Программа учебного занятия Обучение письму, граммоте в ШБП

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 города Советска Кировской области














Программа

учебного занятия

«Обучение письму, грамоте»

в школе будущего первоклассника










Автор: Предеина Ирина Викторовна

учитель начальных классов

1 квалификационная категория



2010 - 2011 год

Содержание



1.Введение…………………………………………………………………

2.Пояснительная записка………………………………………………....

3.Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в первый класс?............................................................................................................

4.Содержание программы…………………………………………………

5.Тематическое планирование……………………………………………

6.Конспекты уроков……………………………………………………….


Введение



Один шаг в обучении может означать

сто шагов в развитии.

Л.С.Выготский
В постановлении Правительства РФ (октябрь 2001г.) « О Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года » особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В соответствии с проектом постановления Правительства РФ (декабрь 2004 г.) « Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 года » в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной ) лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания, по мнению Н. Ф. Виноградовой требует решение нескольких проблем: - сохранение и укрепление здоровья детей; - отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста. Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен учитывать, что он - дошкольник, то есть готовится к систематическому обучению. Содержание программы направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса детей и успешного обучения их в школе. Программа построена на основе следующих принципов: - учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность- ведущую для этого периода развития; - сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; - обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром, - обеспечение познавательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; - развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка. Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.

Пояснительная записка

Цель программы: Создать условия для развития интереса у детей к учебе, желания и умения работать на уроке.

Задачи программы:

  • Взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно - речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно - нравственных ценностей.

  • Интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, доказывать, объяснять, подтверждать правильность своих высказываний, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

  • Развитие художественно - образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека.

  • Развитие мелкой моторики рук с использованием упражнений, ритмической и пальчиковой гимнастики.

  • Развитие воображения, памяти, мышления, слухового и зрительного внимания.

  • Работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей.

  • Расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций.

  • Развитие фонематического слуха.

  • Обогащение словаря учащихся, связной речи посредством репродукций,

серий картинок.

  • Правильное обозначение звуков на слух, составлять слова из букв и слогов.

  • Научить говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях.

Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в первый класс?

К ШЕСТИ - СЕМИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

1.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

  • Четко и ясно произносить отдельные звуки и слова;

  • Правильно называть изображенный на картинке предмет и составлять о нем небольшой рассказ (из чего сделан, для чего используется и т.д.);

  • Разучивать наизусть небольшие стихотворения;

  • Разгадывать загадки;

2. ОВЛАДЕНИЕ ПЕРВЫМИ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ

  • Иметь ясное представление о буквах и звуках: знать, чем буква отличается от звука, различать гласные и согласные звуки и буквы;

  • Познакомиться с русским алфавитом, знать последовательность букв в алфавите;

  • Уметь находить нужную букву в начале, конце и середине слова;

  • Уметь подбирать слова на заданную букву;

  • Иметь представление о том, что такое слог, и уметь делить слово на слоги;

  • Уметь прочитать отдельное слово (написанное слитно или по слогам)

3. ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ НАВЫКАМИ ПИСЬМА

  • Привыкнуть к правильной посадке за рабочим столом;

  • Уметь правильно держать в руке пишущий предмет;

  • Уметь проводить в заданном направлении непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии;

  • Уметь проводить параллельные линии - прямые, ломаные, волнистые;

  • Не отрывая карандаша от бумаги, обводить по контуру или контуру сложный рисунок;

  • Без помощи контура копировать с образца отдельные геометрические фигуры и геометрический орнамент;

  • Копировать простые изображения предметов без помощи контура;

  • Рисовать узоры и предметы по клеточкам (в том числе писать графические диктанты);

  • Копировать изображение по клеткам и точкам;

  • Овладеть первыми представлениями о композиции: свободно ориентироваться в пространстве нелинованного листа;

  • Овладеть различными приемами штриховки: раскрашивать изображение цветными карандашами, не выходя за пределы контура, уметь продолжить штриховку по образцу;

  • Получить первые представления о тетради в узкую (косую) линейку, научиться писать в ней палочки, крючки, дуги.

Содержание программы


Участвовать в коллективном рассказывании, беседе. Составлять небольшие рассказы, портреты-рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы; описательные и повествовательные рассказы на доступные детям темы («Весна пришла», «Зимние забавы»). Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я- бабочка», «Я- лисичка»). Проявлять интерес к рифмованию слов. В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять по образцу и самостоятельно предложения. Выделять в словах звуки, обозначать их соответствующими знаками. Интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно, называть слова по определенному фонематическому признаку, пары звуков по твердости-мягкости. Различать и обозначать соответствующими знаками гласные, твердые и мягкие согласные. Читать слоги, слова и предложения. В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами. По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей. На всех занятиях использовать чистоговорки, игру «Доскажи словечко», ребусы из книги В.Волиной «Занимательное азбуковедение». Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы, печатать буквы, слоги, слова; выполнять упражнения, направленные на развитие мелких мышц руки.

Учебно - тематическое планирование

  1. Формы устного ответа.

  2. Правила посадки при письме. Правила держания ручки. Знакомство со штриховкой.

  3. Парная форма работы.

. 4. Речь устная и письменная. Знакомство с алфавитом. Упражнения для рук.

Штриховка.

  1. Алфавит. Упражнения для рук. Построение из геометрических фигур машины, штриховка.

  2. В мире знаков. Учимся слышать звуки. Упражнения для рук. Штриховка.

  3. Звуки гласные и согласные. Построение фигур зайчика, корзины с яблоками, грибами. Штриховка.

  4. Звуки. Зачем они нужны? Составление простых предложений. Обведение и штриховка фигурок медведя и зайца.

  5. Чтение слов. Гласные и согласные звуки. Знакомство с «Прописью», со строкой. Штриховка. Письмо овала.

  6. Чтение слов. Составление предложений. Конструирование предметов из геометрических фигур. Обведение и штриховка.

  7. Чтение слов, Деление слов на слоги. Составление предложений. Построение предметов, штриховка.

12.Итоговое занятие. Чтение слов. Составление предложений по картинкам.

Построение предметов, штриховка.



Конспекты уроков


УРОК № 1


ТЕМА. Формы устного ответа.

ЦЕЛЬ.

1. Ввести правила «Готов к уроку», «Урок окончен».

2. Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.

  1. Развивать внимание и согласованность действий учащихся.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

2.Беседа: «Начало урока». Правила «Готов к уроку». (Можно ввести на урок сказочного героя - Буратино)

- Для чего звенит звонок?

- Как можно показать, что ты готов к уроку?

- В школе есть правило «Готов к уроку». По звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.

Тренинг правила «Готов к уроку».

Учитель говорит: «Перемена» - дети свободно, а потом звенит колокольчик - «Звонок!» - дети должны встать возле своих парт. Проводится 2-3 раза.

3. Обучение хоровому ответу.

- При желании ответить нужно поднимать руку. Но это делается не всегда. Бывают такие вопросы, на которые ученики отвечают все вместе, хором, не поднимая руки. Давайте потренируемся отвечать хором.

(Учитель может ввести определенный жест, обозначающий хоровой жест: взмах рукой, жест дирижера и т.д.)

Учитель читает стихотворение Ю.Тувима «Про пана Трулялинского» (в сокращении). Подчеркнутые слова учитель не читает, их дети произносят хором:

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском?

А живет он в Припевайске,

В переулке Веселинском.

С ним и тетка - Трулялетка,

И дочурка - Трулялюрка,

И сынишка - Трулялишка,

И собачка - Трулялячка.

Есть у них еще котенок

По прозванью Труляленок.

И вдобавок попугай

По прозванью Труляляй.

Все шоферы - трулялеры.

Почтальоны - трулялены.

Футболисты - трулялисты

Продавщицы - трулялицы.

Музыканты - трулялянты.

И студенты - труляленты.

Сам учитель - трулялитель,

А ребята - трулялята!

Игра «Полслова за вами».

Цель: Развивать речь, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание. Учитель произносит начало слова (название предмета), дети заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Дети отвечают хором.

4.Различение хорового и индивидуального ответов.

- Молодцы!

- При ответе мы начинаем свой ответ со слов:

Я считаю …

Я думаю …

(Вывешивается табличка)

А теперь задание посложнее: на одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие - нет. Будьте внимательны:

- Скажите хором: сколько будет один плюс один?

- Скажите все вместе: у какого животного длинный хобот?

- Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?

- Листья опадают, когда это бывает?

- Какие марки легковых автомобилей вы знаете?

- Как зовут сказочного героя с длинным носом, скажите дружно?

- Ваша любимая игрушка?

- Хором: какой день недели будет после понедельника?

- Какие имена мальчиков вы знаете?

- Какие имена девочек вы знаете?

- Закончите предложение: рыбы умеют плавать, а птицы - …

- Дружно: как меня зовут?

- Все вместе: кем вы хотите стать?

Последний вопрос - «ловушка»: на него нельзя ответить хором. Дети должны это заметить, и учитель исправляет вопрос:

- Кем вы хотите стать?

5.Физкультминутка.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

6.Игра «Хлопки»

Правила игры:

Учащиеся передают хлопки друг другу: хлопнул один, тут же хлопает следующий.

Учитель должен объяснить до игры, в каком порядке будут передаваться хлопки, (т.е. кто за кем)

Рекомендуется следующий порядок: начинаем с первого ряда первой парты: вначале хлопает ученик, сидящий на первом варианте, затем хлопает ученик второго варианта; потом вторая парта - снова первый вариант, потом второй и т.д. когда хлопнет ученик с последней парты первого ряда, наступает очередь первой парты второго ряда и т.д.

Желательно вначале провести игру с каждым рядом в отдельности, а потом со всем классом вместе. ( Работа пригодится при работе с вариантами)

7.Обучение ответу по цепочке.

- В школе кроме ответов по одному и хорового ответа существует ответ по цепочке. В игре вы сейчас передавали друг другу хлопки, а при ответе по цепочке нужно передавать слова. Попробуем рассказать по цепочке стихотворение так, чтобы получилось дружно, без запинки, чтобы со стороны могло показаться, что говорит один человек.

Рекомендуется для этого упражнения использовать хорошо известные стихи детям, например стихотворение А.Барто «Игрушки». Желательно, чтобы каждый ряд получил свое стихотворение для рассказа по цепочке. (Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать).

8.Подведение итогов. Рефлексия.

Буратино доволен вашей работой на уроке. Давайте раскрасим его. В этом нам помогут цветные карандаши. («Мои первые прописи» стр. 8)

Введение правила «Урок окончен»

- Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- В начале урока мы научились выполнять правило «Готов к уроку». То же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все ученики должны встать возле своих парт.

Тренинг правила «Урок закончен»

Прозвенит сейчас звонок

Наш закончился ….

(дети произносят хором: «Урок!») -Урок закончен!

УРОК № 2


ТЕМА. Правила посадки при письме. Правила держания ручки. Знакомство со штриховкой.

ЦЕЛЬ.

  1. Создать условия для знакомства с правилами посадки при письме, как правильно держать ручку.

  2. Познакомить с видами штриховки.

  3. Развивать речь, внимание, мелкие движения руки.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Всем, всем, доброе утро!

Доброе утро! Придумано мудро!

Доброе утро все детворе:

Доброе утро мне и тебе!

- Улыбнулись соседу, учителю, сели за парты.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Куда сегодня утром вы отправились вместе с мамой и папой? (картинка с изображением школы)

- А как вы догадались, что это школа?

Урок письма. На этом уроке мы будем учиться писать, будем развивать наши пальчики, каждый из вас будет готовить руку к письму.

- Как вы думаете, какие вещи нужны для письма?

(Вводится главный герой - помощник Карандаш, вывешивается иллюстрация)

Карандаш принес такие вещи для письма: альбом ( маленький), ручку, карандаш, тетрадь, цветную бумагу, клей.

- Скажите, что лишнее. Почему?

Сегодня мы узнаем, как правильно держать альбом, который необходим для упражнений, готовящих руку к письму; поучимся правильно сидеть.

Проверим посадку.

Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнем,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу подведем.

Руку левую на стол,

Сверху правую кладем. (Показ)

Рассматриваем таблицу «Правильно сиди при письме». На каждом уроке эти слова правильной посадки повторяются.

Прошу детей сесть так, как это показано на таблице.

- Как вы считаете, почему правая рука сверху?

Раскрасим вещи, которые принес нам Карандаш. («Мои первые прописи» стр. 5)

3.Физкультминутка (Повторить с прошлого урока про Буратино)

4.Отработка правил держания ручки, карандаша.

(Объяснение учителя и показ)

Ручку удерживают три пальца: большой, указательный и средний. Она находится между большим и средним пальцами, а указательный придерживает ее сверху. Крепко ручку, карандаш зажимать не следует. Указательный палец не должен прогибаться. Пальцы слегка вытянуты. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика приблизительно равно 1,5 - 2 см ( как удобно).

Упражнения в правильном держании ручки. Дети ставят руку на парту на локоть и показывают, как держать ручку. Затем дети по просьбе учителя поднимают и опускают палец 6 - 7 раз.

5.Упражнения для развития пальчиков.

Раз - два - три - четыре - пять,

Вышли пальчики гулять. (хлопают в ладоши)

Этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой. (растирают большой пальчик)

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его. (растирают указательный)

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине. (растирают средний)

Этот пальчик безымянный,

И стоит он в середине. (растирают безымянный)

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал! (растирают мизинец)

Растирают сначала на правой руке, потом на левой и проговаривают.

6.Знакомство с геометрическими фигурами. (Принес Карандаш)

-Какие геометрические фигуры знаете?

Можно связать с математикой. Определить количество сторон, углов, вершин. (Треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник, круг)

7. Обведение всех фигур. (Показ)

Перед началом работы рассказать о положении альбома - наклонное, как и тетради.

8.Штриховка.

Показ направлений штриховки. Во время штриховки можно включить детские песни.( Мои первые прописи» стр. 3,4,7)

9.Итог урока. Рефлексия.

-Чему учились на уроке?

УРОК №3


ТЕМА. Парная форма работы.

ЦЕЛЬ.

  1. Ввести правило «Мы готовы», понятие «самооценка»

  2. Обучать работе в паре.

  3. Развивать речь, внимание, память, наблюдательность, согласованность действий.

  4. Расширять кругозор.

  5. Развивать мелкие движения руки.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Прозвенел опять звонок

Нам пора начать урок.

2.Беседа о работе в парах.

- Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше».

- Как вы ее понимаете?

- На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах. Пара - это два человека, сидящие за одной партой. (Если у кого нет пары, он становится третьим в какой - нибудь паре).

(На урок можно пригласить пару Буратино и Мальвину. Предлагать от них задания)

3.Рисование мячиков. Введение знака «Мы готовы».

Учитель должен предварительно в каждом альбоме нарисовать два круга диаметром 10 - 12 см.

- Откройте свои альбомы на странице, где нарисованы круги.

На доске заранее нарисован мяч. Учитель открывает доску и предлагает детям превратить круги в мячи, т.е. дорисовать необходимые линии.

- Правильность выполнения задания может проверить не только учитель, но и вы сами, работая в паре. Обменяйтесь альбомами друг с другом и проверьте, получился ли мячик в альбоме таким же, как на доске.

Самооценка. (Ввести цветовую гамму. Красный - получился, зеленый - не совсем, синий - не получился.)

- Когда пара закончила работу, она показывает жест «Мы готовы».

- Снова поменяйтесь альбомами и покажите жест «Мы готовы».

4.Игра «Зеркало»

Правила игры.

Каждая пара сидя поворачивается лицом друг другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом», т.е. должен повторить точно это движение. Затем ученики меняются ролями. Игра проигрывается несколько раз.

5.Разминка для пальчиков. (На обоих руках, по очереди, растирая пальчики. Показывать, начиная с мизинца)

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

6.Раскрашивание мячиков.

Учитель дает задание каждой паре раскрасить мячики (работа с первым мячом) так, чтобы они стали совершенно одинаковыми:

- Чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить, договориться, как сделать, чтобы мячики получились одинаковыми. При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того как мячики будут полностью раскрашены, пара показывает жест «Мы готовы».

Работа со вторым мячом. Учитель дает свое задание по раскрашиванию второго мячика, выполняя индивидуально.(Задание на развитие мышления)

7.Беседа «Игры с мячом»

- Какие игры с мячом вы знаете?

Беседу можно провести в виде игры с мячом: учитель задает вопрос и бросает мяч. Ученик отвечает и возвращает мяч учителю.

8.Инсценирование стихотворения.

- Чтобы в паре все получалось, нужно работать дружно, сообща. Все разногласия надо решать мирно, не ссориться. Послушайте стихотворение Владимира Орлова «Кто кого?»:

-Кто кого обидел первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Кто кого ударил первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Вы же раньше так дружили!

-Я дружил!

-И я дружил!

-Что же вы не поделили?

-Я забыл!

-И я забыл!

- Видите, как иногда бывает: пока ссорились, забыли, из-за чего все началось.

Давайте это стихотворение расскажем в парах.

Учитель читает слова взрослого, а дети в парах друг другу отвечают. Учитель подсказывают, какой вариант начинает отвечать, что для выразительности можно использовать жесты, мимику, различные интонации.

- А что нужно все - таки делать, если поссорился? Нужно быстро помириться! Возьмитесь мизинцами и скажите друг другу: «Мирись, мирись, больше не дерись!»

9.Поведение итогов. Рефлексия.

-Чему учились на уроке?

-Что понравилось больше всего?

Раскрасьте у Мальвины красным цветом бантики и платье. («Мои первые прописи» стр.12)

УРОК №4


ТЕМА. Речь устная и письменная. Знакомство с алфавитом. Упражнения для рук. Штриховка.

ЦЕЛЬ.

  1. Познакомить с видами речи.

  2. Познакомить с алфавитом в виде алфавитной песенки.

  3. Развивать речь, внимание, память.

  4. Работа над выразительностью.

  5. Выполнение упражнений, направленные на развитие мелких мышц руки.

ХОД УРОКА


1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда,

Мы начнем урок письма.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Как вы сообщали о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими, не умели говорить? (жестами)

- Понимали вас родители?

- Какие первые слова научились говорить?

- Чем должен владеть человек, чтобы его могли понять другие? (речью)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- У каждого урока есть не только тема, но и цель. То и другое вы будете всегда формулировать сами. Я вам буду в этом помогать.

- Что же нам нужно узнать о речи? (Какая бывает речь)

- Сегодня мы с вами познакомимся с видами речи, алфавитом и будем готовить руку к письму.

- Все, что мы говорим, слышим, - это речь. Она бывает устная и письменная. Все, что мы говорим и слышим, - это устная речь. Все, что написано в книгах, газетах, журналах, - письменная. Говорим мы с помощью звуков, пишем с помощью букв. Каждый звук записывается собственной буквой. Каждая буква имеет свое имя.

(Закрепление)

- Ребята, не только цифры, но и буквы живут в определенном порядке.

Буквы - значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все … (алфавит)

-Давайте разучим алфавитную песенку!

(Заранее на доске расположение букв каждой строчки.)

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё - постираем все бельё.

Ж, З, И, Й, К, Л, М - апельсинку быстро съем.

Н, О, П, Р, С, Т, У- погуляем по мосту.

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ - ах, какая чаща.

Ъ, Ы, Ь - не запомнится никак.

Э, Ю, Я - вот и все мои друзья.

(Повторить несколько раз для заучивания, работа над выразительностью)

3.Физкультминутка.

Умеют все ребятки

С носочка встать на пятки.

Умеют потянуться,

Присесть и разогнуться!

Вот так! Вот так! (2 раза)

4. Упражнения для рук. Штриховка.

- На уроке письма мы побываем на волшебной поляне. А поведет нас туда герой, который говорит о себе так:

« Однажды колдун околдовал целый город, Все стало белым; даже вороны. А ведь дело - то было летом. Но тут появился я, Веселый Карандаш. Речка стала синей, листья зелеными, щечки малышей розовыми. Белым я оставил только сливочное мороженое. Так красиво, когда вокруг все разноцветное!»

- Кто же нас приглашает на поляну? (Повесить иллюстрацию)

- Но Карандаш не берет нас пока, т.к. мы не потренировали свои пальчики, а ведь нам придется много трудиться, штриховать.

5.Разминка для пальчиков. (На обоих руках, по очереди, растирая пальчики. Показывать, начиная с мизинца)

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

6. Продолжение работы.

- На опушке леса мы увидели домик, и Карандаш быстро нарисовал его на листке бумаги, а нам предлагает построить его из треугольника и квадрата.

(Рисунки Карандаша вывешиваются цветные, рядом на листе бумаги показ учителем на доске, расположение и штриховка)

- К нам на волшебную поляну (картина) прибежали зайцы и предложили загадки:

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

И в иголках круглый год. (Ель)

В белом сарафанчике

Стоит на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. (Береза)

- Пока мы отгадывали загадки, Карандаш дорисовал свою картину. (Показ)

- Что он добавил? (Трубу, окно, забор, деревья)

- Он предложил нам нарисовать то, чего у нас не хватает на нашем рисунке.

(Обводят шаблоны деревьев и штрихуют)(Мои первые прописи» стр.14)

7. Итог урока. Рефлексия.

- Что такое речь?

- Какая бывает речь?

- Повторим алфавитную песенку.

- Почему у буквы Е вдруг выросли на голове шишки?

- В какую букву она от этого превратилась?

- Мы выполнили все задания, спасибо Веселому Карандашу за увлекательное путешествие на волшебную поляну. Теперь вместе с «зайцами» можем порезвиться на перемене.

- Как мы отдыхаем на перемене?

- Встали. Урок окончен.

УРОК №5


ТЕМА. Алфавит. Упражнения для рук. Построение из геометрических фигур машины, штриховка.

ЦЕЛЬ.

  1. Показать, что каждая буква имеет свое место.

  2. Развитие памяти, внимание, наблюдательности.

  3. Развитие мелкой моторики руки.

ХОД УРОКА


1. Организационный момент. Звенит звонок, Звенит звонок, Детей сзывает на урок.
2. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня продолжим работу над алфавитом и вместе с Карандашом отправимся в мастерскую Самоделкина. - Повторим алфавитную песенку. - А теперь откройте тетради в клеточку. Отступите в левом верхнем углу тетрадного листа одну клеточку вправо и одну клеточку вниз и поставьте карандашом маленькую точку. (Учитель должен проверить у всех тетради и помочь каждому, кому это необходимо) - Обведите одну клеточку. Отступите вправо одну пустую клеточку и обведите еще одну клеточку, еще одну и т.д. (всего 7 клеточек). Сколько клеточек вы обвели? - Вспомним первую строчку алфавитной песенки. - Сколько букв упоминается в этой строке? - А сколько клеточек мы обвели? - Что можно сказать про количество букв и клеточек? - У нас семь букв и семь клеточек. Значит, для каждой буквы есть свой домик. Давайте впишем буквы в каждую клеточку. В первую клеточку мы впишем…
А - начало алфавита. Тем она и знаменита. А узнать ее легко - ноги ставит широко.
(Учитель букву А записывает на доске, а дети - в тетрадях. И так каждую букву) - Во вторую клеточку впишем…
Буква Б проснется рано, Буква Б - бочонок с краном. Умывайся! Будь здоров, Богатырь Борис Бобров!
- В третью клеточку впишем…
Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки!
- Что впишем в четвертую клеточку?
Перед нами буква Г - Стоит подобно кочерге.
- Какая по счету у нас клеточка? - Какая буква поселится в этом домике?
Вот стоит, дымок пуская, Буква Д - труба печная.
- Что вы впишите в шестую клеточку?
Ева гребнем причесалась - В нем три зубчика осталось.
- А сейчас я расскажу вам сказку. Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Е вверху две шишки. Ой! Нет! Две точки. Слушайте! Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на ее голове образовались две шишки. Тоже две! От этого она превратилась в другую букву - букву Ё. - Давайте впишем эту букву в последнюю, седьмую клеточку.
3. Разминка для пальчиков. Вот помощники мои, Их как хочешь поверни - Так и эдак, эдак - так - Не обидятся никак. (Дети поворачивают ладони вправо, влево и т.д.)
4. Продолжение заполнения домиков для букв.

- От первой клеточки отступили клеточку вниз и обвели клеточку. Отступите вправо одну пустую клеточку и обведите еще одну клеточку и т.д. (7 клеточек)

- Вспомним вторую строчку алфавитной песенки.

- Сколько букв? Сколько клеточек? Что можете сказать?

-Значит для каждой буквы есть свой домик. Давайте впишем буквы в каждую клеточку.

(И так по каждому ряду. Эту работу можно разделить на несколько уроков)

5. Построение машины. Штриховка.

- Повторим положение альбома и правило посадки. (см. урок №2)

- И вот мы дошли до мастерской Самоделкина.

- Что же он делает? Угадайте.

- Из мастерской доносятся слова:

Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким.

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю … (игрушки)

-А вот какую игрушку делает Самоделкин:

Пьет бензин, как молоко.

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (машина)

(Построение из геометрических фигур, обведение и штриховка «Машина» ).

6.Развитие умения слушать.

Рассказываю сказку «На машине»

Мышка, Зайчик и Собачка сели в машину и поехали. Едут, едут. Наехали на камень. Бух! - и опрокинулись! Полетели кто куда! Сидят на земле. Плачут. Но ехать - то дальше надо. Тут Мышка и говорит:

- А я машину подниму.

Стала поднимать, да никак не поднять!

Зайчик говорит:

- Дай - кА я подниму. Я посильнее.

Стал поднимать, да никак не поднять!

А Собачка говорит:

- Давайте - ка, ребята, все вместе поднимать.

Стали поднимать все вместе. Раз! - и подняли.

Влезли в машину. А машина не едет: камень задние колеса не пускает.

Тут Мышка и говорит:

- А я камень в сторону столкну.

Стала толкать, да никак не столкнуть!

Зайчик говорит:

- Дай - кА я столкну. Я посильнее.

Стал толкать, да никак не столкнуть!

А Собачка говорит:

- А давайте - ка, ребята, все вместе толкать. Стали толкать все вместе.

Раз! - столкнули камень в сторону. Влезли в машину и поехали. Едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо!

7.Итог урока. Рефлексия.

- Что помогло ребятам дальше продолжить путь?

Вот так, помогая друг другу, наши герои благополучно поехали дальше. Мы же с вами тоже благополучно завершили свою работу. (показ работ)

УРОК№ 6


ТЕМА: В мире знаков. Учимся слышать звуки. Упражнения для рук. Штриховка.

ЦЕЛЬ:

  1. Формировать умения различать звуки на слух.

  2. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, наблюдательности, мелкой моторики руки.

ХОД УРОКА


1.Организационный момент.

(Повторить с прошлых уроков)

2.Работа над темой.

Повторение алфавитной песенки.

- Какие виды речи вы знаете?

- Приведите примеры устной и письменной речи.

- Из чего состоит наша речь?

- Послушайте мою речь и определите, что я скажу: Прозрачные росинки украшают осинку. (предложение)

- Из чего состоит предложение?

- А из чего состоят слова?

- Вот об этом сегодня мы и поговорим на уроке.

Вспомним предложение, мною сказанное. Похлопаем на каждое слово.

- Сколько слов в этом предложении?

- Чем отделяются друг от друга слова в устной речи? (паузами)

- Что вы услышали, когда произносили слова? (звуки)

- Из чего состоят слова? (из звуков)

Звуки мы слышим и произносим. Это какая речь?

Звуки на письме обозначаются буквами. Буквы мы пишем и видим. Это какая речь?

(Можно ввести схемы слов, предложений)

Я сейчас буду произносить сочетания звуков, а вы определите, какие из них являются словами, а какие нет: роза, желтый, тра - ля - ля, молчит.

- Почему тра - ля - ля не слово? (Оно ничего не обозначает)

- Какое значение имеют остальные слова?

(Роза - цветок, желтый- цвет, молчит - ничего не говорит)

- Какой можно сделать вывод? Что такое слово?

Слово - это сочетание звуков, которое имеет значение.

Сейчас поиграем. Я буду формулировать значение слова, а вы по значению назовете само слово.

- Здание, где учатся дети. (школа). Назовите первый звук. (В каждом слове называют первый звук и количество звуков)

- Первый день недели. (понедельник)

- Суп из свежей рыбы (уха).

- Нагревающий металлический прибор для глажения одежды. (утюг)

- Что такое звук?

- Что такое буква?

- Что такое слово?

3.Физкультминутка.

- Я сейчас буду называть разные слова. Если слово обозначает цветок, вы наклоняетесь, чтобы его понюхать и поближе рассмотреть. Если слово обозначает название животного, приседаете, чтобы не попасться ему на глаза.

Ромашка, тигр, тюльпан, мак, рысь, медведь, незабудка, георгин, волк, диван.

- Почему вы не делали движения, когда было названо слово «диван»?

( Оно обозначает мебель, а не название цветка или животного)

- Верно. Молодцы! Это была ловушка. Но вы в нее не попались.

4. Продолжение работы.

Сегодня к нам на урок письма прибежал герой, который у нас еще ни разу не был. Кто же это?

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснято для кино

И известна всем давно

Это милая мордашка,

А зовется… (Чебурашка)

- Назовите первый звук в этом слове.

Чебурашке Захотелось посмотреть, как вы пишите, штрихуете, рисуете. Но в начале он вас приглашает на прогулку, а куда - догадайтесь.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой. (Лес)

-По каким словам в загадке догадались, что это лес? (появляется картина)

5.Упражнения для рук.

  • «Курочка пьет воду» (наклоны кисти вниз и вверх)

  • «Красим» забор кистью

  • «Красим» парту кистью

  • «Рисуем грабли»

  • «Наматывание и разматывание клубка»

6.Составление композиции. Штриховка.

День ясный, солнечный (прикрепляю «солнце»). Как будто подружки стоят елочки. Юркая проворная белочка взобралась на самую верхушку. По елками заботливый ежик собирает грибы. (Работа в блокнотах, можно использовать «Мои первые прописи» стр. 7,10)

7.Итоги урока. Рефлексия.

- Что такое звук?

- Что такое буква?

- Что такое слово?

УРОК № 7


ТЕМА: Звуки гласные и согласные. Построение фигур зайчика, корзины с яблоками, грибами. Штриховка.

ЦЕЛЬ:

  1. Дать понятие « гласные и согласные» звуки.

  2. Формировать умения читать схемы слов.

  3. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мелкой моторики руки.

ХОД УРОКА


1.Оргмомент.

2.Работа над темой.

- Что такое звук?

- Что такое буква?

- Что такое слово?

Повторение алфавитной песенки.

(На доске схемы слов)из 3,4,5,6.

Отгадайте загадки, а к словам - отгадкам подберите нужную схему.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Проживает в странах жарких,

А в нежарких - в зоопарках.

И спесив он, он хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (павлин)

(Дети, которые могут читать и писать, могут в схемы вставить буквы или подписать под схемами слова)

Как можно назвать слова одним словом? (животные)

- Какая схема осталась без внимания? Почему?

- Сколько звуков должно быть в словах? Подберите слова . (кот, кит, рак)

- Произнесите отдельно каждый звук этих слов.

- Какие звуки вы могли «пропеть»?

- В русском языке звуки, которые произносятся свободно, состоят из одного голоса, их можно пропеть, называются гласными. Обозначаются красным цветом. (показ)

- Произнесите еще раз эти звуки.

При произнесении этих звуков воздух проходит через горлышко свободно или встречает препятствие?

- Давайте произнесем остальные звуки в словах.

- Как проходит воздух через горлышко при произнесении звуков?

- Попробуйте эти звуки пропеть.

- Что заметили?

- При произнесении этих звуков воздух встречает во рту препятствия (губы, зубы, язык). Эти звуки нельзя пропеть, они не похожи на музыкальные ноты, это, скорее, шумы. И назвали эти звуки согласными. Обозначаются синим цветом.

В речи чаще всего встречаются согласные звуки.

-Какие бывают звуки?

- По каким признакам можно узнать гласный звук? Согласный?

3. Физкультминутка.

Маша шла, шла, шла. (ходьба на месте)

И грибок нашла. (руки в стороны)

Раз - грибок, два - грибок. (наклоны, касание пальчиками пола)

Положила в кузовок. (наклоны вправо - влево)

4.Игровая ситуация.

Назовите времена года. Какое время года наступает после лета?

К нам в гости пришла Осень. (картина)

Отправимся в осенний лес. Представьте, что мы находимся в солнечном осеннем лесу. Посмотрите, над нашим классом будто пролетел теплый ветерок и на ваши парты с деревьев осыпались листочки.

Осень на опушке

Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зарделись клены.

В пурпуре осеннем

Только дуб зеленый.

Утешает осень:

«Не жалейте лето!

Посмотрите, роща

Золотом одета».

Да, листья на деревьях уже не такие, какие были летом, а какие они?

(Чтение слов на обратной стороне листочков, которые лежат на парте)

Деревья стоят желтые и красные. И вот из -за этого какой случай произошел с дождиком. Он плыл в своей тучке - домике по небу.

Дождик на тучке плыл в небесах,

Глянул на землю: пламя в лесах!

Средство одно есть от беды -

С неба обрушить море воды!

Дождик работал, что было сил,

Только пожара не погасил.

Досуха тучу выкрутил он -

Алы, как прежде, ясень и клен.

Прошла художница - осень по лесу. Раскрасила деревья в разные цвета.

Как красиво в осеннем лесу!

Давайте и мы раскрасим листочки на нашей веточке яблони. («Мои первые прописи» стр.12)

5.Упражнения для рук.

Прежде чем продолжить прогулку по осеннему лесу вместе с осенью, мы проведем разминку для пальчиков и кисте рук.

А)На улице холодно и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают

Вот так и вот так.

Б)«Играем на пианино»

В)»Наматывание и разматывание клубка»

6.Построение предметов и штриховка.

Гуляли мы, гуляли и вдруг увидели на опушке леса домик (Аппликация)

Давайте его раскрасим.(«Мои первые прописи» стр. 4)

Зашли в него. Сидим в домике, веселимся, слушаем музыку. На шум прибежал Зайчик. И сел около дома. Работа в блокнотах. (накладывают шаблоны, обводят, штрихуют)

А осень осталась очень довольна, что мы посмотрели ее владения и принесла нам в подарок…

Отгадайте загадку.

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву. (яблоко) (Иллюстрация)

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой. (Белый гриб) (Иллюстрация)

Яблоки и грибы она принесла в корзине.

Работа в блокнотах. (обводят круг, из круга получают корзину, рисуют в ней яблоки, грибы) ИЛИ ( «Мои первые прописи» стр.11, 23. Раскрасить корзины с яблоками и грибами, листья разными цветами. Цветами осени).

7.Итоги урока. Рефлексия.

-Какие бывают звуки?

- По каким признакам можно узнать гласный звук? Согласный?

УРОК №8


ТЕМА: Звуки. Зачем они нужны. Составление простых предложений. Обведение и штриховка фигурок медведя и зайца.

Цель:

  1. Формировать умения читать схемы слов и предложений.

  2. Развитие речи, наблюдательности и внимания.

  3. Пополнение словарного запаса.

ХОД УРОКА


1.Оргмомент.

Звенит звонок,

Звенит звонок,

Детей сзывает на урок.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Что такое звук?

- Что такое буква?

- Что такое слово?

Повторение алфавитной песенки

-Какие бывают звуки?

- По каким признакам можно узнать гласный звук? Согласный?

-Зачем нужны звуки?

Он бывает тихим, громким,

А еще - глухим и звонким,

Может быстро проскочить,

А захочет - будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

-Проговорим чистоговорки и назовем звук, который больше произносился.

Жу - жу - жу -молоко дадим ежу.

Жа - жа - жа - есть иголки у ежа.

Жи - жи - жи - здесь живут ежи.

За - за - за - уходи домой, коза!

Зу - зу - зу - моем Катю мы в тазу.

Ма - ма - ма - дома я сама.

Му - му - му - молоко кому?

Мо - мо - мо - едим эскимо.

Мы - мы - мы - прочитали мы.

Игра «Доскажи словечко»

Во время игры дети не только досказывают нужное слово, но и называют его первый звук и букву.

Лежебока рыжий кот отлежал себе… (живот)

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам)

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называется кораблик… (иголка)

Что мы пели, угадай?

Кара… (вай)

Что нам пели, угадай?

Баю… (бай)

Что за месяц, угадай?

Месяц… (май)

Что в стакане, угадай?

Сладкий… (чай)

Много бед таят леса:

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну - ка, быстро отгадай - ка,

Как зверек зовется? (зайка)

3. Сегодня отправляемся в волшебную страну - СКАЗКА.

Сказка по лесу идет -

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка умница и прелесть,

С нами рядышком живет,

Чтобы,

Чтобы,

Чтобы снова

Добрый злого победил!

Чтобы добрый,

Чтобы злого

Стать хорошим убедил!

Ух, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки -

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка - умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт.

4.Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапоньки погреть. (хлопают в ладоши)

5.Построение предметов и штриховка.

Кто знает сказки?

Герой какой сказки распевал такую песенку?

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел…

«Появляется» Колобок. Составление последовательности сказки по цепочке. Работа над составлением предложений.

6. Разминка для пальчиков.

Раз - два - три - четыре - пять,

Вышли пальчики гулять. (хлопают в ладоши)

Этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой. (растирают большой пальчик)

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его. (растирают указательный)

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине. (растирают средний)

Этот пальчик безымянный,

И стоит он в середине. (растирают безымянный)

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал! (растирают мизинец)

Сегодня мы будем путешествовать по стране «Сказка» вместе с Колобком, поможем ему убегать от зверей. Если мы аккуратно заштрихуем фигурки зверей, которые встретятся с Колобком, то сделаем доброе дело, спасем Колобка.

Катится Колобок по дороге, а навстречу ему…

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы -

Уши больше головы? (заяц)

Работа в альбомах. Обводят, штрихуют. У учителя большой шаблон. Показ штриховки на доске.

И покатился Колобок дальше: только его Заяц видел.

Катится Колобок по лесу, а навстречу ему зверь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет. Кто это? (медведь)

- Колобок, Колобок! Я тебя съем.

(Обведение фигурки медведя и штриховка)

Во время штриховки дети рассказывают стихотворение:

Мишка косолапый

По лесу идет…

7.Итоги урока. Рефлексия.

-Мы отвечали на вопросы, читали стихи. Что это?

-Из чего состоит наша речь?

-Какая бывает речь?

- Что такое звук?

- Что такое буква?

- Что такое слово?

Повторение алфавитной песенки

-Какие бывают звуки?

- По каким признакам можно узнать гласный звук? Согласный?

УРОК № 9


ТЕМА: Чтение слов. Гласные и согласные звуки. Знакомство с «Прописью», со строкой. Письмо овала.

ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить с «Прописью», со строкой.

  2. Развитие памяти, внимания, наблюдательности, мелкой моторики руки.


ХОД УРОКА


1.Оргмомент.

Всем, всем, доброе утро!

Доброе утро! Придумано мудро!

Доброе утро все детворе:

Доброе утро мне и тебе!

- Улыбнулись соседу, учителю, сели за парты.

2. Сообщение темы и цели урока.

-Из чего состоит наша речь?

-Какая бывает речь?

- Что такое звук?

- Что такое буква?

- Что такое слово?

Повторение алфавитной песенки

-Какие бывают звуки?

- По каким признакам можно узнать гласный звук? Согласный?

Урок начнем с игры «Договори словечко»

Во время игры дети не только досказывают нужное слово, но и называют его первый звук. Слова вывешиваются на доску.

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица

Музыкальная… (юла)

В яме спит зимою длинной,

Но чуть станет солнце греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется… (медведь)

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… (шишек)

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь)

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это… (сова)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг - вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири)

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

Потому что это… (рысь)

-Прочитаем слова. Это предметы. На какие бы две группы их разделили?

3.Игровая ситуация. Гостья из лесной школы.

- Сегодня к нам из леса прискакала гостья. Угадайте, кто.

Устилает мхом она дупло,

Зимою будет там тепло!

Натащит вдоволь для детишек

Орехов, желудей и шишек.

И нагрызет их мелко - мелко

Заботливая мама… (белка)

Вспомним правило посадки при письме.

Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнем,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу подведем.

Руку левую на стол,

Сверху правую кладем. (Показ)

(Работа в тетрадях «Мои первые прописи» стр.7)

Раскрасьте нашу гостью.

Она принесла нам письмо. (читает читающий или учитель)

Дорогие ребята!

Я прискакала к вам из лесной школы. Меня послали лесные жители посмотреть, чем вы заняты, и поучиться у вас работать с «Прописью». Мы не знаем, что такое «Пропись». Я внимательно посмотрю и все расскажу своим друзьям.

Ваша белочка.

- Поможем белочке?

А чтобы она долго помнила, что была у нас в гостях, мы нарисуем ее. Это сделать не очень просто, нужно подготовить пальчики.

4.Разминка для пальчиков.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке - сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

5.Обведение шаблона белки, штриховка по образцу учителя.

(Во время штриховки читаю рассказ Соколова - Микитова «Белка»)

Цель перед чтением: Чем питается белка? Что нового узнали о белке?

В темном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой опускаются на землю собирать грибы.

В развалине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие опенки. В лесных кладовых спрятали отборные, вкусные орехи.

Поздней осенью переменят белки свои красные платьица на серые зимние шубки.

В вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В этих гнездах, в устланных мягким мехом глубоких дуплах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.

Самый веселый, самый проворный и хлопотливый зверек в наших лесах - шустрая белка.

Ответы на вопросы, поставленные перед чтением.

6.Физкультминутка.

Сейчас мы мысленно переносимся во владения белочки.

Потом тропинкой росною (ходьба на месте)

Мы свернули в лес

Туда, где сосны рослые (руки вверх)

Касаются небес.

Где сказки шепчут ели,

Березы и дубы (наклоны в стороны)

Где ягоды поспели

И выросли грибы.

Сколько выросло грибов

У осинок и дубов. (наклоны вперед)

Мы грибочки собираем,

Но колени не сгибаем.

7.Знакомство с «Прописью». Письмо овала.

  1. Обращение с «Прописью»

  2. Положение «Прописи» при работе с ней.

  3. Рабочая строка.

- Вы сегодня перечислили чем питается белочка, но что - то не назвали.

Что в лапках у нашей гостьи? (шишка)

- На что похожа шишка по форме? (овал)

(Письмо овала в прописях «Мои первые прописи» стр.7)

8.Итог урока. Рефлексия.

Белочка теперь узнала, что такое «Пропись» и научилась вместе с вами писать овал. Ей у вас очень понравилось.

- А что вам понравилось? Если все понравилось, то в квадрате, где изображена наша белочка, в правом верхнем углу нарисуйте красный кружок, если не все, то зеленый кружок.

УРОК № 10


ТЕМА: Чтение слов. Составление предложений. Конструирование предметов из геометрических фигур. Обведение и штриховка.

ЦЕЛЬ:

  1. Формировать умения составлять предложения на заданную тему.

  2. Развитие памяти, внимания, наблюдательности.

  3. Пополнение словарного запаса.

  4. Развитие мелкой моторики руки.

ХОД УРОКА


1.Оргмомент.

Звенит веселый колокольчик -

Игрушки все свои оставь!

Нам надо дружно подравняться,

У столов красиво встать.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, к нам на урок письма сегодня придет герой из сказки. Угадайте, кто это.

Он веселый и задорный,

Человечек озорной!

В колпачке и сносом длинным,

Ищет ключик золотой. (Буратино)

Дети, а Буратино сказал мне перед уроком, что хочет отправиться с нами в волшебный замок, чтобы встретить девочку с голубыми волосами. А как ее зовут? Правильно, Мальвина.

Дорога к замку длинная и трудная, встретиться много препятствий, как и ко всякой дороге, нужно приготовиться. Будем заниматься штриховкой фигур, т.к. это поможет нам приготовить руку к правильному письму букв в дальнейшем.

3. Упражнения для развития мелкой мускулатуры рук и для пальчиков.

А) Раз - два - три - четыре - пять,

Вышли пальчики гулять. (хлопают в ладоши)

Этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой. (растирают большой пальчик)

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его. (растирают указательный)

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине. (растирают средний)

Этот пальчик безымянный,

И стоит он в середине. (растирают безымянный)

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал! (растирают мизинец)

Б) Вращение кулачков.

В) Наматывание и разматывание клубка.

4. К дальней дороге мы приготовились, а теперь отправляемся в путь. На чем же мы поедем? Угадайте.

На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей. (кораблик)

(Работа в тетрадях «Мои первые прописи» стр. 3. Штриховка кораблика и продолжение волн)

- Какая волна из четырех подойдет, чтобы наше плавание было спокойным? (первая) Отправляемся.

- Перед нами препятствие, скалы, надо выполнить одно задание.

Игра «Доскажи словечко»

Слова прикрепляются на доску, называют первый звук)

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым… (ножиком)

Кто один имеет рог?

Отгадайте… (носорог)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я… (осьминог)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто это? (олень)

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове - гребешок,

Кто это? (петушок)

-Какое слово лишнее? Исключите. Почему?

(работа в тетрадях «Мои первые прописи» стр. 24. Раскрасить петушка)

Чтобы продолжить путь, отдохнем.

5.Физкультминутка.

Плавные движения рук, кистей, наклоны вперев, влево, вправо.

- А вот за скалами остров. Вот и приплыли к замку, который находится на этом острове.

Но в него нас не пускает стражник. Он мне сказал по секрету, что сначала мы должны замок изобразить в своих альбомах.

(Учитель «строит» волшебный замок из геометрических фигур на доске. Затем дети конструируют замок в своих альбомах) ( два прямоугольника - основание замка, треугольник - крыша, квадрат - украшение на крыше, трапеция - само здание замка)

- Трудная была работа, все устали, отдохнем.

(Дети закрывают глаза, кладут головки на парты, вытягивают руки. Может звучать тихая музыка)

6.Штриховка замка.

9Учитель объясняет всю штриховку с показом на доске. Затем дети выполняют. Пока дети штрихуют, учитель рассказывает или читает фрагменты из сказки о золотом ключике или звучит музыка)

-А вот и Мальвина! Ребята, вы молодцы, помогли Буратино встретиться с Мальвиной, а нам пора возвращаться домой. Сели в кораблики, закрыли глазки. Окрыли, мы уже в классе.

7.Итоги урока. Рефлексия.

- Кто что делал с удовольствием на нашем уроке?

Самооценка. В верхнем левом углу квадрата с корабликом, нарисовать красный или зеленый кружок.

УРОК № 11


ТЕМА: Чтение слов. Деление слов на слоги. Составление предложений. Построение предметов, штриховка.

ЦЕЛЬ:

1. Формировать умения делить слова на слоги, составлять предложения на заданную тему.

2 . Развитие памяти, внимания, наблюдательности.

3. Пополнение словарного запаса.

4. Развитие мелкой моторики руки.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Звенит веселый колокольчик -

Игрушки все свои оставь!

Нам надо дружно подравняться,

У столов красиво встать.

2.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, Чебурашка встретил своего друга и рассказал ему, что часто ходит в школу к нам. Другу тоже очень захотелось побывать у вас. С кем дружит Чебурашка, узнайте!

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Дагадались? Это Гена,

Это Гена…. (КРО - КО - ДИЛ)

- Сегодня мы с вами будем делить слова на слоги, составлять из слогов слова, составлять предложения, а также штриховать.

- Крокодил Гена знает, что вы очень любите путешествовать.

- На чем мы путешествовали на прошлом уроке?

- А каких морских животных вы еще знаете?

(Работа в тетрадях «Мои первые прописи» стр. 16.Обвести по точкам и раскрасить животных по вариантам)

Крокодил Гена предлагает вам полететь на ракете в космос.

Экипажи! К полету приготовиться!

(Есть приготовиться!)

Экипажи! Включить контакты!

(Есть включить контакты!)

Завести моторы!

(Есть завести моторы!)

1,2,3,4,5! Пуск!

Ура!

- Во время полета мы будем выполнять различные задания.

3.Работа над темой.

А) Первое задание.

Игра «Доскажи словечко»

(Отгадывают слова, делят на слоги, слова выставляются на доску, составляют предложения с любыми из этих слов)

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

А все же называются

Они - морские… (свинки)

Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами.

Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это? (слон)

Он плывет на простыне,

Как кораблик по волне.

Он - хозяйкам добрый друг.

Электрический … (утюг)

Кто шагает с сумкой книг

Утром в школу? (ученик)

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь)

Вывод: в русском языке говорят, сколько в слове гласных, столько и слогов.

Б) Второе задание.

Соберите слова.

МА ША

ЗИ МА

КА МА

ша А

Ма ма Ле ня

ла Та

- Определите количество слогов. Составление предложений.

- Какой сделаем вывод?

Составьте из слов каждой строчки предложения.

сидит, на, жук, суку

в, дети, идут, лес

за, клён, рос, домом

4.Разминка для пальчиков.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня - космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс.

Звезда, в гости ждите нас.

5. Построение ракеты, штриховка.

-В полете у нас было много свободного времени, и мы решили «построить» ракету в альбомах.

(Построение ракеты из геометрических фигур: прямоугольник, большой треугольник и два треугольника маленьких. Показ учителем на доске, дети в альбомах, построение и штриховка).

- Космонавты - люди смелые, умеют преодолевать трудности, а вы сегодня - маленькие космонавты.

Возвращаться нам пора,

Полетели детвора.

Мы с полета возвратились

И на Землю приземлились.

6.Итоги урока. Рефлексия.

- Чему мы научились в полете?

- Кому понравилось наше путешествие?

Самооценка на стр. 16 в верхнем правом углу. (красный или зеленый кружок)

УРОК № 12


ТЕМА: Итоговое занятие. Чтение слов. Составление предложений по картинкам. Построение предметов, штриховка.

ЦЕЛЬ:

  1. Повторить материал с прошлых занятий. Формировать умения делить слова на слоги, составлять предложения на заданную тему.

2 . Развитие памяти, внимания, наблюдательности.

3. Пополнение словарного запаса.

4. Развитие мелкой моторики руки.

ХОД УРОКА


1.Оргмомент.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

2.Игровая ситуация : Катя в деревне.

Маленькой Кате давно хотелось к бабушке. Она ни разу не была в деревне. И вот мама взяла Катю с собой. Приехали поздно вечером. Катя хотела спать и ничего не видела. Утром она проснулась пораньше, чтобы познакомиться с новым местом. Вдруг видит:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой…

Катя хорошо знала, кто это был.

- А вы узнали! (кот) (появляется иллюстрация на доске)

- По каким словам в загадке догадались, что это кот?

Проверка посадки. Разминка пальчиков. (смотри материал раньше)

(Работа в тетрадях «Мои первые прописи» стр. 21. Раскрасить кота и обвести по точкам.)

Вышла Катя во двор. Видит, кто - то стоит во дворе. Но кто это, Катя не знала.

Среди двора

Стоит копна:

Спереди вилы,

Сзади метла. (корова) (появляется иллюстрация на доске)

(Работа в тетрадях «Мои первые прописи» стр. 18.. Раскрасить корову и обвести по точкам.)

Походила Катя по двору и вдруг очень обрадовалась: она узнала, кто сидит на жердочке. А вы узнали бы? Послушайте загадку.

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами. (петух) ) (появляется иллюстрация на доске)

Петух громко запел: «Ку - ка- ре -ку!» Катя в ответ засмеялась:«Здравствуй, Петушок - золотой гребешок!» Залюбовалась девочка красивым петушком. Пришла Катя домой и решила нарисовать петушка. Давайте и мы вместе с Катей нарисуем петушка. Но вначале отдохнем.

3.Физкультминутка.

Ку - ка - ре - ку! Курицы,

Хорошо ль на улице?

Ку - ка - ре - ку! Десять раз

Беспокоюсь я за вас.

Беспокоюсь, хлопочу,

громко крыльями стучу.

Я горланю во весь дух,

потому что я петух.

- Брось горланить! Ко - ко - ко..

Все мы здесь…Недалеко…

4.Построение петушка по шаблонам, штриховка.

(Во время штриховки дети слушают сказку «Два петуха» (по А.Алишу)

Жили у бабушки два петуха: один белый, другой черный. Очень любила бабушка своих петухов. Только были они большие забияки - всегда дрались.

Бабушка отнесла Черного петуха к соседям и оставила его там на три дня и три ночи. Скучно стало Белому Петуху. Не ест, не пьет. На четвертый день говорит Белый Петух бабушке:

- Бабушка, принеси Черного. Скучно мне без него. Никогда больше не буду с ним драться.

- Ладно, - говорит бабушка. - Если так, принесу. Только, чур, не драться, а то один из вас угодит в суп.

Теперь Черный Петух т Белый Петух живут дружно.

- Кого Катя встретила в деревне?

- Определим количество слогов в каждом слове. Составьте предложения.

-Из чего состоит наша речь?

-Какая бывает речь?

- Что такое звук?

- Что такое буква?

- Что такое слово?

-Какие бывают звуки?

- По каким признакам можно узнать гласный звук? Согласный?

Повторение алфавитной песенки

5. Итог урока. Рефлексия.

- Пока вы штриховали, Катя сходила на луг и нарвала красивый букет.

(«Мои первые прописи» стр. 20)

- Раскрасьте букет, посмотрим у кого какое настроение к концу урока.

Проверка настроения.

© 2010-2022