- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения П. П. Ершов
Урок литературного чтения П. П. Ершов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сомова Р.В. |
Дата | 07.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
с использованием интерактивного оборудования
и интернет-ресурсов
Тема П. П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок»
Цель
- Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.
-
Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Познакомить с композиционными особенностями сказки. Научить сравнивать сказки народные и литературные.
-
Научить видеть скрытый смысл, заключенный в сказке. Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение сказки.
-
Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза.
-
Продолжить развитие культуры речи.
-
Продолжить воспитание сотрудничества.
Проявление творческого отношения к процессу обучения. Осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребенка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла. Метапредметные Познавательные Умение:
перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать ее для аргументации; давать оценку поступкам литературных героев; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные Умение:
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца. Коммуникативные Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других; Предметные Умение:
работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию; использовать в речи литературоведческие понятия; формулировать тему, идею произведения; давать характеристику героям; выявлять авторское отношение к описываемым событиям. Организация образовательного пространства Оборудование опорный лист. Межпредметные связи Изобразительное искусство.
cor.edu.27.ru/catalog/rubr/00000901 -a000-4ddd-e2f1- 4300476017e2/28422/? Музыка.
school.mygorod.ru/get.php?1;%D5%EE%F0%EE%E2%FB%E5%20 %EF%E5%F1%ED%E8.doc Ресурсы
-
Персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся.
- Выход в Интернет.
-
Ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
school-collection.edu.ru
Формы работы: фронтальная форма индивидуальная форма работа в паре
Ход урока
Этап1
Самоопределение к деятельности Цель:
Мотивация обучающихся к изучению объявленной темы. Задание 1. Знаешь ли ты героев сказки «Конёк-горбунок»? Учитель. На прошлом уроке мы прочитали сказку Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок». Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание: Флеш-ресурс:
files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e8599ad0-8690-1 1da- a72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001 -002-3-24-06/resource/DL_ RES_20b1a895-3483-47d5-81 57-620ccb3b7b76.zip
Учитель (после выполнения задания).
-Какое из заданий вызвало трудности? Где и почему пришлось задержаться?
-Кто выполнил задания сразу и получил достойную оценку Буратино?
-Назовите положительных героев сказки.
-Назовите отрицательных героев сказки.
-Назовите нейтральных героев сказки.
-Назовите героев-помощников.
-Выполненное задание свидетельствует, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:
определим тип и вид сказки;
проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним;
ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение;
постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? что несет она нам, современным читателям?
Демонстрация слайдов 1 и 2 презентации.
festival.01september.ru/articles/576084/
Этап 2
Изучение нового содержания Цель: Научить обучающихся работать с текстом художественного произведения, проводить его анализ для более глубокого понимания идейного содержания сказки. Учитель. Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп (деление может происходить по разным основаниям). Каждая группа выполнит свое задание. Задание 1 Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, кто является главным героем этих сказок.
Виды сказок
1
2
3
Главный герой
Задание 2 Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках.
Таблица 2. События сказок
Виды сказок
1
2
3
События
Задание 3
Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события.
Таблица 3. Завершение сказок
Виды сказок
1
2
3
Завершение
событий
Форма работы: работа в паре
Работа групп 1, 2 и 3 проверяется с помощью презентации. Слайд 5.
festival.1september.ru/articles/576084/
Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
Задание 4
Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство их с авторскими, литературными и в чем отличие?
Задание 5
Назовите известные вам авторские сказки. В чем сходство их с народными и в чем отличие?
Учитель. По типу сказки бывают народные и литературные. Проверим выполнение задания 4 группой
Участники 4-ой группы выступают с выполненным заданием.
Учитель. Подводим итоги.
Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют. Народные сказки не имеют автора, точнее, их автор не известен. У литературной сказки конкретный автор.
У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов. Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события, похожее построение. (Участники 5-ой группы дополняют ответ.)
Физминутка
Учитель. Дайте полную характеристику сказке П. Ершова по таблице слайда 5. Ученик. Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло. Учитель. Что сближает сказку с народной? Ученик. Зачин. В сказке три части, автор каждую часть начинает с зачина (зачитываются примеры). Учитель. Для чего автор использует зачин? Ученик. Зачин вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад. Учитель. Что еще сближает сказку с народной? Ученик. Повторяющиеся эпизоды (зачитываются). Главный герой с традиционным сказочным именем Иван.
Жар-птица, тоже является героем многих народных сказок. Добро побеждает зло. Учитель. Кто победил, а кто был наказан? Ученик. Высказываются мнения. Учитель. Что еще сближает сказку Павла Ершова с народной? Ученик. Концовка сближает сказку Ершова с народной (зачитывается). Учитель. События (сюжет) в сказках развивается по своим законам. Предлагаю на схеме увидеть особенность построения нашей сказки. Это поможет нам определить идею сказки - то, ради чего написал ее автор. Демонстрируется слайд 6.
festival.1september.ru/articles/576084/ (Учитель комментирует слайд, работает с классом) Учитель. Прочитайте первые 8 строк. Связаны ли они с развитием событий? Ученик. Не связаны, это присказка. Учитель. Какую роль играет присказка в сказке? Ученик. Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. Учитель. В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? Ученик. Зачитывается нужная часть текста. Учитель. Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. С появлением какого животного все начинается (завязывается) в сказке? Ученик. С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка». Учитель. Такое событие в литературе называется завязкой. Какие события неожиданно меняют всё в жизни Ивана? Ученик. Братья украли коней и повели их на продажу; Иван догнал братьев на коньке-горбунке; у Ивана появляются враги в конюшенном заводе. Учитель. Начинаются новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются перипетии. В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Ученик. Зачитывается эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу. Учитель. Это - кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. Ученик Эпизод с Царь-девицей; Иван достает кольцо девицы со дня моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком. Учитель. Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок выносим мы из сказки?
Ученик. Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее
Учитель Какова основная мысль сказки?
Этап 3
Диагностика качества освоения темы
Цель:
Установить степень усвоения темы «Сказка П. Ершова "Конёк- горбунок"».
Варианты заданий
Задание 1 Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа.
4stupeni.ru/lirika/3168-test-po-skazke-konek-gorbunok.html Задание 2 Ответить на вопросы викторины.
4stupeni.ru/stady/olimp/6165-viktorina-po-skazke-ershova.html Задание 3 Ответить на контрольные вопросы по тексту сказки.
openclass.ru/node/196257
Формы работы: индивидуально
Этап IV
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; учить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания и планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.
Варианты заданий
Задание 1
Игра «Эрудит». Комплекс заданий по сказке.
school2100.ru/upload/iblock/1be/1be14baff174c1e5047331 2 3dd881800.pdf
Форма работы: индивидуальная или групповая
Задание 2
Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия, сюжет.
Форма работы: индивидуальная или групповая
Задание 3
Измените один из фрагментов сказки. Как всё могло бы закончиться?
Форма работы: групповая
Задание 4
Составьте коллективное панно «Сказочная поляна».
Форма работы: групповая
Этап 5
Рефлексивная деятельность
Самоанализ и самооценка ученика
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:
-
Почему сказка никогда не стареет?
-
Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П. Ершова? Почему вы так думаете?
myltia.com/view_test.php?mylt=17 Задание 2 Посмотрите и послушайте чтение сказки П. Любимцевым под музыку, специально написанную для неё двумя известными композиторами - А.К. Лядовым и И.Ф. Стравинским. Детский и семейный канал «Радость моя»:
radostmoya.ru/projects/openlesson/skaskisorkestrom/
Литература и сайты
1.Программа курса «Литературное чтение» , авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2011 г. УМК «Школа России».
Учебно-методический комплекс : Л.Ф.Климанова и др..Литературное чтение.Учебник для 4класса.- М.,Просвещение 2014г. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Пр. № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г. 3. Урок литературного чтения. 4-й класс: П. П. Ершов. Сказка «Конёк-Горбунок»
- festival.1september.ru
- school-collection.edu.ru
- school2100.ru/
- openclass.ru.