Урок - сказка по математике на тему «Точка. Луч. Прямая», 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок - сказка по математике на тему «Точка. Луч. Прямая», 2 класс

Урок - сказка по математике на тему «Точка. Луч. Прямая», 2 классУрок - сказка по математике на тему «Точка. Луч. Прямая», 2 классУрок - сказка по математике на тему «Точка. Луч. Прямая», 2 классУрок - сказка по математике на тему «Точка. Луч. Прямая», 2 классУрок - сказка по математике на тему «Точка. Луч. Прямая», 2 классТема: Прямая. Луч. Отрезок (урок-сказка)

Цели урока:

• Закрепить представления о понятиях «прямая», «луч», «отрезок».

детей распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.




• Повторить изученное; закреплять навыки сложения и вычитания трехзначных чисел. Развивать творческое мышление, интерес к математике.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Фронтальная работа

- Если вы правильно выполните все задания, то сможете прочитать на
звание страны, куда мы отправимся во время изучения новой темы.

- Продолжи ряд: 3, 6, 9, ... (12, 15 и т.д.)
На доске появляется карточка:

МЕТ

- Как удобнее считать? Вычисли:

13 + 16+19 + 22 + 25 + 28 + 31+34 + 37

Решение: 50 + 50 + 50 + 50 + 25 = 225.

На доске появляется карточка: 0

- Какие цифры пропущены?

46 >П8 (1,2,3) 56<5П(7,8,9)

- Кто быстрее?

На доске появляется карточка: ГЁ

- Сколько треугольников на рисунке?

Ответ: 8.

На доске появляется карточка:

- Составьте слово.

На доске карточки:

МЕТ О, ГЕ, РИЯ

(Ответ: Геометрия.)

III. Работа над темой. Сказка про Точку - Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Геометрии. Встречает нас здесь королева этой страны, без которой нельзя построить ни одну фигуру. Кто она? (Точка.)

Жила-была Точка. Она была очень любопытна и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

- Как эта линия называется?

- Длинная она или короткая?
Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!»

- Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с Точкой? (Да.)
Сказано - сделано. Вышла Точка на прямую линию и пошла по этой лиНИИ.

На доске появляется рисунок:

Шла-шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?»

  • Ребята, скоро ли конец прямой линии? (У прямой нет конца.)

  • Тогда я поверну назад, - сказала Точка. - Я, наверное, пошла не в ту сторону.

  • Ребята, сможет ли Точка найти концы прямой? (Нет. У прямой нет концов.)

Ученик рассказывает стихотворение:

Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней идти

-Не найти конца пути!

- Опечалилась Точка. Что же, так мне и придется идти, идти и идти без конца?

Вдруг Точка решила:

- А что, если я позову на помощь Ножницы.

Тут, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую.

  • Ура! - закричала Точка. - Вот и конец получился! Ай да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

  • Можно и с другой, - послушно щелкнули Ножницы.


- Как интересно! - воскликнула Точка. - Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Ребята, как это называется? (Отрезок.)

- Давайте назовем отрезок буквами.
Дети предлагают название (ЛВ).

  • Отрезок! - с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.
  • Ребята, а чем отрезок отличается от прямой. (Имеет концы.)

Я запомню это название. Мне нравится на отрезке. Здесь я устрою свой дом. Но прямая мне тоже нравилась. Жаль, что ее не стало.
Ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и еще два этих ... не знаю, как их назвать. У них конец только с одной стороны, а в другую сторону нет конца. Как они называются? (Лучи.)

Учитель показывает лучи на доске:

- Это луч и это луч.


  • А! - радостно сказала Точка. - Я знаю, почему они так называются. Они похожи на солнечные лучики.
  • А вы, ребята, как думаете? (Ответы детей.)

  • Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своем пути. Например, Землю, Луну или спутник. В геометрии каждый луч имеет название. Давайте назовем наши лучи EF и CD.
  • Чем луч отличается от отрезка? От прямой?

- Посмотрите на этот рисунок.
На доске:





- Что вы здесь видите? (Ответы детей.)

  • Обратите внимание, что прямая обозначается либо одной строчной буквой, либо двумя прописными буквами, причем на первом месте всегда указывается начало луча. Отрезок тоже обозначается двумя прописными буквами, но порядок букв при чтении и записи, как и в обозначении прямой, не имеет значения.
  • Назовите прямые. (Прямая а, прямая EF.)

  • Назовите лучи. (Луч DC, луч КМ.)

  • Назовите отрезки. (Отрезок АВ.)

- Назовите фигуры, придумав свои обозначения.

IV. Закрепление

- Точка предлагает нам рассмотреть упражнения в учебнике.
№ 1, с. 7. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

№ 2, с. 7. Задание выполняется под руководством учителя.

№ 4, с. 7. Учащиеся сначала устно предполагают, какие лучи пересекающиеся, а затем, продолжив лучи, показывают на чертеже.

№ 3 а), с. 7 - работа в парах. Дети обсуждают друг с другом возникшие вопросы и проверяют правильность выполнения.

№ 5, 6, с. 8 - работа в парах с взаимопроверкой. - Точка довольна вашей работой. Она предлагает вам выполнить физкультминутку, а сама прощается с нами.

VI. Физкультминутка

V. Самостоятельная работа Самостоятельная работа проводится по сборнику Л. Г. Петерсон, Э. Р. Барзунова и др. Самостоятельные и контрольные работы. Работа С-17, с. 41-42. Альтернативный вариант работы дан в Приложении 1. Ребята, быстро справившиеся с работой, могут подумать над решением задания № 12, с. 9.

VII. Повторение

№ 7, с. 8 - решение задач. Учащиеся устанавливают, что к данному условию можно поставить только второй и четвертый вопросы. Далее подбирают схемы. Затем решают задачу, поставив к условию четвертый вопрос.

Решение задачи в ходе проверки записывается на доске.

1)32 + 4 = 36 (п.) - сегодня ■

2) 32 + 36 = 48 (п.)

Ответ: 48 пирожков.

№10, с. 9. Учащиеся разбирают задачу под руководством учителя, затем записывают решение самостоятельно.

180 кг

I ll lll

I 1 1 1

56 кг 56+8 ?

1) 56 + 8 = 64 (кг) - во второй день

  1. 56 + 64 = 120 (кг) - в первый и во второй день

  2. 180-120 = 60 (кг)

Ответ: 60 кг продали в третий день. Если на уроке остается время, дети составляют обратную задачу и решают ее самостоятельно. Схема к задаче составляется под руководством учителя.

Детям, выполнившим работу, можно предложить задание № 14, с. 9.

VIII. Итог урока

  • Путешествие в какую страну мы сегодня совершили?

  • Что понравилось на уроке?

  • Что осталось не до конца понятным? Над чем еще надо поработать дома?

  • Кто без ошибок выполнил все задания самостоятельной работы?

Домашнее задание

с. 8; №9, 15, с. 9. Дополнительно: № 13, 14, с. 9


© 2010-2022