Статья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Второй раз в первый класс… Готовясь стать учителем, я с нетерпением ожидала встречи со своими будущими учениками, предвкушая ежедневные слова приветствия, бесконечные вопросы маленьких «почемучек», нехитрые просьбы, педагогическое упоение от успехов моих первоклашек. И не было никаких сомнений, что мои-то дети (да-да, именно мои! ) будут самыми умными, самыми успешными, уверенными в своих силах и ощущающими то самое душевное равновесие, которое моё «слово и дело» оставят в жизни ребёнка…

Однако за все годы обучения в колледже и университете никто из именитых преподавателей не рассказал о том, что меня ждёт встреча куда более грандиозная - встреча с особой кастой людей -родителями первоклассников… Да, конечно, я изучала семьеведение и получила свой законный зачёт, но никакого представления о видовых особенностях данной группы я не имела.

Задайте своему знакомому вопрос: «Кого легче научить чему-то новому: взрослого человека, имеющего высшее образование, значительный словарный запас, жизненный опыт и т.д. или ребёнка 6 лет от роду?» Мой профессиональный опыт показал, что ответ не так очевиден, как кажется.

Родители ожидают от школы «что мой ребёнок в спокойной и доброжелательной обстановке освоит азы науки. Первые годы - они не должны отбить охоту заниматься…», «Учителя, о котором будут вспоминать с теплотой всю жизнь», «Доверие ребёнком своих чувств и мыслей учителю», «Серьёзных и сильных знаний, умению правильно вести себя в коллективе» ( здесь и далее цитаты родителей взяты из школьного анкетирования).

Каким должен быть идеальный учитель? «Спокойный, выдержанный, справедливый, большой дипломат. Готовый отстаивать интересы своего ученика, помочь и понять. Научить учиться», «Очень душевный, к которому можно подойти и раскрыть душу, но при этом последовательно строгий и требовательный», «Умение держать аудиторию при преподавании новых тем», «Понимает возрастные критерии, индивидуально подходит к каждому ребёнку»

Своим ребятам я предложила высказаться на ту же тему: «Я думою что для меня лудший учитель по характеру добрая, нежная, но за ошибки ругает и ставит плохие отметки но ни так что бы каждый день. Она скромная ну и как все учителя умная. Не важно как она будет одиватся и красится а только доброта*» (Лана, 9 лет).

«Идеальный учитель должен быть строгим, что бы он хорошо объяснял, ставил справедливо отметки а не то что Снег из Гарри Поттера. Домашние задание составляло бы списывание, чтения книг, задач штук пять или шесть» (Яна, 8 лет).

«Идеальный учитель должен быть строгим, что бы он хорошо объяснял, ставил справедливо отметки а не то что Снег из Гарри Поттера. Домашние задание составляло бы списывание, чтения книг, задач штук пять или шесть» (Яна, 8 лет)

«Учитель должен быть красивым и богатым и чтобы у него был чёрный лимузин. Обязательно учитель должен быть миллионером и иметь свой личный самолёт и небоскрёб» (Игорь,8 лет).

«…Это тот который не ругает а только просто объясняет 2 раза 3 раза даже 4 раза всё равно не ругает. На переменах проводит игры и конкурсы с призами. По чаще устраивает всякие экскурсии» (Демид, 9 лет).

Что же готовы родители предложить в качестве помощи ( не школе!), а своему ребёнку, помимо просьб, пожеланий, требований, претензий к учебному заведению и в частности учителю? Согласно тому же анкетированию, своё участие в жизни класса и школы большинство родителей видят в оказании помощи ребёнку при выполнении домашнего задания. Однако, отстраняясь от вмешательства в актив родительского комитета школы и класса, мамы и папы лишают себя возможности выбора: носить ли ребёнку школьную форму и какой она должна быть, выбор в школе факультативных предметов, организация экскурсий и праздников…

Каким должен быть идеальный родитель? Кого я жду? На что надеюсь и рассчитываю?

Прежде всего на то, что Вы любите и уважаете своих детей! Интересуют ли Вас Ваши дети? Важна ли только отметка в виде цифры? И кому я её ставлю: ребёнку или родителю? Присутствует ли взаимопонимание и терпимость к слабостям и ошибкам? Наверное, ни один родитель в здравом уме не просыпается с намерением сделать ребёнка несчастным. Однако, как часто я слышу от внешне благополучных детей слова: «Если я получу двойку, то мама меня убьёт», «Если я буду плохо учиться, то меня не пустят домой» ( на предложение в таком случае отправиться ко мне домой, девочка задумчиво кивает -только вдумайтесь, ребёнок 7 лет всерьёз озабочен вопросом, где ему ночевать в случае неудачного ответа у доски!)

Мои малыши уже задумываются о том, какими родителями они станут и в своих высказываниях отражают наболевшее:

«Когда я буду родителем я буду воспитывать так буду стараться не ругаться. Уроки мы будим делать с ней (ним) окуратно и безошибок. Я буду любить и заботится» (Лена, 8 лет).

«Когда дочки пойдут в школу если они получат плохую отметку я их не буду ругать только прикрикну. Ну а так они вырастут хорошими женщинами» (Маша, 8 лет).

«Мальчик мой чтобы был послушным. Будет он ложитеся в девять часов и не будет много смотреть телевизор а взрослые фильмы я ему до 12 лет не дам» (Ира, 9 лет).

Условно родителей будущих первоклассников ( в последствии младших школьников) можно разделить на следующие группы:

-«Явление Христа народу»

Собственно родителей учитель будет видеть крайне редко, зато с бабушками встречаться при каждом удобном случае. Для этих дам учитель - это истина в последней инстанции ( взгляд всегда снизу вверх ), все рекомендации выполняются беззаговорочно, много уточняющих вопросов, рассказов о внешкольной жизни ( нет-нет, не ребёнка, а бабушки). От этой семьи не приходиться ждать проявления инициативы в делах класса и школы. Дети обычно отлично учатся, при этом инфантильны и практичны.

-«Возвращение блудного сына»

Родители заранее знают, что ничего путного из их чада не выйдет, поэтому довольно долго будут стойко сопротивляться желанию учителя доказать обратное. Любое пожелание учителя или просьба воспринимается со словами: «Да мы уже всё испробовали…» Давая совет сходить к логопеду или использовать специальную литературу для дополнительных индивидуальных занятий с малышом, читаю в глазах: «Ну если это ваша прихоть… Хотя какой смысл?» Встречая своего ребёнка после школы грустного или задумчивого, первый вопрос (ещё до приветствия) : «Ну что, ОПЯТЬ двойка?» Но при этом детей никогда не ругают за плохие отметки, не выясняют причины неуспехов - зачем, ведь в этом нет резона?

-«Неравный брак»

Эти мамы и папы изначально хотели в другой класс, к другому учителю, в другую школу и « Вообще, в других странах образование лучше!». Эти родители всегда постараются донести до педагога своё личное ( а значит единственно верное) мнение по вопросам организации учебного процесса, меню в школьной столовой, правил поведения детей на переменах, внешнего вида малышей и даже форм приветствия: «Добрый день - говорить фамильярно. Только - здравствуйте!)» Холодное безразличие чередуется с открытой конфронтацией, иногда сдержанным одобрением. Зато можно быть уверенной, что эти мамы напрямую будут говорить всё, что накипело на душе, а не откладывать решение возникших проблем до критической точки. Правда, после беседы остаётся тягостный осадок на долгие дни, а то и недели.

-«Богатыри»

Как и в былинных образах русских богатырей, у этих родителей присутствуют непоколебимое мужество и спокойная мудрая сила, смелость и смекалка, терпимость к обездоленным и горячность при несправедливости. Дети часто болеют, либо имеют врождённые заболевания, и старшее поколение готово горы свернуть в борьбе за право своих детей быть такими, как все. Низкий поклон…

-«Русские женщины»

Образ матери-хозяйки, объединяющей вокруг себя семью, вижу я в этих мамах. Чаще всего это председатели родительских комитетов или активные помощницы. Очень хозяйственны, рачительны, ответственны. Даже работая в 2 смены, всегда найдут время и у ребёнка дневник посмотреть, и подарки детям класса на Новый год заказать, и учителю комплимент сделать. Часто от этих родителей зависит атмосфера общения внутри родительского коллектива класса - его сплочённость, единение и терпимость, желание сделать жизнь детей интересной и насыщенной

-«Союз Земли и Воды»

Если идея Рубенса звучала, как призыв воссоединить берега Фландрии с морем, то в моём случае - это родители, стремящиеся к взаимопониманию с учителем, готовые воспринимать и впитывать новое; предполагающие хотя бы вероятность того, что в определённых вопросах образования и воспитания учитель способен действовать профессионально и компетентно. Мама проконсультируется и по поводу формирования у ребёнка вычислительных навыков и вовремя подскажет, каким ласковым именем лучше обращаться к первокласснику. «На Бога надейся, да сам не плошай! » - девиз таких людей.

Вообще, отношения педагога и родителей младших школьников сравнимы с отношениями супругов на начальной стадии брака: мы притираемся друг к другу, ищем возможные компромиссы, узнаём сильные и слабые стороны каждого… И как хочется, чтобы сквозь загруженность учебных дней ( подобно бытовым проблемам в супружестве ) не потерялись те надежды и желания, с которыми дети и родители пришли в школу!

Мои дети перешли в третий класс… Скоро и мне, и родителям предстоит пережить кризис 3 лет в отношениях.

Дорогие мамы и папы, желаю и себе, и Вам не утратить стремления сделать наших детей счастливыми, чтобы они с одинаковой радостью шли в школу и возвращались домой!

Ирина Николаевна Салмонова

*Орфография и пунктуация детских сочинений сохранены.

© 2010-2022