Конспект внеурочного занятия на тему Древние письмена

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Древние письмена.

Цель: познакомить учащихся с рисуночным письмом, с иероглифами; познакомить учащихся со сказкой Киплинга; воспитать у учеников чувство любви к русскому языку.

Ход занятия

1.Рисуночное письмо.

Язык сигналов и предметов не может выразить всю возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков.

Предвестницей письменности была пиктография - передача образов, впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. К ней относятся и древние наскальные рисунки.

Какое толкование слова "пиктография" мы можем прочесть в словаре? Найдите словарную статью об этом слове? Что оно обозначает? Работа с толковым словарем.

К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки. Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни».

Учитель: Почему французский писатель сравнивает камни с книгами?

(Камни, словно книги, сохранили информацию для нас потомков). Почему на своих первых рисунках люди рисовали животных? (Высказывания детей.) - Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Их рисовали углем на стенах пещеры. И ныне, наскальные рисунки поражают нас точностью и реализмом. Вывод: Несомненно, уже тогда человек сделал первый важный шаг к изобретению письма. Пиктография не требует от воспринимающего какой-то особой грамотности. Более того, она может быть одинаково понятна людям, говорящим на различных языках. Первобытный человек рисовал не ради развлечения, а для того, чтобы передать какое-то содержание или запечатлеть событие. «Нам никогда не узнать, как это происходило», - может быть, подумаете вы. И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Свою книгу о вожде индейцев по имени Гайавата Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате». Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают - растворяются во времени. «При свиданье - с глазу на глаз Мы ведём свои беседы; Но, расставшись, мы вверяем Наши тайны тем, которых Посылаем мы друг к другу; А посланники нередко Искажают наши вести Иль другим их открывают». - И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.
Из мешка он вынул краски, Всех цветов он вынул краски И на гладкой на берёсте Много сделал тайных знаков, Дивных и фигур и знаков; Все они изображали Наши мысли, наши речи. Белый круг был знаком жизни, Чёрный круг был знаком смерти; Для земли нарисовал он Краской линию прямую, Для небес - дугу над нею, Для восхода - точку слева, Для заката - точку справа, А для полдня - на вершине. Все пространство под дугою Белый день обозначало, Звезды в центре - время ночи, А волнистые полоски - Тучи, дождь и непогоду. - Для чего Гайавата изобрел письменность? ( Для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства.) - Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить все, что окружает людей, и все, что они хотели сказать друг другу? (Высказывания детей.) Вывод: Очень много рисунков надо было изобрести, а изучать эту грамоту надо было не недели, а месяцы и годы.

2.Игра «Угадай символ». - Давайте попробуем нарисовать свое рисуночное письмо. Каждый получает задание. Вы пишите записку. А потом посмотрим, что у нас получится… (Всем дается одинаковый текст: «Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня - мы пойдем ловить рыбу». Ученики работают. Показать свой вариант - Почему же получились такие разные работы? (Все по-разному поняли текст.) - Почему способ сообщений пиктограммами не очень удобный? (Понять письмо можно по-разному. - А могли бы вы придумать рисунки, обозначающие знакомые вам пословицы? Попробуйте! Работа в группах произвольного состава по выбору. Каждой группе выдаются заранее напечатанные пословицы: 1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 2. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 3. Волков бояться - в лес не ходить. 4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 5. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. 6. Один в поле не воин. - Много веков пользовались рисуночным письмом люди, но, как оказалось, не все граждане земного шара отказались от таких писем и в XX веке. В 1948 году вожди нескольких индейских племен послали президенту США письмо, очень озадачившее чиновников Белого дома. Индейский писец на куске коры нарисовал нескольких животных, соединив их глаза и сердца какими-то линиями. Рядом он нарисовал контуры озера, знакомого американцам по географическим картам.
- Как же все это было понять? Как бы вы перевели это послание? (Высказывания детей.) - Нашелся переводчик, который все расшифровал. Вот что означало послание индейцев: «Племена Журавля, Трёх Куниц, Медведя, Морского Человека и Морского Кота поручили в едином порыве сердец (это изображено линиями, соединяющими все фигуры.) главе племени Журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в места, которые обозначены в прошении». - Почему вы не смогли правильно понять содержание этого послания? (Индейцы придавали знакам одно значение, а мы - другое.) - А где употребляется рисуночное письмо в наше время? (На вывесках магазинов, в дорожных знаках …) - Почему пиктограммы удобны? (Пиктограммы удобны, поскольку всем понятны, простые, наглядные.) - Какие же недостатки имеет пиктографическое письмо? (Трудно передать сложное содержание, авторы создавали все новые пиктограммы, что приводило к путанице.) - По мере усложнения человеческого мышления совершенствовалось и рисуночное письмо.

3.Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий - другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена. В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту её звали Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало. В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём в руке, другое копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке. Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», - подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», - решил Незнакомец. И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать. Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-котрую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»

4. Иероглифы - «священные знаки.

На стенах египетских храмов, в гробницах фараонов, знатных вельмож помещено много загадочных знаков. Их долго не могли прочесть. Это были иероглифы - священные письмена. Французскому учёному Шампольону удалось прочесть древнеегипетские тексты. Впервые он увидел иероглифы в 11 лет. « Я прочту это, когда вырасту,» - сказал юный Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Он проявлял просто фантастические способности к языкам, знал латинский, греческий, древнееврейский, изучал все материалы, связанные с Египтом. Его внимание привлёк камень, найденный в Египте, на котором были надписи на древнегреческом языке и египетские иероглифы. Камень стал ключом к разгадке письменности Древнего Египта. Некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой, в древнегреческом тексте так было выделено имя фараона Птолемея, а на другом камне в рамке было имя царицы Клеопатры. Шампольон доказал, что иероглифы - это знаки письма. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным египтологом.

5.Знакомство с иероглифами.

6.Итог занятия.





© 2010-2022