Урок литературного чтения С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Шатковская ООШ











Урок литературного чтения

2 класс














Подготовила и провела: Головкина М. Я.

2015 г.

Тема урока: С. А. Есенин «Поёт зима - аукает…» Педагогическая цель: содействовать формированию умения сопоставлять картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни. Планируемые результаты образования: Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают сти­хотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о наблюдениях за явлениями внешнего мира, пе­редают свои переживания; выделяют рифмы в тексте стихотворения. Личностные: умеют соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы; эмо­ционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную дея­тельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения. Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым сло­вам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания; находят нужные книги в библиотеке. Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее реше­ния; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию. Оборудование: - Э.Э. Кац «Литературное чтение» 2 класс, 1часть - выставка книг с произведениями С. А. Есенина; - диск с презентациями к уроку; - С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»; - запись произведения Г. Свиридова «Поёт зима-аукает..»; - снежинки для рефлексии Предварительная работа: - к уроку найти и принести произведения С. А. Есенина; - прочитать биографию С. А. Есенина;








План урока І. Мотивация к учебной деятельности. ІІ. Актуализация знаний. 1. Вступительная беседа. 2. Выразительное чтение или наизусть стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз-воевода» 3. Вывод по домашнему заданию. Оценивание. ІІІ. Постановка темы и учебной задачи учащимися. ІV. Открытие нового знания.

  1. Повторение биографии С. А. Есенина.
  2. Работа над стихотворением С. Есенина «Поёт зима - аукает…».
1) Первичное чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» учителем. 2) Проверка первичного восприятия. 3. Чтение стихотворения учениками. Дифференцированная работа. 1) Про себя (хорошо читающие дети работают с карточками) 2) Вслух. 4. Словарная работа. Работа с «Толковым словарём» С. И. Ожегова. 5. Выборочное чтение. Работа над содержанием стихотворения. 1) Чтение и анализ 1 строфы. 2) Чтение и анализ 2 строфы. 3) Чтение и анализ 3 строфы. 4) Чтение и анализ 4 строфы. V. Физкультминутка. VІ. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Выразительное чтение стихотворения. VІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу( слайд). Исследовательская работа. 1ряд находят слова, которые помогают увидеть цвет зимы 2 ряд находят слова, которые помогают услышать звуки зимы 3 ряд соотносят стихотворение с иллюстрацией VІІІ. Закрепление 1)Рассматривание картины И. Э. Грабаря «Зима», «Иней». 2) Прослушивание отрывка из произведения Г. Свиридова «Поёт зима - аукает..» из кантаты «Поэма памяти С. Есенина». IX. Домашнее задание (вариативное). X. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Вывод по уроку. Синквейн (построили в процессе анализа стихотворения). XІ. Работа с выставкой книг.


























Ход урока. І. Мотивация к учебной деятельности. Посмотрите все в окно - Всё вокруг белым-бело. Мы уроки проведём И в снежки играть пойдём. А пока все сядем дружно, Нам уже работать нужно. ІІ. Актуализация знаний (слайд 2) 1. Вступительная беседа. - Какой раздел программы мы изучаем на уроках чтения? («Зимние картины») 2. Выразительное чтение или наизусть стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз-воевода» - Какое стихотворение вы читали дома выразительно? А кто учил наизусть? - Кто написал стихотворение? - Вам надо при чтении передать чувства автора. Послушаем вас. (хорошо читающие дети читают больший отрывок, который дала учитель). 3. Вывод по домашнему заданию. Оценивание. ІІІ. Постановка темы и учебной задачи. (слайд 3) - Попробуйте услышать в стихотворении Николая Брауна фамилию русского поэта, стихи которого будем изучать на уроке. (Читает ученик, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.) В этом имени - слово «есень», Осень, ясень, осиный свет, Что-то есть в нем От русских песен - Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И сень - рассвет. Что-то есть в нём И от весенней Грусти, юности И чистоты… Только скажут - - Услышали вы эту фамилию? «Сергей Есенин», Всей России встают черты… (Н. Браун) - Николай Браун использовал в своём стихотворении литературный приём - звукопись. - Определите тему урока. Это одно из первых стихотворений, которое написал Есенин в 15 лет. Первоначально оно называлось «Воробушки». - Зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, поставьте цели урока.

  1. Повторить... (биографию С. А. Есенина).
  2. Прочитать... (стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима-аукает…»),
  3. Проанализировать... (это произведение).

  4. Учиться... (выразительно читать новое произведение).

К какому жанру относится произведение?( на доске пишу: стихотворение) - Сегодня будем учиться читать выразительно стихотворение «Поёт зима - аукает…» замечательного русского поэта С. А. Есенина, поработаем над его содержанием, будем учиться видеть картины, нарисованные поэтом, художниками и музыкантами, закрепим знания о литературных средствах языка. Я попрошу вас, ребята, быть внимательными весь урок, т. к. в конце урока вы должны будете дать ответ на важный вопрос. ІV. Открытие нового знания. (слайд 4, 5, 6)

  1. Краткое знакомство с биографией С. А. Есенина.
- Что вы помните из биографии С. А. Есенина? - Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки в крестьянской семье. Писать стихи начал рано в 8 лет. Есенин очень любил природу и свою Родину, их воспевал он в своих стихах. Посвящал свои стихи матери, а так же писал стихи про любовь. - Какое его стихотворение изучали на уроках чтения? («Пороша») 2. Работа над стихотворением С. Есенина «Поёт зима - аукает…» (слайд 7) -А сейчас познакомимся с его новым для вас стихотворением: «Поёт зима - аукает…». - Как вы думаете, о чём это стихотворение?(на доске пишу: зима) 1)Первичное чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» учителем. - Подумайте, какие чувства у вас возникли при прослушивании стихотворения? - Какие картины вы представите себе? 2) Проверка первичного восприятия. - Какие чувства у вас возникли при прослушивании стихотворения? - Какие картины вы представили себе? 3. Чтение стихотворения учениками. Дифференцированная работа а) про себя: отметить слова и выражения, которые вам непонятны (Хорошо читающие ученики читают и выполняют задание к тексту: выписать в таблицу средства художественной выразительности: олицетворение, эпитеты, сравнения, метафоры) б) вслух 4. Словарная работа. Работа со словарём С. И. Ожегова (слайд 8) - Какие незнакомые слова вам встретились при чтении? Стозвон - придуманное автором слово: звон 100 сосен. (много разных звуков в лесу - сто звонов - сложное слово, состоит из двух корней). Сосняк - сосновый лес. Сиротки - дети, которые остались без родителей.

Ставни- дощатая или металлическая створка для прикрытия окна.
- «Ставни свешенные» - это, какие? (возможно оторванные, висящие на одной петле)

- Почему они такие?
5. Выборочное чтение. Работа над содержанием стихотворения. 1) Чтение и анализ 1 строфы. (слайд 9,10) - Прочитайте первую законченную смысловую часть. - Как вы понимаете выражение «Поёт зима - аукает…»? (Воют вьюги, поют метели.) - С кем сравнивает автор зиму? (с человеком) - Прочитайте слова подтверждающие это. (Поёт, аукает, баюкает - на доске пишу) - Какое литературное средство языка использовал Есенин? (Олицетворение.) - Вспомним, что такое олицетворение. - Что значит «Мохнатый лес баюкает»? (Всюду пушистый снег, он лежит на ветках. Метели и ветры поют свои песни, чтобы лес спал.) - Какое образное средство использовал поэт? (Метафора - мохнатый.) - Прочитайте и постарайтесь запомнить, что такое метафора. (Этот приём, когда слова используются не в прямом значении, а в переносном, называется метафора.) - Как понимаете выражение «Стозвоном сосняка»? (Сосен в лесу много, и все они одновременно раскачиваются и шумят.) - Почему этими звуками можно убаюкать лес? (Они негромкие, приглушённые.)

- С каким настроение читаем первые 3 строки? (весело) - Найдите и прочитайте строки, которые передают настроение автора. - Почему автор назвал облака седыми? (Они сероватые.) - Почему они плывут в далёкую страну? (Видимо им не нравится зима.) -Какой главный приём для создания картины здесь использован? (Олицетворение и метафора.) - С какой интонацией будем читать это предложение? Почему? (с чувством жалости) - Так о чём же первая строфа? (О красоте зимнего леса и о грустном настроении автора.) Прочитайте 1строфу вслух. 2) Чтение и анализ 2 строфы. (слайд 11,12,13) - Прочитайте строки о метелице. - Что такое метелица? (Сильный ветер со снегом, вьюга.) - С чем сравнивает Есенин метель? (С шелковым ковром.) - Автор сравнивает метелицу с ковром. Ковер - это что-то мягкое, пушистое, теплое, но он шелковый, а значит, холодный. Потому и пишет автор: «но больно холодна» . - Какой литературный приём использует поэт? (Сравнение.) - Вспомним, что такое сравнение. - Найдите и прочитайте строки, где говорится о воробышках. - Как автор характеризует воробьёв? («Игривые, детки сиротливые»). - Как вы понимаете слово «игривые»? (Воробьи не сидят на месте, прыгают, как будто играют). - Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»? (Им холодно, они дрожат. Детям, у которых нет родителей, тоже не хватает тепла, только душевного). - И снова автор использует сравнение. - Какую картину вы представили? - Почему они прижались именно к окну? (Из дома идёт тепло. Ещё они надеются, что человек их покормит, ведь сытому не страшен холод.) - Жалко ли вам воробышков? (на доске пишу: Жалко! - Как же надо относиться к птицам, животным, особенно, зимой? - Что надо делать нам, людям, чтобы птицы не погибали? - Как надо читать эти строчки? (С жалостью, с болью…) - Прочитайте вторую строфу ещё раз, передавая ваше отношение к зиме и воробьям. - Подумайте, какой звук часто повторяется в словах. (Звук [р].) - Что вам напоминает этот звук? (Рёв зверя, рёв вьюги.) - Зачем автор использует слова, где встречается звук [р]? (Чтобы передать характер метелицы - злой и свирепый.) - В литературе этот приём называется - звукопись - аллитерация - повторение согласных звуков, придающее тексту выразительность. - Прочитайте слова, в которых встречается звук [р]. - Какой показана зима в этих строчках: суровой или мягкой? -С какой интонацией нужно прочитать строфу? (про метелицу - весело, про птичек- грустно) Прочитаем эту строфу и расставим паузы.

3) Чтение и анализ 3 строфы.

- Прочитайте 3 строфу.

- Как автор называет воробышков? (Пташки малые).

- Как понимаете слово «пташки»? (Маленькие птички). - Подберите синонимы к слову озябли (очень замёрзли, продрогли, окоченели, застыли). - Почему автор употребил именно это слово - озябли? (оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и отношение к ним автора, слово является просторечным, так часто говорят бабушки внукам)

- Как греются птички? (Жмутся друг к другу поплотней).

- Почему воробышки замёрзли? (На улице мороз и ветер, они голодные, усталые). - Что, по вашему мнению, страшнее для птичек зимой - голод или холод? (Зимой птицам приходится очень плохо, и они надеются на наше сочувствие и помощь.)

- Какое чувство вызывают у поэта воробышки? ( Чувства грусти, жалости).

-Почему Сергей Есенин использовал в стихотворении такие слова, как воробышки, детки, пташки, а не назвал воробышков просто воробьями, детьми, птицами? (В словах чувствуется отношение автора к воробьям, видна его любовь, жалость к этим птицам) - Найдите строчки, в которых описана вьюга. - С кем сравнивает автор вьюгу? (Со злым человеком)

- Какие яркие эпитеты передают состояние природы? (рев бури, ревет бешено, злиться все сильней)

- Ребята, кто мне подскажет, что такое эпитет?( это определение, прибавляемое к предмету для большей выразительности).

- Как теперь автор называет метелицу?(вьюгой)

- Какая она?(злая, сердитая)

- Как поэт изображает вьюгу? (как живое существо)

- Подтвердите словами из текста (ревет, стучит по ставням)

- Как называется этот прием? (олицетворение) - Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (злая и сердитая - на доске пишу:

- С какой интонацией будем читать про воробушков, про вьюгу? (про птичек- жалостливо, с нежностью, про вьюгу- с тревогой) - Прочитайте 3строфу вслух, расставляя паузы.

4) Чтение и анализ 4 строфы.

-Прочитайте последнюю строфу. - Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги? (у мёрзлого окна) - «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения (окно, покрытое морозными узорами)

- Почему «пташки дремлют у мёрзлого окна»? (От окна идёт тепло)

- Что им снится? (Им снится весна)

- Какой снится воробышкам в студёную зимнюю пору весна? («Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна»)

- Как вы понимаете эти строки? (Весной ярко светит солнце)

- Почему воробышкам снится весна? ( Зимой им холодно, а весной- тепло) - Как автор относится к птичкам? Почему поэт использует эпитет «нежные» по отношению к ним? (он спрятал их от холодной вьюги)

- Почему весна в стихотворении - красавица?(ее любят, ждут, она приносит тепло, весной природа пробуждается после зимнего сна)

- Образ весны пронизан теплом. Автор в трех строчках собрал столько светлых, солнечных слов: прекрасная, в улыбках солнца, ясная, красавица весна. И в каждом слове звук «с»(звукопись-аллитерация) - символ света. Эпитеты «прекрасная» , «ясная» помогают нам представить весну во всей красе, почувствовать её еле уловимый аромат. Яркое солнце освещает всю землю: поля, леса, луга, реки. Каждая веточка, каждый кустик, каждый листик напоен солнечным теплом. Весна идёт и ослепительной улыбкой согревает весь мир. Именно о такой красавице-весне мечтают воробышки. Именно о такой весне, мечтает и Есенин.

- С каким настроение будем читать про весну?( с радостью, с радостным) - Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (будем читать с надеждой и верой) - Попробуйте прочитать строфу выразительно. V. Физкультминутка. (слайд 14) Выпал беленький снежок. Соберёмся мы в кружок. Снег, снег, белый снег, Кружит, падает на всех. VІ. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать своё отношение к картинам зимы.

Анализ чтения.

1. Прочитала без/с ошибками.

2. Ясно ли передала мысли автора, героев, их чувства.

3. Выразила ли свое отношение к прочитанному.

4. Правильно и четко ли произносила слова.

5. Читала монотонно или с нужной интонацией.

6. Правильно ли расставила паузы, выбрала ли нужный темп и громкость.

7. Оценка - Какой показал поэт зиму в этом стихотворении? (сильная и могущественная) - Дайте характеристику зиме в этом стихотворении. - Прочитайте эпитеты, характеризующие зиму не с лучшей стороны. - Что такое эпитеты? VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Исследовательская работа. (слайд 15) 1 ряд - найти слова, которые помогают увидеть цвет зимы. 2 ряд - найти слова, которые помогают услышать звуки зимы. (поёт, аукает, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков). 3 ряд - художник-иллюстратор нарисовал к этому стихотворению вот такую иллюстрацию. Соотнесите текст произведения и найдите художественные несоответствия на иллюстрации.

  1. Воробышки-по тексту прижались у окна, дремлют, прижавшись, друг к другу
  2. Нет метели, природа спокойна
- Обратите внимание, поэт опять использует приём олицетворения. Есенин «оживляет» природу для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им. Олицетворение - одно из самых любимых средств художественной выразительности автора, потому что во всём, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, в русской берёзке… VІІІ. Закрепление. 1) Рассматривание картины И. Э. Грабаря «Иней». (слайд 16) - В стихе Есенина мало красок, зато много звуков. - Зима бывает разная. Она преображает, околдовывает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогают произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и в тоже время в этих произведениях есть что-то общее. - Рассмотрите картину русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Иней». - Что общего между стихотворением С. Есенина и картиной И. Грабаря?(тема) - Какие чувства у вас возникли? 2) Прослушивание отрывка из произведения Г. Свиридова «Поёт зима, аукает» из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина». - Многие стихи Сергея Есенина положены на музыку. - Какая музыка по характеру, настроению соответствует стихотворению? - Г.В.Свиридов пишет кантату "Поэма памяти Сергея Есенина". А сейчас послушайте отрывок из кантаты Георгия Свиридова «Поёт зима, аукает» и подумайте, правильно ли вы ответили на мой вопрос. (дети делятся своими впечатлениями о прослушанном) IX. Домашнее задание: с. 126 (слайд 17) выучить наизусть стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима - аукает…» выучить отрывок из стихотворения прочитать стихотворение выразительно найти и прочитать стихи С. А. Есенина о зиме X. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Вывод по уроку. - Какое лирическое стихотворение читали сегодня на уроке? - Кто автор этого стихотворения?

- К какому жанру относится произведение?

- Какова тема этого стихотворения? (Зима)

-Какова главная мысль стихотворения? Какая зима? (Очень суровая и холодная зима. Птицам зимой голодно и холодно)

- Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?

-Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о Сергее Есенине как о человеке? (Сергей Есенин любил животных, птиц, жалел их)

- У нас получилось стихотворение, состоящее из пяти строк: это - синквейн.
Зима.

Злая,беспощадная.

Поёт, аукает, баюкает.

Птицы жмутся к окну.

Жалко! - Удалось решить поставленные задачи? - Поднимите снежинку, если вам понравилось стихотворение. - Я очень рада, что вы услышали голос зимы! Спасибо за работу. - Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы. XІ. Работа с выставкой книг. - С произведениями С. А. Есенина вы можете познакомиться самостоятельно, если возьмёте и прочитаете книги с нашей выставки, которую организовали мы с вами. Это только часть его творчества. Вы можете сами сходить в библиотеку или найти его стихи в Интернете и прочитать.

© 2010-2022