Урок русского языка Тема: «Общее понятие о глаголе» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

Тема: «Общее понятие о глаголе»

Учитель: Лавочникова Г.Н.

«Глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи…»

А. Югов



Урок русского языка Тема: «Общее понятие о глаголе» 3 класс

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

3 класс

Тема: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ."

Цел ь:повторить и усовершенствовать знания о существенных признаках глагола, развивать умение распознавать глагол, правильно употреблять его в речи,учить выделять глаголы из текста, развивать речь учащихся, обучать работать в паре и коллективом; воспитывать любовь к родному краю; закрепить знания о режиме дня, его значении.

Оборудование: таблицы, кроссворд, опорные схемы, иллюстрации по режиму дня, степи, перфокарты, тест.

  • Какие слова здесь спрятались ?

  • Что можете сказать о них ? / Слова с непроверяемыми безударными гласными /

  • Какая часть речи? Докажите. / отвечают на вопросы кто? что? / -.Какие орфограммы здесь увидели ? / парный согл., сочетание жи /

  • Напишите слова.

  1. Сообщение темы урока.
  • Послушайте загадку. Отгадав ее, вы узнаете тему урока.

Ученик: Что без меня предметы ?

Лишь названия.

А я приду - все в действие придет:

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

  • О чем загадка ? / 0 глаголе /

- Тема нашего урока «Глагол»

  • Что такое глагол ?

  • На какие вопросы отвечает ?

~ Образуйте от данных существительных глаголы, отвечающие на вопрос что делать?

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Заливается звонок - начинается урок.

- А девиз у нас какой ?
Все, что надо под рукой!'




2. Чистописание.

- 1 -
/ завтракать, обедать, ужинать /

  • Запишите их.
  • Что можете сказать об этих глаголах ? /глаголы неопр. формы /
  • Докажите. -/ не указывают на время и на число /
  • Что еще знаете о глаголах неопределенной формы ?
/ отвечают на вопросы что делать? что сделать? /
  • Дети, я предлагаю вам кроссворд.
  • В пустые клеточки по первым буквам впишите глаголы неопределенной формы, обозначающие ваши действия на уроке физкультуры.
/ Учитель вписывает слова в кроссворд, дети читают и пишут эти слова в тетради /

прыгать, бегать, упражняться, потягиваться, отжиматься, догонять, наклоняться, обливаться.

  • Читаем, что написано в красной рамке. РЕЖИМ Д НЯ.

  • Что такое режим дня ?

  • Для чего необходимо его соблюдать?

  • Точное выполнение режима дня делает человека хозяином своего времени. Режим дня помогает быть здоровым, хорошо учитнся.

Очень важно завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время. Это укрепляет здоровье.

"4. Наблюдение над лексическим значением глаголов и их ролью в предложении.

а/ - Запишем предложение о режиме дня. / под диктовку / на доске и в тетрадях.

Мы Знаем точно, что режим в жизни всем необходим.

  • Найдите главные члены предложения. / мы знаем /
  • На какой вопрос отвечает глагол? / что делаем ? /
  • Определите число глагола.
  • Каким членом предложения является глагол ? / сказуемым /

б/ Письмо по памяти.

Прогоню остатки сна, одеяло в сторону.

Мне гимнастика нужна - помогает здорово.

  • Чтение стихотворения хором орфографически.
Объяснение орфограмм. Заучивание наизусть. Письмо по памяти.

Проверка в парах.

  • Найдите в тексте глаголы.

  • На какие вопросы отвечают?

  • Что обозначают ?

  • Каким членом предложения являются ?

  • Подчеркните глаголы, укажите число.

  • Ребята, глагол - необыкновенная часть речи. Он обозначает ...

По частоте употребления глагол занимает второе место / после существительного /

  • Вот что сказал о глаголе писатель А.Югов

"Глагол - самая огнепышущая, самая живая ч а с т ь речи.".

  • И действительно это так. Представим себе утро. Назовите ваши действия в комнате. / только глаголы /

/- проснулись, встали, застелили, зарядились ... /

  • Пришли в ванную. Составляем словосочетания со словом вода. Запись: / Вода бежит, течет, льется, струится, брызгает, плескается .../

  • Идем на кухню. Видим действия мамы. Называем их./Устно /

/ Мама жарит, варит, парит, греет, моет убирает ... /

  • Вот какое количество глаголов мы нашли утром в своем доме.

- Придумайте предложения по иллюстрациям. Интересное предложение запишем и разберем.

/ Запись предложения на доске и в тетрадях. Разбор предложения /

  1. Упражнение в употреблении глаголов.

  • Важным режимным моментом является прогулка и игры на свежем воздухе. Наш Донской край расположен в степной полосе.

Сейчас к нам пришла весна. Растаял снег, голубеет небо.

Я приглашаю вас на прогулку в степь. Закройте глаза. Представьте себя в степи среди волных просторов. Какая ширь! Какое раздолье!

  • А теперь откройте глаза и скажите какие звуки услышали в степи, что увидели. Составьте словосочетания глагол + существит.

/ На доске таблицы "Глаголы звунания" "Глаголы цвета"./ Жужжат пчелы Зеленеет трава Шелестит листва Белеют ромашки Поют птицы Желтеют одуванчики Журчит ручей Синеют колокольчики Трещат кузнечики Краснеют тюльпаны.

- 3 -

- Правильно. Растения, о которых вы говорили раннецветущие. Все они занесены, в Красную книгу и охраняются законом. Их нельзя рвать. Иначе наш край станет обедневшим. Можно только любоваться красотой родной природы.

Физкультминутка.

Ветерок цветы качает Вправо, влево наклоняет.

Раз - наклон

И два - наклон.

Всем цветам от нас поклон.

Работа с учебником.

- Запишите предложения о родном крае. Упр, 353

• Подчеркните глагол. Что скажете о нем? /Неопред, форма /

Работа с перфокартами.

  • А сейчас поработаем все вместе по карточкам.

Определите части речи.

  1. Упражнение

в распознавании времени глагола.

  • Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действия, но и показывать, как оно протекает во времени.

Ученик: Мы проснулись, потянулись,

Утру, солнцу улыбнулись.

Быстро время пробежало,

До звонка осталось мало:

Время вдруг прошедшим стало. Ученик: Настоящее время то,

что делаем сейчас:

Отвечаем дружно, смело

И с доски не сводим глаз.

Пишем ручкой, пишем мелом,

А учитель учит нас» ученик: Будем хорошо трудиться,

Будем дружбой дорожить,

- 4 -

На уроках не лениться,

Родину свою любить.

Вырастет умное племя.

- Это будущее время.

  • Итак, какого времени бывают глаголы ?

  • Как различается время глагола?

/ написать глаголы в три столбика по временам, глаголы даны на таблице/

  1. Проверка - вслух читают слова по столбикам. Доказывают.
  1. Обобщение о глаголах.
  • Итак, сегодня на уроке мы ...

  • Щродолжите мою мысль.

  • Глагол - это ...

Отвечает на вопросы ...

Обозначает ...

Изменяется ...

В предложении является ...

  • теперь тест для вас. / отвечают на вопросы /

  1. Итог урока. Оценки.
  • Вы сегодня хорошо работали. Я благодарю всех за урок.

На память о сегодняшнем уроке я подарю вам открытки с режимом дня.

Чаще смотрите на них и помните,что режид дня важен для здоровья человека. Дома ответите на вопросы/на карточках/ - Закончим урок пословицей, которую надо собрать из слогов.

Кончил дело - гуляй смело.

ТЕСТ Глагол - это________________________________

  1. Отвечает на вопросы:

а/ Какой? какая? какое?
б/ кто? что?

гв/ что делать? что сделать?

  1. Обозначает:

а/ предмет

б/ действие предмета
в/ признак предмета

  1. Изменяется:

по падежам
по временам

  1. В предложении является:

к/ сказуемым б/ определением в/ дополнением С


© 2010-2022