Дидактический материал по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАРТОЧКИ КОНТРОЛЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно -познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно - познавательной деятельности учащихся. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. Основная задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения. Выполняя функцию руководства учебно - познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учениками знаний, так и о том, каким путем они добыты. Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий. Проверка знаний есть форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся. Проверка - стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса. Одним из видов контроля является тематический контроль. Тематический контроль - это вид контроля, при проведении которого проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему. Задачи:

  • проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного
предмета;
  • выяснить, как усвоены понятия, положения существенные связи и
отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением. Учащиеся в ходе такой проверки приучаются:
  • логически мыслить;
  • обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное
Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению. С целью проверки и оценки качества знаний учащихся по теме «Твёрдые и мягкие согласные» была составлена система дидактических карточек контроля. Она включает в себя 30 карточек по 1-5 заданий разного уровня сложности, от более лёгких, к более сложным, что даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах. Предлагаемые тематические карточки контроля предполагают не только выполнение заданий по отработке учебного материала, но и развитие речи и логического мышления учащихся.

Планируемые результаты Общеучебные: учащиеся научатся:

  • различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки;
  • объяснять, как обозначается на письме твёрдость - мягкость согласного звука;
  • определять «работу» букв и, е, ё, ю, я, ь после согласных в слове;
  • дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [ м ] [ м' ];
  • соотносить количество звуков и букв;
  • объяснять причины расхождения звуков и букв, роль ь в слове.
Данная система карточек может быть использована родителями для индивидуальной работы с детьми во внеучебное время. Данная система дидактических карточек контроля является подготовкой к орфографическому тематическому контролю. В дальнейшем планирую составить систему карточек контроля по разделу «Орфография».

Результаты контроля можно фиксировать в таблицах.

Лист индивидуальных достижений по русскому языку

Умения

Старт

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Умею различать: звуки и буквы

гласные и согласные

твёрдые и мягкие согласные звуки

глухие и звонкие согласные звуки

слово и предложение

Умею составлять модель слова

Умею списывать печатный текст и письменный

Знаю алфавит

Умею делить слова для переноса

Умею ставить ударение в слове

Количество баллов

Уровень

Контрольная карта



Диктант

Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест (карточка контроля)

дата

уровень

отметка

дата

уровень

отметка

дата

уровень

отметка

дата

уровень

отметка










(1 четверть) С результатами ознакомлен:

(2 четверть) С результатами ознакомлен:

(3 четверть) С результатами ознакомлен:

(4 четверть) С результатами ознакомлен:

КАРТОЧКИ КОНТРОЛЯ РАЗДЕЛ «ФОНЕТИКА» Т

К/К -1 Расскажи, что ты знаешь о согласных звуках. Чем согласные звуки отличаются от гласных? Какие буквы не обозначают звуков? Сколько букв в слове КОНЬ? А звуков?

ЕМА: «Твёрдые и мягкие согласные»

К/К -2

  1. Вспомни, какими буквами обозначается твёрдость (мягкость) согласных звуков. Приведи примеры.
  2. Сравни слова:
Мал - мял, мыл - мил, нос - нёс, угол - уголь - угольки. В чём разница в произношении?



К/К - 3

  1. Вспомни, какие бывают гласные звуки? А согласные?
Запомни: согласные бывают твёрдые и мягкие.
  1. Прочитай предложения:
Мы за мир! Мы за дружбу!
  1. Назови правильно все звуки в словах.




К/К - 4



  1. Вспомни, что такое алфавит?
  2. Назови правильно все согласные буквы по алфавиту.
  3. Прочитай слова. Назови в них сначала все буквы, а затем произнеси правильно все звуки:
КАРТИНА, КЛАСС, ЛИСИЦА, МАЛИНА, МАЛЬЧИК.

К/К - 5

  1. Какими буквами на письме обозначаются твёрдость ( мягкость) согласных звуков?
  2. Спиши предложения (или прочитай):
Витя мал. Таня мила.
  1. Подчеркни (назови) слоги с мягкими (твёрдыми) согласными.

К/К - 6

  1. Расскажи о гласных и согласных звуках.
  2. Спиши предложения:
У Антона пёс Буян. У Лены котёнок Мурзик.
  1. Поставь знак ударения над словами.
Подчеркни слоги с мягкими ( твёрдыми) согласными

К/К - 7

  1. Составь предложение из слов:
Побежали, с, ручейки, гор, говорливые.
  1. Поставь знак ударения над словами.
  2. Подчеркни главные члены предложения.
  3. Подчеркни в остальных словах слоги с мягкими (твёрдыми) согласными

К/К - 8



  1. Напиши предложения так, чтобы получился рассказ:
Ребята рады весне. Ярко светит солнце. Звонко поют птицы. Пришла весна.
  1. В первых двух предложениях поставь знак ударения над словами и подчеркни главные члены.
  2. В предложении «Звонко поют птицы.» подчеркни слог с мягким согласным.

К/К - 9

  1. Подчеркни слова, состоящие только из твёрдых согласных: МАЙКА,
РЫБАК, РОЩА, ЖИРАФ
  1. Подчеркни слова, состоящие только из мягких согласных: СНЕГИРЬ,
ЧАСИКИ, ВЕТЕР, ОГОНЬ
  1. Подчеркни слова, начинающиеся мягкой согласной: ЧАЙНИК, ШИШКА, ЗЕМЛЯ, СИНИЦА
  2. Подчеркни буквы, которые могут обозначать мягкость согласных: Ь, О, И, Я, У
  3. Подчеркни лишний слог - слияние: НИ, ШИ, ТЕ, ЧА, МЁ

К/К -10

  1. Подчеркни слова, состоящие только из твёрдых согласных: ИГОЛКА,
ЧАШКА, СОЛНЦЕ, ЩУКА
  1. Подчеркни слова, состоящие только из мягких согласных: ПЕЧАТЬ,
РЕЧКА, ЩАВЕЛЬ, ТЮЛЬПАН
  1. Подчеркни слова, начинающиеся мягкой согласной: ЧУДЕСА, ЖИРАФ, ЛЮСТРА, ТУЧКА
  2. Подчеркни буквы, которые могут обозначать мягкость согласных: Е, А, Ь, И, Ю
  3. Подчеркни лишний слог - слияние: ЖИ, ВО, ЩУ, ПА, РЫ. Объясни свой выбор.

К/К -11

  1. Прочитай слово. Подчеркни в нём буквы гласных звуков одной чертой:

ДЕНЬКИ



  1. Подчеркни слово, в котором все согласные звуки твёрдые:
    ВЕТЕР СИНИЙ РАДУГА



  1. Подчеркни слово, в котором букв больше, чем звуков. Напиши сколько в нём звуков, сколько букв.
    КОНЬКИ -_________
    ТРАВА -_________
    ВЬЮГА
    -_________

Раздели слова на слоги:
МЯЧИК, ЗАЙЧИК, МАШИНА, ЯМА, ДОМ.



К/К - 12

  1. Подчеркни слова, состоящие только из твёрдых согласных.
    МАСКА НИТКА СОРОКА ТРАКТОР ЛИМОН

  2. Подчеркни слова, в которых первый звук мягкий.
    ГИТАРА КРУПИНКА САЛОН МИСКА МАРИНА НИТКИ

  3. Распредели слова в группы (по выбору учителя)



К/К - 13


1 . Подчеркни слова, состоящие только из твёрдых согласных:
КАСКА КОТИК БАНАН СОСНА ПИЛА РАНКА МАЛИНА
2. Подчеркни слова , в которых первый звук мягкий.
ТИГР КАЛИТКА КАКТУС ЛИСА БАРАН ПИЛКА КИТ
3. Распредели слова в группы:
Слова: слон, лимон, парки, салат, волки, стаканы, мир, куст.

К/К - 14

  1. Подчеркни в словах буквы согласных звуков.

КНИГА, ПЛОТНИК, НАТАША, КОРАБЛЬ, МОРОЗ, СОБАКА, ЗИМА.

2. Запиши гласные, перед которыми согласный произносится твёрдо:
________________________________________________
3. Подчеркни слова, которые написаны неверно. Исправь ошибки:


СТРИЖИ,СНЕЖИНКА, ЧАБАН, ТИШИНА, ЗАДАЧУ,ПРУЖЫНА, ВЕРЧЮ,

ЧЮЛОК.
4. Запиши, сколько в слове букв, а сколько звуков:
МАРТ-
ПАЛЬТО-
ЮНГА-


К/К - 15

  1. Прочитайте слова. Подберите и запишите по два слова с таким же обозначением мягкости согласных, что и в данных словах. Согласные могут быть другими.

сила лось сел сюда сяду сёла

____ _____ ____ _____ _____ _____

____ _____ ____ _____ _____ _____

  1. Прочитайте слова. Распределите их на три группы. Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Жар, жарь, рад, ряд, ель, ел, люк, лук, ров, рев

_____________ ____________ ________________

_____________ ____________ ________________

_____________ ____________ ________________


К/К - 16

  1. Прочитайте слова. Подберите и запишите по два слова с таким же обозначением мягкости согласных, что и в данных словах. Согласные могут быть другими.

Сила лось сел сюда сяду сёла

_______ _______ _______ _______ _______ _______

_______ _______ _______ _______ _______ _______



К/К - 17

  1. Запишите слова в два столбика. В один столбик выпишите слова, в которых буква е, ё, ю, я обозначают мягкость согласных, а в другой - два звука.

Якорь, поляна, поёт, блюдо, юбка, лён, дело, енот. __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________

К/К - 18

  1. Замените следующие словосочетания одним словом.
Приспособления для сиденья. ____________________ То, без чего птица не улетит. ___________________ Верхняя женская одежда. _______________________

Заросли высокой травы. _________________________



  1. Составь и запиши предложения с этими словами.






К/К - 19

  1. Слова начинаются на букву В, за которой следует Ъ или Ь. Запишите их.

...ехать, ...юга, ...езд, ...едливый, ...юк.

  1. Выпишите из стихотворения слова с разделительным Ъ.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

_________________________________________________________

К/К - 20

  1. Впишите пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие два звука.
Юлька, Соф..я, ул..и, союз, ёжик, заяц, под..ём, новое, юг, в..юга, в..езд, п..еса, руж..ё.
  1. Вспомните и запишите женские имена, в которых пишется разделительный Ь.
___________________________________________________________ ___________________________________________________________ __________________________________________________________

К/К - 21

  1. Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке?
Если есть, подчеркните буквы, обозначающие их.

Летели лебеди с лебедятами.



  1. Замените первую согласную так, чтобы получились новые слова:

Тень, _______________________________________________________

___________________________________________________________

К/К - 22

  1. Заполните кроссворд буквами, чтобы получились слова.



Ь




Ь




Ь




Ь



  1. Придумайте слова, в которых один слог, четыре буквы и три звука.




____________________________________________________________


К/К - 23

  1. Напишите, сколько способов обозначения мягкости согласных вы знаете.
  2. Подберите и запишите на каждый способ по одному слову с мягкими согласными.
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________










К/К - 24

  1. Заполните таблицу своими примерами.

    Буквы

    В начале слова

    После гласной

    После Ъ

    После Ь

    Е





    Ё





    Ю





    Я





    И





  2. Все ли ячейки таблицы будут заполнены? Почему?


К/К - 25

  1. Допишите, где надо, мягкий знак. Ты скажи в каких словах
Не напишешь мягкий знак? Ден.., дин.., сон.., тень.., Сыр.., сок.., лос.., лен.., Нос.., нёс.., рыт.., ныт.., Кон.., кон.., шум.., шить…

  1. Подчеркните согласные буквы, обозначающие мягкие звуки, вместе с гласными, которые их смягчают.

Шла лисичка вдоль тропинки И несла грибы в корзинке: Пять опят и пять лисичек Для лясят и для лисичек.

К/К - 26

  1. Подчеркните в словах мягкие согласные.
Олень, глубокий, озеро, ветер, Катя, Дима, песня.

  1. Подчеркните в словах твёрдые согласные.
Голубь, вагон, день, осень, карп, фазан, петух, кролик.

  1. Подчеркните гласные, обозначающие мягкость согласных звуков.
Царь, песня, гость, ветер, карась, вечер, краски.


К/К - 27

  1. Подчеркните в словах мягкие согласные.
Человек, черепаха, яблоко, берёза, ослик, Оля, Петя.

  1. Подчеркните в словах твёрдые согласные.
Осина, картина, рисунок, ваза, цветок, клубника, лиса.

  1. Подчеркните гласные, обозначающие мягкость согласных звуков.
Листок, пенёк, жёлудь, воробей, орёл, брюква, свёкла.



К/К - 28 1. Назовите по порядку звуки в словах (на выбор учителя) 2. Послушайте слова. Поднимите зеленую карточку, если первый звук в слове мягкий, синюю - если звук твердый. 3. Рассмотрите картинки. Назовите предметы, изображенные на них. Запишите слова в два столбика: начинающиеся с твердого звука - в первый с мягкого звука - во второй. 4. Прочитайте слова. Запишите только те, в которых все согласные твердые: мыши, лыжи, сом, окунь, карась.

К/К - 29

  1. Вставь гласные буквы, которыми на письме обозначается мягкость согласных звуков:
Л..стра б..лка п..чка л..фт св..т м..тр М..р ст..г м..со св..рток кл..ква т..сто 2. Подчеркни слова, в которых есть буквы, не обозначающие звуков: Маяк, вьюга, север, съели, буря, съёмка, яхта, обезьяна, ружьё. 3.Подчеркни буквы, которые обозначают два звука.

К/К - 30

  1. Подчеркни мягкие согласные:
Весна, писк, майка, час, плач, лён, вещь, птичница, пеньки.
  1. Отметь знаком * буквы, которые на письме обозначают всегда только мягкие согласные звуки.
  2. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв:
Мяч, миска, чаща, чуб, пение, шар, боль, речь, перебить, вещь.






© 2010-2022