- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина
Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Борисова С.Л. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Борисова Светлана Леонидовна
Район
Автозаводский
Место работы
МБОУ СОШ № 114
Должность
Учитель начальных классов
Общая информация
Модуль
Основы мировых религиозных культур
УМК
Издательство «Просвещение»
Тема урока
Россия - наша Родина
Тип урока
Изучение нового материала
Цель, задачи
Общая цель: воспитание патриотических чувств учащихся
Задачи:
-
Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине
-
Формирование активной гражданской позиции
-
Познакомить с понятиями: Родина, Отечество, Духовный мир, Культурные традиции.
-
Дать понятие о том, что объединяет всех соотечественников.
-
Познакомить с культурными традициями нашего народа.
-
Учить детей читать, пересказывать текст.
-
Учить работать в группе, развивать коммуникативные навыки.
-
Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю.
Необходимое оборудование
Учебник, мультимедийная установка, доска, заготовленные тексты с вопросами, награды командам.
Дидактическое обеспечение
К.Д. Ушинский «Наше Отечество», М. Матусовский « С чего начинается Родина?»,Пословицы о Родине, Толковый словарь.
Планируемые результаты урока
-
личностные
-
Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Воспитание чувства толерантности, уважения к традициям нашего народа.
-
предметные
-
Знание, понимание смысла понятий: Отечество, Родина, Духовный мир, Культурные традиции.
-
метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
-
Умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров
-
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.
-
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Проекты учащихся: « Мой папа- защитник Отечества », «Города России», «Символы государства», «Сто народов - одна страна», «Русские праздники», «Традиции в моей семье», «Берёза - символ России».
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
-
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.4-5 классы- М.: Просвещение, 2011
Дополнительная
-
Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М. Детская литература,1987.
-
К.Д. Ушинский «Наше Отечество»; В. Артамонов, Н. Соболева «Символы России». М.,1993; А. Леокум «Скажи мне почему?»,1992;А.Ф.Никитин Граждановедение:5 класс М.,1997: «Что такое? Кто такой?» в 3 т. Том 1. М., 1990.
Интернет-ресурсы
-
School-collection.edu.ru
ЭОРы
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Я хочу начать наш урок со стихотворения. Послушайте его и попробуйте сами сформулировать тему урока.
Слышишь песенку ручья?
Это - Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это - Родина твоя.
Видишь звездочки Кремля?
Это - Родина твоя.
Школа, где твои друзья, −
Это Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей и шум ветвей,
А в лесу смородина -
Это тоже Родина!
- Как по-вашему, какова будет тема сегодняшнего урока?
Как вы понимаете
слова: «Отечество», «Родина».
Рассматриваются иллюстрации с изображением картин природы России.
П
роводят фронтальную беседу о России.
- Что общего между этими словами? (слова записаны на доске)
отец род
отчий родной
отчество родник
отчизна народ
отечественный родина
соотечественники родная земля
- Что объединяет слова 1 столбика?
-Кто такие соотечественники?
- Какие слова 1 столбика являются синонимами для слов 2 столбика? (отечество, отчизна, родина, родная земля)
Дети самостоятельно определяют тему урока. Принимают участие в беседе, дают разные ответы на вопросы. Дети читают рассказ К.Д. Ушинского «Наше Отечество», распечатанный на карточках.
НАШЕ ОТЕЧЕСТВО - РОДИНА - МАТЬ К. Д. УШИНСКИЙ
(Отрывок из рассказа)
Наше отечество, наша родина - матушка Россия.
Отечество мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное;
а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов...
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.
К. Д. УШИНСКИЙ
Предположение детей,
ученики дают свои ответы
Познавательные УУД:
Умение отвечать на вопросы
Регулятивные УУД:
Анализ своих поступков
Коммуникативные:
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- создать условия для совместного решения учебной задачи;
-развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -проговаривать предполагаемые действия на уроке;
-оценивать правильность выполнения задания.
-Умение самостоятельно добывать знания, подбирать слова - синонимы, составлять высказывания с новым понятием.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Учитель задает вопрос :
- А что стоит для тебя за словом «отечество»?
Учитель ставит задачу.
Дети выдвигают варианты ответов. Ответы могут представлять только имена существительные, обозначающие понятия, которые объединены в сознании ребенка словом «Отечество».
Предположительные ответы:
Россия, деревня, дом, мама, березка и др. Умение самостоятельно добывать знания, подбирать слова - синонимы, составлять высказывания с новым понятием.Регулятивные: способствовать выполнению «открытия» новых знаний; - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные:- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Выявляет, что затруднения вызывают понятия «духовный мир» и «культурные традиции». Делят класс для решения проблемы на 3 группы.
Культурные традиции - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Делятся на 3 группы. Работа в группах.
1 группа. Работает с понятийным аппаратом.
Задача: объяснить понятия - духовный мир (мир культуры), внутренний мир ( душа человека)
2 группа. Культурные традиции.
Задача: назвать несколько культурных традиций, принятых в вашей семье; выявить какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? (добро, честь, справедливость, милосердие)
3 группа. Традиции в моей семье.
Задача: подготовить рассказ о традиции в семье.
Выступление от групп.
Личностные УУД:
Гражданская идентификация.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группах.
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Даёт задание: 1 группа читает текст учебника стр. 4-5.
2-3 группы работают с дополнительным материалом (текстом). Учитель помогает составить портрет слова «духовный мир».
«Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом - страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший Патриарх Московскийи Всея Руси Кирилл).
-Что такое духовный мир человека?
И
ллюстрирует рассказы слайдами из презентаций. Обращает внимание на иллюстрированный материал, выбирает необходимый для выступления каждой группы.
Чтение в группах текстов и ответы на вопросы к текстам.
1 группа. Работа с понятийным аппаратом. Используется Рабочая тетрадь. Работа со словарём.
2-3 группы. Культурные традиции. Использует свои знания.
Познавательные УУД:
Смысловое чтение, ответы на вопросы к текстам. Открытие нового знания. Творческое мышление.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать собеседника.
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Учитель обращает внимание на то, что узнали нового о духовном мире человека
На доске записаны слова:
Высокое-
Светлое-
Красивое-
Доброе-
Любовь-
Честь-
Правда-
-Подберите к этим словам антонимы.
Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?
- Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.
- Кто может дать объяснение этому словосочетанию?
- Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.
Вечные ценности - то, что ценится во все времена.
- Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру?
Выступления групп. Работа со словарём.
(Дети подбирают слова)
Высокое - низкое
Светлое - тёмное
Красивое - уродливое
Доброе - злое
Любовь - ненависть
Честь - бесчестие
Правда - ложь
-
Ответы детей
Дети дают объяснения
Коммуникативные УУД:
Умения слушать собеседника.
Познавательные УУД:
Развитие творческого мышления.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Групповая работа:
закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)
Моя Родина - это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
Чтобы счастливо жить …
После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.
Моя Родина - это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.
Моя Родина - это самое дорогое, что есть у человека.
История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать.
Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.
Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее
Познавательные УУД:
Развитие творческого мышления.
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Предлагает тест с мультимедийного диска.
Решение теста.
Самопроверка.
Познавательные УУД:
Анализ и синтез.
Регулятивные УУД:
Самооценка.
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Учитель подбирает стихи и пословицы о Родине.
Родина - всем матерям мать.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.
Нет ничего на свете краше,
Родимая сторона - мать,
Всякому мила,
Чужбина - калина,
На чужбине родная землица
Береги землю родимую
Чтение стихотворений детьми.
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!(С. Михалков) \
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
...во сне снится.
...Родина - малина.
...как мать любимую.
...своя сторона.
...чем родина наша.
...а чужая - мачеха
Личностные УУД:
Формирование нравственной модели поведения детей.
Познавательные УУД:
Умение выразительно читать стихотворения, заучивать наизусть.
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Учитель даёт оценку групп, награждает команды специальными открытками с изображением Родины.
Даёт домашнее задание, составить проект «Традиции семьи», «Традиции в нашей школе», «Праздники нашего народа»
У
чащиеся дают оценку работы в группах
записывают домашнее задание: работа по учебнику.
Регулятивные УУД:
Планирование.
Метапредметные (формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»