Доклад и презентация по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА.


Г. П.Новичкова, учитель начальных классов МКОУ Карымской СОШ


Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах в духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования большое внимание уделено духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, становлению их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Нужно обращать внимание школьников на негативное поведение людей в жизни, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственности. Духовно-нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без учения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом. Неотъемлемой частью самосознания школьника должны стать справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность, чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Я считаю, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности формируется на каждом уроке. Но самые основные, важные и значимые моменты воспитания целесообразнее проводить во внеурочной деятельности. На уроке ученик заранее знает, какого ответа от него ждет учитель, поэтому часто формулирует свои мысли в угоду преподавателю, а в душе думает совсем по-другому. На кружке ребенок более раскрепощен, он мыслит и рассуждает о том, что творится в его душе, не ограничивает себя рамками школьных правил и видит в учителе сначала интересного собеседника, затем человека, которому можно доверять, и только потом человека, которому позволит судить себя и давать оценку своим поступкам. Огромные возможности для реализации духовно - нравственного воспитания дают занятия в кружке «Вежливые ребята», который я веду не первый год. Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Можно выделить основные методы программы: - изучение речевого этикета, - приучение школьников к выполнению правил культурного поведения, - разъяснение обучающимся существующих норм морали на основе игровой деятельности, - решения проблемных ситуаций. Занятиям кружка отвожу 1 час в неделю, всего 34 часа в год. На них решаются следующие задачи: • обучение навыкам общения и сотрудничества; • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения; • развитие коммуникативных умений в процессе общения; • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности. Изучая раздел программы «Я среди людей», дети узнали, что людей нужно отличать друг от друга не только по внешнему виду, поэтому отношения в классе одинаковое ко всем одноклассникам. Дети стали бережнее относиться к себе и окружающим. Часто слышим, как дети называют друг друга по фамилии. Чтобы все называли друг друга по имени, мы провели игру «Похвали своё имя!». Данная игра детям понравилась, после чего я обратила внимание, что в классе стали звучать только имена. Много времени было отведено темам «Товарищество и дружба», «Понятие «настоящий друг», «Верность и бескорыстие в дружбе», «Взаимовыручка и взаимопомощь». Мы провели открытое занятие для учителей района. Дети часто анализируют проблемные ситуации, что помогает хорошо развивать речь, речевой этикет. Познакомились с понятием «этика», «этикет». Разыгрывали ситуации «Зачем людям нужны правила вежливости и этикета», приводили примеры знакомства, представления и обращения, приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. Следующий раздел «Культура поведения». Это большая тема, над которой нужно работать каждый день, ненавязчиво учить детей самих замечать и исправлять свои недостатки, проступки. Большое внимание в нашем кружке мы уделяем сказкам. Для них выделен целый раздел «В мире сказок». И не зря. Ведь именно в сказках мы видим разделение добра и зла. Дети с раннего детства умеют отличить доброго героя от злого. Любят и хотят походить на добрых молодцев и красных девиц. На занятиях сказки читаем, рассказываем, инсценируем, смотрим. Мои дети участвуют в библиотечных уроках, рисуют иллюстрации и отправляют их на конкурсы. Многие получают дипломы и сертификаты. Я бы хотела выделить некоторые воспитательные идеи программы, которые часто звучат на занятиях, как эпиграф. • Старайся делать добро! • Бойся обидеть человека! • Люби и прощай людей! • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе! • Познай мир и себя! • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям! Дети приходят на занятия кружка с удовольствием, так как проходят они эмоционально. Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовно-нравственной культуры школьников. Импровизация, игра, показ презентаций вызывают яркий эмоциональный отклик у детей. На занятиях использую ИКТ, что позволяет совершать виртуальные экскурсии. Разрабатываю к ним презентации. Это позволяет сделать процесс обучения более наглядным и содержательным. Проводим праздники, на которые приглашаем дедушек, бабушек, мам, пап, старших, младших детей в семье. Такие совместные праздники способствуют развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников, прививают уважение и любовь к старшим, воспитывают желание подражать положительным образам. Завершая, я могу сказать следующее, духовно-нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой духовно-нравственного воспитания младших школьников. Я надеюсь, что занятия кружка не пройдут даром, и мои ученики, выйдя из начальной школы овладев нормами речевого этикета и культуры поведения, приобретут опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.



Используемая литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  7. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  9. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.


© 2010-2022