Программа внеурочной деятельности Волшебный крючок

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности Волшебный крючок

Управление образования Администрации Топкинского муниципального района


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Сосновская основная общеобразовательная школа

Топкинского района

Кемеровской области



Утверждена приказом
директора школы
_________________________
№ от










Рабочая программа внеурочной деятельности

По нравственно-эстетическое направлению

кружок «Волшебный крючок»

для учащихся 1-4 класса









Разработана

Громыко И.Н.,

учителем нач. классов









с. Усть-Сосново

2015 г.

Пояснительная записка


Ручное вязание - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины. Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии. Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения. Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

Общая характеристика программы
Цель настоящей программы - нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Образовательные:
    • познакомить с историей и развитием художественного вязания;
    • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
    • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
    • научить чётко выполнять основные приёмы вязания;
    • обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
    • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
  2. Воспитательные:
    • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
    • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
    • привить основы культуры труда.

  1. Развивающие:
    • развить образное мышление;
    • развить внимание;
    • развить моторные навыки;
    • развить творческие способности;
    • развить фантазию;
    • выработать эстетический и художественный вкус.
Программа «Волшебный крючок» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. На занятиях находит свое продолжение учебно-воспитательная работа, проводимая в школах на уроках труда. При овладении приемами вязания дети приобретают навыки, необходимые для обучения в школе: развивают образное и пространственное мышление, моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму, знакомятся с видами ниток и их свойствами. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества. В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая темы, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, истории, при выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей рисования, математики. Средний возраст учащихся - 7-10 лет. У детей этого возраста хорошо развивается механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В младшем возрасте дети легко осваивают технику вязания, с удовольствием вяжут небольшие изделия, быстро видя результат своего труда. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра. Основные приёмы вязания крючком учащиеся осваивают в первый год занятий. В последующие 3 года обучения закрепляют знания и навыки, полученные на первом году, и знакомятся с более сложной техникой выполнения изделий.

Место программы в плане внеурочной деятельности


Программа рассчитана на 4 год обучения: 1 год - 33 часов занятий, 2-4 годы обучения - по 34 часов. Режим работы -1 час в неделю. Продолжительность занятий - 45 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете.

Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности Личностные ценности Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир». Общественные ценности Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы


Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - выбирать материалы для создания работ. - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды вязания, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в вязании;

- осваивать особенности средств, материалов и техник, применяемых в вязании.

- художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображение и память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Содержание программы «Волшебный крючок»

1 класс (33 часа) Введение (1 ч.) Вязание - что это такое? Полезное хобби? Толковое заполнение досуга? Или приятная во всех отношениях работа? Знакомство с техникой безопасности. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История вязания (1 ч.) Вязание крючком - один из древнейших видов прикладного искусства. История развития художественного вязания. Основы материаловедения (2 ч.) План и задачи занятий вязания крючком. Основные правила вязания. Инструменты и материалы для занятий. Выбор крючка и пряжи. Техника вязания крючком (3 ч.) Как держать крючок. Положение рук во время работы. «Тайна» первой петли. Цепочка из воздушных петель. Петелька - за петелькой. Основные виды петель. От петель к полотну (18 ч.) Кромка. Определение количество поворотных петель. Вязание образцов соединительных петель, столбиков без накида, полустолбиков и столбиков с накидом. Отработка приемов вязания. Условные обозначения. Правила чтения схем. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Вывязывание образца по схеме. Узорная вязка (21 ч.) Образцы этой темы построены на элементах, в которых в одну или несколько петель выполнена группа столбиков. Ажурные и плотные узоры, а также узоры пестрого вязания, образованные за счет введения крючка в петли или столбики предыдущих рядов. Пышные столбики в ажурных и плотных узорах могут располагаться по-разному: горизонтально, вертикально, под наклоном, собираясь в косы, ракушки, цветы, звезды и полузвезды, в каждом случае выполнение их зависит от способа расположения столбиков на схеме. Крестообразные столбики из столбиков с одним, двумя или четырьмя накидами служат основой многих ажурных узоров и выполняются в четыре приема по очереди. Внутри крестообразных столбиков провязываются воздушные петли. Крестообразные столбики можно имитировать сочетанием пучков из двух высоких столбиков, «рогаток» и т. д. Вязание вытянутыми петлями - это оригинальные композиции непровязанных накидов с воздушными петлями, очень ажурные по своей фактуре. Изменение фактуры вязанного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Вязание геометрических фигур (4 ч.) Вязание прямоугольника, квадрата. Правила вязания круга. Вывязывание образца круга из столбиков без накида. Итоговое занятие (1 ч.) Обсуждение работ школьников, подведение итогов.

Учебно-тематический план

1 класс (33 часа)

№ раз-дела

заня-

тия


Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Тео-рия

Прак-тика

1


Введение

1




1 Вводное занятие. Правила охраны труда и безопасности на занятиях.

1

1

-

2


История вязания

1




2 История вязания.

1

1

-

3


Основы материаловедения

2




3 План и задачи занятий по вязанию крючком. Основные правила вязания крючком.

1

1

-

4 Инструменты и материалы для занятий. Выбор крючка и пряжи.

1

1

-

4


Техника вязания крючком

3





5 Положение рук во время работы. Основные приёмы вязания крючком.

1

1

-

6 Образование начальной петли Набор петель для начала вязания, воздушных петель-цепочки

1

-

1

7 Вязание образцов соединительных петель Упражнения из столбиков и воздушных петель.

1

-

1

5


От петель к полотну

7




8-9 Столбик без накида. Полустолбик.

2

-

2

10


Столбик с накидом. Столбик с двумя накидами.

1

-

1

11 Столбик с тремя накидами.

1

-

1

12 Условные обозначения. Правила чтения схем.

1

1

-

13 Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков.

1

-

1

14 Вывязывание образца по схеме.

1

-

1

6


Узорная вязка

14




15 Вязание узорного полотна.

1

-

1

16-17

Узоры на основе «ракушки» и «короны».

2

1

1

18

Узоры, связанные с возвращением в предыдущие ряды.

1

-

1

19

Узоры, связанные пышными столбиками.

1

-

1

20-21

Узоры с перемещенными и крестообразными столбиками.

2

1

1

22-23

Узоры на основе рельефных столбиков.

2

1

1

24-25

Узоры с вытянутыми петлями.

2

1

1

26-28 Вязание образцов.

3

-

3

7


Вязание геометрических фигур

4




29-30 Вязание прямоугольника, квадрата.

2

-

2

31-32 Вязание круга, овала, шара.

2

-

2

8


Итоговое занятие

1




33 Подведение итогов за год.

1

1

-


ИТОГО:

33

11

22

2 класс (34 часа) Введение (1 ч.) Планирование работы на год. Техника безопасности /повторение/. Кружевная техника «Филе» (6 ч.) Основой для многих видов кружевных работ служит филейное полотно, узор которого складывается из чередования незаполненных и заполненных клеток. Обвязывание изделий кружевом. Основа для работы - петли, выполненные по краю ткани крючком или иголкой. Правила выполнения. Филейным кружевом можно обвязывать изделия только квадратной или прямоугольной формы, во всех рядах, начиная со второго, выполняя угловую прибавку. Правила выполнения. Дорожка, обвязанная филейным кружевом. Комплект из дорожки и салфеток. Косая филейная клетка образуется за счет цепочек из воздушных петель, закрепленных столбиками без накида на петлях предыдущего ряда или начальной цепочки. Количество воздушных петель в цепочке может быть различным в зависимости от плотности изделия или необходимости сужения или расширения его, но чаще всего оно равно пяти. Количество петель начальной цепочки рассчитывается по раппорту узора. Продольные кружева (10 ч.) вяжут сразу во всю длину изделия. Продольные кружева выполняют по схемам, раппорт которых состоит, как правило, из одного зубца, и пришивают или надвязывают по краю изделия. Техника их выполнения. Несколько образцов салфеток. Салфетки, связанные в традиционной технике, по принципу продольных кружев, с учетом круговой прибавки. Техника их выполнения. Поперечные кружева (16 ч.) отличаются от продольных тем, что ряды в них располагаются от кромки к зубцам и обратно, то есть перпендикулярно к линии пришива. За счет такого направления вязания можно достичь большего разнообразия форм зубцов, делая их острыми, округлыми, ступенчатыми, овальными, серповидными, веерообразными и т.д. Техника их выполнения. Итоговое занятие (1ч.) Подведение итогов за год. Выставка.

Учебно-тематический план

2 класс (34 часа)

№ раз-дела

заня-

тия


Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Тео-рия

Прак-тика

1


Введение

1




1 Вводное занятие. Правила охраны труда и безопасности на занятиях (повторение).

1

1

-

2


Кружевная техника «Филе».

6




2-3

Кружевная техника «Филе».

2

1

1

4-5

Полотенце.

2

-

2

6-7

Косая филейная клетка.

2

1

1

3


Продольные кружева.

10




8-9

Исполнение продольных кружев.

2

1

1

10-11

Салфетка квадратная.

2

1

1

12-13

Техника выполнения узора «лепесток».

2

1

1

14-15

Техника выполнения обвязки салфеток.

2

1

1

16-17

Платочки, обвязанные кружевом.

2

1

1

4


Поперечные кружева.

16




18-20

Маленькая салфетка с оборками.

3

1

2

21-26

Комплект из 3 салфеток.

6

1

5

27-29

Салфетка «Снежинка».

3

1

2

30-33

Вязание салфеток.

4

-

4

5


Итоговое занятие

1




34 Подведение итогов. Выставка.

1

1

-


ИТОГО:

34

12

22

3 класс (34 часа) Введение (1 ч.) Планирование работы на год. Техника безопасности /повторение/. Основы цветоведения (6 ч.) Пёстрое вязание. Радужное многоцветие - вязание, при котором пряжу двух или более цветов меняют в конце или начале ряда. Правила многоцветного вязания. Несколько способов замены нитей /в зависимости от рисунка/.Орнамент. Для чего он нужен. Техника выполнения орнамента. Вязание геометрических фигур (9 ч.) Прибавление и убавление петель. Для чего оно нужно. Два способа убавления петель. Два способа прибавления петель. Техника вязания круга и многоугольников. Прихватка. Вязание элементов одежды (17 ч.) Правила снятия мерок. Несколько моделей шапочек. Комплект: шарф и шапочка с орнаментом. Техника вязания. Отделка. Итоговое занятие (1 ч.) Подведение итогов за год. Выставка.

Учебно-тематический план

3 класс (68 часов)

№ раз-дела

заня-

тия


Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Тео-рия

Прак-тика

1


Введение

1




1 Вводное занятие. Правила охраны труда и безопасности на занятиях (повторение).

1

1

-

2


Основы цветоведения

6




2-4

Пестрое вязание.

3

1

2


5-7

Техника выполнения орнамента.

3

1

2

3


Вязание геометрических фигур

9




8-9

Прибавление и убавление петель.

2

1

1


10-12

Объемное круговое вязание.

3

1

2


13-16

Прихватка.

4

1

3

4


Вязание элементов одежды

17




17-18

Правила снятия мерок.

2

1

1


19-23

Шапочка крючком.

5

1

4


24-29

Шапочка-шарф.

6

2

4


30-33

Шапочка с орнаментом.

4

1

3

5


Итоговое занятие

1




34 Подведение итогов работы за год.

1

1

-


ИТОГО:

34

12

22

4 класс (34 часа) Введение (1 ч.) Планирование работы на год. Техника безопасности /повторение/. Изготовление изделий для дома (17 ч.) Прихватка для посуды - безделушка или необходимая веешь. Стоит ли тратить на нее время. Для вязания прихваток можно использовать любую пряжу, любых цветов. Форма прихваток может быть любая. Два обязательных условия: полотно должно быть плотным, на одной стороне прихватки должна быть специальная петелька, чтобы ее можно было повесить. Как сделать из прихватки подставку под горячее. Техника выполнения. Вязание прихватки «Ягодка», «Подсолнух». Игольница «Божья коровка», «Лягушка». Изготовление подставок под карандаши. Карандашницы-животные. Вязание карандашниц «Тигрёнок», «Собачка», «Медвежонок». Изготовление вязаных игрушек (15 ч.) Использование вязки геометрических фигур в изготовлении игрушек. Вязаные фрукты и овощи (бананы, мандарины, ананас, вишня, яблоко, груша; редис, морковь, свёкла и др. по выбору учащихся). Игрушки-животные. Игрушка «Бурёнка». Техника выполнения. Итоговое занятие (1 ч.) Подведение итогов за год. Выставка.


Учебно-тематический план

4 класс (34 часа)

№ раз-дела

заня-

тия


Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Тео-рия

Прак-тика

1


Введение

1




1 Вводное занятие. Правила охраны труда и безопасности на занятиях (повторение).

1

1

-

2


Изготовление изделий для дома

17




2 Прихватки для посуды, они же подставки под горячее.

1

1

-

3-4 Вязание прихватки «Ягодка».

2

-

2

5-8 Прихватка «Подсолнух».

4

1

3

9-10 Игольница «Божья коровка».

2

-

2

11-12 Игольница «Лягушка».

2

-

2

13 Подставка под карандаши.

1

1

-

14-18 Карандашницы-животные. Вязание карандашниц «Тигрёнок», «Собачка», «Медвежонок».

5

1

4

3


Изготовление вязаных игрушек

15




19 Использование вязки геометрических фигур в изготовлении игрушек.

1

1

-

20-27 Вязаные фрукты и овощи.

8

1

7

28 Игрушки-животные.

1

1

-

29-33 Игрушка «Бурёнка».

5

-

5

4


Итоговое занятие

1




34 Подведение итогов. Выставка.

1

1

-


ИТОГО:

34

9

25

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы: 1. Помещение для занятий должно быть достаточно светлым и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. 2. Рабочее место обучающегося-ученические столы с легко моющимся покрытием, должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга. 3. Стол для учителя 4. Инструменты: •крючки (от 1.5 до 8 мм); •ножницы; •сантиметровая лента; •булавки; •швейные иглы; •штопальная игла. 5.Основные материалы: •пряжа и нитки разной толщины и цветов; •фурнитура; •калька; •миллиметровая бумага. 6. Оснащение- шкаф для материалов, инструментов и методических пособий, образцов изделий, выставочный стенд работ кружковцев. 7. Технические средства - мультимедийный проектор, экран, компьютер. 8. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: схемы, фотографии, технологические карты, инструкционные карты, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, диски, журналы, проектные работы учащихся, таблицы по технике безопасности. 1. Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974. 2. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. - Минск, 1999. 3. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. - М., 1992. 4. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. - С-Пб., 1993. 5. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992. 6. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. - М., 1984. 7. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra». 8. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. - М., 2000. 9. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990. 10. Столярова А.М. Вязаная игрушка. - М., 2000. 11. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. - М., 1994. 12. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.

13. Интернет-ресурсы.


© 2010-2022