- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по литературе Л. Толстой Косточка
Открытый урок по литературе Л. Толстой Косточка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Артыкбаева Б.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дата ___________
Предмет: Литература
Занятие 28 Тема: Чтение Л.Толстова «Косточка» Программные задачи: Познакомить детей с рассказом Л.Толстова «Косточка», развивать способность высказать собственное мнение по определенному вопросу. Воспитывать чувство сопереживания, умение прощать. Материал к занятию: Шкатулка с серебряным ключиком. Хрестоматия. Цветная иллюстрация с изображением рассказа.
Ход занятия:
Этап работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Мотивация к учебной деятельности
- Улыбнитесь друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза
Повторяйте за мной:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Настрой на работу
Обыгрывание волшебной шкатулочки. Определяют жанр произведения.
Серебряный ключик,
Ты нам помоги,
Страницу с рассказом Скорей отомкни! Дети повторяют слова
-
Беседа. Вопросы:
Л.Н. Толстой писал для взрослых и для детей.
- Почему короткие рассказы для детей Л.Н. Толстой собрал в одну книгу, назвав ее «Азбукой»?
- Во времена Толстого не было возможности обучаться в школе. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для сельских детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Л.Н. Толстой написал «Азбуку».
Дети отвечают
РАБОТА С РАССКАЗОМ
- Чтение. Пауза для осмысления содержания.
- Беседа.
- Кто в рассказе главный герой?
- Он вам понравился?
- Ваня положительный герой?
- Как вы думаете, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения?
- Почему же он съел сливу?
- Ответьте словами автора.
- Вы обратили внимание, как Л.Н. Толстой показывает нам, что Ване хотелось слив?
- Опишите, каким вы представляете себе Ваню.
- Выберите карточку, которая показывает, с каким настроением Ваня ходил вокруг слив.
- Как вы считаете Ване слива понравилась?
- Он распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему? (докажите словами автора
Дети слушают
Отвечают на вопросы
- Вспомни рассказ Л.Н.Толстого «Косточка». Перескажи его родным и близким.
- Заполни корзинки плодами. назови их и нарисуй..
Работают в тетради
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Подведение итогов занятия. Закрытие книги.
Дети благодарят царицу за интересное произведение. Закрывают книгу.
Рефлексия учебной деятельности
- У меня сегодня всё получилось. Я сегодня доволен своей работой на уроке. Если да - зеленый, нет- красный, сомневаюсь -синий.
Конспект урока по внеклассному чтению на тему «Л.Н.Толстой «Косточка»
(3 класс, 2012 )
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: создать условия для самостоятельного формулирования детьми идей рассказа.
Задачи урока:
-
ОБУЧАЮЩИЕ: Обучать осмысленному и вдумчивому чтению.
-
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать способность высказать собственное мнение по определенному вопросу.
-
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: Воспитывать чувство сопереживания, умение прощать.
Педагогические технологии: На уроке используется проблемно-диалогическая технология, технология оценки (самооценка).
Дидактические материалы и средства обучения: Электронные образовательные ресурсы (презентация в формате PowerPoint).
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.
Этапы урока
1. Организованное начало урока (2 минуты)
(Слайд 1)
Сегодня у нас необычный урок чтения. Как вы думаете почему?
На протяжении всего урока у нас будут помощники. Они у вас лежат на партах.
(Слайд 2 - Эмоции )
- Эмоции у человека отражаются на лице в зависимости от настроения, ситуации, в которой находится человек. Эмоции бывают положительные или отрицательные. Сейчас вы на уроке, для вас не совсем обычном, поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению.
2. Создание проблемной ситуации
- Мы начинаем путешествие по одному произведению Л.Н.Толстого
(Слайд 3 - портрет Л.Н.Толстого)
- Что вы можете сказать о Л.Н.Толстом?
- Л.Н. Толстой писал для взрослых и для детей.
- Какие книги он посвятил детям?
- Почему короткие рассказы для детей Л.Н. Толстой собрал в одну книгу, назвав ее «Азбукой»?
- Во времена Толстого не было возможности обучаться в школе. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для сельских детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Л.Н. Толстой написал «Азбуку».
(Слайд 4 - старые фотографии)
Он создал свою систему обучения крестьянских детей. Мальчишки и девчонки всегда с радостью бежали в школу, с увлечением читали произведения, специально написанные для них. Толстой был не только великим писателем, Л.Н. Толстой называют величайшим педагогом. Среди произведений, которые Л.Н. Толстой сочинил для детей, была и «Косточка».
- Прочитайте подзаголовок.
- Как вы понимаете слово «быль»?
(Слайд 5); (Слайд 6)
3. Чтение рассказа (запись)
(Слайд 7)
- Вам понравилась быль?
- О ком рассказ?
- Что хотел сказать автор?
(Слайд 8)
- Ребята, кто автор произведения?
- Великий писатель, педагог, хотел сказать, что врать стыдно, без разрешения брать нельзя. Вам по девять лет, неужели вы этого не знали? А сливы до сих пор ели с косточками?
- Получается, великий Толстой зря написал рассказ?
Я вам предлагаю сегодня попробовать ответить на вопрос: Для чего Л.Н.Толстой написал «Косточку»? Что он хотел сказать читателям?
4. Работа над текстом
4.1. Образ главного героя
(Слайд 9)
Прочитайте быль (жужжащее чтение)
- Кто в рассказе главный герой?
- Он вам понравился?
- Ваня положительный герой?
- Как вы думаете, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения?
- Почему же он съел сливу?
- Ответьте словами автора.
- Вы обратили внимание, как Л.Н. Толстой показывает нам, что Ване хотелось слив?
- Опишите, каким вы представляете себе Ваню.
- Выберите карточку, которая показывает, с каким настроением Ваня ходил вокруг слив.
- Как вы считаете Ване слива понравилась?
- Он распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему? (докажите словами автора)
- Выберите карточку, с каким настроением он мог быть, после того, как не удержался и съел сливу.
4.2. Образ семьи.
Работа в группах
- Теперь я приглашаю вас в гости. Представим, что мы в семье у Вани, собрались за обеденным столом.
- Как вы думаете, кто сидел за обеденным столом?
- Мы можем точно сказать, сколько человек в семье у Вани?
- Давайте договоримся, что у Вани были….
- Вы член семьи Вани. Распределите роли. Попробуйте разыграть ситуацию (надо выяснить, кто съел сливу) или чтение по ролям.
4.3. Работа по иллюстрациям
(Слайд 10)
а. Иллюстрация к книге, выпущенной в 1960 году
б. Иллюстрация к книге, выпущенной в 1990 году
- Сравните, какая иллюстрация соответствует вашему представлению о героях.
- Почему на одной все улыбаются, а Ваня - плачет? А на другой все серьезные, а Ваня отвернулся от стола?
- Художник этих иллюстраций Алексей Федорович Пахомов, он иллюстрировал рассказ Толстого в разное время.
- Почему же иллюстрации разные?
Давайте вернемся к нашему ряду Ваниных эмоций. Посмотрим, как менялось настроение дальше.
- Почему Ваня покраснел? (положить картинку)
- Почему побледнел? (выложить картинку)
- Чему же радуется семья на первой иллюстрации? Тому, что Ваня без разрешения взял сливы?
Вывод по проблеме.
- Как вы поняли, зачем отец за столом завел этот разговор ?
- Когда все засмеялись, какой был смех?
- Что можете сказать о семье Вани?
4.4. Работа с пословицами
(Слайд 11)
В дружной семье и в холод тепло.
Добрая семья прибавит разума-ума.
- Какая пословица больше подходит к данной семье. Почему?
Стихотворение о семье
(Слайд 12)
Семья - это труд, друг о друге забота.
Семья - это много домашней работы,
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
- Теперь мы можем предположить, зачем Л.Н.Толстой написал «Косточку»?
(Слайд 13)
Итог
- Я семью представила в виде руки. Почему?
- На листе бумаги обведите руку, на каждом пальчике напишите, чему учит это произведение.
- Оно написано в 1872 году, но интересно и полезно нам.
- Выберите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас, и прикрепите на доске .
- Спасибо.