- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…»
Урок литературного чтения С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Головкина М.Я. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ Шатковская ООШ
Урок литературного чтения
2 класс
Подготовила и провела: Головкина М. Я.
2015 г.
Тема урока: С. А. Есенин «Поёт зима - аукает…» Педагогическая цель: содействовать формированию умения сопоставлять картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни. Планируемые результаты образования: Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передают свои переживания; выделяют рифмы в тексте стихотворения. Личностные: умеют соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения. Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания; находят нужные книги в библиотеке. Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию. Оборудование: - Э.Э. Кац «Литературное чтение» 2 класс, 1часть - выставка книг с произведениями С. А. Есенина; - диск с презентациями к уроку; - С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»; - запись произведения Г. Свиридова «Поёт зима-аукает..»; - снежинки для рефлексии Предварительная работа: - к уроку найти и принести произведения С. А. Есенина; - прочитать биографию С. А. Есенина;
План урока І. Мотивация к учебной деятельности. ІІ. Актуализация знаний. 1. Вступительная беседа. 2. Выразительное чтение или наизусть стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз-воевода» 3. Вывод по домашнему заданию. Оценивание. ІІІ. Постановка темы и учебной задачи учащимися. ІV. Открытие нового знания.
- Повторение биографии С. А. Есенина.
- Работа над стихотворением С. Есенина «Поёт зима - аукает…».
Ход урока. І. Мотивация к учебной деятельности. Посмотрите все в окно - Всё вокруг белым-бело. Мы уроки проведём И в снежки играть пойдём. А пока все сядем дружно, Нам уже работать нужно. ІІ. Актуализация знаний (слайд 2) 1. Вступительная беседа. - Какой раздел программы мы изучаем на уроках чтения? («Зимние картины») 2. Выразительное чтение или наизусть стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз-воевода» - Какое стихотворение вы читали дома выразительно? А кто учил наизусть? - Кто написал стихотворение? - Вам надо при чтении передать чувства автора. Послушаем вас. (хорошо читающие дети читают больший отрывок, который дала учитель). 3. Вывод по домашнему заданию. Оценивание. ІІІ. Постановка темы и учебной задачи. (слайд 3) - Попробуйте услышать в стихотворении Николая Брауна фамилию русского поэта, стихи которого будем изучать на уроке. (Читает ученик, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.) В этом имени - слово «есень», Осень, ясень, осиный свет, Что-то есть в нем От русских песен - Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И сень - рассвет. Что-то есть в нём И от весенней Грусти, юности И чистоты… Только скажут - - Услышали вы эту фамилию? «Сергей Есенин», Всей России встают черты… (Н. Браун) - Николай Браун использовал в своём стихотворении литературный приём - звукопись. - Определите тему урока. Это одно из первых стихотворений, которое написал Есенин в 15 лет. Первоначально оно называлось «Воробушки». - Зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, поставьте цели урока.
- Повторить... (биографию С. А. Есенина).
- Прочитать... (стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима-аукает…»),
-
Проанализировать... (это произведение).
- Учиться... (выразительно читать новое произведение).
К какому жанру относится произведение?( на доске пишу: стихотворение) - Сегодня будем учиться читать выразительно стихотворение «Поёт зима - аукает…» замечательного русского поэта С. А. Есенина, поработаем над его содержанием, будем учиться видеть картины, нарисованные поэтом, художниками и музыкантами, закрепим знания о литературных средствах языка. Я попрошу вас, ребята, быть внимательными весь урок, т. к. в конце урока вы должны будете дать ответ на важный вопрос. ІV. Открытие нового знания. (слайд 4, 5, 6)
- Краткое знакомство с биографией С. А. Есенина.
Ставни- дощатая или металлическая створка для прикрытия окна.
- «Ставни свешенные» - это, какие? (возможно оторванные, висящие на одной петле)
- Почему они такие?
5. Выборочное чтение. Работа над содержанием стихотворения. 1) Чтение и анализ 1 строфы. (слайд 9,10) - Прочитайте первую законченную смысловую часть. - Как вы понимаете выражение «Поёт зима - аукает…»? (Воют вьюги, поют метели.) - С кем сравнивает автор зиму? (с человеком) - Прочитайте слова подтверждающие это. (Поёт, аукает, баюкает - на доске пишу) - Какое литературное средство языка использовал Есенин? (Олицетворение.) - Вспомним, что такое олицетворение. - Что значит «Мохнатый лес баюкает»? (Всюду пушистый снег, он лежит на ветках. Метели и ветры поют свои песни, чтобы лес спал.) - Какое образное средство использовал поэт? (Метафора - мохнатый.) - Прочитайте и постарайтесь запомнить, что такое метафора. (Этот приём, когда слова используются не в прямом значении, а в переносном, называется метафора.) - Как понимаете выражение «Стозвоном сосняка»? (Сосен в лесу много, и все они одновременно раскачиваются и шумят.) - Почему этими звуками можно убаюкать лес? (Они негромкие, приглушённые.)
- С каким настроение читаем первые 3 строки? (весело) - Найдите и прочитайте строки, которые передают настроение автора. - Почему автор назвал облака седыми? (Они сероватые.) - Почему они плывут в далёкую страну? (Видимо им не нравится зима.) -Какой главный приём для создания картины здесь использован? (Олицетворение и метафора.) - С какой интонацией будем читать это предложение? Почему? (с чувством жалости) - Так о чём же первая строфа? (О красоте зимнего леса и о грустном настроении автора.) Прочитайте 1строфу вслух. 2) Чтение и анализ 2 строфы. (слайд 11,12,13) - Прочитайте строки о метелице. - Что такое метелица? (Сильный ветер со снегом, вьюга.) - С чем сравнивает Есенин метель? (С шелковым ковром.) - Автор сравнивает метелицу с ковром. Ковер - это что-то мягкое, пушистое, теплое, но он шелковый, а значит, холодный. Потому и пишет автор: «но больно холодна» . - Какой литературный приём использует поэт? (Сравнение.) - Вспомним, что такое сравнение. - Найдите и прочитайте строки, где говорится о воробышках. - Как автор характеризует воробьёв? («Игривые, детки сиротливые»). - Как вы понимаете слово «игривые»? (Воробьи не сидят на месте, прыгают, как будто играют). - Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»? (Им холодно, они дрожат. Детям, у которых нет родителей, тоже не хватает тепла, только душевного). - И снова автор использует сравнение. - Какую картину вы представили? - Почему они прижались именно к окну? (Из дома идёт тепло. Ещё они надеются, что человек их покормит, ведь сытому не страшен холод.) - Жалко ли вам воробышков? (на доске пишу: Жалко! - Как же надо относиться к птицам, животным, особенно, зимой? - Что надо делать нам, людям, чтобы птицы не погибали? - Как надо читать эти строчки? (С жалостью, с болью…) - Прочитайте вторую строфу ещё раз, передавая ваше отношение к зиме и воробьям. - Подумайте, какой звук часто повторяется в словах. (Звук [р].) - Что вам напоминает этот звук? (Рёв зверя, рёв вьюги.) - Зачем автор использует слова, где встречается звук [р]? (Чтобы передать характер метелицы - злой и свирепый.) - В литературе этот приём называется - звукопись - аллитерация - повторение согласных звуков, придающее тексту выразительность. - Прочитайте слова, в которых встречается звук [р]. - Какой показана зима в этих строчках: суровой или мягкой? -С какой интонацией нужно прочитать строфу? (про метелицу - весело, про птичек- грустно) Прочитаем эту строфу и расставим паузы.
3) Чтение и анализ 3 строфы.
- Прочитайте 3 строфу.
- Как автор называет воробышков? (Пташки малые).
- Как понимаете слово «пташки»? (Маленькие птички). - Подберите синонимы к слову озябли (очень замёрзли, продрогли, окоченели, застыли). - Почему автор употребил именно это слово - озябли? (оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и отношение к ним автора, слово является просторечным, так часто говорят бабушки внукам)
- Как греются птички? (Жмутся друг к другу поплотней).
- Почему воробышки замёрзли? (На улице мороз и ветер, они голодные, усталые). - Что, по вашему мнению, страшнее для птичек зимой - голод или холод? (Зимой птицам приходится очень плохо, и они надеются на наше сочувствие и помощь.)
- Какое чувство вызывают у поэта воробышки? ( Чувства грусти, жалости).
-Почему Сергей Есенин использовал в стихотворении такие слова, как воробышки, детки, пташки, а не назвал воробышков просто воробьями, детьми, птицами? (В словах чувствуется отношение автора к воробьям, видна его любовь, жалость к этим птицам) - Найдите строчки, в которых описана вьюга. - С кем сравнивает автор вьюгу? (Со злым человеком)
- Какие яркие эпитеты передают состояние природы? (рев бури, ревет бешено, злиться все сильней)
- Ребята, кто мне подскажет, что такое эпитет?( это определение, прибавляемое к предмету для большей выразительности).
- Как теперь автор называет метелицу?(вьюгой)
- Какая она?(злая, сердитая)
- Как поэт изображает вьюгу? (как живое существо)
- Подтвердите словами из текста (ревет, стучит по ставням)
- Как называется этот прием? (олицетворение) - Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (злая и сердитая - на доске пишу:
- С какой интонацией будем читать про воробушков, про вьюгу? (про птичек- жалостливо, с нежностью, про вьюгу- с тревогой) - Прочитайте 3строфу вслух, расставляя паузы.
4) Чтение и анализ 4 строфы.
-Прочитайте последнюю строфу. - Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги? (у мёрзлого окна) - «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения (окно, покрытое морозными узорами)
- Почему «пташки дремлют у мёрзлого окна»? (От окна идёт тепло)
- Что им снится? (Им снится весна)
- Какой снится воробышкам в студёную зимнюю пору весна? («Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна»)
- Как вы понимаете эти строки? (Весной ярко светит солнце)
- Почему воробышкам снится весна? ( Зимой им холодно, а весной- тепло) - Как автор относится к птичкам? Почему поэт использует эпитет «нежные» по отношению к ним? (он спрятал их от холодной вьюги)
- Почему весна в стихотворении - красавица?(ее любят, ждут, она приносит тепло, весной природа пробуждается после зимнего сна)
- Образ весны пронизан теплом. Автор в трех строчках собрал столько светлых, солнечных слов: прекрасная, в улыбках солнца, ясная, красавица весна. И в каждом слове звук «с»(звукопись-аллитерация) - символ света. Эпитеты «прекрасная» , «ясная» помогают нам представить весну во всей красе, почувствовать её еле уловимый аромат. Яркое солнце освещает всю землю: поля, леса, луга, реки. Каждая веточка, каждый кустик, каждый листик напоен солнечным теплом. Весна идёт и ослепительной улыбкой согревает весь мир. Именно о такой красавице-весне мечтают воробышки. Именно о такой весне, мечтает и Есенин.
- С каким настроение будем читать про весну?( с радостью, с радостным) - Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (будем читать с надеждой и верой) - Попробуйте прочитать строфу выразительно. V. Физкультминутка. (слайд 14) Выпал беленький снежок. Соберёмся мы в кружок. Снег, снег, белый снег, Кружит, падает на всех. VІ. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать своё отношение к картинам зимы.
Анализ чтения.
1. Прочитала без/с ошибками.
2. Ясно ли передала мысли автора, героев, их чувства.
3. Выразила ли свое отношение к прочитанному.
4. Правильно и четко ли произносила слова.
5. Читала монотонно или с нужной интонацией.
6. Правильно ли расставила паузы, выбрала ли нужный темп и громкость.
7. Оценка - Какой показал поэт зиму в этом стихотворении? (сильная и могущественная) - Дайте характеристику зиме в этом стихотворении. - Прочитайте эпитеты, характеризующие зиму не с лучшей стороны. - Что такое эпитеты? VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Исследовательская работа. (слайд 15) 1 ряд - найти слова, которые помогают увидеть цвет зимы. 2 ряд - найти слова, которые помогают услышать звуки зимы. (поёт, аукает, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков). 3 ряд - художник-иллюстратор нарисовал к этому стихотворению вот такую иллюстрацию. Соотнесите текст произведения и найдите художественные несоответствия на иллюстрации.
- Воробышки-по тексту прижались у окна, дремлют, прижавшись, друг к другу
- Нет метели, природа спокойна
- К какому жанру относится произведение?
- Какова тема этого стихотворения? (Зима)
-Какова главная мысль стихотворения? Какая зима? (Очень суровая и холодная зима. Птицам зимой голодно и холодно)
- Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
-Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о Сергее Есенине как о человеке? (Сергей Есенин любил животных, птиц, жалел их)
- У нас получилось стихотворение, состоящее из пяти строк: это - синквейн.
Зима.
Злая,беспощадная.
Поёт, аукает, баюкает.
Птицы жмутся к окну.
Жалко! - Удалось решить поставленные задачи? - Поднимите снежинку, если вам понравилось стихотворение. - Я очень рада, что вы услышали голос зимы! Спасибо за работу. - Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы. XІ. Работа с выставкой книг. - С произведениями С. А. Есенина вы можете познакомиться самостоятельно, если возьмёте и прочитаете книги с нашей выставки, которую организовали мы с вами. Это только часть его творчества. Вы можете сами сходить в библиотеку или найти его стихи в Интернете и прочитать.