- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию 3класс
Доклад на тему Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию 3класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузнецова О.Х. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на тему: «Организация внеурочной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию младших школьников»
Выполнила: Кузнецова Ольга Харитоновна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ пос. Комсомольский
м.р.Кинельский Самарской области
В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования сформирована высшая цель образования - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, в духовных и культурных традициях российского народа. В контексте требований к результатам обучения нового ФГОС определена основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) - подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определяет базовые национальные ценности: это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Таким образом, выявляется противоречие: 1) обществу требуется человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением; 2) сегодня школа переживает драму воспитания. Утрачены многие идеалы и ценности, детей обвиняют в безразличии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна. По результатам проведённого анализа воспитательной работы в начальной школе обнаружилась проблема - отсутствие чётко структурированной программы по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности. Поэтому необходимо скорректировать и пересмотреть педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы с младшими школьниками. Цель - организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач: -изучить литературу по духовно-нравственному воспитанию; -проанализировать уровень воспитанности обучающихся; -разработать программу внеурочной деятельности «Добрая дорога детства»; -рассмотреть результаты применения программы внеурочной деятельности. Планируемые результаты работы: В результате работы по программе «Добрая дорога детства» обучающиеся научатся:
- правилам школьного и внешкольного этикета, правилам общения и культуры внешнего вида;
- познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе;
- приобретут опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;
- приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- получат первичное понимание социальной реальности в повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.
Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся класса № Ф.И. ученика Оценка кл. руководителем Оценка родителями Самооценка Оценка одноклассников Средний балл 1 АЛС
1.5
1.3
1.3
1.5
1.4 2 АКС
1.3
1.3
1.3
1.4
1.3 3 БРА
1.3
1.4
1.3
1.3
1.3 4 ВТВ
1.3
1.2
1.4
1.3
1.3 5 ИКА
1.0
1.0
1.0
1.0
1.0 6 ИДН
1.3
1.2
1.3
1.3
1.3 7 ИКО
1.4
1.4
1.3
1.4
1.4 8 МАА
1.3
1.3
1.3
1.3
1.3 9 МСГ
1.1
1.2
1.1
1.1
1.1 10 ОКЕ
1.0
1.1
1.0
1.1
1.1 11 ПИЕ
1.8
1.6
1.8
1.8
1.8 12 ССС
1.8
1.8
1.7
1.8
1.8 13 ТПА
1,0
1,3
1,1
1,0
1,1 14 УЕД
1,7
1,8
1,1
1,5
1,5 15 ЩАН
1,5
1,3
1,3
1,5
1,4 Средний балл по классу 1.3
На начало года в классе 15 учеников: 2 имеют высокий уровень воспитанности, 9 имеют средний уровень воспитанности, 4 имеют низкий уровень воспитанности. Недостаточно сформированные качества: культура поведения, любознательность, трудолюбие, чувство коллективизма, самостоятельность, ответственность. Способы коррекции: активизация познавательного интереса, чтение книг, обсуждение ситуаций, проведение внеклассных мероприятий с участием родителей, трудовые десанты, соревнования, просмотр фильмов, посещение театра, экскурсии в культурные места нашего города и т. д. Мною проводился мониторинг уровня воспитанности класса до применения программы, и я пришла к выводу о необходимости использования программы во внеурочной деятельности. В рамках внеурочной деятельности была составлена программа по духовно-нравственному воспитанию «Добрая дорога детства», предназначенная для обучающихся 1-4 классов. Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
- наблюдение и обсуждение различных поступков;
- просмотр мультфильмов, презентаций, чтение художественных произведений;
- участие в творческих конкурсах; в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам;
- экскурсии, прогулки, путешествия по родному краю; участие вместе с родителями в экологической деятельности, трудовые акции, создание цветочных клумб;
- посещение музейных экспозиций, выставок, театров;
- презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся класса
№ Ф.И. ученика Оценка кл. руководителем Оценка родителями Самооценка Оценка одноклассников Средний балл 1 АЛС 1.5 1.5 1.4 1.5 1.5 2 АКС 1.6 1.5 1.6 1.6 1.6 3 БРА 1.3 1.4 1.3 1.3 1.3 4 ВТВ 1.3 1.2 1.4 1.3 1.3 5 ИКА 1.3 1.3 1.3 1.2 1.3 6 ИДН 1.5 1.4 1.5 1.6 1.5 7 ИКО 1.5 1.5 1.5 1.4 1.5 8 МАА 1.6 1.5 1.5 1.5 1.5 9 МСГ 1.3 1.2 1.3 1.3 1.3 10 ОКЕ 1.3 1.2 1.4 1.3 1.3 11 ПИЕ 1.8 1.8 1.8 1.8 1.8 12 ССС 1.8 1.8 1.8 1.8 1.8 13 ТПА 1,1 1,3 1,3 1,1 1,2 14 УЕД 1,8 1,8 1,5 1,8 1,7 15 ЩАН 1,7 1,5 1,5 1,6 1,6 Средний балл по классу 1,5
На конец года в классе 15 учеников: 2 имеют высокий уровень воспитанности, 13 имеют средний уровень воспитанности, низкий уровень воспитанности отсутствует. Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога детства» способствует духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников. Таким образом, планируемые мной результаты были достигнуты. В ходе использования данной программы у обучающихся отмечаются изменения: устойчивые положительные результаты в воспитании; любознательность, стремление к самосовершенствованию и самообразованию; личностные изменения; проявление самостоятельности и творчества; стремление к здоровому образу жизни; активность в интеллектуальных школьных мероприятиях (призовые места).
Информационные источники 1. Закон РФ об образовании 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. 41 с. 3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: "Просвещение", 2009 4. Козлов В.В, Кондаков А. М. Серия "Стандарты второго поколения" Фундаментальное ядро содержания общего образования. "Просвещение", 2009 5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 №2 - С. 67-68 6. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 № 3 - С. 9-12. 7. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления: методическое пособие, Питер, 2006. - 304 с., 8. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с. 9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36. 10. standart.ru
Приложение 1. Таблица диагностики воспитанности (авт. Шамова Г.А.) Для учащихся 1-5 классов
ответ «да» - 3 балла ответ «не совсем» - 2 балла ответ «нет» - 1 балл Ф.И. ученика(цы) Самооценка Оценка родителей Оценка учителей и кл. руководителей Оценка товарищей по классу Средняя оценка Итоговая оценка
Качества личности 1. Любознательность: Мне интересно учиться. Я всегда выполняю домашние задания. Я стремлюсь получать хорошие отметки. Я люблю читать. Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.
__ __ __ __ __
___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___
2. Прилежание (отношение к учебе): Я стараюсь в учебе. Я внимателен. Я самостоятелен. Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью. Я занимаюсь регулярно без пропусков.
__ ___ __ __ __
___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___
3. Трудолюбие: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Бережливость к результатам труда человека. Самообслуживание. Я делаю все аккуратно и красиво. Я выполняю правила работы.
___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___ ___
4. Я и природа (отношение к природе): Я берегу землю. Я берегу растения. Я берегу животных. Я берегу природу.
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
5. Я и школа: Я выполняю правила для учащихся. Я выполняю правила внутришкольной жизни. Я участвую в делах класса и школы. Я добр по отношению к другим людям
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
6. Прекрасное в моей жизни: Я аккуратен и опрятен. Я соблюдаю культуру поведения. Я ценю красоту в своих делах. Я вижу прекрасное в жизни.
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
___ ___ ___ ___
7. Я (отношение к себе): Я управляю собой, своим поведением. Я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Я забочусь о своем здоровье. Я умею правильно распределять время учебы и отдыха. У меня нет вредных привычек
___
___ ___ __ ___
___
___ ___ ___ ___
___
___ ___ ___ ___
___
___ ___ ___ ___
___
___ ___ ___ ___
Итого: ________________________
11