Урок литературного чтения Спешите делать добро в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
Тип урока
Систематизации и обобщения знаний и умений
Технологии
Педагогическая мастерская, проектная деятельность. Работа в парах, групповая работа над коллективным проектом, здоровьесберегающая
Цель урока

формирование позитивного, уважительного отношения к людям старшего поколения через разъяснение значения мудрости и доброты пожилого человека на основе рассказа В.А Осеевой «Бабка»

Задачи урока Образовательные: 1) познакомить учащихся с понятиями «нравственный, безнравственный»; 2 формировать умение анализировать текст художественного произведения, оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы Развивающие: 1) развивать умение выразить свои мысли грамотно, чётко, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы; 2) развивать коммуникативные навыки; 3) развивать культуру речи школьников, работать над выразительным чтением учащихся; Воспитательные: 1) способствовать развитию нравственных качеств на примере личности главной героини рассказа; 2) воспитывать уважение к мнению выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки; 3) воспитывать уважительное отношение к своей семье, чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким; воспитывать желание проявлять заботу о людях пожилого возраста


Планируемые результаты обучения В результате изучения произведения обучающиеся - познакомятся с классическим произведением отечественной литературы на тему нравственности; - научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; •основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; •осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи, проявлять заботу, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения
Основные понятия Нравственный, безнравственный; доброта, равнодушие, грубость, внимание, чуткость, раздражительность, бессердечие, сострадание, чёрствость, милосердие

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД


Организационный



Мотивация к учебной деятельности (индуктор)


Организовать направленное внимание на начало урока

Психологический настрой:

-Ребята, сегодня у нас вновь необычный урок - урок внеклассного чтения для души.

Приветствие гостей

-Сядем мы за парты дружно,

Нам теперь работать нужно.

На доске слова:

Ходит……….

1.Демонстрация слайдов «Старость» с муз.сопровождением (Д.Шостакович «Прелюдия»)

-Какая по характеру музыка звучала? -Почему я выбрала именно такую мелодию?

-Какое слово я скрыла за карточкой?

2. Читает стихотворение Доры Хайкиной «Ходит наша бабушка»:

-Как девочка относится к своей бабушке?

-Как вы это поняли?

_А вы как называете свою бабушку? Что делаете вместе? Как к ней относятся ваши родители? Как вы считаете, ваша семья дружная?

-О чём пойдёт речь на уроке?

Определение цели урока (Уч.)-

Разъяснить вам некоторые сложные понятия и

напомнить о том, каким должно быть наше отношение к людям старшего возраста.


Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Приветствие учителя и присутствующих гостей



Рассматривают портреты, делают умозаключение:

-Печальная, грустная.

-Старость - это завершающий этап жизни человека…

Общее слово

- БАБУШКА

Слушают, формулируют мысль, отвечают на вопросы

-Она её любит, заботится о ней. Хочет вернуть её молодость, хочет, чтобы бабушка выздоровела, жалеет её.

Ответы ребят

При помощи наводящих слов определяют задачи на урок:

  • Мы узнаем…

  • Познакомимся…

  • Я хочу понять…

  • Я хочу разобраться…

  • Нам нужно выяснить..

Выяснить значение слов «нравственный, безнравственный»


Оценить поведение героев.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из задания.



Коррекция внимания













Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний.







Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу.











Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Работа с текстом 1.(Разрыв)





























2.Анализ содержания рассказа для оценки поведения героев и формулировки понятий «нравственность, безнравственность»











Динамическая пауза
Создаёт несоответствие между имеющимися познаниями и знанием нового: -Как вы думаете, всегда ли люди по-доброму относятся к своим пожилым родственникам? -Я знаю такую семью, в которой не так, как у вас. Послушайте рассказ В.А Осеевой «Бабка» Читает рассказ… Проверка восприятия:

-Что хотите сказать?

-Какие мысли посетили вашу душу?

-Чем обеспокоено ваше сердце?

-Кто герои рассказа?

-Как герои называют друг друга?

-Чем занимаются герои рассказа?

-Кто в этой семье больше других заботится обо всех?

-Кто главный герой? Почему ?

- Кто из героев поступает правильно, проявляет хорошие душевные качества? а кто - не всегда правильно, показывая плохие стороны своего характера?

-Автор рассказа - В.А.Осеева была не только писательницей, но и учителем, она хотела, чтобы все дети поступали правильно, по совести, с доброй душой. Она написала для ребят много поучительных рассказов. Загляните на выставку её книг.

Обратите внимание на названия книг-

Чему научат ребят эти книги?

-Добру учила своего Борюшку и бабка. Учила не наставлениями и не упражнениями, а мудрыми словами.

-Найдите в тексте мудрые высказывания, поясните их.

















Слушают чтение учителем, читают рассказ выборочно (ролевое чтение, чтение с предварительной подготовкой)





















Формулируют ответы на вопросы учителя

Отвечают на вопросы, стараясь доказать и обосновать своё мнение.

Находят подтверждение своих высказываний словами из рассказа



Встают с мест, подходят к доске-выставке книг, читают названия книг

-Доброте, добру.

Вычитывают поговорки из текста, дают пояснения

















Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта









Познавательные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой - уметь осуществлять поиск необходимой информации в тексте для выполнения учебного задания.















Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при восприятии и обсуждении прочитанного; уметь оформлять свои мысли в устной форме.







Актуализация знаний, решение учебной задачи (самоконструкция)











Словарная работа (с элементами афиширования)






















































Организует работу с высказыванием

-В каком порядке вы расставили слова?

-Какое слово главнее?

-Прочитайте с логическим ударением.

-Слова добро и доброта понятны нам с раннего детства. Попробуем разобраться в более сложных понятиях (на доске термины НРАВСТВЕН-НОСТЬ и БЕЗНРАВСТВЕН-НОСТЬ) -Нравственный человек- проявляющий хорошие душевные качества. Безнравственный человек - проявляющий отрицательные качества характера. -На столах перед вами карточки со словами, которые могут описать характер человека или литературного героя. -Давайте попробуем разобраться, какие человеческие качества мы считаем нравственными, а какие - безнравственными?

- Кто же из героев рассказа человек нравственный, а кто -безнравственный? Объясните своё мнение.

-А что же дальше?





Составляют предложение из предложенных слов

ДЕЛАТЬ СПЕШИТЕ

ДОБРО Поясняют свой выбор и решение учебной задачи, читают предложение, соблюдая логическое ударение, формулируют вывод: Все слова важные.

Принятие учебной задачи.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.







Демонстрация знаний, умений.

Работа с карточками: доброта, равнодушие, грубость, внимание, чуткость, раздражительность, бессердечие, сострадание, чёрствость, милосердие

Сопоставление внешнего облика героев с качествами их личностей Учащиеся распределяют слова по группам, создавая на магнитной доске проект «Качества характера»





Дают обоснованные ответы





Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Отвечают на вопросы.





Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме.























- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.






3.Работа с текстом Чтение заключительной части рассказа учителем Какое впечатление вызвал у вас рассказ? -Что понял наконец Борька? -Где он был до позднего вечера, догадались?

-Что осталось от бабки в шкатулке?

-А что останется у Борьки в сердце?

-Нравственный Борька человек или безнравственный ?

-В.Осеева даёт читателю надежду, что Борька будет внимательным к людям, потому что его бабушка учила быть добрым.

Восприятие информации



Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.



Отвечают на вопросы




Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);


Рефлексия





Методика «открытый микрофон»

Для продолжения мыслительной деятельности

Настраивает на душевный отклик по прочитанному:

- Всем известно, что бабушки любят украшения. -Как вы думаете, какой подарок мечтала получить бабка от своих родных?

-У каждого из вас сегодня есть бусина. Давайте соберём для Борькиной бабушки бусы в подарок. Думаю, она была бы очень рада и счастлива. А нанизывая бусину, будем высказывать пожелания всем пожилым людям.

-Выскажите ваши впечатления от урока

-Мы прочитали рассказ в сокращении. Полностью вы прочтёте его дома, с родителями. Дарю вам эти мудрые строки В.А.Осеевой.

-Благодарю вас за урок, и желаю вам стараться в жизни совершать правильные, нравственные поступки.

Принятие учебной задачи.

Выполняют задание.

По начальным словам формулируют свой отклик по итогам урока

  • Меня поразило…

  • Я не ожидала, что….

  • Я удивилась…

  • Меня затронуло за сердце..

  • Теперь я буду…

  • Я задумалась…



Принимают подарок - рассказ для семейного прочтения.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;






© 2010-2022