Педагогический проект Жизнь и творчество детской писательницы В. А. Осеевой

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ТЕМЕ:

«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ДЕТСКОЙ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ

ВАЛЕНТИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ОСЕЕВОЙ»

Педагогический проект Жизнь и творчество детской писательницы В.А. Осеевой



Автор: Кузнецова Ирина Михайловна,

учитель начальных классов








Направление проекта: Духовно-нравственное. Актуальность: «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привития интереса детей к чтению решает ряд воспитательных задач. В последние годы заметно снижение интереса к духовно-нравственной литературе. Ребёнок с недостатком интеллектуального развития более или менее успешно усваивает всё простое, элементарное, но не может достигнуть высших уровней обобщения и абстракции, а также высот нравственной культуры. Но именно взрослые, пользуясь выражением Л. С. Выготского, «вводят ребёнка в мир окружающей действительности. Дети с особыми образовательными потребностями в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо - и что плохо в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Чувства долгое время недостаточно дифференцированы, полюсны. Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит также к тому, что у них с опозданием и с трудом формируется так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность, самоотверженность. Тем не менее, такие чувства могут быть воспитаны. Правильное воспитание на примерах русской литературы даёт возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. В художественных произведениях русских писателей и поэтов поднимаются вопросы этики, эстетики. Но самое главное - проблема души и духа человека. Чтение нравственной литературы детьми с ограниченными возможностями здоровья - это ключ к жизни в обществе, потому что хорошая книга - это и воспитатель, и учитель, и друг.









Коррекционная направленность проекта: В процессе реализации проекта будут организованы разнообразные виды деятельности. Активное участие в них будет способствовать:

  • воздействию на умственное и речевое развитие;
  • формированию эстетического восприятия, правильных эстетических критериев;
  • коррекции личностных качеств: самостоятельности, уверенности, контактности, коммуникабельности.


Временные ресурсы: апрель - май 2012 года.

Цель проекта: Знакомство с произведениями русской детской писательницы В. Осеевой как источниками нравственного начала. Задачи проекта:
  • Создать условия для чтения произведений В. Осеевой, для рассматривания выставок, для иллюстрирования произведений, для театрализованной деятельности;
  • Развивать устную коммуникацию, способность к осмысленному чтению;
  • Формировать эстетические ориентиры в практической жизни ребёнка;
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах социальной жизни;

Ожидаемые результаты:
  • Повышение интереса и внутренней мотивации к чтению художественной литературы;

  • Сформированность понятий о социальных и общественных ценностях;

  • Сформированность коммуникативных навыков и мобильности в разных социальных условиях;

  • Сформированность высших духовных чувств: совести, чувства долга, ответственности.




План реализации проекта


Форма проведения

Тема занятия

Задачи

Самостоятельная

деятельность

Развитие

жизненной компетенции

Продукты

детской

деятельности

Результаты

коррекционной-

развивающей

работы 1

Беседа о творчестве

русской детской писательницы

В. Осеевой.

Расширить знания о жизни и творчестве В. Осеевой;

систематизировать знания

о произведениях писательницы;

Рассматривание

фотографий

писательницы и её семьи

Развитие опыта восприятия


Диалог Развитие познавательной активности 2

Рассматривание

иллюстраций к произведениям

В. Осеевой

Познакомить с художниками - иллюстраторами произведений В. Осеевой, воспитывать интерес к изобразительному

искусству

Рассматривание

произведений

В. Осеевой

с выставки книг

Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие

от искусства иллюстрирования книг Выставка книг В. Осеевой в классе из домашних библиотек детей Воспитание интереса к изобразительному искусству 3

Чтение произведений

В. Осеевой

«Папа-тракторист»,

«Своими руками»,

«Строитель»

Учить осмысливать содержание произведения,

воспитывать уважение

к трудолюбивым людям Выборочное чтение по заданию учителя

Способность

к осмысленному чтению,

овладение представлениями о профессиональных ролях людей

Рисунки «Профессии моих родителей» Коррекция самосознания 4

Викторина по содержанию рассказов «Добрая хозяюшка», «Плохо», «До первого дождя»

Развивать связную речь,

воспитывать доброту, отзывчивость Самостоятельное чтение рассказов «Добрая хозяюшка», «Плохо», «До первого дождя».
Устная коммуникация Ответы на вопросы викторины Развитие произвольной памяти 5 Иллюстрирование произведений «Пуговица», «Лекарство», «Печенье», «Картинки».

Развивать творческое воображение,

цветовосприятие

и чувство композиции

Чтение произведений

и их иллюстрирование

Формирование эстетических ориентиров

в практической жизни Выставка детских рисунков Развитие сенсомоторики 6 Чтение произведения «Девочка с куклой». Работа над ролями.

Учить выполнять этюды, развивать чёткость произношения и выразительность речи

Чтение рассказа

«Девочка с куклой»

Развитие вкуса и способности

к словесному творчеству Этюды Развитие познавательной активности, воображения и эмоционального состояния 7 Работа над ролью (групповая и индивидуальная) Развивать пластику движений, развивать артикуляционный аппарат Разучивание ролевых партий Умение взаимодействовать
Коррекция зрительного и слухового восприятия 8

Театральная миниатюра «Девочка с куклой»

в рамках общешкольного праздника «Жизнь дана на добрые дела»

Развивать межличностные отношения, воспитание умение доводить начатое до конца

Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе Публичное выступление Коррекция эмоциональной сферы



© 2010-2022