- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Спешите делать добро в 3 классе
Урок литературного чтения Спешите делать добро в 3 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кутукова Т.Д. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока | «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО» | ||
Тип урока | Систематизации и обобщения знаний и умений | ||
Технологии | Педагогическая мастерская, проектная деятельность. Работа в парах, групповая работа над коллективным проектом, здоровьесберегающая | ||
Цель урока | формирование позитивного, уважительного отношения к людям старшего поколения через разъяснение значения мудрости и доброты пожилого человека на основе рассказа В.А Осеевой «Бабка» | ||
Задачи урока | Образовательные: 1) познакомить учащихся с понятиями «нравственный, безнравственный»; 2 формировать умение анализировать текст художественного произведения, оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы Развивающие: 1) развивать умение выразить свои мысли грамотно, чётко, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы; 2) развивать коммуникативные навыки; 3) развивать культуру речи школьников, работать над выразительным чтением учащихся; Воспитательные: 1) способствовать развитию нравственных качеств на примере личности главной героини рассказа; 2) воспитывать уважение к мнению выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки; 3) воспитывать уважительное отношение к своей семье, чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким; воспитывать желание проявлять заботу о людях пожилого возраста | ||
Планируемые результаты обучения | В результате изучения произведения обучающиеся - познакомятся с классическим произведением отечественной литературы на тему нравственности; - научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; •основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; •осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи, проявлять заботу, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения | ||
Основные понятия | Нравственный, безнравственный; доброта, равнодушие, грубость, внимание, чуткость, раздражительность, бессердечие, сострадание, чёрствость, милосердие | ||
Этапы урока | Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся | Формируемые УУД
|
Организационный
Мотивация к учебной деятельности (индуктор)
| Организовать направленное внимание на начало урока Психологический настрой: -Ребята, сегодня у нас вновь необычный урок - урок внеклассного чтения для души. Приветствие гостей -Сядем мы за парты дружно, Нам теперь работать нужно. На доске слова: Ходит………. 1.Демонстрация слайдов «Старость» с муз.сопровождением (Д.Шостакович «Прелюдия») -Какая по характеру музыка звучала? -Почему я выбрала именно такую мелодию? -Какое слово я скрыла за карточкой? 2. Читает стихотворение Доры Хайкиной «Ходит наша бабушка»: -Как девочка относится к своей бабушке? -Как вы это поняли? _А вы как называете свою бабушку? Что делаете вместе? Как к ней относятся ваши родители? Как вы считаете, ваша семья дружная? -О чём пойдёт речь на уроке? Определение цели урока (Уч.)- Разъяснить вам некоторые сложные понятия и напомнить о том, каким должно быть наше отношение к людям старшего возраста.
| Самоконтроль готовности. Настрой на работу. Приветствие учителя и присутствующих гостей
Рассматривают портреты, делают умозаключение: -Печальная, грустная. -Старость - это завершающий этап жизни человека… Общее слово - БАБУШКА Слушают, формулируют мысль, отвечают на вопросы -Она её любит, заботится о ней. Хочет вернуть её молодость, хочет, чтобы бабушка выздоровела, жалеет её. Ответы ребят При помощи наводящих слов определяют задачи на урок:
Выяснить значение слов «нравственный, безнравственный» Оценить поведение героев. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из задания.
Коррекция внимания
|
Работа с текстом 1.(Разрыв) 2.Анализ содержания рассказа для оценки поведения героев и формулировки понятий «нравственность, безнравственность» Динамическая пауза | Создаёт несоответствие между имеющимися познаниями и знанием нового: -Как вы думаете, всегда ли люди по-доброму относятся к своим пожилым родственникам? -Я знаю такую семью, в которой не так, как у вас. Послушайте рассказ В.А Осеевой «Бабка» Читает рассказ… Проверка восприятия: -Что хотите сказать? -Какие мысли посетили вашу душу? -Чем обеспокоено ваше сердце? -Кто герои рассказа? -Как герои называют друг друга? -Чем занимаются герои рассказа? -Кто в этой семье больше других заботится обо всех? -Кто главный герой? Почему ? - Кто из героев поступает правильно, проявляет хорошие душевные качества? а кто - не всегда правильно, показывая плохие стороны своего характера? -Автор рассказа - В.А.Осеева была не только писательницей, но и учителем, она хотела, чтобы все дети поступали правильно, по совести, с доброй душой. Она написала для ребят много поучительных рассказов. Загляните на выставку её книг. Обратите внимание на названия книг- Чему научат ребят эти книги? -Добру учила своего Борюшку и бабка. Учила не наставлениями и не упражнениями, а мудрыми словами. -Найдите в тексте мудрые высказывания, поясните их. | Слушают чтение учителем, читают рассказ выборочно (ролевое чтение, чтение с предварительной подготовкой) Формулируют ответы на вопросы учителя Отвечают на вопросы, стараясь доказать и обосновать своё мнение. Находят подтверждение своих высказываний словами из рассказа
Встают с мест, подходят к доске-выставке книг, читают названия книг -Доброте, добру. Вычитывают поговорки из текста, дают пояснения | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Познавательные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой - уметь осуществлять поиск необходимой информации в тексте для выполнения учебного задания. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при восприятии и обсуждении прочитанного; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Актуализация знаний, решение учебной задачи (самоконструкция) Словарная работа (с элементами афиширования) | Организует работу с высказыванием -В каком порядке вы расставили слова? -Какое слово главнее? -Прочитайте с логическим ударением. -Слова добро и доброта понятны нам с раннего детства. Попробуем разобраться в более сложных понятиях (на доске термины НРАВСТВЕН-НОСТЬ и БЕЗНРАВСТВЕН-НОСТЬ) -Нравственный человек- проявляющий хорошие душевные качества. Безнравственный человек - проявляющий отрицательные качества характера. -На столах перед вами карточки со словами, которые могут описать характер человека или литературного героя. -Давайте попробуем разобраться, какие человеческие качества мы считаем нравственными, а какие - безнравственными? - Кто же из героев рассказа человек нравственный, а кто -безнравственный? Объясните своё мнение. -А что же дальше? | Составляют предложение из предложенных слов ДЕЛАТЬ СПЕШИТЕ ДОБРО Поясняют свой выбор и решение учебной задачи, читают предложение, соблюдая логическое ударение, формулируют вывод: Все слова важные. Принятие учебной задачи. Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы. Дают обоснованные ответы Отвечают на вопросы. | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
3.Работа с текстом | Чтение заключительной части рассказа учителем Какое впечатление вызвал у вас рассказ? -Что понял наконец Борька? -Где он был до позднего вечера, догадались? -Что осталось от бабки в шкатулке? -А что останется у Борьки в сердце? -Нравственный Борька человек или безнравственный ? -В.Осеева даёт читателю надежду, что Борька будет внимательным к людям, потому что его бабушка учила быть добрым. | Восприятие информации Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Отвечают на вопросы | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Познавательные: - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); |
Рефлексия
Методика «открытый микрофон» Для продолжения мыслительной деятельности | Настраивает на душевный отклик по прочитанному: - Всем известно, что бабушки любят украшения. -Как вы думаете, какой подарок мечтала получить бабка от своих родных? -У каждого из вас сегодня есть бусина. Давайте соберём для Борькиной бабушки бусы в подарок. Думаю, она была бы очень рада и счастлива. А нанизывая бусину, будем высказывать пожелания всем пожилым людям. -Выскажите ваши впечатления от урока -Мы прочитали рассказ в сокращении. Полностью вы прочтёте его дома, с родителями. Дарю вам эти мудрые строки В.А.Осеевой. -Благодарю вас за урок, и желаю вам стараться в жизни совершать правильные, нравственные поступки. | Принятие учебной задачи. Выполняют задание. По начальным словам формулируют свой отклик по итогам урока
Принимают подарок - рассказ для семейного прочтения. | Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
|