- Преподавателю
- Начальные классы
- Карта урока Православная молитва
Карта урока Православная молитва
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Думчева Т.В. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Думчева Татьяна Викторовна
Район
Приокский
Место работы
МБОУ СОШ № 45
Должность
Учитель начальных классов
Общая информация
Модуль
Основы православной культуры
УМК
«Школа России»
Тема урока
Урок № 4 «Православная молитва»
Тип урока
Урок изучения нового материала
Цель, задачи
Цель : сформировать универсальное учебное действие, направленное на понимание того, что такое «православная молитва»
Задачи:
-дать представление о том, что включает в себя слово «молитва», «благодать» в русской православной культуре, познакомить с самой известной православной молитвой.
-развивать умение различать материальный и духовный мир, развивать творческие способности, обогащать словарный запас детей.
-воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру.
Необходимое оборудование
Мультимедийное оборудование
Дидактическое обеспечение
Учебник « Основы православной культуры»А.В.Кураев. М.; Просвещение, 2012,толковые словари, заготовленные тексты, аудиозаписи молитвы «Отче наш» и духовной музыки,
Планируемые результаты урока
-
личностные
-
Обучающиеся получат возможность для формирования чувства уважения к духовно-нравственной культуре своего народа.
-
предметные
-
Обучающиеся научатся объяснять ,что такое молитва различать виды молитв.
-
метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
-
Обучающиеся получат возможность понимать цель выполняемых действий, совершенствовать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками ,самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя материалы учебника, словаря.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Тесты.
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
-
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры: учебник для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. А.В.Кураев. М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная
-
Л.А.Чарская Один за всех .Повесть о жизни великого подвижника земли русской. М.,1990
-
Мокиенко В.М. Толковый словарь библейских символов и выражений. 2010.
Интернет-ресурсы
-
Презентация «Творчество Михаила Нестерова»
-
Духовная музыка «Да исправится молитва моя»
ЭОРы
fcior.edu.ru
school-collection.edu.ru
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Наглядно-иллюстративный метод
Показывает слайды картин М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия»,»Труды Сергия Радонежского».
Словесный метод.
Читает отрывок повести Л.А.Чарской «Один за всех. Повесть о жизни великого подвижника земли русской».
Проводит фронтальную беседу по вопросам:
-Какие чувства испытывал Варфоломей во время молитвы?
-Почему душа Варфоломея раскрывалась в молитве подобно цветку навстречу чему-то неведомому?
-Так что же такое, по-вашему, молитва?
(Фиксирует ответы детей на доске).
-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
Фронтальная форма работы
Слушают. Читают отрывок повести. Принимают участие в беседе.
Личностные.
-эмоционально -личностная оценка
-умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать
Регулятивные.
-самостоятельное формулирование темы урока
Познавательные
-извлечение информации из текста
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Словесный метод.
Задает вопрос:
-Знаете ли вы, как называется самая известная молитва христиан?
Звучит аудиозапись молитвы «Отче наш».
Фронтальная форма работы.
Отвечают на вопросы. Слушают молитву.
Личностные.
-формирование эстетических ценностей на основе эстетических критериев
Коммуникативные
-умение вступать в диалог с учителем и сверстниками
-умение слушать
Познавательные.
-извлечение информации
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Метод -подводящий диалог.
Задает вопросы:
-Почему молитвы разные?
-Как вы думаете, какими бывают молитвы?
Выявляет, что вызывает затруднение .Делит класс для решения проблемы на группы.
Фронтальная форма работы.
Отвечают на вопросы.
Делятся на группы.
Коммуникативные.
-восприятие и понимание речи других
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом речевой ситуации
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Проблемный метод
Задает вопрос:
-Что поможет нам получить новые знания?
-Как это будем осуществлять?
Направляет на самостоятельное решение проблемы.
Групповая форма работы.
Принимают вопрос.
Строят план учебных действий.
Регулятивные.
-составление плана решения действий на уроке
Коммуникативные
-овладение умением работать в группе
-умение слушать и слышать других
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Организует работу с текстом учебника, применяя прием "Insert".
Групповая форма работы.
Читают текст, делают на полях пометки:
+ знаю
н новое
? не понял, есть вопросы
- думал иначе
Работают со словарями В.Даля, В.Ушакова, С.Ожегова по определению значения слова «благодать».
Личностные.
-формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России
Регулятивные
-овладение навыком работы по плану
Познавательные
-ориентирование в учебном пособии, в словаре
-использование чтения поискового характера
-использование словарей, справочников
Коммуникативные
-умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Словесный метод
Возвращает детей к отрывку повести Л.А.Чарской. Дает задание:
-К какому виду молитв принадлежит молитва Варфоломея?
-Как называют людей, изменившихся под действием благодати?
Фронтальная форма работы.
Отвечают на вопросы, опираясь на полученные данные.
Личностные.
-умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать
Познавательные
-умение делать выводы на основе текстов
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Практический метод
Предлагает тест.
На доске (за крылышком) ключ теста и система оценивания.
Индивидуальная работа.
Решение теста. Самопроверка.
Познавательные.
-ориентирование в учебном пособии
-анализ и синтез
Регулятивные.
-определение степени успешности своей работы
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Словесный метод.
Возвращает детей к записи на доске, вновь задает вопрос:
-Так что же такое, по-вашему, молитва?
Индивидуальная работа
Отвечают на вопрос.
Личностные
-эмоционально-личностная оценка
Познавательные
-умение делать выводы
Коммуникативные
-умение оформить свои мысли в устной форме
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Практический метод.
Дает задание:
-Нарисуйте цветок души отрока Варфоломея, в будущем святого преподобного Сергия Радонежского.
Звучит «Да исправится молитва моя.»
Объясняет домашнее задание:
-Есть такое выражение «знать как «Отче наш». Спросите у родителей или других старших, что, по их мнению, вы должны знать, как «Отче наш»
-Найдите информацию о святом преподобном Сергии Радонежском.
Индивидуальная, фронтальная работа.
Личностные
-самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями художественных текстов посредством эмоционально-действенной идентификации
Познавательные
-умение вычленять нужную информацию
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»