Урок по технологии 2 класс «Народные промыслы. Матреш ка. Работа с текстильными материалами (апплицирование)»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами

(апплицирование)

Изделие: матрешка из картона и ткани.

Задачи урока: закрепить знания учащихся об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец); познакомить учащихся с историей матрешки; закрепить навыки

работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме; на практической основе воспитывать бережное отношение к материалу.

Планируемые результаты: уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров,виды изображений матрешек; усвоить последовательность

изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал.

Основные термины и понятия: матрешка, резчик по дереву, аппликация, фукурума.

Ресурсы и оборудование. У учителя: иллюстрации хохломских, городецких и дымковских изделий;образцы изделий матрешки, настоящая матрешка, таблица «Последовательность изготовления матрешек», виды ткани. У учащихся: кусочки ткани, ножницы,

Предварительная работа: подготовка таблицы с изображением последовательности изготовления матрешек (номера последовательности скрыты).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

На прошлых уроках мы с вами знакомились с разными видами народных промыслов.

На доске под номерами представлены образцы изделий различных промыслов.

- Назовите, под какими номерами расположена дымковская игрушка. Как вы это определили?» Под каким номером хохломская и городецкая. В чем их отличия?

Где мы можем встретить эти узоры в жизни? ( в одежде)(слайд 1.)

«Сегодня к нам на урок пришла настоящая русская красавица, куколка с секретом -

Отгадайте о какой куколке идет речь.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек, упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может - пять, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …… (матрешка). (слайд 2.)

- Сформулируйте тему урока.

- Определите учебно - познавательную задачу.

III. Работа по теме урока.

Скажите, а в чем же секрет этой игрушки». (Матрешка - это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.)

Обычно в матрешек помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрешек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавице».

( слайд 3)

- Скажите, из какого материала делают матрешек. (Из дерева.) Этим занимаются резчики по дереву - мастера по художественной резьбе по дереву. Делали они и матрешек.

- Как появилась матрешка? ( слайд 4) Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий

( слайд 5)

( слайд 6) С. А. Малютин - художник, который расписал первую русскую матрешку. Одел он веселую крестьянскую девочку в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник, в руках она держала черного петуха. ( слайд 7).

Вы все знаете или слышали такое русское имя - Матрена. Предполагают, что именно от этого имени и возникло ласковое название "матрешка". Посмотрите на матрешку,(представленной на столе). Какие образы матрешек вы видите? (Женщину, девушку.) Матрешка - она же «мать», этот сувенир символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ.

А теперь посмотрите на процесс изготовления матрешки

1. Выбор дерева. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть

2. Вытачивание формы на токарном станке. ( слайд 8)

Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. т.д

3. Подготовка формы под роспись. Форму шкурят и грунтуют (слайд 8)

4. Роспись. Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Иногда рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем намечают контуры. И уж затем матрешку расписывают, используя гуашь, акварель или акрил.

5. Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость

Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом

- Посмотрите на готовое изделие.

- Какой материал использован для его изготовления? (Картон для основы и кусочки ткани.)

- Какие виды ткани вы знаете? ( шелк, ситец, драп, шерсть и т.д)

- Как называется прием работы над поделкой? (аппликация)

- Что такое аппликация? ( изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей из бумаги, из природных материалов из ткани)

- Какова главная цель нашего урока?

IV. Физкультминутка

Составте план работы.

1. Подготовка материалов и инструментов.

2. Заготовка формы матрешки (сначала вырезать по шаблону из картона заготовку).

3. Рисунок основных частей матрешки.

4. Создание костюма матрешки (из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: платьице и косынку).

5. Украшение матрешки (для украшения можно использовать тесьму, блестки, бисер, приклеив их к костюму красавицы).

Прежде чем мы приступим к работе, повторим ТБ при работе с ножницами.

Вспомните, как правильно выкраивать изделия из ткани.

V. Самостоятельная работа.

VI. Выставка работ учащихся.

Анализ работ осуществляется по следующим критериям: вариативность

используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность.

VII. Подведение итогов

- Чем мы занимали сегодня на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Где вы в жизни можете применить полученные знания?



© 2010-2022