Методическая разработка по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по окружающему миру.Методическая разработка по окружающему миру.Поленова Юлия Борисовна, учитель начальных классов.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»города Воскресенска Московской области.

Методическая разработка урока по окружающему миру.

Тема: Я познаю себя. Организм человека. Цели урока: ввести понятия» внешнее» и «внутреннее» строение тела человека; познакомить с частями и внутренними органами человека;

Характеризовать систему органов человека; уметь показывать расположение внутренних органов на своё теле; формулировать правила гигиены органов и; роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма ; роль правильной осанки для здоровья человека; дать первоначальное представление о работе внутренних органов.

Ход урока - лекции. 1.Удивителен мир неживой природы. Ещё более удивителен мир растений и животных. Но, пожалуй, самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле - это человек.

Буду ли я права ,если скажу ,что человек - часть живой природы ?( Да ,права. Как и другие живые существа человек дышит, питается, растёт , у него рождаются дети.)

Взрослые и дети - это люди. Людям, как и животным, для жизни необходимы воздух ,вода, тепло и пища. Человек, как и звери, выкармливает малышей молоком. Но в то же время человек отличается от животных. И отличие это огромно.

Что умеет человек такого, чего не умеют делать животные? (Умеет строить города, дороги, самолёты, телефоны, компьютеры). Люди пишут книги ,картины ,музыку .А животные этого не могут). Значит, человек умеет трудиться. Ещё человек умеет мыслить, обладает речью.

2.Все люди различаются между собой. Нет двух абсолютно одинаковых людей. Все люди разного роста, облика, цвета кожи. Но их тела устроены по одному принципу. Вот сегодня мы и поговорим о внешнем и внутреннем строении тела человека.

То, что мы видим снаружи у человека - это внешнее строение его тела.

То, что находится внутри человека - это внутреннее строение его тела.

Посмотрите внимательно друг на друга. Вы видите, что тело человека состоит из различных частей.

Самая верхняя часть тела - голова.

Средняя часть тела - туловище ( грудь ,живот ,спина).

Голову с туловищем соединяет шея. С туловищем соединены две руки и две ноги. Это конечности.

Рука: плечо, предплечье, кисть.

Нога: бедро, голень, стопа.

3.Физ. минутка

( Под музыку выполняются движения по команде учителя: вращения головой, наклоны туловища вперёд, повороты туловища вправо, влево, поднятие рук и поочерёдное расслабление кисти, предплечья и плеча, вращение кистей рук, упражнения для стопы (перекаты с пятки на носок),ходьба на месте с высоким подниманием бедра.

4.До сих пор мы говорим только о внешнем строении нашего тела. Но, конечно же, не менее интересно заглянуть внутрь человека. Начнём по порядку.

  • Всё тело человека покрыто кожей. Кожа человека тонкая, эластичная, мягкая на ощупь. Благодаря коже тело человека имеет приятный вид и цвет. Но главная функция кожи в другом. ( Показываю скрипку в футляре, объясняю, что футляр нужен для того, чтобы инструмент не пылился и не пачкался.)

  • Вот и кожа, подобно футляру, выполняет защитную функцию. Она защищает нас от проникновения внутрь грязи и микробов.

Под кожей, как в хорошем пальто, есть подкладка. Это жировая прослойка, которая защищает тело от холода.

  • В нашем теле насчитывается около 200 костей. Все вместе они образуют скелет. В этом нет ничего страшного. ( Показываю скелет.) Места соединения называются суставами. (Даю детям представление о суставе: одна рука сжата в кулак, другая обхватывает этот кулак и вращается вокруг него.)

Находим у себя плечевой, локтевой, коленный сустав.

  • Скелет - это каркас человеческого тела, благодаря которому наше тело сохраняет свою форму .Кроме того, он защищает нас от ударов того, что находится внутри тела.

Кости очень крепкие, но иногда при падении они ломаются. Пока человек растёт, кости растут ,становятся толще, поэтому увеличивается рост и вес человека.

На скелет крепятся мышцы. Они расположены во всех частях нашего тела. (Показ таблицы «Мышцы»)

  • Мышцы (мускулы ) приводят в движение любую часть тела. Например, благодаря мускулам лица мы улыбаемся, хмуримся, моргаем, жуём. Когда мы улыбаемся, задействованы 15 различных мускулов. А всего в теле человека более 650 мускулов.

Мышцы двигаются благодаря своей способности сокращаться ( напрягаться и расслабляться).

( Дети вместе с учителем выполняют упражнения на сгибание руки в предплечье, ощупывают свои мышцы, обсуждают, какими они становятся толстыми ,жёсткими.)

После расслабления руки дети делают вывод, что мышцы теперь мягкие, тонкие и длинные.

Крепче становятся мышцы благодаря упражнениям и тренировкам. У спортсменов -сильные мускулы.

  • Так вот, наш организм очень похож на маленький оркестр, который играет разные мелодии.

  • Главную партию исполняет сердце. Оно играет: тук-тук-тук .Когда бегаете ,сердце играет быструю польку ( муз. фрагмент).

Если сидите на уроке и волнуетесь, сердце играет слегка тревожный вальс (муз фрагмент).

А перед сном сердце напевает тихую колыбельную (муз фрагмент).

Каждый из вас может прямо сейчас послушать, какую мелодию в данный момент играет ваше сердце. Для этого нужно приложить руку к груди или потрогать запястье.

Сердцу подыгрывает дыхание: ах-ах-ах. Оно может быть частым и поверхностным (при быстрой ходьбе). (Муз фрагмент).

А может быть глубоким и могучим (во время сна.)

Иногда ( три раза в день, а у обжор ещё чаще) к дыханию присоединяются челюсти ,которые пережёвывают пищу. Он играют мелодию: хрум - хрум - хрум. А через час к ним присоединяется живот: буль-буль- буль.

А теперь давайте попробуем что-нибудь сыграть .Один за сердце : тук-тук-тук. Другой за дыхание: ах-ах-ах. Третий челюстями: хрум- хрум -хрум. Четвёртый : буль-буль-буль

Если мелодия не нарушится, то у нас получится классный организм.

Существует ещё много других мелодий, которые невозможно услышать обыкновенным ухом, но в оркестре тела они очень важны .Если какой-нибудь инструмент в оркестре начнёт играть свою партию не так ,то оркестр начинает фальшивить ,болеть.(Муз фрагмент.)

Вывод: болезнь - это ошибка в игре какого-то инструмента организма. Конечно, если внимательно слушать собственное тело, то вы, как опытный дирижёр, можете услышать, кто фальшивит, а кто играет безошибочно.

Но для этого необходимо знать «музыкантов» в лицо и по имени. Давайте с ними поближе познакомимся.

Я - сердце!(Показ муляжа.)Нахожусь в левой половине грудной клетки .Размером всего с кулак .Я непрерывно сжимаюсь и разжимаюсь ,толкаю и гоню кровь по сосудам. Я - ритм всего оркестра .Стоит мне сбиться или забыть свою партию -весь оркестр остановится .Человек умрёт .Вот какой я важный орган!

  • Я - мозг! Нахожусь в голове. Я - первая скрипка в оркестре. Без ложной скромности скажу, что под меня подстраивается весь оркестр, да и дирижёр всегда советуется со мной. Кроме того, я-староста оркестра ,всё про всех знаю, за всех думаю. Если у кого-то из коллег проблемы, они сразу дают мне об этом знать! Я - очень важный орган!

Дети, не подумайте, что мозг - хвастун. Это очень важный орган на самом деле. Мы читаем, думаем, мыслим ,пишем ,помним ,что было вчера, можем представить и вообразить что-либо ,всё это происходит как бы само собой .

Но это не так. Мыслями, движениями ,чувствами управляет головной мозг.

  • Мы - лёгкие! Находимся в грудной клетке. У каждого человека два лёгких - лево и правое. Мы - духовые инструменты организма. При вдохе в нас входит воздух и вместе с ним полезный кислород, мы им наполняемся и расширяемся . При выдохе мы выпускаем из себя воздух ,а вместе с ним углекислый вредный для организма газ и уменьшается в размере .Простите за нескромность, но мы тоже очень важные органы и нужные в оркестре музыканты .Помните, что мы дышим с помощью лёгких.

  • Я - печень! Нахожусь под лёгкими. Я - самый крупный орган имею массу 1,5-2 кг. Если бы вас спросили, какой орган вашего тела самый горячий ,вы, наверное, оказались бы в затруднении .А между тем ,его название помогает правильно ответить на вопрос .Этим органом являюсь я .Слово « печень» происходит от слова «печь». При понижении температуры внешней среды, во мне вырабатывается избыточное тепло. Поэтому я являюсь как бы внутренней печкой, согревающей организм. А ещё я храню пол-литра крови и немедленно отдаю её, когда человек теряет много крови .Кроме всего этого, во мне -самый большой склад углеводов (питательных веществ.) И если человек голодает, организм забирает их у меня. Но самое главное, я слежу за тем, чтобы в организм не попали вредные вещества . Прежде чем попасть в сердце ,кровь обязательно проходит через меня. Во тут-то я и уничтожаю все микробы, яды, попавшие в кровь .Без меня, друзья, организм не может существовать!

  • Мы - почки! Мы делаем мочу из тех вредных веществ, которые к нам поступают из печени.

  • Я - желудок! Нахожусь в средней части туловища. В меня попадает съеденная вами пища, а я превращаю её в кашицу.

  • Я - кишечник! Нахожусь в нижней части туловища. Густоватая кашица из желудка путешествует по моему длинному извилистому лабиринту .Он тянется почти на 8 метров ,но свёрнут так плотно ,что целиком помещается в животе .Я перевариваю пищу до тех пор ,пока она не превратится в прозрачный раствор ,который кровь может впитать в себя и разнести по всему организму .Я могу играть тихо и нежно, как арфа. (Муз фрагмент.)

А иногда мои звуки похожи на сердитый контрабас. (Муз фрагмент.)

Все музыканты - органы ,нежные части тела ,которые находятся внутри тебя .все органы работают согласованно ,слаженно .Знать свой организм нужно для того, чтобы сохранить и укреплять здоровье.

5. Заключительная часть лекции.

Наш урок подошёл к концу.

6. Составление схемы:

Строение тела человека.

Внешнее. Внутреннее.

Части тела. Органы.

Голова. Сердце.

Шея. Мозг.

Туловище. Лёгкие.

Конечности. Печень.

Почки.

Желудок.

Кишечник.

7. Итоги урока

© 2010-2022