Статья Пути формирования связной речи младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.И. Орлова

МБОУ СОШ №13, учитель начальных классов

Пути формирования связной речи младших школьников Проблема развития связной речи учащихся приобретает в современной методике все большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации наравне с другими коммуникантами. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Во-вторых, это продиктовано увеличением роли устного слова в культурной жизни страны: сейчас ценится умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Следовательно, детей необходимо учить строить связные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции. Связная речь воплощает в себе все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Развитие связной речи неотделимо от решения основных задач речевого развития: обогащения, уточнения и активизации словаря. Влияние словарной работы на развитие связной речи проявляется прежде всего в том, что обогащение словаря включает расширение его объема за счет введения в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов, а также и воспитания у детей внимания к содержательной стороне слова, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания. Разработке разных аспектов словарной работы были посвящены специальные исследования (А.Н. Богатырева, М.М. Конина, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина, В.И. Яшина и др.), которые показали, что воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, оказывает положительное воздействие на развитие связной речи. Однако анализ соответствующей учебно-методической литературы показал, что исследуемая проблема хотя и сформулирована, но еще далека от решения: имеется широкий круг вопросов, нуждающихся в дополнительных психолого-лингвистических и методических исследованиях, в теоретическом и практическом обосновании. Как показывает практика, учащиеся достаточно часто владеют разговорным стилем устной речи и на интуитивном уровне умеют строить небольшие высказывания на предложенные темы (близкие им по содержанию). Однако в процессе обучения имеющихся знаний детей становится недостаточно, поскольку ученики при создании собственных речевых произведений не опираются на теоретические знания о правилах построения высказывания, а бедность активного словаря создает трудности при построении связного устного высказывания, поскольку устная речь требует мгновенной реализации мысли в слове. Это сказывается на качестве создаваемых высказываний: их уровень достаточно низкий по сравнению с возможным. Поэтому развитие речи имеет большое значение на всех этапах обучения. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов. На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. В ходе наблюдения над словом учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений (многозначность слова), слова могут быть близкими (синонимы) и противоположными (антонимы) по смыслу, что следует правильно употреблять их в речи. Одновременно школьники учатся различать классы (разряды) слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения. Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковыми и орфографическими словарями. И все-таки анализ лексического значения отдельных слов в отрыве от их системных связей не может обеспечить полноценного овладения словом, его семантикой и правилами употребления и, определяя содержание лексико-семантической работы на уроках русского языка, мы должны опираться на имеющиеся в лексической системе языка объединения слов по их значениям. Это позволяет сделать вывод о том, что в развитии словаря школьников, как одной из важных категорий формирования связной речи, крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Одним из наиболее успешных направлений может стать развитие связной речи в процессе обогащения понятиями тематических групп лексики, в частности, тематической группы «Наименования жилища». Обращение к тематическому объединению «Наименования жилища» обусловлено философской и лингвокультурологической значимостью данной лексики для носителей языка. Слово «дом», входящее в рассматриваемую тематическую группу, занимает совершенно особое место в миропонимании личности, воспринимается как категория, играющая первостепенную роль в земном бытии каждого человека. Так, овладевая новыми словами, учащиеся не только совершенствуют и развивают свои умения правильно определять их значение, употреблять в точном соответствии с их семантическим наполнением, но и знакомятся с культурным прошлым русского народа. Примерами данной тематической группы слов также являются: землянка, лачуга, изба, хизок, хоромы, замок, усадьба, дворец. Многие из них не употребляются в речи детей, являются малознакомыми или не знакомыми вообще. То есть определение лексико-семантического значения этих слов вызывает большие затруднения. Использование познавательных возможностей младших школьников в овладении лексикой тематической группы «Наименования жилища» расширяет возможности учителя по развитию связной речи учащихся начальных классов. Знакомство с наименованиями жилища в силу их культурологической значимости вызывало интерес у учащихся, что являлось благоприятным условием для активизации деятельности детей, обогащения лексическими богатствами родного языка и формирования связной речи. В целом можно сделать вывод: целенаправленная и систематическая работа на уроках русского языка и во время внеклассной работы, включающая разные методы и приемы, нацеленная на развитие речи, в том числе - и за счет обогащения детского лексикона понятиями актуальных тематических групп лексики, несомненно, способствует развитию не только связной речи, но и мышления, мировоззрения младших школьников.




© 2010-2022