- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему Чебурашка Э. Успенский
Конспект урока по литературному чтению на тему Чебурашка Э. Успенский
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Столыпина Е.Н. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературному чтению
Тема. Чтение отрывка из произведения Э.Н. Успенского «Крокодил Гена
и его друзья» «Чебурашка»
Оборудование: учебник Климановой Л.Ф «Литературное чтение» 2 класс, часть 2, презентация, фрагмент из мультфильма.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Цель: приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе интереса к чтению повести-сказки Э.Н. Успенского.
Задачи урока:
1. Предметные:
- учить понимать особенности юмористического произведения;
- учить сравнивать героев, характеризовать их;
- совершенствовать навык выразительного чтения.
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- учить применять общеучебные умения: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развивать умение моделировать- преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;б) б) коммуникативные УУД;
- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;
- формировать потребность в общении с учителем;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свои действия при работе в классе;
3. Личностные:
- формировать нравственные убеждения через оценивание поступков героев;
- развивать творческие способности учащихся.
Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:
∙ Технология развивающего обучения
Ход урока. | |
I. Организационный момент (мобилизующий). Цель: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | |
- Здравствуйте, ребята! - Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ну, а для того чтобы работа приносила радость, нужно приступать к ней с хорошим настроением . С каким настроением сегодня вы пришли на урок, покажите карточку. Молодцы! Ребята, у нас сегодня гости, посмотрите друг на друга и на гостей и улыбнитесь. Садитесь. - Ну а теперь давайте сядем правильно, проверим порядок на партах. - Посмотрите на слайд. Какое задание я вам хочу предложить? Для чего? Ра-ра-ра начинается игра, Жа-жа-жа есть иголки у ежа, Са-са-са под кустом сидит лиса. - Да, сегодня нам нужно будет много читать вслух, и для того, чтобы читать выразительно и чётко, давайте проведём разминку. |
Проговорить чистоговорку; чтобы потренироваться читать выразительно и чётко
|
II. Постановка учебной задачи (совместное формулирование темы урока) Цель: подвести к определению темы урока.
| |
- Сегодня к нам на урок пришёл один сказочный герой, увидите его, если отгадаете загадку: «Этот милый, странный душка Беззымянною игрушкой Был когда-то в магазине Сказки ждал он на витрине, И дождался, стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня ,малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка, Друга Гены-………(Чебурашка)
-Правильно. Кто такой Чебурашка? А кто же создал Чебурашку? -Какова тема нашего урока? -Совершенно верно!
|
Чебурашка. Сказочный герой. Не знаем. Мы сегодня узнаем , кто автор сказки «Чебурашка».
|
IV. Изучение нового материала. Цель: | |
1) Подготовительная работа. - Посмотрите на портрет Эдуарда Николаевича Успенского. Что вы можете сказать о нём по портрету? Каким вам кажется его лицо? - Посмотрите на выставку книг. С какими произведениями Э.Н. Успенского вы уже знакомы? - О чём пишет этот автор? Какие герои произведений вам запомнились? - Сейчас я вам об этом человеке, а вы внимательно слушайте и запоминайте, чтобы потом ответить на мои вопросы. Рассказ об авторе. Эдуард Николаевич Успенский Родился в 1937 году в Подмосковном городе Егорьевске. У маленького Эдуарда Николаевича была любима игрушка. Уши большие, хвост пушистый, не поймёшь - не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь, названный позже Чебурашкой. Рос Эдуард озорным мальчишкой, получал плохие отметки. Но не желал всю жизнь быть двоечником. В глубине души он лелеял мечту - стать академиком или министром. Как -то он сломал ногу и попал в больницу. К удивлению окружающих, попросил родителей принести учебники и стал заниматься . Да так упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером. Три года проработал, по специальности. Но понял, делает не своё дело. Потом быстро переквалифицировался и превратился в .. детского писателя! Работая летом в лагере пионервожатым, Успенский читал детям разные книжки, но вскоре книжки кончились, и тогда -неожиданно для себя- он стал рассказывать сказку про Чебурашку: вспомнил свою любимую игрушку, прочитал в газете о загадочном зверьке, который оказался на пароходе, вернувшемся из южной страны. Так родилась сказка «Крокодил Гена и его друзья». - Что вы запомнили из моего рассказа об этом авторе? 3) Словарная работа. - Перед чтением проведём словарную работу, для чего нам нужна эта словарная работа? Тро-пи-чес-ком тропическом Гип-по-па-там гиппопатам От-пра-вил-ся отправился А-пель-си-на-ми апельсинами Пе-ре-дви-гать-ся передвигаться Пу-те-шес-тви-е путешествие Не-из-вест-ным неизвестным Соб-ствен-но-го собственного -Хорошо! -Теперь поработаем над лексическим значением слов. А для чего нам нужна эта работа? ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС ГИППОПОТАМ УЦЕНЁННЫЕ ТОВАРЫ БРАКОВАННЫЙ КАЮТА - Прочитайте слова про себя., прочитай вслух первое слово. - Как вы понимаете его значение? - Давайте уточним значения этих слов. ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС - лес, который находится в самом жарком поясе Земли - тропиках. ГИППОПОТАМ - бегемот. УЦЕНЁННЫЙ ТОВАР - товар, который продают по сниженной цене. БРАКОВАННЫЙ - вещь, у которой есть недостаток. КАЮТА - жилое помещение на корабле. 4) Физкультминутка для глаз 5) Первичное ознакомление с текстом. Чтение текста ( ~ 4 мин) до слов «…прямо на фруктах и улёгся спать». - Как вы думаете, что могло произойти дальше? до слов « - Как хотите, так и поступайте.» - А вы, ребята, как поступили бы на месте директора? 6) Обмен впечатлениями - Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали эту сказку? - А какой эпизод показался вам самым смешным и интересным? - Каким вам показался Чебурашка? - Какие ещё герои есть в этой повести-сказке? -Какой из них охотнее помогал Чебурашке? Поведение кого из них вызывает у вас большую симпатию? - Хорошо, у всех разные мнения. А чтобы понять, кто из вас прав, давайте будем читать сказку и разбираться. 7) Повторное чтение и размышление о прочитанном. - Рома, начинай читать. до слов «…в далёком тропическом лесу.» - Каким словосочетанием из этой части можно охарактеризовать Чебурашку? - Где жил забавный зверёк? - Когда его назвали? Кто дал ему имя? - Читай дальше, Алёша, до слов «…отправили в далёкое путешествие.» - Каким можно назвать Чебурашку, судя по этой части? - Докажите. - Как Чебурашка оказался в ящике с апельсинами? - Почему он не услышал, как заколотили ящики? - Читай дальше, Саша, до слов «…что его имя - Чебурашка.» - Как зверёк узнал, что его имя - Чебурашка? - Что значит «чебурахнулся»? - Докажите, что путешествие было долгим. - Почему же Чебурашка не мог долго сидеть на столе и стуле? (у него затекли лапы) - Читай дальше, Давид. до слов «…продавали уценённые товары». - Дальше, Коля, до слов «Пойдёшь ко мне?» - Достаточно. до слов « - Это и будет твой дом!» - Достаточно. до конца. - А теперь давайте вспомним: мы думали над вопросом, кто из директоров охотнее помогал Чебурашке. Как вы думаете, директор магазина, в который Чебурашка попал вместе с апельсинами, как поступил с Чебурашкой? Он охотно ему помогал или старался его поскорее куда-то пристроить? - Давайте найдём в тексте слова, указывающие на отношение первого директора к Чебурашке. - Да, не очень-то охотно помогал первый директор Чебурашке. Но даже несмотря на то, что Чебурашка съел его апельсины, директор не стал его просто выгонять, он ведь нашёл время, чтобы его куда-то пристроить, правда? - А почему Чебурашку не приняли в зоопарк? - Что продавали в магазине, директором которого был родственник первого директора? - Найдите в тексте слова, которые показывают, как второй директор относится к Чебурашке. - Он даже выставил Чебурашку в витрину, чтобы привлекать прохожих. - Значит, оба директора очень помогли Чебурашке, но второй помог охотнее, нашёл ему работу и даже дом. Всё-таки Чебурашка ему больше понравился! - К какому отрывку подходит иллюстрация на с. 141? - Почему автор заканчивает главу этой повести-сказки такими словами: «Правда, пока ему некому было звонить, но это его нисколько не огорчало»? 8) Чтение по ролям. - Найдите отрывок со слов «Продавцы вытащили Чебурашку из каюты…». Приготовьтесь читать по ролям. Сколько потребуется чтецов? - Как будем читать слова Чебурашки, с какой интонацией? - А как надо читать слова первого директора? - Как прочитаем слова второго директора? Давид, читай за автора, Алёша, за Чебурашку, Коля, за первого директора, Саша, за второго директора. - Молодцы, вы правильно находили свои слова, читали выразительно, сумели передать настроение героев, отношение автора к героям.
|
.
Дети предлагают варианты значений слов.
Неуклюжим, беззаботным… Директор магазина, в который Чебурашку привезли вместе с апельсинами и директор магазина, в котором продавали уценённые товары. Дети высказывают своё мнение.
«Забавный зверёк». В тропическом лесу. Люди, когда он уехал из леса и встретился с ними. Беззаботным. «Гулял он себе, гулял… «Недолго думая…» Директор магазина сказал, что он чебурахнулся. Упал. Ящики долго плавали; Чебурашка съел за это время почти все апельсины в ящике.
Пришлось; под мышку. Он оказался неизвестным науке зверем и было непонятно, куда его поместить. Уценённые товары. «Мне нравится этот зверь!» Чебурашка попал ко второму директору. Потому что пока у Чебурашки нет друзей, но потом он их обязательно найдёт. Четыре. За автора, за Чебурашку, за первого директора и за второго директора. Чебурашка говорит с любопытством, немного удивлённо. Озадаченно, немного с досадой. С одобрением, немного удивлённо.
|
V. Обобщающая беседа. Цель: закрепление полученных на уроке знаний и впечатлений. | |
- О чём этот отрывок? - А как вы думаете, какой жизненный урок даёт автор в произведении, с которым мы сегодня познакомились?
| О том, как директора помогли Чебурашке найти свой дом и работу. Что всегда нужно помогать тем, кто нуждается в помощи. Плохо жить без друзей. |
VI. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | |
- Прочитайте пословицы и подумайте - какие из них больше всего подходят к произведению, которое мы сегодня читали? Нет друга - ищи, а нашел - береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Хочешь дружить - сам будь другом. Доброе братство - лучше богатство.
- С каким произведением мы сегодня познакомились? - Кто его автор? - Какой вид работы больше всего понравился? - Кому захотелось прочитать всю сказку? Самооценка деятельности на уроке. - Оцени свою работу на уроке, покажи карточку. ∙ Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие. (красный) ∙ Я хорошо работал на уроке, но в следующий раз буду ещё активнее. (оранжевый) ∙ Я недоволен своей работой, в следующий раз обязательно добьюсь успеха.(зелёный)
|
|
VII. Домашнее задание. | |
- Как вы думаете, каким может быть домашнее задание? - Найдите эту повесть-сказку, подготовьте пересказ понравившегося отрывка. - Спасибо за работу, мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.
|
|