Урок по русскому языку на тему Синонимы, антонимы. Закрепление. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка во 2-м классе по УМК Н.В. Виноградовой Кацанова Альбина ефимовна, учитель начальных классов
Тема: Синонимы, антонимы. Закрепление. Цель урока: закрепить знания детей о синонимах и антонимах, изученных в разделе "Лексика", развивать речь детей, дать представление об экологическом равновесии в природе (операция "Первоцвет"), воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе, создать условия для сбережения здоровья детей на уроке, эстетического воспитания учащихся.

Ход урока: 1.Организационный момент Психологический настрой детей на урок. Учитель: -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. 2. Введение в тему урока Учитель: -Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?
- Какой весенний месяц идёт сейчас? (март). Послушайте слова о марте Н.Сладкова: "Голубой месяц март. Голубое небо, голубые снега, голубая даль. Первые голубые лужи и последние сосульки. А на горизонте - синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой". Стихотворение М.Мревишвили "Март". 2.Сообщение темы урока Учитель: -Сегодня на нашем уроке мы продолжим работать по разделу "Лексика", повторим синонимы, антонимы, научимся их находить в тексте и придумывать самостоятельно. Вспомним, какую работу они выполняют в речи. 3.Чистописание - Повторим написание заглавной В и строчной в. Вв Вв ве вл Приди, весна красная! -Не забывайте соблюдать правильную посадку при письме. Обратите внимание на плакат "Правильно сиди при письме". Следи за правильным положением своей тетради при письме. Тетрадь лежит с наклоном. 4.Основная часть урока 1) словарная работа -Что изучает наука "Лексика"? По описанию лексического значения слова угадай слово и запиши в тетрадь: Подберёзовик, снежный, школьник, ласточка. -Какое слово можно назвать "лишним"? Почему? (Слово "снежный", т.к. это прилагательное). 2) игра "Собери слово" (Ученики работают по карточкам, лежащим на столах). В первом слове выделите приставку. Во втором слове выделите корень слова. В третьем - суффикс. В четвёртом - окончание. -Какое слово у вас получилось? (Подснежники). Устно подберите родственные слова к слову "подснежники". 3) ученица рассказывает легенду о подснежнике, читает стихотворение поэта Иванова об этом цветке: Цветок весны, идущий к нам по снегу, Простой цветок, но сколько он несёт Добра и радости, и счастья человеку! Учитель: -Составьте из "рассыпанных слов" предложение: на, подснежники, пригорках, расцвели, нежные (Ученики зачитывают свои варианты составленных предложений). 4.Работа со словами - синонимами. -Прочитайте стихотворение Е.Аксельрода и найдите в нём слова, близкие по смыслу. Солнце старалось пожарче гореть, Чтобы озябшую землю согреть. Солнце старалось поярче пылать, Света побольше на землю послать. (Гореть - пылать. Это синонимы.) Физкультминутка "Цветы" (пальчиковая гимнастика) Наши нежные цветы Раскрывают лепестки. Раз цветок, два цветок Раскрывают лепесток. (Затем по тренажёру профессора Ф.И. Базарного проводится упражнение для глаз) 5. Работа в группах Найди "друзей". Соедини слова стрелками (слова - синонимы). 1) алфавит аккуратный 2) огонь алый 3) шалун скакать 4) чистый азбука 5) прыгать пламя 6) бросать озорник 7) красный кидать 6. Работа со словами - антонимами. а) дополните пословицу: Осенью дни ненастные, а весной -… Найдите слова, противоположные по смыслу (Ненастные - ясные). Как называются слова, противоположные по смыслу? б) прочитай и дополни пословицы антонимами. Ученье - свет, а неученье -… Платье лучше новое, а друг лучше -… В умной беседе ума наберёшься, а в … свой потеряешь. в) Игра "Скажи наоборот" (Ученик - ведущий читает стихотворение, а детям надо "досказать словечко"). И вот пришёл теперь черёд сыграть в игру "наоборот".

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь ….

Скажу я слово далеко.

А ты ответишь …

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь …

Скажу, что слово потерял,

И скажешь ты: …

Скажу я слово трус,

Ответишь ты …

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай - …!
- Рассмотрите нашу весеннюю газету. Она посвящена первоцветам. Экологическая тревога! Многие люди несут из леса огромные букеты первых подснежников. Скоро в лесу станет совсем пусто и неуютно. Какие вы знаете первые весенние цветы Белгородского края? Почему многие из них занесены в Красную книгу? (Дети называют первые весенние цветы родного края: пролески, медуница, гусиный лук, мать - и - мачеха, хохлатка, ветреница дубравная. Учитель показывает рисунки цветов.) - У каждого из вас на парте лежит текст "Первые цветы". Прочитайте его, посоветуйтесь в парах: какая главная мысль этого текста. Подумайте, как иначе можно назвать текст. -Как нужно относиться к первым весенним цветам? (Нужно сохранять и беречь их, чтобы они радовали нас своей красотой). -Какие слова - синонимы встретились в рассказе? (Тёплые - горячие, большие - огромные, прекрасные - красивые, охранять - беречь).
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. -Вот и подошёл к концу наш урок русского языка. Весь урок наш проходил под знаком весны, весеннего настроения. (Рассмотрите выставку рисунков ребят нашего класса, посвящённую весне, первым цветам.) Сколько нового мы узнали о весенней природе, первых цветах Белгородчины, а главное - повторили синонимы и антонимы, которые помогают сделать нашу речь более красочной и выразительной. -Какие слова мы называем синонимами? А какие - антонимами? Найдите в предложении синонимы: На лугу расцвели первые жёлтые, золотистые, лимонные, оранжевые от солнца одуванчики. А теперь вставьте антонимы в пословицу: …кормит, а …портит. (Труд кормит, а лень портит). Выставление оценок за урок с комментированием учителя. - Оцени своё настроение на уроке: Дети прикрепляют на доску разноцветные цветы из бумаги, символизирующие настроение по цвету. Красные цветы - радость и активность, жёлтые - покой, синие - печаль, чёрные - недовольство. 8. Домашнее задание (дифференцированное). а) придумай 5 пар слов - синонимов; б) опиши любимый весенний цветок, используя слова - синонимы и антонимы.



© 2010-2022