Рабочие листы на исторические темы курса Окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир. Исторические темы.


ИЛО № 1.

Тема: «Уроки истории».

Задание 1. Отредактируйте следующее предложение, заменяя повторяющиеся слова. Используй слова для справок.

В прошлом году с ним произошла эта необычная история, и он написал историю о ней.

Слова для справок: рассказ, событие, происшествие.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Выбери верное высказывание.


  • История - это рассказ о событиях прошлого времени.

  • История - это события настоящего времени.

Задание 3. Ты сможешь проверить, понял ли ты что такое история, если правильно вставишь вместо точек в предложении слова завтра, сегодня.

События, происходящие … , … станут историей.

Задание 4. Прочитайте текст. Неспокойно было на Руси в 13-м веке. В сторону русских земель двигалось огромное войско монгольского хана Батыя. Подошёл Батый к городу Рязани. И послал князь рязанский быстрых, как стрелы, гонцов в соседние княжества с просьбой о помощи. Но ни один из русских князей не пришёл на помощь. Каждый думал собрать своё отдельное войско против врагов. Не отстояли жители Рязани свой город… После Рязани завоеватели разорили города Владимир, Суздаль, Ярославль, и другие.
- Какой урок получили русские люди на примере этих исторических событий?
Задание 5. Найдите две пословицы, которые отражают суть полученного исторического урока.
 Общая сила и камень разрушит.  На чужой сторонушке рад своей воронушке.  Ручьи сольются - река, люди соединятся сила.  Дружба, как стекло, разобьёшь, не сложишь.
Задание 6. Какой общий вывод можно сделать на основании анализа данных высказываний? 1. «Война с Россией - бессмысленная затея, которая, на мой взгляд, не может иметь счастливого конца». (Фельдмаршал фон Рундштедт) 2. «Война против России была фатальной (неизбежной, неотвратимой) ошибкой».(Наполеон) 3. Бисмарк считал, что война с Россией чрезвычайно опасна для Германии. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Окружающий мир. Исторические темы.


ИЛО № 2.

Тема: «Как восстановить прошлое».


Задание 1. Известно, что людей, которые ведут раскопки, называют археологами. Узнай, как называется наука, изучающая вещи и восстанавливающая по ним прошлое народа, используя аналогию. биолог археолог биология ?

Археология - это ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Задание 2. Разделите квадрат , сторона которого 4 см, на 16 одинаковых квадратиков.












Задание 3. Проанализируйте два предложения, сделай и запиши вывод.
Водопровод был найден при раскопках древнего Новгорода. Раскопки велись в слое земли XI-го века.
Итак, ______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Окружающий мир. Исторические темы.


ИЛО № 3.

Тема: «История России в именах, названиях и прозвищах».


Задание 1. Распределите на две группы данные существительные и запишите их в два столбика. Александр, имя, название. Москва, Долгорукий, прозвище, фамилия, Романов.








- Соотнеси между собой слова из первого и второго столбика. Покажи с помощью стрелочек связь между ними.

Задание 2. Прочитай отрывки из рассказов о князьях и выбери каждому из них прозвище из следующего списка, поставив соответствующий номер.

Невский -1, Донской -2, Калита (кошель) - 3, Мудрый - 4, Красное Солнышко - 5,

Долгорукий - 6.


  • Князя Ивана Даниловича москвичи любили за милосердие к нищим. Он всегда носил с собой кошель (калиту) и раздавал из него деньги бедным. При нем владения московского княжества значительно расширились; многие из них он скупил.

  • Князь Александр разбил на реке Неве полчища шведов.

  • Князь Ярослав Владимирович составил для Руси первый свод законов: правила наказания за убийство, оскорбление, кражу. Его умом и страданиями Русь прославилась.

  • Князь Дмитрий прославился битвой с монголо-татарами на Куликовом поле, где река Непрядва впадает в Дон.

  • Юрий, сын Владимира Мономаха, стремился завладеть Новгородом и даже Киевом. При Юрии появилось много новых городов, среди них Юрьев и Юрьев-Польский.

  • Один из первых русских князей - Владимир был заботлив к своему народу. Любой житель мог прийти к праздничному княжескому столу.

Задание 3. Проанализируй пары слов и запиши, как на Руси образовывались фамилии.

Кошка - Кошкин от _____________

Роман - Романов от _____________

Кузнец - Кузнецов от _____________

Задание 4. Установи связь между словами в парах и на основании этого подберите недостаю-щие слова.

Сидор Владимир столяр рыбак

Сидоров ? Столяров ?

Задание 5. Восстанови последовательность царей из династии Романовых, приписав каждому из них порядковый номер.

 Петр Алексеевич

 Михаил Федорович

 Елизавета Петровна

 Алексей Михайлович




Окружающий мир. Исторические темы.


ИЛО № 4.

Тема: « Как жили наши предки славяне».


Задание 1. Найди корень в следующих словах и сделай предположение о лексическом значении этих слов. Предки - ____________________________________________________________________________ Современники - ______________________________________________________________________ Потомки - ___________________________________________________________________________
Задание 2. На линии времени обозначь год, в котором живём мы и наши современники. Обозначь фигурными скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпиши их. Рабочие листы на исторические темы курса Окружающий мир

Задание 3. Внимательно прочитай три высказывания и найди среди них ложные. Объясни свою позицию.

 Наши предки живут в далёком будущем.

 Наши потомки жили в далёком прошлом.

 Наши предки жили в далёком прошлом.

Задание 4. Внимательно прочитай текст.

Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина.

Пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое, как у нас, так и в Индии.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших. Воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем, а простых рубахах, а то и полуголые.

- Что ты думаешь о выделенных словах? _________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 5. Прочитай предложения, в которых содержится грубый вымысел о наших предках-славянах. Замени выделенные слова антонимами, используя слова для справок.

1. Древние славяне славились своей скупостью.

2. В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.

3. Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.

4. От других народов славян отличала физическая слабость и неприхотливость.

5. Но больше всего славяне любили рабство.

Слова для справок: свобода, смелость, победа, сообразительность, сила, терпеливость, щедрость.

Задание 6. Дополни предложения.

В мирное время древние славяне жили без вождей, так как не терпели над собой ____________________________________________________________________________________.

Даже в боях, имея вождя, они не хотели следовать общему плану боевых действий, а каждый воин ________________________________________________.

Даже пленных они не превращали в рабов, а, заставив их отработать несколько лет, ______

________________________________.



Окружающий мир. Исторические темы. 4 класс.


ИЛО № 5.

Тема: «Славянские боги и праздники».


Задание 1. Закончи следующее предложение. Славяне поклонялись Мокуши, молили, просили её, чтобы уродились рожь и ячмень. Значит, Мокушь была богиней ____________________ .
Задание 2. Запиши, дух какого объекта неживой природы славяне называли Даждь-бог, если от него зависела смена времён года и он постоянно вёл борьбу с тьмой.. ____________________________________________________________________________________ Задание 3. Прочитай текст. К конце декабря у славян был праздник Коляда. Они считали, что в это время Солнце набирает силу. Ведь именно в конце декабря самая длинная ночь, а затем день начинает прибавляться. Наступает поворот Солнца на весну. Славя бога солнца, славяне ходили с песнями по домам, собирали подаяния, чтобы принести его в жертву. Задание 4. Прочитай текст и допиши название праздника. Этот праздник был посвящён приходу весны и проводам, похоронам зимы. Славяне со смехом сжигали или топили в реке соломенное чучело в виде старухи, поминали её блинами. В этот день принято было кататься на санях, а тот, кто отказывался веселиться, по поверью, должен был жить в голоде и горести. Весенний праздник славяне называли ___________________ . - Поставь вопросы к тексту. _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Задание 5. Закончи предложения и объясни, почему Перун был главным среди других славянских богов. Коль прогневается Перун на людей, поразит своими огненными стрелами домашний скот, - не спасёт и бог _______________ . Если не задобрить Перуна, не принести ему в жертву животных и людей, сжигая их на огне, то свита Перуна так зальёт посевы водой и, значит, погубит урожай, что не поможет ни богиня ____________ , ни __________ - бог.
Задание 6. Определи, как называли славяне бога ветра и бури, установи соответствия между словами первого и второго столбика.
Бог грома и молнии Даждь-бог Бог солнца Мокошь Богиня урожая Перун Бог зверей и домашнего скота Стрибог Бог ветра и бури Велес

Задание 7. Прочитай и запиши правильный ответ.

Всех людей, поклонявшихся различным богам природы, называют язычниками. Славяне - обожествляли силы природы. Значит, славяне были ______________________ .

Задание 8. Прочитай текст. Самый большой праздник Солнца у славян был в разгар лета, в самую короткую ночь. Он носил название Ивана Купалы. После этой ночи дни начинали уменьшаться, наступал поворот к осени. Знаком Солнца, сходящего с летней высоты, было горящее колесо, которое славяне скатывали с горы. В праздник Купалы славяне купались, девочки плели венки и бросали их в воду, девушки и парни брались за руки и прыгали через костёр, играли в «ручеёк», искали в лесу цветок папоротника…

Окружающий мир. Исторические темы.


ИЛО № 6.

Тема: «Древний Киев и происхождение городов».
Задание 1. Рассмотри схему. Внимательно прочитай текст и проведи карандашом путь лодки. Рабочие листы на исторические темы курса Окружающий мир Сначала торговые люди плыли по Балтийскому морю. Затем по реке Неве они попадали в Ладожское озеро. Из него поднимались по реке Волхову в Ильмень-озеро. Потом плыли вверх по течению реки Ловать. Далее купцы волочили свои лодки (ладьи) по суше в Западную Двину. Переплывали её, затем опять волоком тащили ладьи в Днепр и спускали в Чёрное море.
Задание 2. представь себя купцом, плывущим с богатым товаром по реке. Твоему взору открываются четыре картины: Низкий берег реки, к которому близко подходит лес.  Высокий берег реки, поросший лесом.  Большая поляна на высоком берегу реки.  Низкий болотистый берег.  - Какое место тебе кажется наиболее надёжным для ведения торговли с местными жителями? Почему? ____________________________________________________________________________________ Задание 3. Вставь нужное слово. Предварительно проанализировав информацию в скобках. Допиши предложение. По пути следования иноземных купцов на славянской территории возникали многочисленные ___________ : Новгород, Смоленск, киев и другие. (Места складирования товаров во время их обмена купцами нужно было огораживать, охраняя их от воров. В этих городах торговая площадь была главная).
Задание 4. Выбери из списка однокоренные слова к слову «город». Город, горка, городить, гореть, огородить, изгородь, городище, горница, городской, горевать, пригород, горький, горожанин.
Задание 5. Прочитай следующее высказывание. Приезжие купцы и местные жители начинали торговать рано утром, открыв городские ворота и опустив подъёмный мост. - Определи, что происходило раньше: открытие ворот или начало торговли в городе? ____________________________________________________________________________________
Задание 6. Восстанови деформированный текст.. Для этого пронумеруй предложения в нужной последовательности..  поэтому киевляне и пригласили княжить в свой город варягов с сильной дружиной.  Недалеко от Киева жили племена воинственных хазар.  Жители Киева отказывались платить дань. Тогда хазары нападали на Киев, грабили его и уводили в рабство женщин и детей.  Хазары требовали от киевлян платить дань: по одной беличьей шкуре с каждого дыма, т.е. ___________ .

Окружающий мир. Исторические темы.


ИЛО № 7.

Тема: «Первые русские князья». Задание 1. Прочитай предложения и укажи, опираясь на схему, что в ней является причиной, а что - следствием из неё. Так как без единого правителя северные славянские племена враждовали между собой, они пригласили княжить на свои земли варяга Рюрика. Рабочие листы на исторические темы курса Окружающий мир Задание 2. Прочитай два суждения и впиши между ними нужное слово-связку. Используй слова для справок.. Рабочие листы на исторические темы курса Окружающий мир Слова для справок: так как, поэтому, словно, причём. Задание 3. Восстанови деформированный текст, пронумеровав по порядку его предложения.  место, где похоронили убитых, и сегодня называется Аскольдовой могилой.  Потом Олег, увидев, как удобно расположен киев, как он красив, богат и надёжен, перенёс в него столицу из Новгорода.  Олег силой захватил власть в Киеве, казнив Аскольда и Дира.  «Да будет Киев матерью городам русским», - сказал Олег. Задание 4. Прочитай текст. Олег прославился в истории Руси тем, что основал государство киевскую Русь и заключил первый в истории киевской Руси мирный торговый договор. - Найди в тексте те части предложения, которые выражают причину и подчеркни красным карандашом. Найди в тексте часть предложения, выражающую следствие. Подчеркни зелёным цветом. Задание 5. Ты узнаешь, кто правил Киевской Русью после смерти Олега, прочитав следующий текст: После смерти Олега на киевский престол вступил возмужавший к тому времени сын Рюрика - Игорь. У Игоря была жена Ольга, красавица и умница, - щёки румяные, глаза синие, коса русая. До замужества она жила в деревне Выбуты, на берегу реки Великой, в 12-ти километрах от Пскова. И вот однажды проезжал мимо тех мест молодой и красивый князь Игорь. Увидел Игорь на берегу красавицу Ольгу и попросил перевезти его на другой берег реки. Долго беседовали они, но, что сказали друг другу - неизвестно. Да только не забывал уже никогда юный князь той встречи. Он прислал за девушкой сватов. И стала Ольга киевской княжной. Игорь часто объезжал свои земли по разным делам. Однажды он собирал ежегодную дань с племени древлян, и на обратном пути ему показалось, что дани взято мало: он вернулся за остальной частью дани. Древляне, узнав об этом, сказали: «если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его». З

Олег

Рюрик

Игорь

Ольга

Святослав



адание 6. Расположи первых русских князей в нужной последовательности, приписав каждому из них порядковый номер.

Рабочие листы на исторические темы курса Окружающий мир

Окружающий мир. Исторические темы.


ИЛО № 8.

Тема: «Крещение Руси».


Задание 1. Дополни и допиши следующее предложение, предварительно проанализировав информацию, данную в скобках. Несмотря на свои огромные размеры, Киевская Русь не признавалась соседними странами великим государством, потому что _____________________________________________________ . (Народы соседних с Киевской Русью стран не были язычниками, а являлись православными или католическими христианами, мусульманами или иудеями.)
Задание 2. Ты догадаешься, почему князь Владимир стал сомневаться в силе языческих богов, если установишь смысловые связи между следующими суждениями и пронумеруй их.
Рабочие листы на исторические темы курса Окружающий мир

Задание 3. Выбери из следующего перечня положительные и отрицательные последствия крещения Руси, поставив нужные значки «+» или «-».

 Православная церковь прославляла женщину-мать, запрещала многожёнство.

 Православная церковь была против языческих обрядов и праздников, например, такого, как масленица.

 Православная церковь выступала за единство, силу, величие Руси.

 Православная церковь выступала против игры на народных инструментах.

 Православные священники выступали за дружную семью, за уважение детей к родителям, за заботу к старикам.

 На Руси стали строить церкви и при них создавать школы, художественны




Окружающий мир. Исторические темы.


ИЛО № 9.

Тема: «Основание Москвы». Задание 1. Преобразуй следующие повествовательные предложения в вопросительные. Есть версия а о происхождении названия города Москвы. ___________________________________________________________________________________ Город Москва был основан князем Х (икс) ___________________________________________________________________________________ Основатель города Москвы заинтересовался его местоположением по причине в. ___________________________________________________________________________________ Задание 2. Прочитай текс и ответь на послетекстовые вопросы. Река , на берегу которой возникло местечко Москва, вытекает из болота. Местность вокруг реки в давние времена была сырой и вязкой. Слово вязкая на финском языке звучит как Москва. - Запиши, какое название получила эта река? _________________ . - Вставь пропущенное слово в следующий вывод: По названию (чего?) ____________ стал называться и город Москва. Задание 3. Подпиши под датами название городов, основанных в это время. 859 г. 903 г. 1108 г. 1147 г. ____________ ________________ ____________________ Москва Задание 4. Прочитай текс и ответь на внутритекстовые и послетекстовые вопросы. В 12-ом веке земли, где река Неглинка впадает в реку Москву, принадлежали богатому боярину Кучке. Однажды проплывал мимо этих мест князь ___________ , по прозвищу Долгорукий. - Впиши недостающее имя князя. Он возвращался из города Киева во Владимир по водному пути, который проходил мимо местечка Москвы. Понравилось это место князю своими лесистыми холмами, которые омывались с нескольких сторон реками. «Кто владеет этими местами?» - поинтересовался князь. - Запиши, что услышал князь в ответ: ___________________________________________________________________________________ Задание 5. Предположи, как развивались события дальше, и покажи это стрелочками. . Рабочие листы на исторические темы курса Окружающий мир Задание 6. Опираясь на схему, назови и подчеркни город, через который проплывали купцы, путешествуя: из Новгорода в Рязань; из Киева во Владимир; из Рязани в Тверь. Рабочие листы на исторические темы курса Окружающий мир
- Впиши в предложение пропущенное слово.
Многие торговые водные пути проходили через _______________ , поэтому-то Юрий Долгорукий и заинтересовался этим местом.


© 2010-2022