- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект+презентация открытого урока-исследования по русскому языку для 3 класса «Понятие о неопределённой форме глагола» (Образовательная система «Школа 2100»)
Конспект+презентация открытого урока-исследования по русскому языку для 3 класса «Понятие о неопределённой форме глагола» (Образовательная система «Школа 2100»)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Колышкина И.В. |
Дата | 04.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Конспект открытого урока-исследования по русскому языку
(Образовательная система «Школа 2100)
3 класс
Тема: Понятие о неопределённой форме глагола. Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «неопределённая форма глагола» и её особенностями. Задачи: - формировать понятие «неопределённая форма глагола»; - развивать умения отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола; - учить образовывать неопределённую форму с помощью вопросов; - развивать орфографическую зоркость, внимание, память; - формировать умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность; - создавать условия для развития навыков совместной работы и стремления к взаимопониманию.
Тип урока: открытие новых знаний. Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями, разноцветные фигуры для рефлексии. Педагогические технологии: проблемное обучение, игровая технология, здоровьесберегающие, икт, педагогика сотрудничества.
Ход урока:
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) (5 мин)
- Сегодня у нас на уроке много гостей, и мы хотим вас поприветствовать.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- А началом нашей работы станет девиз (слайд)
- Прочитайте.
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому (Джордж Пойа).
- Как вы понимаете это высказывание?
- Почему я это высказывание сделала девизом нашего урока?
- В конце урока мы ещё вернёмся к нашему девизу.
II. Актуализация знаний о глаголе (8 мин.) - Урок мы начнём с орфографической минутки (слайд). Как вы думаете, какое задание вам сейчас предстоит выполнить? (вставить пропущенные буквы, объяснить и найти знакомые орфограммы). Задание будем выполнять устно. Б…гут, з…л…неют, кр…чат, посм…трел, цв…тут, п…ют, по…вилась, л…тят, встр…чают. - Вставляем, объясняем и проверяем. - Что объединяет эти слова? (глаголы). Докажите. - О какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? (о глаголе) - Правильно. Это знакомый незнакомец Глагол. - Почему я так сказала - знакомый незнакомец? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе, выполнив задание «Закончи предложения» (слайд) и сразу будем себя проверять.
- Глагол - это…..
- Глагол обозначает ……
- Глагол отвечает на вопросы….
- Глагол изменяется …….
- Глаголы в настоящем времени …. (слайд)
- Глаголы в прошедшем времени …
А что ещё вы знаете о глаголах прошедшего времени?
- Глаголы в будущем времени ….
- Ещё глаголы изменяются …..
III. Постановка проблемы (12 мин)
- Молодцы! Вы много знаете о глаголе, и поэтому я предлагаю вам выполнить задание в парах, взяв карточку № 1 (слайд) Прочитайте. Определите жанр произведения.
Карточка № 1
Что несёшь с собой, Апрель?
- Солнце, ручейки, капель,
Смех, веснушки, птичий гам
И туманы по утрам.
Прихватил большую ложку -
Есть сугробы понемножку,
Ковырять на речке лёд,
Чтоб устроить ледоход.
- Отчего ты так спешишь?
И куда сейчас бежишь?
- Мчусь скорей весну будить
Брата Мая торопить.
Очень ждут меня в лесах,
Рощах, парках и садах.
В городах я тоже нужен -
Для ребят наделать лужи -
Выйдут в сапогах гулять
И кораблики пускать.
- Прочитайте стихотворение вслух.
- Как вы думаете, почему я выбрала именно такой текст?
- К сегодняшнему уроку вы должны были найти приметы о весне. Давайте послушаем, что говорит народ о весне.
- Какими источниками информации вы пользовались при подготовке домашнего задания.
- Прочитайте задание, которое будете выполнять? Слайд (Найти и выписать в тетрадь глаголы столбиком, определить их время и число.)
- Кому задание непонятно?
-
несёшь - н.в., ед.ч.
-
прихватил - п.в., ед.ч.
-
есть -
-
ковырять -
-
устроить -
-
спешишь - н.в., ед.ч.
-
бежишь - н.в., ед.ч.
-
мчусь - н.в., ед.ч.
-
будить -
-
торопить -
-
ждут - н.в., мн.ч.
-
наделать -
-
выйдут - б.в., мн.ч.
-
гулять -
-
пускать -
- Прежде чем мы будем проверять, давайте немного отдохнём. Физминутка.
- Проверим. - Какие глаголы вызвали затруднение? (У глаголов есть, ковырять, устроить, будить, торопить, наделать, гулять, пускать не смогли определить время и число). Почему?
IV. Поиск решения. - А как вы думаете, какова будет цель нашей деятельности сегодня на уроке? (Узнать, что это за глаголы, у которых не определить время и число.)
- (слайд) Нам предстоит провести исследование неизвестной формы глагола, ответив на следующие вопросы:
- Как называется такая форма глагола? Почему?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие имеет особенности?
- Предположите, как может называться неизвестная нам форма глагола, если не определить время и число? Проверим (слайд). - Молодцы.
- Вернёмся к нашим глаголам, у которых мы не смогли определить время и число. Назовите их. - Зададим к ним вопросы и допишем в тетрадь эти вопросы (8 слов).
- есть - что делать?
- ковырять - что делать?
- устроить - что сделать?
- будить - что делать?
- торопить - что делать?
- наделать - что сделать?
- гулять - что делать?
- пускать - что делать?
- Делаем вывод: на какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Проверим (слайд)
- Осталось нам найти ответ на третий вопрос: какие особенности имеют эти глаголы? (слайд)
- Прочитайте слова: рассказать, нести, беречь, сделать, идти, увлечь, придумывать, ползти, стеречь. - Что объединяет эти слова? (глаголы) Докажите (глаголы в неопределённой форме) - Игра «Самый внимательный». Внимательно посмотрите на написание этих глаголов и разделите их в три столбика. - Проверим (слайд). Молодцы! Делаем вывод: глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы -ть- . -ти- или оканчиваются на -чь-. -А давайте сравним наши выводы с авторским, прочитав определение на стр. 122. - Так как же вы будете отличать глаголы в неопределённой форме от других форм глаголов? V. Первичное закрепление.
1. А сейчас мы попробуем применить наши знания на практике (слайд)
Карточка № 2
- Прочитайте. Что объединяет все слова в этом задании?
- Найдите лишний глагол в каждой группе и объясните. Проверяем. - Спишите глаголы (без лишних). В глаголах неопределённой формы выделить суффиксы -ть-, -ти- и глагольные суффиксы перед -ть. В остальных глаголах указать время и число.
1) Играть, гулять, думал, петь.
2) Читает, пишет, считает, дружить.
3) Привезти, привести, отпустил, вынести.
4) Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил. - Взаимопроверка. Проверка. VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Сегодняшнее исследование глаголов закончилось. Подведём итоги. - Какую цель ставили? (Узнать, что это за глаголы, у которых не определить время и число.) - Достигли ли вы цели? Как доказать? - Вернёмся к девизу нашего урока (слайд). Подходит ли это высказывание к нашему уроку? Докажите. Найдите глаголы в неопределённой форме. - Оцените свою работу на уроке (слайд)
- Если жёлтый - Какие затруднения ты испытал? Ребята, а что вы посоветуете?
- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. VIII. Домашнее задание (слайд) с.128-129 упр. 2, выучить правило на с. 122.
Всем спасибо за сотрудничество! (слайд)