Конспект открытого урока по русскому языку Звонкие и глухие согласные на конце слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учебный предмет: русский язык Класс: 2 Школа: МБОУ «Мари-Суксинская СОШ» Учитель: Харисова Зилина Исламгалиевна УМК: Образовательная система «Перспектива»
Тема урока Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Цель урока
  • актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
  • формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
  • формирование умения применять полученные знания на практике;
  • совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
  • развитие слуховой и оперативной памяти;
  • развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие орфографической зоркости учащихся;
  • формирование познавательной мотивации;
  • воспитание бережного отношения к животным;
  • воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
  • воспитание аккуратности при работе.
Планируе-мый результат обучения В результате изучения темы обучающиеся должны знать: - правило написания проверяемой согласной на конце слова; - способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце; уметь: - видеть орфограмму в слове и графически её обозначать; - определять опасное место в слове; - правильно писать слова с проверяемой согласной на конце; - выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст Основные понятия Орфограмма, звонкие и глухие согласные.

Межпред- метные связи
Окружающий мир, музыка.
Ресурсы
  1. Учебник « Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
  2. Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
  3. Карточки для групповой работы.
  4. Карточки для индивидуальной работы.
  5. Дидактический материал.

Этапы урока Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность учащегося

Орг. момент

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!

- А домашним заданием было подготовить небольшое сообщение о зоопарке .

Настраивается на активную работу на уроке.


Рассказывают подготовленные сообщения.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельнос-ти. Постановка учебной проблемы.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

- Ребята, вспомните своё первое впечатление, когда мы с вами посмотрели видео-фильм о зоопарке.

Вот пришли мы в зоопарк.

Как же этому я рад!

Вот верблю[т], ено[т], удо[т],

Леопар[т], медве[т`] и кро [т].

Что же делать? Помоги!

Пропуск букв восстанови.

- Какие звуки слышатся в конце слов? ( звуки [т] и [т`]).

- А какие буквы напишем на конце слов?

- Ваши мнения разделились?

- Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним как правильно написать согласную букву на конце слова.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.

- А что такое орфограмма?

- Мы уже знаем, что перед нами орфограмма. Осталось сформулировать правило.

- Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова.

- Ребята, вспомним правила работы в группе.

- Ребята, название каких перечисленных животных вам не знакомы и мы не видели их в зоопарке?

- Воспользуемся словарём.

- Для того, чтобы понять правильно ли мы нашли ответ на этот вопрос мы познакомимся ещё с одним обитателем зоопарка. Выполним упражнение 165 в учебнике на стр.109.

- Запишите число классная работа.

- Прочитайте данные слова.

- Скажите, что вы заметили в слове МОРЖ?

- Почему?

- Какой вывод сделаем?

- Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова.

- Правильны ли были ваши мнения?

- Прочитайте правило на стр. 106.

- Правильно сделали мы вывод?

- Вернёмся к нашему упражнению.

- Можем мы теперь выбрать нужную букву?

- Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте.

- Что мы делаем с

орфограммой ? - А ещё что подчеркнём?

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Орфограмма - это написание по правилу.

Правила работы в группе.

Работай дружно, по плану.

Умей выслушать другого.

Уважай мнение других.

Не согласен с мнением других - доказывай свою точку зрения.

- Удод.

Ученик читает понятие из словаря.

- В конце слова произносим звук

[ш], а пишется буква ж.

-В этом же упражнении есть проверочное слово МОРЖУ. В нём отчетливо слышится звук [ж].

- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.

- Да. Мы знаем правило.

- Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.

IV. Физкультми-нутка.

(подвижная)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

V. Первичное применение знаний. Работа в парах

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.



- Ребята, мы на уроке сегодня с вами узнали о звонких и глухих согласных.

- Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам.

- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.

муравьеды

жира_

дикобразы

муравье_

жирафы

у_

львёнок

ле_

котёнок

ё_

ежик

ено_

нет енота

дикобра_

нет ужа

носоро_

нет носорога

ко_

- Названия каких перечисленных животных вам не знакомы?

- А кто такой муравьед нам расскажет … .

- Что вы можете сказать про проверочные слова?

- Какой вывод можем сделать?

Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания


- Муравьед.

1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед - муравьеды, дикобраз - дикобразы, жираф - жирафы.

2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев - львёнок, ёж - ёжик, кот - котёнок.

3) Можно подставить слово НЕТ.

Например: енот - нет енота, уж - нет ужа, носорог - нет носорога.

- Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах

VI.Физкультминутка. (для глаз)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

VII. Закрепление и совершен-ствование умений. Дифференцированная работа.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

- Какое животное появилось на слайде? (верблюд)

- Что вы знаете об этом животном?

Работа с текстом.

Верблют - выносливое

животное.

Ещё верблюды помогают

людям перевозить грус.

Он помогает верблюду

переносить жару и голот.

У него есть горп.

Верблюд.

Верблюд - выносливое живот-

ное.

У него есть горб.

Он помогает верблюду

переносить жару и голод.

Ещё верблюды помогают

людям перевозить груз.

1 группа - исправить ошибки в предложениях. Списать предложения.

2 группа - исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст. Списать текст.

3 группа - исправить ошибки, восстановить деформированный текст и озаглавить текст. Списать текст.

Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.


VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.

Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

- Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?

Высказывания обучающихся.

Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.

IХ. Подведение итога урока. Рефлексия.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

- Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет.

- Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите яблоко.

- Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то прикрепите цветок.

- А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик.

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

- Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.

- Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

X. Информа-ция о домашнем задании.

Творческая работа

Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.

- Подберите 5названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад . Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.

7



© 2010-2022