Конспект урока по окружающему миру на тему Природа: живая и неживая

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру на тему Природа: живая и неживаяКонспект урока по окружающему миру на тему Природа: живая и неживаяКонспект урока по окружающему миру на тему Природа: живая и неживаяКонспект урока по окружающему миру на тему Природа: живая и неживая

КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: «ПРИРОДА: ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ»

Автор: Чабак Марина Юрьевна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ Данный урок окружающего мира по теме: «Природа: живая и неживая» является уроком получения новых знаний в курсе окружающего мира первого класса (раздел «Природа живая и неживая») по развивающей системе Л.В.Занкова. Авторы УМК Н.Я,Дмитриева, А.Н.Казакова. Актуальность работы состоит в применении системно - деятельностного подхода, который заложен в рамках реализации ФГОС.

Тема: «Живая и неживая природа» Цель:

  • уточнить понятия «живая» и «неживая» природа»;
  • выделить признаки, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы;
  • воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе;
  • на основе опытов развивать наблюдательность и умение сравнивать предметы и явления.
Задача:
  • научить различать объекты живой природы по ряду признаков, присущих им, от объектов неживой природы;
  • формировать учебные умения: наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы;
  • развивать коммуникативные качества: умение слушать и слышать высказывания учителя и одноклассников, выражать свою точку зрения, приходить к общему мнению.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 1-го класса (часть 1), авторы Н.Я,Дмитриева, А.Н.Казакова; рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»; презентация по теме «Живая и неживая природа»; книжки - раскладушки о природе северного края в загадках и рисунках. Методы и технологии: проблемно - диалогический, частично - поисковый, исследовательский, ИКТ - технологии (презентация Microsoft PowerPoint). Формы работы: фронтальная, парная, групповая, по вариантам, наблюдение (опыты). Ход урока I Организационный момент Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок. Вы друг к другу повернитесь, И друг другу улыбнитесь, А теперь все дружно сели И на доску посмотрели. II Повторение пройденного по теме «Разнообразие природы нашей страны»
  1. Разгадайте кроссворд

кНа доске: 5

о

с

о

о1 2 3 4 6

е

л

б

р

о

в

а

м

п

о

ё

с

а

р

д

н

у

т

ь

н

с

с

о

р

к

и

н

и

а

о

и

в

к

-Решив кроссворд, вы отгадаете одну из природных зон. -Работать будете в группах. Каждой группе надо отгадать загадку. Если загадка окажется сложной, то можно воспользоваться подсказкой. -Вспомним правила работы в группе.

  • работать нужно дружно;
  • если ответ готов, то все члены группы поднимают руки;
  • слово предоставляется одному члену группы.
По вертикали: 1 У родителей и деток Вся одежда из монеток. Кости на спинке, Ценятся икринки. Под метр рост Зовётся ….(осётр) -По каким признакам в загадке определили, что это осётр? 2. Цветок как бубенчик, беленький венчик, Цветёт он непышно, звенит он не слышно. Листики с глянцем, ягодки с румянцем, А сами кусточки не выше кочки. (брусника) 3. Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Пасётся весь день Кто же это? (олень) 4. Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту -Зовусь я-…(подосиновик) 5. Самого не видно, а песню слышно; Летит, пищит, случай не упустит: Сядет и укусит. (комар) 6. У неё глаза большие Хищный клюв - всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днём. (полярная сова) -Какая природная зона получилась по горизонтали? ТУНДРА -Без какого представителя тундры не могут обойтись коренные жители? -Что вы знаете об олене? III Рассказ об олене (сообщает подготовленный ребёнок) Северный олень-животное, которое даёт народам севера и пищу, и шкуры для одежды и жилища, и является средством передвижения. Олень довольно крупный зверь: в длину -2 метра, в высоту - 1 метр. Шерсть густая, длинная. У оленей широкие копыта, которые позволяют им не проваливаться в снег. Жилище коренных жителей - чум, который покрывается оленьими шкурами. Такому жилищу не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы. Круглый год олень живёт под открытым небом. В поисках пищи ведёт кочевой образ жизни. Питается мхом или лишайниками, зимой раскапывает мощными копытами сугробы и щиплет ягель. -Для того, чтобы показать разнообразие природы в тундре созданы книжки-раскладушки, где в занимательной форме каждая группа рассказала об обитателях этого края. Итог. Как можно продолжить высказывание: «…-край мхов и болот» («Тундра - край мхов и болот») IV. Физминутка

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет. V. Актуализация -Послушайте отрывок из рассказа Драгунского «Он живой и светится» и ответьте на вопрос «Почему мальчик поменял машину, подарок отца на светлячка?» Однажды вечером Дениска сидел во дворе и ждал маму. К нему подошёл Мишка и стал выпрашивать самосвал, подарок папы. Дениска долго не соглашался обменяться с Мишкой, но тут Мишка протянул Дениске коробочку от спичек, в которой далеко - далеко горела крошечная звёздочка. -Что это, Мишка?- сказал я шёпотом. -Это светлячок, он живой, не думай. -Мишка, бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку. И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком и никак не мог на него наглядеться. Когда пришла мама, то Дениска рассказал ей о том, что обменял самосвал на светлячка. -А чем же светлячок лучше такой ценной вещи как самосвал? - спросила мама. Я сказал: -Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой и светится!.. -По какой причине Дениска поменял новую машину, подарок отца, на маленького светлячка? VI. Работа над понятием «живой» предмет -Как вы понимаете слово « живой» предмет? Живой предмет- предмет, который живёт, обладает жизнью. -Что такое природа? (Всё, что нас окружает, существует независимо от человека, не создано руками человека)

Почемучка

Что нас окружает?На доске:

природа

Всё то, что создано руками человека

неживая

живая



VII. Работа в группах (звучат звуки природы) -Помогите Почемучке определить, что нас окружает? Для этого выполните задания в группах. Возьмите конверт с надписью «Работа в группе» Задание. Куда отнесёте предметы на картинках? 1-ая , 2-ая группа (объекты живой природы) 3-я, 4-ая группа (объекты неживой природы) 5-ая, 6-ая группа (объекты, созданные руками человека) -К чему отнесли объекты ребята 1-ой и 2-ой группы? -Рассмотрите иллюстрации. Действительно эти объекты относятся к живой природе. -Дополните этот список своими примерами. -К чему отнесли объекты ребята 3-ей, 4-ой группы? -Действительно, эти объекты относятся к предметам неживой природы. -Дополните этот список своими примерами. -К чему отнесли объекты ребята 5-ой, 6-ой группы? -Правильно. Это искусственные объекты, созданные руками человека. -Дополните этот список своими примерами. -Какая бывает природа? Вывод. Природа бывает живая и неживая. -Светлячок - часть какой природы? (живой) -А Дениска? -А дерево? -А бревно? -А указка изготовленная из дерева? -Давайте уточним по каким признакам мы будем отличать живую природу от неживой. VIII. Признаки живых предметов (сигнальная карточка «ДА» - зелёный, «НЕТ» - красный) 1) - Живые предметы могут рождать себе подобных? -Как называют детёнышей: Собаки - щенята Овцы- ягнята Курицы- цыплята Свиньи - поросята Лошади -жеребята (Первый признак -рождение) 2) -Могут ли живые предметы расти? А) -Расскажите о своём росте при рождении, и как он изменился к семи годам? Мой рост при рождении - …см. К 7-ми годам - …см. Б) Результаты наблюдения за растениями. Опыт «Проращивание бобов и камушка»

Цель: узнать, все ли предметы природы растут.

Срок наблюдения: неделя

Дата

Описание эксперимента

1-ый день

ЗАЛИЛИ ФАСОЛЬ И КАМУШЕК ВОДОЙ

2-ой день

3-ий день

СЕМЕНА ФАСОЛИ РАЗБУХЛИ, КАМУШЕК ОСТАЛСЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

4-ый день

5-ый день

ИЗ СЕМЕНИ ФАСОЛИ ПОКАЗАЛИСЬ БЕЛЫЕ ПРОРОСТКИ, А КАМУШЕК ОСТАЛСЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

6-ой день

7-ой день

ФАСОЛЬ ПРОРОСЛА, А КАМУШЕК НЕ ВЫРОС Выводы: РАСТУТ ТОЛЬКО ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ ПРИРОДЫ. (Второй признак - рост) 3) -Могут ли живые предметы дышать? (Третий признак - дыхание) 4) -Могут ли живые предметы прожить без питания? (Четвёртый признак - питание) Приведите примеры ( человек ест, растение пьёт воду) 5)-Могут ли живые предметы двигаться? -Как двигаются растения? Результаты наблюдения за растениями. Цель: узнать, что происходит с цветком, если повернуть его от окна. Срок наблюдения: неделя

Дата

Описание эксперимента

1-ый день

ВЗЯЛИ НА КОНТРОЛЬ 4 ЦВЕТКА, ПОСТАВИЛИ МЕТКИ, ПОВЕРНУЛИ ГОРШКИ С РАСТЕНИЯМИ ОТ ИСТОЧНИКА СВЕТА

2-ой день

3-ий день

В 3-Х ГОРШКАХ ЛИСТИКИ У РАСТЕНИЙ РАЗВЕРНУЛИСЬ К ИСТОЧНИКУ СВЕТА К ОКНУ), А В 4-ОМ ГОРШКЕ ИЗМЕНЕНИЙ НЕ ПРОИЗОШЛО, ТАК КАК САМИ ЛИСТЬЯ И СТЕБЛИ ЖЁСТКИЕ.

4-ый день

5-ый день

6-ой день

7-ой день

В 3-Х ГОРШКАХ РАСТЕНИЯ РАЗВЕРНУЛИ НЕ ТОЛЬКО СВОИ ЛИСТОЧКИ, НО И СТЕБЛИ, А В 4-ОМ ПО - ПРЕЖНЕМУ НЕТ ИЗМЕНЕНИЙ (ЕМУ НУЖНО БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ)



Выводы. Цветы за неделю повернули свои листья и стебли к свету, а значит, они двигаются. (Пятый признак - движение) 6) -Может ли живой предмет погибнуть? -Что произойдёт с цветком, если сломать ему ветку? (Шестой признак - старение и умирание) -По каким признакам мы можем определить, что предмет относится к «живой» природе? IX. Физминутка

Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

- Объект живой или неживой природы вы изображали? X. Работа в парах (по вариантам). -Поможем Почемучке определить «живые» и «неживые» объекты природы. -Возьмите конверт «Живая и неживая природа». Задание. Первый вариант собирает объекты «живой природы», второй вариант - объекты «неживой природы». Проверка. 1 вариант 2 вариант солнце птица река гриб роса человек воздух рыба планета растение камень насекомое -Молодцы! Вы верно распределили объекты по группам. - Самооценка. XI. Работа в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» (с.13) -ЗАКРЕПИМ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ «ЖИВУЮ» И «НЕЖИВУЮ» ПРИРОДУ -Найдите четвёртый «лишний» предмет в каждом ряду. Обведите «лишний» предмет овалом. Проверка (взаимопроверка тетрадей) 1 вариант Лишний: парашют, ель. 2 вариант Лишний предмет: горы, муравей. Лишние предметы: звонок, луна, горы. Лишние предметы: бабочка, рыба, мяч, коньки. Самооценка. XII. Итог Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года - Это все вокруг ... (природа). -Что же такое природа? -О какой природе шла речь на нашем уроке? (о живой и неживой) -Перечислите признаки живой природы (рождение, рост, дыхание, питание, движение, старение и умирание) -Поднимите руки те, кто заработал 1 интеллектик; поднимите руки те, кто заработал 2 интеллектика. XIII. Самооценка -Оцените свою работу на уроке, подняв светофорик (если вы работали вполную силу и довольны результатом, то поднимите зелёный сигнал светофора; если вам не удалось ответить на некоторые вопросы, то поднимите светофорик красного цвета).

© 2010-2022