Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КПроект урока по ОРКСЭ Россия - наша РодинаАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Борисова Светлана Леонидовна

Район

Автозаводский

Место работы

МБОУ СОШ № 114

Должность

Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль

Основы мировых религиозных культур

УМК

Издательство «Просвещение»

Тема урока

Россия - наша Родина

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Общая цель: воспитание патриотических чувств учащихся

Задачи:

  • Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине

  • Формирование активной гражданской позиции

  • Познакомить с понятиями: Родина, Отечество, Духовный мир, Культурные традиции.

  • Дать понятие о том, что объединяет всех соотечественников.

  • Познакомить с культурными традициями нашего народа.

  • Учить детей читать, пересказывать текст.

  • Учить работать в группе, развивать коммуникативные навыки.

  • Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю.

Необходимое оборудование

Учебник, мультимедийная установка, доска, заготовленные тексты с вопросами, награды командам.

Дидактическое обеспечение

К.Д. Ушинский «Наше Отечество», М. Матусовский « С чего начинается Родина?»,Пословицы о Родине, Толковый словарь.


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Воспитание чувства толерантности, уважения к традициям нашего народа.


  • предметные

  • Знание, понимание смысла понятий: Отечество, Родина, Духовный мир, Культурные традиции.


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров

  • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Проекты учащихся: « Мой папа- защитник Отечества », «Города России», «Символы государства», «Сто народов - одна страна», «Русские праздники», «Традиции в моей семье», «Берёза - символ России».


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.4-5 классы- М.: Просвещение, 2011

Дополнительная

  • Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М. Детская литература,1987.

  • К.Д. Ушинский «Наше Отечество»; В. Артамонов, Н. Соболева «Символы России». М.,1993; А. Леокум «Скажи мне почему?»,1992;А.Ф.Никитин Граждановедение:5 класс М.,1997: «Что такое? Кто такой?» в 3 т. Том 1. М., 1990.

Интернет-ресурсы

  • School-collection.edu.ru

ЭОРы
















План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Я хочу начать наш урок со стихотворения. Послушайте его и попробуйте сами сформулировать тему урока.

Слышишь песенку ручья?

Это - Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это - Родина твоя.

Видишь звездочки Кремля?

Это - Родина твоя.

Школа, где твои друзья, −

Это Родина твоя!

Руки матери твоей,

Звон дождей и шум ветвей,

А в лесу смородина -

Это тоже Родина!

- Как по-вашему, какова будет тема сегодняшнего урока?

Как вы понимаете Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина

слова: «Отечество», «Родина».

Рассматриваются иллюстрации с изображением картин природы России.

Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина


ППроект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина

роводят фронтальную беседу о России.

- Что общего между этими словами? (слова записаны на доске)

отец род

отчий родной

отчество родник

отчизна народ

отечественный родина

соотечественники родная земля

- Что объединяет слова 1 столбика?

-Кто такие соотечественники?

- Какие слова 1 столбика являются синонимами для слов 2 столбика? (отечество, отчизна, родина, родная земля)

Дети самостоятельно определяют тему урока. Принимают участие в беседе, дают разные ответы на вопросы. Дети читают рассказ К.Д. Ушинского «Наше Отечество», распечатанный на карточках.

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО - РОДИНА - МАТЬ К. Д. УШИНСКИЙ

(Отрывок из рассказа)

Наше отечество, наша родина - матушка Россия.

Отечество мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное;

а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

К. Д. УШИНСКИЙ

Предположение детей,

ученики дают свои ответы

Познавательные УУД:

Умение отвечать на вопросы

Регулятивные УУД:

Анализ своих поступков

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- создать условия для совместного решения учебной задачи;

-развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -проговаривать предполагаемые действия на уроке;

-оценивать правильность выполнения задания.

-Умение самостоятельно добывать знания, подбирать слова - синонимы, составлять высказывания с новым понятием.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Учитель задает вопрос :

- А что стоит для тебя за словом «отечество»?

Учитель ставит задачу.

Дети выдвигают варианты ответов. Ответы могут представлять только имена существительные, обозначающие понятия, которые объединены в сознании ребенка словом «Отечество».

Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина


Предположительные ответы:

Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина


Россия, деревня, дом, мама, березка и др. Умение самостоятельно добывать знания, подбирать слова - синонимы, составлять высказывания с новым понятием.Регулятивные: способствовать выполнению «открытия» новых знаний; - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные:- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Выявляет, что затруднения вызывают понятия «духовный мир» и «культурные традиции». Делят класс для решения проблемы на 3 группы.

Культурные традиции - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Делятся на 3 группы. Работа в группах.

1 группа. Работает с понятийным аппаратом.

Задача: объяснить понятия - духовный мир (мир культуры), внутренний мир ( душа человека)

2 группа. Культурные традиции.

Задача: назвать несколько культурных традиций, принятых в вашей семье; выявить какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? (добро, честь, справедливость, милосердие)

3 группа. Традиции в моей семье.

Задача: подготовить рассказ о традиции в семье.

Выступление от групп.

Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина


Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина


Личностные УУД:

Гражданская идентификация.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группах.


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Даёт задание: 1 группа читает текст учебника стр. 4-5.

2-3 группы работают с дополнительным материалом (текстом). Учитель помогает составить портрет слова «духовный мир».

«Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом - страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший Патриарх Московскийи Всея Руси Кирилл).

-Что такое духовный мир человека?

ИПроект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина

ллюстрирует рассказы слайдами из презентаций. Обращает внимание на иллюстрированный материал, выбирает необходимый для выступления каждой группы.

Чтение в группах текстов и ответы на вопросы к текстам.

1 группа. Работа с понятийным аппаратом. Используется Рабочая тетрадь. Работа со словарём.

2-3 группы. Культурные традиции. Использует свои знания.

Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина

Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина


Познавательные УУД:

Смысловое чтение, ответы на вопросы к текстам. Открытие нового знания. Творческое мышление.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать собеседника.


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель обращает внимание на то, что узнали нового о духовном мире человека

На доске записаны слова:

Высокое-

Светлое-

Красивое-

Доброе-

Любовь-

Честь-

Правда-

-Подберите к этим словам антонимы.

Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?

- Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.

- Кто может дать объяснение этому словосочетанию?

- Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.

Вечные ценности - то, что ценится во все времена.

- Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру?

Выступления групп. Работа со словарём.

(Дети подбирают слова)

Высокое - низкое

Светлое - тёмное

Красивое - уродливое

Доброе - злое

Любовь - ненависть

Честь - бесчестие

Правда - ложь

  • Ответы детей

Дети дают объяснения

Коммуникативные УУД:

Умения слушать собеседника.

Познавательные УУД:

Развитие творческого мышления.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Групповая работа:

закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина - это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
Чтобы счастливо жить …

После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.

Моя Родина - это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.

Моя Родина - это самое дорогое, что есть у человека.

История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать.

Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее

Познавательные УУД:

Развитие творческого мышления.

Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Предлагает тест с мультимедийного диска.

Решение теста.

Самопроверка.

Познавательные УУД:

Анализ и синтез.

Регулятивные УУД:

Самооценка.


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Учитель подбирает стихи и пословицы о Родине.

Родина - всем матерям мать.

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.


Нет ничего на свете краше,

Родимая сторона - мать,

Всякому мила,

Чужбина - калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую

Чтение стихотворений детьми.

Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!(С. Михалков) \

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

...во сне снится.

...Родина - малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая - мачеха

Личностные УУД:

Формирование нравственной модели поведения детей.

Познавательные УУД:

Умение выразительно читать стихотворения, заучивать наизусть.


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель даёт оценку групп, награждает команды специальными открытками с изображением Родины.

Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина


Даёт домашнее задание, составить проект «Традиции семьи», «Традиции в нашей школе», «Праздники нашего народа»

Проект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина


УПроект урока по ОРКСЭ Россия - наша Родина

чащиеся дают оценку работы в группах

записывают домашнее задание: работа по учебнику.

Регулятивные УУД:

Планирование.

Метапредметные (формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

ГПроект урока по ОРКСЭ Россия - наша РодинаБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

© 2010-2022