Праздник Мы в ответе за планету

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Праздник Мы в ответе за планету

















Подготовила

учитель начальных классов

Кафарева Ю.В.









Цели:

  • сформировать представление учащихся о влиянии человека на природу;


  • воспитывать потребности охранять окружающую среду;


  • развивать логическое мышление;


  • формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает;


  • учить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров;

  • объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.



Оборудование: выставка книг о жизни леса и его обитателях; выставка «Экологическая мозаика» (письменные работы учащихся, плакаты «Природа в опасности», поделки из природных материалов, книжки-малышки); наборы открыток «Грибы», «Птицы леса»; картинки с изображением лекарственных трав, заварные чайники, чайные приборы, корзины; магнитофон, аудиокассета с голосами птиц, листовки «Будь природе другом!», костюмы Лесовичка и Сороки. Представление участников праздника. В турнире участвуют две команды по шесть человек - «Солнышко» и «Подснежники». Учащиеся заранее придумали названия командам, подготовили эмблемы, выбрали капитана. Капитаны представляют команды, себя, защищают эмблемы. Жюри работает в составе трех человек. В течение турнира открыто «Справочное бюро» - учитель и два ученика среднего звена. Команда «Солнышко». Девиз: Давайте будем дружить друг с другом, Как птицы с небом, как поле с лугом, Как ветер с морем, трава с дождём, Как дружит солнце со всем кругом. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица И доверяли повсюду нам, Как самым лучшим своим друзьям. Команда «Дружба». Нас в любое время года учит мудрости природа. Птицы учат пению. Паучок - плетению. Пчёлы в поле и в саду приучают нас к труду. У природы круглый год обучаться нужно, Так как весь лесной народ учит крепкой дружбе.
Учитель. Земля, вода, лес - наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье. М.Пришвин говорил: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину» - Сегодня мы совершим прогулку. Догадайтесь, куда? Есть у меня зеленый друг, Веселый друг. Хороший. Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек. Учащиеся. Это лес, наш зеленый друг! Справочное бюро. Справка об экологической роли леса. Лес - зеленые легкие нашей планеты. Один гектар (10 тыс. кв. м - 100 × 100 м) лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Фитонциды - вещества, образуемые растениями, которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух. Один гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли, 1 гектар лиственного леса - 50-70 тонн. Учитель. Правильно, это лес. Итак, в путь- дорогу, друзья! Первый, кто нас встречает, - это хозяин лесного царства Лесовичок. Лесовичок. Стоп_стоп! Сюда нельзя войти, пока не скажете, как нужно в лесу себя вести! Учитель. Давайте вспомним правила поведения в лесу. 1.Правила поведения в лесу. Команды по очереди называют правила. За правильные ответы получают жетоны. 1. Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников. 2. Нельзя срывать цветы. 3. Нельзя ловить бабочек, стрекоз. 4. Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей. 5.Нельзя разорять птичьи гнёзда. 6.Не сбивай грибы, даже несъедобные, они нужны в природе.

Ученик: Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать,

Из рогатки не стрелять - ты пришёл не убивать.

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.

Их пока побереги,

Ведь они нам не враги.
Лесовичок. Я доволен вами и приглашаю вас к себе в гости. Ученик читает стихотворение М.Карима: Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм - С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. 2.Лесовичок проводит игру «Съедобные и несъедобные грибы». От команды вызываются по одному человеку. У каждого - две корзины. Грибы (на открытках) перемешаны. Нужно разложить съедобные и несъедобные грибы в корзины. Оценивается правильность выполнения задания. Лесовичок. Как нужно правильно собирать грибы? Учащиеся. Грибы нужно срезать ножом, не нарушая грибницы. Если гриб незнакомый, лучше его не брать. Старые грибы тоже не надо собирать, лучше оставить их белочке, ей они будут нужнее. Справочное бюро. Существует до 100 тысяч видов грибов. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Грибница снабжает деревья питательными веществами. Грибы помогают перерабатывать старую древесину, листья, пни, шишки и тем самым улучшают почву. Сорока. Предлагаю поговорить о лекарственных растениях. Многие из вас собирали их на лугу, в поле, в лесу. 3.Викторина о лекарственных растениях. Учитель показывает картинки с изображением лекарственных растений. Учащиеся должны назвать растение и сказать, что оно лечит. «Солнышко» «Дружба» Пастушья сумка Подорожник- ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство. Настой листьев подорожника применяют в качестве отхаркивающего средства при бронхитах Пижма лечит желудок Мать-и-мачеха - Листья используют в медицине как отхаркивающее средство Из листьев и корней готовили отвары и принимали от разных "грудных болезней, от кашля, насморка, простуды Черника. На Руси чернику называли «молодильной ягодой». Считали, что она омолаживает организм. Ландыш- В народной медицине - как успокаивающее средство в виде настойки; Ландыш - ядовитое растение, и его ни в коем случае нельзя применять самостоятельно!

Одуванчик. Одуванчик используется для улучшения аппетита, Малина - Одним из самых полезных противопростудных средств считается малина. Она достаточно быстро утоляет жажду, снимает жар и воспаление. Малина - натуральный аспирин. Ягоды малины способствуют укреплению костных тканей, зубов и нервной системы. Шиповник - кладовая витаминов, Применяется также шиповник как противовоспалительное средство при ожогах и трещинах. Ромашка -
Учитель. Молодцы, вы знаете лекарственные растения. Теперь проверим, как вы выполнили домашнее задание. 4.Конкурс капитанов. Защита плакатов «Природа в опасности». Рисование плаката было домашним заданием. 5.Птицы. Звучит запись с голосами птиц. Команды отгадывают по голосу название птицы. Учитель. Птицы - это песни и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Объясняем названия птиц.

«Медвежата»

Снегирь (появляется вместе со снегом)

Кедровка (питается кедровыми орехами, помогает «сажать» леса)

Мухоловка (любимое лакомство мухоловки - мухи) «Скворушки» объясняют

Синица (основной цвет в оперении сине-голубой)

Поползень (птица, которая ползает по стволу дерева)

Овсянка (своей желтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом) Справочное бюро. Информация об экологической роли птиц. Дятел, лесной доктор, за день съедает до 750-900 насекомых - короедов. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др. Мухоловка-пеструшка - небольшая птичка, но она съедает за день до 300 мух и комаров. Сова за ночь съедает 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тысяч мышей - полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которое могли бы уничтожить мыши. Синица за сутки съедает насекомых столько, сколько весит сама. Справочное бюро. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так. Потому что красный цвет - сигнал опасности. Учредили книгу в 1966г. Исполняется песенная композиция на мелодию песни «Аист на крыше».

Где это было? Когда это было?

В детстве, а может, во сне.

Воздух был чистым, не запыленным,

Как по весне.

Припев:

Люди, прошу вас, потише, потише!

Не спугните пушистых

птенцов-малышей.

Вода, будь прозрачной!

А мы - на Земле!
Ученики читают стихотворение. 1.Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг: Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. 2.Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, И поэтому все мы Жить не можем без воды, Без растений и животных, Без красивых гор высоких, Без лесов, полей и рек Жить не может человек. Хором: Так давайте сбережём Наш земной природный дом. 6.Конкур экологических загадок. 1. Какой хищный зверь любит малину? (Медведь). 2. Дерево - символ нашей Родины. (Берёза). 3.Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает). 4. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (Смородина). 5.Пингвин птица или нет? (птица). 6.Какя птица подбрасывает своё яйцо в чужие гнёзда? (Кукушка). 7. Трава, которую знают и слепые. (Крапива). 8.Почему подсолнечник получил такое название? (Он всегда поворачивается к солнышку).

7.Конкурс «Доскажи пословицу».

Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.

Срубить дерево - пять минут, вырастить - сто лет.

Не мудрено срубить, мудрено вырастить.

Одна искра целый лес сжигает.

Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу.

Много снега - много хлеба.
Много воды - много травы.
Учитель. Пока жюри подводит итоги, поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
8.Итоги. Слово жюри: итоги, награждение. Учитель. Итак, мы заканчиваем наш поход в лес, но еще много раз будем сюда возвращаться. Надеюсь, наше занятие было полезным для вас.

9.Исполнение песни.

Все участники праздника поют на мотив песни «Я шагаю по Москве» (муз. А. Петрова):

А мы идем, шагаем по Земле,

И долго нам идти по ней,

А на Земле растут цветы,

Деревья и кусты.

Беречь природу очень нужно нам,

Чтоб лучше наша жизнь была,

И всех друзей с собой мы позовем,

Зверей и птиц всех вместе соберем,

Природу сохраним.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Журнал «Начальная школа» № 6, 2004г. 2. Журнал «Начальная школа» № 6,2011г. 3.Бетехтина О.Ф. Викторина. Весенние загадки // Педсовет. 2008. № 7.

4.Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал) / Сост. Н.А. Касаткина. Волгоград, 2005.

© 2010-2022