Урок обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в коррекционной школе VIIIв

Учитель начальных классов: Колодина Наталья Петровна, первая квалификационная категория, олигофренопедагог.

Класс: 1 класс.

Тема: Закрепление гласных и согласных.

Тип урока: комбинированный урок

Общедидактическая цель урока: уточнить, закрепить представлений о пройденных звуках и буквах (гласных и согласных), закрепление их символики;

обучающая : закрепление навыка звукового анализа и синтеза односложных слов типа "мак"; выделение заданного звука из состава слова;

корекционно -развивающая: развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционной моторики, закрепление пройденных букв, создание их ярких сценических образов; развитие ВПФ(высших психических функций).

воспитательная : формирование положительной мотивационной направленности к уроку ; воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный образ; интерес к предмету.

Методы обучения: принципы обучения:

  • наглядный;

  • индивидуализации;

  • прочности;

  • доступности:

  • Объяснительно - иллюстративный.

Методы: Иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:
коллективная; индивидуальная, с учётом дифференциации.

Средства обучения:

- рисунок цветика - семицветика (лепестки прикреплены на "липучки");

- плакат «слоговая таблица», звуковые схемы слов;

- игрушка - лисички;

- буквы -плакатики; домик - теремок;

- раздаточный материал: схема предложений, предметные картинки.

- мультимедийная презентация (см. приложение 1);

- карточки для индивидуальной работы.(см .приложение 2).



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент. (2мин)

Организует приветственную речевую коррекционную игру «Здравствуйте». Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

Приветствуют учителя, сопровождая слова движениями. Проверяют готовность рабочего места.

2. Мотивация. Сообщение темы урока. (3мин)

Сообщает тему урока. Обеспечивает мотивацию учения. Читает стихотворение о Цветике - семицветике. Коррекция цвета.

Проговаривают правило урока. Слушают стихотворение, называют цвет лепестков.

3. Систематизация и обобщение учебного материала. (7мин)

Предлагает отправиться с цветиком- семицветиком в путешествие. Организует артикуляционную гимнастику «Звуковички», «Звуковых дел Мастера»; проводит игру с мячом «Найди звук»; организует проговаривание скороговорок.

Коллективно проговаривают слова «Лети - лети лепесток». С помощью артикуляции произносят гласные и согласные звуки.

Ловят мяч, выделяя гласный звук. Проговаривают скороговорки (изменяя темп и приводят объяснения.

Организует индивидуальную работу. Корректирует ответы и действия обучающихся.

Каждый берет картинку с изображением предмета, говорит слово, к какой звуковой схеме она походит, прикрепляет картинку под схемами на доске. Печатает слово. Составляют схему предложения (раздаточный материал)

4. Упражнение на координацию речи и движений "Лиса" (3мин)

Игра (4мин)

5. Работа по учебнику.

- чтение (5мин)

-печать предложений (5мин)

Организует сюрпризный момент с лисичкой. Проводит игру «Назови букву», проводит логоритмическое упражнение «Лиса» под музыку.

Демонстрирует слоговую таблицу, предлагает прочитать слоги, ( ра, ро, ры, ра ) Организует работу по учебнику, индивидуальную работу со плохо читающими и не читающими учениками. (Приложение 2)

Рассматривают лисичку -игрушку, отвечают на вопросы; угадывают спрятанную букву, четко произносят её, называя какая она (гласная, согласная). Выполняют упражнение под музыку, четко проговаривая слова.

Дети читают слоги, проговаривают чистоговорку. Читают по «цепочке» предложения, печатают их в тетрадь. Плохо читающие и не читающие дети работают по карточкам совместно с учителем.

6. Инсценировка сказки "Теремок букв " (5мин)

Организует инсценировку сказки «Теремок букв», выступает в роли рассказчика; дает задание «буквам» составить слоги, слова; организует самопроверку и самооценку.

Надевают буквы - плакатики; инсценируют сказку, составляют слоги и слова по инструкции учителя.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

(3 мин)

Организует обсуждение результатов проделанной работы, анализ своей работы по рисункам.

Оценивают достижение поставленных целей. Проводят самооценку своей работы на уроке с помощью символов.

8. Информация о домашнем задании. (2мин)

Предлагает задание по уровням.

1 в - прочитать текст;

2в - чтение слоговой таблицы;

3в - штриховка и обводка букв.

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания.



Ход урока

Слайд 8

1. Приветственная речевая коррекционная игра «Здравствуйте» (2мин)

Педагог

- Здравствуйте, девочки!

Приветственно машет рукой

Девочки

- Здравствуйте!

Девочки поднимают руку вверх и машут ей

Педагог

- Здравствуйте, мальчики!

Также приветствует мальчиков

Мальчики

- Здравствуйте!

Мальчики машут рукой

Педагог

- Солнышко, здравствуй!

Все поднимают руки вверх

Дети

- Здравствуй, здравствуй!

Скрещивают прямые руки над головой

Педагог

- День такой прекрасный!

Протягивает прямые руки вперёд

Дети

- Здравствуй, здравствуй!

Хлопают в ладоши

Дети

- Здравствуйте, гости!

Протягивают прямые руки вперёд

Гости

- Здравствуйте!

2. Мотивация. Сообщение темы урока (2 мин)

- Какой урок?

- Что мы делаем на уроке обучения грамоте?

- Чем отличаются буквы и звуки?

Сегодня мы с вами повторим и покажем нашим гостям, что мы узнали на уроках и чему научились.

Слайд 9

- Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.

3. Систематизация и обобщение учебного материала (7 мин)

Учитель показывает на "цветик - семицветик":

"У меня сегодня, дети,
Вдруг волшебным стал наш класс -
Нежный цветик - семицветик
Расцвел в садике моем.
Лепестки, что краски радуг -
Синий, желтый, красный цвет,
Фиолетовый, оранжевый:
Посмотри! Их ярче нет!

Вы поможете, ребятки,
Мне с цветком моим решить,
Как, куда мы без оглядки
Можем с вами поспешить.
Выбираем лепесток, отрываем лепесток (красный),

Хором с вами повторяем несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг".

Учитель отрывает лепесток красного цвета и под музыку, иллюстрирующую полет лепестка, кладет его на стол, где размещены "Звуковички". (Каждый звуковичок показывает произношение звука с помощью геометрической фигуры (большой круг - звук а, овал - звук о, треугольник - ы, маленький круг -у, дети показывают с помощью артикуляции фигуры и произносят правильно звук).

Слайд 11

"Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем:
А, У, О, Ы -
Вот такие все они.
Нет для них нигде преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Вызываем по-порядку
Наши звуки на зарядку.
Звуки очень любят песни,
Учитель указывает на Звуковичков, дети поют их песенки:

Слайд 12

"А"! Пошире рот открой!
Не ленись и громче пой!
Удивленно тянет он:
"А" Забывчивый какой!

Слайд 13
"У" надул капризно губки,
Их он вытянул, как трубки.
Вот какой он привереда -
Будет дуться до обеда.

Слайд 14
"О" прикрыл немного зубы,

Язык поглубже оттянул, спинку выгнул,
"О:" - вздохнул.

Слайд 15
"ы" хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья:
"ы" Поспать еще часок?
Или, может, выпить сок?

Какие звуки мы с вами повторили (гласные)

Слайд 16

Игра с мячом «Найди звук» (дети определяют гласный звук в середине слов: мак, дом, сом, рак, лук, дым)

Учитель отрывает лепесток синего цвета. "Лети, лети, лепесток, через запад: Лепесток опускается на стол, где расположены "Звуковых дел мастера".

Слайд 17-24

Учитель: Мастера очень трудолюбивые. Они поместили свои звуки в разные слова. Поиграем со звуками.

Дети называют звуки на картинках Мастеров. Тигренок : «р - р - р» (звук «р»), дождик: «К-к-к» (звук «к»), ветер - звук «ш-ш-ш», шарик сдулся - звук «с-с-с», корова - звук «м», мальчик греет руки - звук «х»

Учитель: Какие звуки мы повторили (согласные)

Учитель: "Звуковых дел Мастера очень любят скороговорки. Усядемся на пригорке, скажем скороговорки. Скороговорка с первого пригорка!"

Слайд 25

У зайца Бубы заболели зубы.

Дети несколько раз проговаривают скороговорку, по сигналу учителя увеличивая темп произнесения и тон речи. (Скороговорки подбираются таким образом, чтобы детям были доступны все звуки в них.)

Слайд 26

- Скороговорка со второго пригорка!

Шесть мышат в шалаше шуршат

Слайд 27

- Скороговорка с третьего пригорка.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: "Ха - ха - ха, ха- ха- ха!"

Работа со схемами. ( 5 мин)

Учитель отрывает желтый лепесток. " Лети, лети, лепесток, через запад на восток ». Лепесток "летит" к наборному полотну, на котором схемы звукового анализа слов. Каждый показывает картинку, четко произносит, прикрепляет её к соответствующей схеме и печатает слово.

Слайд 28,29

На картинках изображены воздушный шар, луна, нос, осы, мыло, муха, ухо .

Работа с раздаточным материалом. Составьте схему предложения.

- Сколько слов в предложении?

- Какое первое слово? второе? третье?

- Что ставим на конце предложения?

Учитель отрывает оранжевый лепесток, дети проговаривают слова « Лети, лепесток, через запад». Листок падает на короб, учитель открывает короб и достает игрушку лисичку.

- Кто это?

- Какая она?

- Где живет?

- Лисичка хитрая. Она приготовила вам задание, отправимся в лес.

Слайд 30

(На доске приклеены деревья, под которыми спрятаны буквы, видны лишь элементы букв). Дети угадывают спрятанную букву, четко произносят, называя какая она (гласная, согласная)

- Молодцы ребята, а сейчас мы покажем лисички, что мы знаем про неё.

Слайд 31

5. Упражнение на координацию речи и движений «Лиса» (3мин)

( Музыкальный фон)

Уж как шла лиса лесочком - Дети приседают.
Топ-топ, топ-топ-топ.
Приседала под кусточком. Приседают.
Оп-оп, оп-оп-оп.
Головой лиса вертела - Повороты головы вправо - влево.
Вот так и вот так!
Да по сторонам глядела -
Вот так и вот так!
Дальше лисонька пошла - Имитируют движения.
Топ-топ, топ-топ-топ.
И хвостом своим мела -
Оп-оп, оп-оп-оп.
Вдруг лиса остановилась,
Принюхалась и удивилась: Принюхиваются.
Чую вкусную еду:
- Я сейчас за ней приду! Приседают.

Учитель отрывает голубой лепесток. "Лети, лети, лепесток, через запад, на восток. Лепесток опускается на слоговую таблицу, на слоги ра, ро, ры, ра дети произносят чистоговорку.

Ра - ра -ра - начинается игра

Ро-ро -ро - у нас новое ведро

Ры -ры - ры -у нас воздушные шары

Ра- ра -ра - громко крикнули ура

Ра - ра -ра - нам читать уже пора.

Работа по букварю. (7 мин) Чтение букварю стр

Учитель отрывает зеленый лепесток. "Лети, лети, лепесток, через запад, приземляется к тетради

Слайд 32

Прежде чем писать, что нужно сделать? ( Гимнастику для пальчиков) Пальчиковая игра "Выпал снег на порог!"

Печать текста в тетрадь. ( 7 мин)

Выделение букв гласных - красным цветом, согласных -синим.

Индивидуальная работа с детьми 3 уровня. (Карточки)

6. Инсценировка сказки «Теремок». (5мин)

Слайд 33

Учитель отрывает фиолетовый лепесток. "Лети, лети, лепесток, через запад…", лепесток опускается на крышу домика-теремка.

Дети надевают буквы- плакатики (пройденные буквы)

Дети: Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.

Учитель: Буква А к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Ребенок (буква А) поет:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Учитель : "Никто не ответил, букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить"

Дети . Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Учитель
Буква У к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:

Ребенок (буква У)

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

В окошке теремка появляется буква А "Это я, буква А. А ты кто?"

Буква У "Я буква У. пусти меня к себе жить!"

Аналогично к теремку прибегают остальные гласные буквы.

Учитель: "Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали "

Ребенок: "Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим, как гласные песни петь".

Дети пробуют пропеть свои буквы: "Ничего не получается!"

Гласные: "Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом. Согласны?"

Дети (кивают головами): "Согласны, согласны!"

Гласные: "А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными".

Приглашение (согласная буква приглашает гласную). В конце танца дети парами поворачиваются в круг лицом и пропевают получившиеся слоги, затем меняются местами и вновь пропевая слоги (ма- ам, ту -ут и т.д.)

7. Итог урока. (2мин)

Учитель держит в руках облетевший цветик - семицветик.

Учитель: Что мы делали на уроке. О чем говорили, что повторили?

- Кто сегодня хорошо занимался на уроке? Катя, как ты думаешь? (дети оценивают работу друг друга)

Слайд34

Учитель предлагает каждому ученику оценить свою работу с помощью таблицы «Оцени себя». На таблице изображение солнышка с разной мимикой - Я молодец! Я могу и лучше! Мало старался! (Дети рисуют солнышко в тетради).

8. Домашнее задание: Задание по уровням. (2мин)



Пояснительная записка Тема: Закрепление гласных и согласных

Цель: уточнить, закрепить представлений о пройденных звуках и буквах (гласных и согласных), закрепление их символики;

Обучающие: закрепление навыка звукового анализа и синтеза односложных слов типа "мак"; выделение заданного звука из состава слова;

Коррекционно - развивающие: развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционной моторики, поддержание интереса к артикуляционной гимнастике; закрепление пройденных букв, создание их ярких сценических образов; развитие ВПФ.

Воспитательные: формирование положительной мотивационной направленности к уроку; воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный образ.

Оборудование:

  • цветик - семи цветик (лепестки прикреплены на "липучки"), художественные образы: Звуковики (с символикой гласных звуков), Звуковых дел Мастера (с символикой согласных звуков. Презентация. предметные картинки, теремок( для инсценировки сказки) буквы - плакатики, игрушка -лисички,

Тип урока - комбинированный.

Индивидуальная работа: Дима, Женя - работа по карточкам .
Урок проводился в первом классе коррекционной школы. В классе 12 обучающихся - 3 девочки и 9 мальчиков, по характеру класс подвижный, активный. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть обучающие с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Так же имеются дефекты речи у многих детей. Класс разделен на три уровня, уровень знаний детей по предмету - средний. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. Тема урока выбрана в соответствии с программным материалом, на уроке присутствовали игры на развитие мышления, памяти, внимания, применялись компьютерные технологии. План урока составлен в соответствии ЗУН учащихся. С учетом этого были поставлены задачи и подобраны принципы обучения:

  • наглядный;
  • индивидуализации;
  • прочности;
  • доступности:
  • Объяснительно - иллюстративный.
Методы: Иллюстративный, репродуктивный. В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
коллективная; индивидуальная, с учётом дифференциации.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему нужно поработать.
В ходе работы ребята показали хороший уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков по предмету, были внимательны, активны, излагали изученный материал последовательно, логично. Время смены деятельности на разных этапах соответствуют требованию урока. На занятии использовался индивидуальный подход, коррекция правильной речи, развитие ВПФ (высших психических функций). Организационный момент включал приветственную речевую, коррекционную игру «Здравствуйте», которая дала эмоционально - положительный настрой на урок. Дети проговаривают правила урока, что также активизирует познавательную деятельность. Дети вместе с педагогом отрывали лепестки семицветика и проговаривали слова «лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг…». (Коллективное проговаривание проводится с целью коррекции речи обучающихся.) Лепесток прилетал на определенное задание, дети вместе с учителем выполняли его. Каждый этап урока выполнял несколько задач. В процессе презентации «Звуковички», «Звуковых дел мастера» дети не только закрепили пройденные звуки, сделали артикуляционную гимнастику, прошла работа по постановке правильного произношения (кинетического развитие) с помощью геометрических фигур. В ходе работы со схемами, дети сопоставляли картинку к звуковой схеме и печатали слово. Особенно интересным для детей была инсценировка сказки «Теремок», где дети показали не только знания, но и театральные способности. При подведении итогов, каждому обучающему было предложено оценить свою работу на уроке. С помощью таблицы «Оцени себя», на которой изображено солнышко с разной мимикой. «Какой я молодец!», «Я могу лучше!», «Я мало старался!». Все дети выбрали первое солнышко. Я считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. С учетом всего выше изложенного можно сделать вывод, что поставленные мною цели и задачи выполнены, урок прошел в деловой, активной обстановке. Дети активны, работали с удовольствием, атмосфера на занятии была благоприятной, дети чувствовали себя свободно, непринужденно. Показали хорошие знания по предмету.








14


© 2010-2022