«Проблема обучения татарскому языку и татарской литературы в условиях ФГОС»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МБОУ Пожарской СОШ Шубинская НОШ



Каюмова Зифа Амировна


учитель начальных классов.



Выступление на ШМО по теме





«Проблема обучения татарскому языку и татарской литературы в условиях ФГОС».


2015г.

Цели и задачи: работать над созданием положительной мотивации обучения татарскому языку;

обучать приемам речевого взаимодействия на уроках татарского языка;

Актуальность:

1)Резкое сокращение учебных часов на обучение языку и литературы с введением ФГОС

2)Трудности использования информационных технологий на уроках татарского языка и литературы.

3)Преимущественное употребление разговорной лексике и слабое знание литературной.

Родной язык - это не просто средство коммуникации или возможность общаться, или налаживать с кем-то связи и взаимоотношения. Это душа народа, это связь с предками, это самосознание себя и самоопределение. Известна фраза - без прошлого нет и будущего. Если человек не знает или забыл своих предков - их жизнь, их дела, чем они были знамениты, - ему некого будет взять в пример и не на кого опереться в жизни.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству татарской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая активность определяют достижения человека практически во всех областях жизни. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов на уроках татарского языка предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Формы работы, направленные на формирование коммуникативных учебных действий несколько, а на уроках родного языка можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: это развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

До введения ФГОС на обучение татарскому языку и литературы в начальной школе отводилось 6 недельных часов. Этого времени хватало не только на обучение грамоте и письму, но и на развитие правильной литературной речи, на знакомства с основами культурных традиций татарского народа.

В Нижегородской области фактически не осталось национальных татарских школ .Все предметы кроме татарского языка и литературы преподаются на русском языке начиная с первого класса, а на преподавание родного языка отводится только 3часа.

Программа преподавания татарского языка разработана министерством образования республики, Татарстан которой пользуются учителя татарских сёл Сергачского района, рассчитана на значительно большее количество часов, которое отводится нам. Учебники выпущенные Татарским книжным издательством «ТАТАРСТАН КИТАП НЭШРИЯТЫ» г.Казань расчитанны на эту программу.

Учителям самим приходится корректировать программы и избирательно работать с учебником.

Обучающиеся испытывают значительные трудности в усвоении программы, что ведёт к падению интереса к изучению данного предмета.

В методической литературе приводится множество всевозможных приемов и методов изучения предмета, но учителя сельских малокомплектных школ не могут использовать большинство из них. Методика ведения урока в классе комплекте совершенно другая. Учителя, работающие, с классом комплектом хотели бы иметь методику работы в подобных классах, разработанные специалистами. Но пока, ни в одном печатном издании подобного материала я не нашла, поэтому приходится придумывать свои методические приёмы.

Некоторые из таких приёмов:

«Знаешь сам- научи младшего»

«Помоги учителю»

«Читаем вместе»

Прекрасно понимая, что знание родного языка и литературы- это неотъемлемая часть национальной культуры татарского народа, я стала выделять больше времени и внимания данному вопросу во внеурочное время. Началом моей работы стало создание фольклорной группы « Сэембикэ» в которую вошли все мои ученики. Цель создания группы- показать красоту родного языка, приобщить детей к традициям татарского народа, продолжить знакомство с произведениями великих татарских писателей и поэтов.

Любимое занятие детей- смотреть мультфильмы .Я решила это использовать в своих целях: стала им показывать мультфильмы на татарском языке по сказкам Г.Тукая,А .Алиша и народным татарским сказкам. Дети с интересом слушали правильную литературную речь. Просмотр завершался обсуждением сюжетов сказок .Продолжением данной работы стала выставка детских рисунков и поделок «Сказки Г.Тукая глазами детей».Ко дню рождения писателя участники группы инсценировали сказку А.Алиша «Койрыклар», которой дети сами изготовили костюмы и декорации.

Одна из форм работы по ФГОС - это создание проектов. Первым нашим проектом стал проект «История татарского национального костюма» В ходе этого проекта мы изучали национальный орнамент, атрибуты и украшения, особенности костюма. В ходе работы дети научились правильно называть элементы одежды, домашней утвари ,украшений. Результатом изучения стал изготовление кукол в национальных костюмах. Следующим этапом стало работа в группах. Дети должны были изготовить тюбетейки ,алъяпкыч и женское платье. Итогом работы над проектом стала презентация. (показ презентации)

Кульминацией работы фольклорной группы является ежегодное участие в межрайонном детском татарском фестивале, где дети получают благодарственные письма и поощрительные призы.

Совместная работа над проектами, увлекательные поездки на фестивали, награды, общение с обучающимися других школ, пробуждает у детей желание и интерес к изучению родного языка. Вследствие этого дети стали говорить и писать на родном языке лучше, что привело повышению

успеваемости по данным предметам.

«Проблема обучения татарскому языку и татарской литературы в условиях ФГОС».

Информационные технологии неотъемлемая часть современного урока. Компьютер, интерактивная доска повышают эффективность урока. Дети с удовольствием работают на компьютере и с легкостью осваивают доску. Почти на всех уроках я применяю современные технологии, в том числе и на уроках татарской литературы. Использование ИКТ на уроках татарского языка практически невозможно. Потому, что на школьных компьютерах отсутствует программа, распознающая татарский язык. Не учитель, ни дети не могут набрать текст на татарском языке.


© 2010-2022