Конспект урока по риторике

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Учимся рассуждать. Цели: Познакомить учащихся с новой ступенькой текста- рассуждения, учить рассуждению- объяснению. Развивать навыки связной устной и письменной речи, повышать творческую активность и самостоятельность учащихся. Воспитывать экологическое мировоззрение, уважительное отношение к чужому мнению.
Оборудование: магнитофон, запись сказки, запись музыкального отрывка ( Свиридов «Весна»), листки с заданиями, листки с текст- опросом для самооценки учащихся, схема- опора, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока. I. Организационный момент. Ресурсный круг.(Учащиеся вместе с учителем встают в круг и берутся за руки). Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. ─ Почувствуйте поддержку своих товарищей и их хорошее отношение к вам. Это очень важно! Сегодня на уроке нам предстоит ответить на множество вопросов и выполнить задания. II. Речевая разминка. 1. Риторический анализ. ( прослушивание магнитофонной записи). ─Сейчас вы прослушаете корейскую народную сказку в переводе В. Одоевского «Знаем, знаем!» ─ В чём заключается смысл этой сказки? ─ Что значит быть талантливым, умелым слушателем? ─ Почему важно уметь слушать? ─ Кто озвучил эту сказку? ─ Что помогло вам определить голоса ребят- артистов? ─ Какие ещё средства выразительности речи использовали ребята при чтении сказки? ─ Старайтесь в своей речи тоже применять все средства выразительности. 2. Ассоциативный эксперимент. (Ассоциация- это связь между отдельными представителями, при которой одно слово вызывает в памяти другие слова.) ─ Какие слова вспоминаются вам, когда вы говорите слово «текст»? (Учитель проходит по рядам и определяет, какую работу можно использовать в качестве положительного примера.) 3. Ортологическая минутка. ─ Произнесите правильно: текст те тезис тэ тексты те тезисы тэ ─Что такое текст? ─Какое слово вам малознакомо? (работа со словарём Ожегова) III Актуализация знаний учащихся. 1. Создание точек опоры. ─Давайте вспомним основные признаки текста. Закончите данные на доске предложения.
В тексте все предложения объединены одной общей ………(темой) и одной основной ……..(мыслью). Текст можно………(озаглавить). Можно определить, как, чем связаны отдельные его………(части, предложения).
─ К какому типу текста можно отнести прочитанное? 2.Целеполагание. Прочитайте пословицы: ( На доске.) Всякое решение любит рассуждение. Как понимаешь, так и рассуждаешь. ─ Расскажите, в каких ситуациях можно услышать приведенные пословицы? ─ Эти выражения станут эпиграфом к нашему уроку? ─ Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться? ─ Тема урока»Учимся рассуждать». IV Объяснение новой темы. (Динамический вариант объяснения.) 1. ─ Как вы понимаете слова «рассуждение», «рассуждать»? ─А в каких ситуациях вам приходилось рассуждать? ─Какой текст называют текстом- рассуждения? ─ Вспомним структуру текста- рассуждения. Составим схему.
Схема № 1 то, что слова связки объяснение объясняется (слова- мостики: (тезис- утверждение, потому что…) которое будем доказывать)
2.Работа с учебниками. Сопоставление сказанного с научными сведениями. ( с. 68). ─ Чтение текста с. 88 ─ № 92 ─ № 93 Вопрос учителя. ─ Что помогло ему объяснить написание гласной? ─ Соотнесите текст и схему. ─ Найдите 1 часть и 2 часть. ─ Какое слово - связка использовано? 3. Составьте устно своё рассуждение по схеме.
V. Первичное закрепление. 1. Работа в группах. (Текстовый анализ.) Откройте конверты и выполните задание. ─ Прочитайте получившиеся рассуждения. ─ Что в них объясняется? ─ Назовите объяснения. ─ Какие слова связки здесь использованы?
2. Работа с индивидуальными заданиями. (Лист опроса) №1. Возьмите листы опроса и найдите первое задание. Можно выполнить одно на выбор. Проверка. ─ На какие вопросы отвечали ребята? ─ В какой части содержится объяснение? №2. Допишите предложения с объяснением . ─ Какие объяснения написали к первому рассуждению? ─ Ко второму рассуждению. ─ К третьему рассуждению. ─ У всех получились одинаковые рассуждения? ─ Какой вывод можно сделать? (одно и то же можно объяснить по- разному)
VI. Физминутка. (Релаксация под музыку) ─Какие образы возникли у вас в процессе слушания музыкального произведения? ─ Что вы сейчас произносили? (текст- рассуждения)
VII. Продолжение объяснения новой темы. Сегодня на уроке мы строили тексты - рассуждения, в которых объяснение стояло в конце. Но можно рассуждение начать с самого рассуждения и закончить выводом. ─ Как изменится тогда схема?
Схема №2 объяснение слова- связки вывод В таком рассуждении используются другие слова связки. (чтение хором) поэтому вот почему таким образом следовательно

VIII. Первичное закрепление.

1. упражнение 95 с. 90

─ Какой схеме соот. рассуждение? ( №2)

─ Перестройте его.

─ Что изменилось? (порядок предложений и слово- связка)

2. Работа по листу опроса №3.

─ Выберите первое рассуждение и полнить его.

─ Прочитайте свои рассуждения в группе и лучшее отберите для ответа.

3.Проверка (по 1. 2 тексту- рассуждению от группы)

─ Какой схеме соответствуют ваши рассуждения? Докажите.

─ Какие опорные слова использовали?

─ На какие вопросы вы отвечали?

IX. Творческое задание.

Прочитайте вопросы на доске.

1. Почему нужно охранить природу?

2. Почему надо много читать?

3. Почему необходимо соблюдать правила дорожного движения?

4. Почему важно быть вежливым в общении с окружающими тебя людьми?

Выберите близкую вам тему. Запишите её. Дома самостоятельно составьте текст- рассуждение, опираясь на любую из схем. Образцы схем вы найдёте на с. 89- 90 учебника.

X. Итог урока.

1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Давайте проанализируем нашу работу на уроке. Для этого проведём тест.

Ответьте на вопросы текста, обводя букву с нужным ответом.

А- да (2) Б- сомневаюсь (1) В- нет (0)

Проставьте баллы за каждый ответ. А теперь посчитайте общий балл.

7-8 баллов ── Молодец! Ты умеешь

4-6 ─ будь смелее, настойчивее, внимательнее и у тебя всё заинтересовать слушателей и сам внимателен к речи других.

3 балла и менее ─ хорошо, что ты знаешь, над чем тебе надо работать. Если очень захотеть и приложить усилия и терпение, то у тебя всё получиться.

2. Ресурсный круг.

─ Чем это занятие было полезным для вас?

─ Поблагодарите друг друга за работу рукопожатием и улыбкой.

─ Что вы поняли?

─ Что почувствовали?

3. Оценка учителя: работа всего класса; работа отдельных учащихся.



Самоанализ Тема: «Учимся рассуждать». Цели: Научить правильно строить текст─рассуждение в устной и письменной речи.
Обогатиться новым знанием, Сравнив известное с неизвестным, Похожее с ему подобным И непохожее с похожим. (Восточная мудрость.) Урок носит развивающий характер. Является уроком «открытия» новых знаний. Широко использовалась технология деятельностного метода обучения. (Мотив─цель─действие.) Раздел «Речевые жанры». Учащиеся впервые познакомились с понятием текст-рассуждение во 2 классе. Поэтому объяснение новой темы проводилось в диалогической форме (беседа учителя с учащимися) с опорой на знания учащихся. Актуализация знаний учащихся о тексте позволила создать точки опоры к последующей деятельности учащихся и перейти к рассмотрению текста─рассуждения , определить степень их готовности к дальнейшей деятельности. Побуждение интереса, потребности в знаниях по данной теме. Учитель пытался формировать с помощью вопросов об использовании рассуждений в повседневной жизни. Осознание цели предстоящей деятельности дети определи исходя из эпиграфа к уроку. Объяснение изучаемого материала построено в динамической форме. Использование заданий аналитического характера позволило учащимся самим проверить правильность полученных результатов. (по учебнику) Учитель только корректировал деятельность учащихся. Основными источниками знаний являлись словесная беседа, текстовый анализ, работа с книгой. Первичное закрепление строилось от простого к сложному, от воспроизводящей деятельности к частично─поисковой и творческой. Содержание заданий (риторических задач, текстовых анализов, ассоциативных упражнений) направлено на систематизацию знаний учащихся по теме урока. Создание ситуации выбора варианта задания способствовало развитию самоуправления деятельности учащихся. Главная задача─ формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации; построить своё высказывание с этой ситуации, формировать коммуникативно-речевые умения. Широко использовалась самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой и самопроверкой своих работ. Урок включал самоконтроль и самооценку учащихся. Самоконтроль осуществлялся при проверке заданий в группах и коллективно, а самооценка ─ при проведении оценочного теста в конце урока. Организация учебной работы детей была построена на основе групповой и индивидуальной формы выполнения заданий, она сочеталась с коллективной проверкой и взаимопроверкой. Таким образом, реализовался принцип сотрудничества и сотворчества учащихся в процессе овладения знаниями. Использованы разнообразные виды деятельности учащихся на уроке: говорение, слушание, решение проблемных ситуаций, анализ, подготовка ответов в письменной форме. Рефлексия деятельности на уроке осуществлялась в начале и в конце урока (резервный круг). Основным видом деятельности на уроке выступила учебная деятельность как специально организованная деятельность субъекта учения учащихся. Урок имеет логическое строение. Структура урока соответствует уроку «открытия» новых знаний по технологии деятельностного метода обучения. Урок цели достиг, постановленные задачи решены. Запланированный объём выполнен. Учебный материал усвоен.


© 2010-2022