Изготовление украшений для новогодних праздников.

Мастерская Деда Мороза»

Подготовка поздравлений для пап и мам с Новым годом «Сделай подарок своими руками»

Встреча с медработником «О рациональном питании»

Классный час с родителями «О профилактике гриппа и ОРВИ»



Участие в акции «Покорми птиц зимой!»

Районный конкурс карнавальных масок.

Участие в празднике «Здравствуй, Новый год!»

январь

Экскурсия в краеведческий музей «Убранство русской избы»

Рождественские праздники

Классная игра «Ой коляда, коляда!»

Кл. час «Учимся вырезать снежинки».

Классный час о пользе труда

Заочный конкурс для учащихся и их родителей «Русские народные пословицы и поговорки о труде»

Лекторий для родителей «Что едят наши дети»

Кл. час. «Чистота - залог здоровья»

Классный час «Осторожно, гололед!»

Участие в акции «Покорми птиц зимой!»

1.Рождественские посиделки.

2.История колядок

Февраль

Экскурсия в краеведческий музей «Герои-куряне»

Кл. час «На защите Отечества»

Слушание песен о российской армии.

Классный час «Красота спасет мир»

«Книжкина неделя»

Классный час «Как содержать вою одежду в чистоте»

Посещение читательской конференции «О вкусной и здоровой пище»

Регулярные прогулки на воздух «Мы слепили снеговик»

Классный час «Наша зеленая планета»

Кл.час «О пользе комнатных растений»

Классный конкурс «Вперед, мальчишки!»

Изготовление открыток и подарков для наших пап.

Кл. час «История армии родной»

март

Кл. час «Наши права и обязанности»

«Моя родословная» Создание древа жизни совместно с с родителями.

Праздник 8 марта

Участие в акции «Милосердие»

Изготовление листовок совместно с родителями «Охраняйте первоцветы»

Участие в акции «Подарок для мамы своими руками»

Проектная деятельность учащихся «Создаем зеленые зоны отдыха»

Кл. час с психологом «Все мы такие разные»

Изготовление поделок «Чудеса природы». Оформление выставки.

 Классный час «Берегите первоцветы»

Праздник «Материнские обереги»

Праздник Масленицы.

апрель

Заочное путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики

Тематическая Классный час «История родного края»

Участие в акции «Ветеран живет рядом»

1апреля - День юмора и смеха

Классный час «Как хорошо уметь читать»

Организация подвижных перемен на свежем воздухе.

Экскурсия в природу «Люблю тебя, мой край родной»

День птиц.

День земли

Акция «Зеленая улица»

Праздник Пасхи

Выставка рисунков «Пасхальная радость»

Кл. час. «Наши пернатые друзья»

май

Кл.час «Праздник мира и труда»

Встреча с участниками ВОВ «Никто не забыт, ни что не забыто»

Участие в акции «Ветеран живет рядом»

Заочный концерт «Песни о Великой Отечественной войне».

Участие в акции «Ветеран живет рядом»

Выставка рисунков и поделок «Труд и отдых в семье»

Изготовление поздравительных открыток к Дню Победы

День здоровья с участием родителей «Занимайся физкультурой»

Поход в распустившийся лес совместно с родителями.

Экскурсия в парк «Здравствуй лето»

Конкурс рисунков «Уголок родного края»

Участие в акции «ветеран живет рядом»

Экскурсия к памятнику погибшим солдатам

Месяц

Второй уровень приобретения школьниками социальных знаний (2-3 классы)


Воспитание гражданственноти, патриотизма, уважение к правам и свободам человека

Воспитание нравственных чувств и этичекого сознания

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Воспитание ценностного отношения к прекрасному

сентябрь

Экскурсии в краеведческий музей

1 сентября «День знаний»

Сбор семян для птиц

Ежемесячные генеральные уборки класса

Класный час «Если хочешь быть здоров»

Беседы с медсестрой «Как важно беречь здоровье с малых лет»

Экскурсия в осенний лес

День знаний

октябрь

Кл. часы «День флага Курской области»

Классный час «Поэты земляки о моей малой Родине»

День пожилого человека

Ежемесячные генеральные уборки класса

Изготовление листовок о здоровом образе жизни

Участие в акции «Пропаганда здорового образа жизни»

Спортивные соревнования «Веселые старты»

Акция

«Что положить в кормушку для птиц»

Фотоконкурс «Славим осень золотую»

Выставка «Осенняя фантазия»

Мероприятие «Нарисуй осень в красках»

ноябрь

Праздник, посвященный Дню народного единства.

Просмотр презентации «Минин и Пожарский. Кто они?»

Информационные беседы «Красивые и некрасивые поступки»

Концерт, посвященный Дню матери

Путешествие в Страну волшебных слов.

Акция «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц.

Участие в акции «Сделай добрые дела»

Акция «Книга - твой друг, береги ее!»

Конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья»

2.Классный час «О пользе физической культуры»

Фоторепортаж «Мой любимый уголок природы»

Классный час «Люди! Берегите природу!»

Акция «Кормушка»

День согласия и народного единства.

День поэзии.

декабрь

Акция «Мы патриоты нашей Родины»

Классные часы «День Конституции»

Просмотр художественных фильмов о защитниках русской земли

Участие в акции «Покормите птиц зимой»

Мастерская Деда Мороза

Конкурс на самый новогодний класс

4.Новогодняя сказка «Здравствуй, Новый год!»

Проект «Живи елка!»

Изготовление украшений для новогодних праздников

Мастерская Деда Мороза»

Ежемесячные генеральные уборки класса

Встреча с медработником «О рациональном питании»

Классный час с родителями «О профилактике гриппа и ОРВИ»

Прогулка в зимний лес.

Участие в акции «Живи, елка!»

Участие в акции «Покорми птиц зимой!»

Конкурс карнавальных костюмов.

Конкурс на лучшую новогоднюю открытку.

Участие в выставке «Елочная фантазия»

Участие в празднике «Здравствуй, Новый год!»

январь

Беседы «Наши права и обязанности»

Рождественские праздники

Участие в акции «Живи, елка»

Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой

Общешкольный конкурс на лучшую снежинку.

Участие в конкурсе «Самое Новогоднее окно»

Ежемесячные генеральные уборки класса

Лекторий для родителей «Что едят наши дети»

Кл. час. «Чистота - залог здоровья»

Классный час «Осторожно, гололед»

Участие в акции «Покорми птиц зимой!»

Конкурс рисунков «Зимний пейзаж!»

Рождественские посиделки.

История колядок

Поездка в кинотеатр.

Февраль

Экскурсия в краеведческий музей «Герои-куряне»

Кл. час «На защите отечества»

Посещение краеведческого музея «Народные промыслы»

Творчекий проект «Я - защитник Отечества»

Классный час «Красота спасет мир»

Участие в предметных неделях

«Книжкина неделя»

Ежемесячные генеральные уборки класса

Читательская конференция «О вкусной и здоровой пище»

Лыжные соревнования «Да здравствуют лыжи!»

Регулярные прогулки на воздух «Мы слепили снеговик»

Классный час : Наша зеленая планета

Создание компьютерных презентаций «Курск - зимой!»

Конкурс «Вперед, мальчишки!»

Изготовление открыток и подарков для наших пап.

Кл. час «История армии родной»

март

Конкурс лучших презентаций «Наши права и обязанности»

Праздник 8 марта

Участие в акции «Милосердие»

«А, ну-ка, девочки!»

Изготовление листовок «Охраняйте первоцветы»

Участие в акции «Подарок для мамы своими руками»

Ежемесячные генеральные уборки класса

Проектная деятельность учащихся «Создаем зеленые зоны отдыха»

Кл. час с психологом «Все мы такие разные»

Родительское собрание «Что такое режим дня?»

Старт акции «Внимание! Первоцвет»

Праздник 8 марта

Праздник Масленицы.

Встречи с выдающимися земляками.

апрель

Заочное путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики

Участие в акции «Ветеран живет рядом»

1 апреля - День юмора и смеха

Классный час «Что такое живопись»



Организация подвижных перемен на свежем воздухе.

Кл. час «Что мы знаем о компьютере. Друг он нам или враг?»

Акция «Внимание! Первоцвет!»

День птиц.

День земли

Праздник Пасхи

Выставка рисунков «Пасхальная радость»

Кл. час. «Наши пернатые друзья»

май

Кл.час «Праздник мира и труда»

Встреча с участниками ВО войны «Никто не забыт, ни что не забыто»

Участие в акции «Ветеран живет рядом»

Участие в акции «Ветеран живет рядом»

Ежемесячные генеральные уборки класса

День здоровья с участием родителей «Занимайся физкультурой»

Семейная «Спартакиада».

Поход в распустившийся лес совместно с родителями.

Экскурсия в парк «Здравствуй лето»

Участие в акции «ветеран живет рядом»

Конкурс сочинений «Как я хочу провести лето»

Месяц

Третий уровень приобретения школьниками социальных знаний (4 классы)

Основные направления воспитания и социализации

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам и свободам человека

Воспитание нравственных чувств и этичекого сознания

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Воспитание ценностного

отношения к природе,

окружающей среде

Воспитание ценностного

отношения к прекрасному

сентябрь

Экскурсии в районный краеведческий музей

1 сентября - День знаний

Сбор семян для птиц

Ежемесячные генеральные уборки класса

Класный час «Если хочешь быть здоров»

Беседы с медсестрой «Как важно беречь здоровье с малых лет»

Экскурсия в осенний лес

День знаний

октябрь

Кл. часы «День флага Курской области»

Классный час «Стихи поэтов- земляков о моей малой Родине»

День пожилого человека

Участие в акции «Зеленый патруль»

Ежемесячные генеральные уборки класса

Изготовление листовок о здоровом образе жизни

Участие в акции «Пропаганда здорового образа жизни»

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

Спортивные соревнования «Веселые старты»

Акция «Что положить в кормушку для птиц»

Фотоконкурс «Славим осень золотую»

Выставка «Осенняя фантазия»

Мероприятие «Нарисуй осень в красках»

ноябрь

Просмотр презентации «Минин и Пожарский. Кто они?»

Информационные беседы, посвященные Дню народного единства

Концерт, посвященный Дню матери

Акция «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц.

Участие в акции «Сделай добрые дела»

Ежемесячные генеральные уборки класса

Конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья»

Классный час «О пользе физической культуры»

Фоторепортаж «Мой любимый уголок природы»

Классный час «Люди! Берегите природу!»

День согласия и народного единства.

День поэзии.

Встреча с художниками-курянами.

Экскурсия в краеведческий музей.

декабрь

Акция «Мы патриоты нашей Родины»

Классные часы «День Конституции»

Просмотр художественных фильмов о защитниках русской земли

Участие в акции «Покормите птиц зимой»

Мастерская Деда Мороза

Конкурс на самый новогодний класс

Новогодняя сказка «Здравствуй, Новый год!»

Проект «Живи елка!»

Изготовление украшений для новогодних праздников

Мастерская Деда Мороза»

Ежемесячные генеральные уборки класса

Встреча с медработником «О рациональном питании»

Классный час с родителями «О профилактике гриппа и ОРВИ»

Прогулка в зимний лес.

Участие в акции «Живи, елка!»

Участие в акции «Покорми птиц зимой!»

Конкурс карнавальных костюмов.

Конкурс на лучшую новогоднюю открытку.

Участие в выставке «Елочная фантазия»

Участие в празднике «Здравствуй, Новый год!»

январь

Беседы «Наши права и обязанности»

Рождественские праздники

Участие в акции «Живи, елка»

Конкурс на лучшую снежинку.

Участие в конкурсе «Самое Новогоднее окно»

Ежемесячные генеральные уборки класса

Лекторий для родителей «Что едят наши дети»

Кл. час. «Чистота - залог здоровья»

Классный час «Осторожно, гололед!»

Участие в акции «Покорми птиц зимой!»

Конкурс рисунков «Зимний пейзаж!»

Рождественские посиделки.

История колядок

Поездка в кинотеатр.

Февраль

Экскурсия в краеведческий музей «Герои-куряне»

Кл. час «На защите Отечества»

Творческий проект «Я - защитник Отечества»

Классный час «Красота спасет мир»

Участие в предметных неделях

«Книжкина неделя»

Ежемесячные генеральные уборки класса

Читательская конференция «О вкусной и здоровой пище»

Лыжные соревнования «Да здравствуют лыжи!»

Регулярные прогулки на воздух «Мы слепили снеговик»

Классный час : Наша зеленая планета

Создание компьютерных презентаций «Ракитное - зимой!»

Конкурс «Вперед, мальчишки!»

Изготовление открыток и подарков для наших пап.

Кл. час «История армии родной»

март

Конкурс лучших презентаций «Наши права и обязанности»

Праздник 8 марта

Участие в акции «Милосердие»

«А, ну-ка, девочки!»

Изготовление листовок «Охраняйте первоцветы»

Участие в акции «Подарок для мамы своими руками»

Ежемесячные генеральные уборки класса

Проектная деятельность учащихся «Создаем зеленые зоны отдыха»

Кл. час с психологом «Все мы такие разные»

Старт акции «Внимание! Первоцвет»

Праздник 8 марта

Праздник Масленицы.

Встречи с выдающимися земляками.

апрель

Заочное путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики

Участие в акции «Ветеран живет рядом»



Ежемесячные генеральные уборки класса

Организация подвижных перемен на свежем воздухе.

Кл. час «Что мы знаем о компьютере. Друг он нам или враг?»

Акция «Внимание! Первоцвет!»

День птиц.

День земли

Праздник Пасхи

Выставка рисунков «Пасхальная радость»

Кл. час. «Наши пернатые друзья»

май

Кл.час «Никто не забыт, ни что не забыто»

Участие в акции «Ветеран живет рядом»

Экологический десант по уборке пришкольной территории

Участие в акции «Ветеран живет рядом»

Генеральная уборка класса

День здоровья с участием родителей «Занимайся физкультурой»

Спортивные соревнования «Веселые старты»

Поход в лес совместно с родителями.

Экскурсия в лес «Здравствуй лето»

Уборка пришкольной территории.

Участие в акции «Благоустройство школьного двора»

Участие в акции «Ветеран живет рядом»

Конкурс сочинений «Как я хочу провести лето»



© 2010-2022