Региональный компонент. Технология программа 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Пояснительная записка Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, учебного плана на 2015-2016 учебный год МАОУ « Ульхун - Партионская ООШ» и реализуется средствами предмета «Техноло­гия» на основе авторской программы Н.М. Конышевой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012: учебно-методический комплект «Гармония»). Программа предназначена для учеников 3 класса МАОУ « Ульхун - Партионская ООШ». В классе четыре человека, три мальчика и одна девочка. Любую работу они выполняют охотно, стараются выполнить хорошо, аккуратно. Всегда правильно распределяют свою работу во времени и выполняют её согласно плану. В большинстве случаев дети заинтересованы в получении нового из разных областей науки и культуры. Ребята всегда содержат свои вещи в идеальном порядке, а вот Антон не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Класс малокомплектный, третий и четвёртый классы. Стараются добиваться выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступают перед трудностями. Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразова­тельной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем раз­витии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и на­глядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретатель­ности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование уни­версальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, ком­муникативных. Задачи изучения дисциплины:

  • привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;
  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
  • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобре­тательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;



  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, класси­фикация, обобщение и др.);
  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и прочего через формирование практических умений;
  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, про­гнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов дея­тельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источ­никами информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
  • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: ор­ганизованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т.п
  • Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности, содержание получаемо­го образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как ис­точник историко-культурной информации, а мастерство - как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кро­ме того, согласно данному принципу, в содержании изучаемого материала учитывается личностный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Учебный курс «Технология» интегрирует в себе как рационально-логические, так и змоционально-оценочные, региональный компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

  • окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источник сырья с учётом экологических проблем; деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций ( Региональный компонент) );
  • математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в дели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
  • изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна ( Региональный компонент));
  • родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия,
  • материалов способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов ( Региональный компонент));
-литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия ( Региональный компонент)). Основная тема программы третьего класса - «Человек - Предмет - Среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы. Главные вопросы собственно дизайнерской линии на данном этапе обучения - это росы о стиле проектируемых вещей и их стилевом единстве. Проблема неразрывной связи предмета со средой становится объектом специального осмысления.

С учётом особого значения предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования, рекомендуется организация дополнительных занятий (соответствующих кружков и факультативов) путём использования часов из объёма, предусмотренного для внеурочной работы. По курсу технологии, в 3 классе предусмотрено выполнение творческих проектов за рамками общего времени, отводимого на изучение предмета. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета технология» в 3 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю. Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 3 класса общеобразовательных уч­ений / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  2. Технология. 3 класс. Рабочие тетради №1, 2 / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Формы и образы природы - образец для мастера

2

Характер и настроение вещи, их выражение через конст­рукцию и внешний вид изделия

3

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля

10ч

4

От мира природы - к миру вещей

5 ч

5

Подготовка к выполнению проекта

3

Резерв

1 ч

ИТОГО

34 часа





Содержание предмета


Тема

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

Проекты

Формы и образы природы - образец для мастера (8 ч)

Образы природы в изделиях масте­ров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Си­луэт: красота линий и форм. Особен­ности силуэтных изображений, их раз­новидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров- силуэтов в квадрате и в полосе. Пере­работка образов природы при изго­товлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.

Ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учеб­ную информацию (услов­ные обозначения, содер­жание, рубрики, располо­жение на странице, ри­сунки, схемы, словарь). Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Распределять общий объем работы. Упраж­няться в выполнении различных приемов об­работки бумаги: разреза­нии, сгибании.

Коллаж. Маски зайца, кролика. Цветы и дру­гие изделия из бисера.

Характер и настроение вещи, их выражение через конст­рукцию и внешний вид изделия (7 ч)

Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его на­значения. Конструирование изделий определённого назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздрави­тельных открыток, настольных карто­чек, упаковок для подарков, ёлочных украшений. Новые приемы построе­ния форм и разметки деталей изде­лия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумаж­ная пластика. Конструирование объ­ёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление из­делий с использованием циркуля.

Готовить к работе мате­риалы, инструменты и в целом рабочее место. Планировать работу, об­суждать ее с товарищем. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выра­зительности. Создавать в воображении выразитель­ный образ изделия.

Открытка с «окошком». Упаковка для подарка «Домик».

Дед Мороз и Снегурочка из бумаги. Фонарик из кругов. * Звезда на новогоднюю ёлку.

Красота и уют нашего дома. Гар­мония стиля (10 ч) Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требо­ваний стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовле­ние простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синте­поне. Сборка и отделка изделий из ткани. Стилевые особенности запис­ных книжек разного назначения. Кон­струирование записной книжки в мяг­кой обложке.

Упражняться в выполне­нии разметки с помощью шаблона. Планировать работу в соответствии с информацией в инструк­ции и с ориентацией на предполагаемый резуль­тат. Рассматривать и анализировать образцы.

Создавать в воображе­нии выразительный образ изделия. Анализировать и оценивать полученные результаты.

Кухонная прихватка. Чайная грелка. Обложка из ткани для книги. Записная книжка в мяг­кой обложке.

От мира природы - к миру вещей (5 ч) Чудесный материал - соломка. Конст­руирование изделий из соломки. Ис­пользование человеком конструктив­ных особенностей природных объек­тов в рукотворных изделиях. Непод­вижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конст­руирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.

Производить мысленное комбинирование и со­ставление форм из гео­метрических фигур. Решать задачи на пло­скостное конструирова­ние. Анализировать ин­формацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравни­вать. Планировать ра­боту, обсуждать ее с то­варищем.

Простые кон­струкции из соломки. Модель ракеты. Подготовка к выполнению проекта (3 ч)

Подготовка к выполнению проекта. Решение проектно-конструкторских задач, выполнение эскизов. Подведе­ние итогов года. Итоговая выставка.

Анализировать задание. Аргументированно изла­гать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Про­гнозировать взаимосвя­зи предполагаемых дей­ствий и результатов. Планировать последова­тельность операций. Проявлять проектно-ис­следовательские умения. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов.

Дизайнерский сервиз (лепка).



Планируемые результаты освоения предмета В результате освоения курса «Технология» у третьеклассников будут сформированы предметные, личностные результаты, а также метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться).

Личностные результаты У третьеклассников будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно- практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно- практической деятельности; способность к самооценке;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с ми- природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
У третьеклассников могут быть сформированы:
  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к куль­турным традициям других народов.



Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Третьеклассник научится:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера вы­полняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с постав­ленной целью;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, пред­ставленным в учебнике, дидактическом материале и пр.;
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хо­да практической работы.
Третьеклассник получит возможность научиться:
  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную после­довательность действий для реализации замысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные универсальные учебные действия Третьеклассник научится:
  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобра­зования модели, работать с моделями.
Третьеклассник получит возможность научиться:
  • осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных дос­тупных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответст­вии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструк­торской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; во­площать этот образ в материале;
  • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументиро­ванно защищать продукт проектной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия Третьеклассник научится:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распреде­лять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и резуль­татам их работы.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные результаты Третьеклассник научится:
  • использовать приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения де­талей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструмен­тов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществ­лять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойст­вах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выде­лении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чер­тежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  • изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим черте­жам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие из­делия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с харак­тером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктив­ные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использова­ли эти вещи);
  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные зна­ки в декоре бытовых вещей).





Система оценки достижения планируемых результатов

ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществля­ется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 3 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью ком­плексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использо­ваны чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально- этические ориентации). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

  • чёткость, полнота и правильность ответа; -
  • соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образ­цом характеристикам;
  • аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
  • целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творче­ских элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возмож­но или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициа­тивность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект. В конце года проводится комплексная контрольная работа, которая позволяет выявить целый ряд необходимых знаний и умений:
  • культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа (в том числе экономное использование материалов и рабочего времени);
  • способы обработки материалов; использование соответствующих ручных инструмен­тов: владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого со­ответствующие инструменты и правильно их использовать;
  • самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссоздание по образцу;
  • создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощение образа в материале.


Материально-техническое обеспечение программы Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предпола­гает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материаль­ные ресурсы.

Специфическое оборудование

  1. комплект наглядных пособий;
  2. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  3. интерактивная доска;
  4. документ-камера.

Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:

  1. наборы цветной бумаги для аппликации, картон, линейка, фальцлинейка, ткань, пла­стилин, швейные нитки, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, пла­стмассовый «Конструктор», гуашь; 1
  2. инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Электронно-программное обеспечение (при возможности)

  1. компьютер;
  2. презентационное оборудование;
  3. выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);
  4. Единая коллекция ЦОР: school-collection.edu.ru/).

п/п

Дата

Тема

урока

Тип

урока

Виды

деятельности

учащихся

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные

действия

Виды

контроля

По плану

фактически

Раздел 1. Формы и образы природы - образец для мастера (9 ч)

1



Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержани­ем работы на новый учеб­ный год.

Комби­нированный

урок. Знакомятся с задача­ми, содержанием и организацией работы в предстоящем учеб­ном году, учебником и рабочими тетрадями. Обсуждают содержа­ние учебника и тетра­дей, в том числе те­матику и содержание предстоящей проект­ной работы. Учатся выполнять практиче­скую работу по инст­рукции.

Работать с информацией (учебником). Оформить ин­дивидуальную рабочую тет­радь на печатной основе. Решать задачи на мыслен­ную трансформацию загото­вок из бумаги. Выполнять практическую работу по схематической инструкции (изготавливать изделия по графическим схемам).

Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализи­ровать учебную информацию (ус­ловные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Вступать в общение, соблюдая правила обще­ния, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствовать­ся правилами при организации рабо­чего места и выполнении работы. Анализировать образцы изделий, рисунки, схемы. Использовать зна­ково-символические средства для решения задач в умственной и мате­риализованной форме. Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с постав­ленной целью. Осуществлять само­контроль выполняемых практических действий, корректировку хода прак­тической работы.

Фрон­тальная

беседа.

2

Компьютер­ные техноло­гии на службе человека (при наличии ус­ловий для работы с ком­пьютером).

Урок

изучения

нового

мате­

риала.

Знакомятся с компью­тером как средством информационно-технологической под­держки деятельности человека, с основны­ми профессиями, свя­занными с компью­терными технология­ми. Повторяют и за­крепляют приемы ра­боты на компьютере.

Рассматривать, читать учебник. Рассказывать о своем опыте работы на ком­пьютере. Обсуждать вопросы о роли компьютерных техно­логий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполнять отдельные упражнения в ра­боте на компьютере.

Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализи­ровать учебную информацию (тек­сты, рисунки, схемы). Вступать в общение, соблюдая правила обще­ния, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствовать­ся правилами при организации рабо­чего места и выполнении работы.

Фрон­тальный

опрос.

3



Образы при­роды в орига­ми. Изделия: фигурки кури­цы, голубя. Урок форми­рования умений и навыков.

Знакомятся с новыми технологиями получе­ния форм и изготов­ления фигур в орига­ми. Упражняются в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складыва­ния бумаги. Читают и анализируют графи­ческие схемы изго­товления изделий.

Рассматривать образцы из­делий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Рассказывать об этапах ра­боты по графической инст­рукции. Вырезать детали по прямолинейной разметке. Анализировать различные способы работы, обсуждать их и сравнивать. Решать задачи на мысленную транс­формацию исходной формы при работе с бумагой. Изго­тавливать фигурки курицы и голубя по графической инст­рукции, вносить в изделия творческие дополнения. Анализировать информацию в учеб­нике, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать предла­гаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по ин­струкции. Проявлять учебно­-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной само­стоятельности. Прогнозировать не­обходимые действия для получения практического результата, планиро­вать работу. Производить оценку выполненной работы (своей и това­рищей). Проявлять заинтересован­ное, внимательное, вдумчивое отно­шение к объектам природы и их от­ражению в произведениях искусства. Фрон­тальный опрос, контроль выполне­ния прак­тических действий.

4



Образы природы в оригами. Изделия: маски зайца, кролика.

Урок приме­нения умений и навыков.

Знакомятся с новыми технологиями получе­ния форм и изготов­ления фигур в орига­ми. Решают задачи на мысленную транс­формацию исходной формы при работе с бумагой. Упражняются в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складыва­ния бумаги.

Рассматривать образцы из­делий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Умение читать и анализиро­вать графические схемы из­готовления изделий. Выре­зать детали по прямолиней­ной разметке. Анализировать различные способы работы. Изготавливать маски кроли­ка и зайца по графической инструкции, вносить в изде­лия творческие дополнения. Воспринимать и анализировать графическую и текстовую информа­цию. Анализировать образцы, обсу­ждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предла­гаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по ин­струкции. Проявлять учебно-позна­вательный интерес, догадку, стрем­ление к познавательной самостоя­тельности. Прогнозировать необхо­димые действия для получения прак­тического результата, планировать работу. Творчески использовать по­лученные знания и умения в практи­ческой работе. Производить оценку выполненной работы (своей и това­рищей). Проявлять заинтересован­ное, внимательное, вдумчивое отно­шение к объектам природы и их от­ражению в произведениях искусства. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

5



Силуэт: кра­сота линий и форм. Узоры в квадрате.

Урок

изучения

нового

мате­

риала.

Знакомятся с декора­тивно-художествен­ными особенностями силуэтных изображе­ний. Осваивают тех­нологию вырезания силуэтов из бумаги. Анализируют особен­ности силуэтных изо­бражений, их художе­ственную вырази­тельность, приемы изготовления изделий. Упражняются в при­менении средств ху­дожественной выра­зительности при изго­товлении силуэтов.

Читать текст, воспринимать новую информацию по изу­чаемой теме, обсуждать ее. Рассматривать образцы из­делий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Упражняться в вырезании простых симметричных и асимметричных силуэтных изображений. Решать задачи на мысленную трансформа­цию узоров в квадрате в со­ответствии с правилами их создания. Изготавливать изделия с симметричной (в квадрате) и асимметричной композицией в технике силу­этного вырезания.

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учеб­ную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по пла­ну. Выполнять работу по инструк­ции. Проявлять учебно-познаватель­ный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые дей­ствия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической ра­боте. Производить оценку выполнен­ной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, вни­мательное, вдумчивое отношение к объектам природы и произведениям искусства.

Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

6



Образы при­роды в кол­лаже (из тка­ни или бума­ги). Силуэт: красота линий и форм. Узо­ры в полосе.

Урок форми­рования умений и навыков. Знакомятся с декоративно-художественными особенностями коллажа. Осваивают технологию изготов­ления коллажа из бу­маги и ткани. Анали­зируют способы и правила изготовления коллажа из бумаги и ткани.

Читать текст, рассматри­вать образцы изделий и ком­позиций. Воспринимать но­вую информацию по изучае­мой теме, обсуждать ее. Об­суждать варианты работы с товарищами. Создавать групповые или индивидуаль­ные композиции на плоскости в технике коллажа.

Воспринимать и оценивать тексто­вую и визуальную информацию, об­суждать ее. Принимать учебную за­дачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соот­ветствии с ней. Создавать мыслен­ный образ (замысел) композиции. Прогнозировать композиционное решение в соответствии с замыслом. Планировать работу и выполнять ее по плану. Аргументированно изла­гать свою точку зрения, вниматель­но выслушивать мнения однокласс­ников. Творчески использовать полу­ченные знания и умения в практиче­ской работе. Производить оценку выполненной работы (своей и това­рищей). Контроль выполне­ния прак­тических действий.

7

Отражение природных форм в изде­лиях челове­ка. Лепка животных по наблюдениям. Формы при­роды в быто­вых вещах. Урок за­крепле­ния уме­ний и навыков.

Закрепляют и расши­ряют способы пласти­ческого изображения животных в процессе лепки. Проводят це­ленаправленные на­блюдения за живот­ными с целью детали­зации знаний и пред­ставлений об их внешности, пластике. Совершенствуют спо­собы лепки из целого куска пластилина.

Читать, слушать информа­цию о скульптурных изобра­жениях животных, способах лепки из целого куска пласти­лина, средствах художест­венной выразительности в пластике, обсуждать ее; рас­сматривать образцы. Вооб­разить любимое животное в виде скульптурного изобра­жения. Упражняться в ис­пользовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительного образа. Создавать однофи­гурную пластическую компо­зицию в технике лепки из пластилина.

Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализиро­вать образцы изделий, обсуждать их. Принимать учебную задачу; по­нимать смысл предлагаемой инфор­мации, действовать в соответствии с ним. Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к твор­ческой самостоятельности. Созда­вать в воображении выразительный художественный образ. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Про­гнозировать действия, необходимые для получения определенного деко­ративно-художественного эффекта. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).


Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

8-9

Образы природы в изделиях из бисера. Цветы и дру­гие изделия из бисера. Урок за­крепле­ния уме­ний и навыков.

Знакомятся с техноло­гией изготовления из­делий из бисера. Расширяют знания и представления о пе­редаче разнообраз­ных форм природы в декоративно-прикладных изделиях. Читают и самостоятельно разрабатывают схемы деталей из бисера. Упражняются в само­стоятельном состав­лении схем изделий из бисера.

Рассматривать и изучать образцы изделия. Слушать объяснения учителя, воспри­нимать инструкции и выпол­нять работу в соответствии с ними. Обсуждать и аргу­ментировать возможные варианты работы. Изготав­ливать изделия из бисера по инструкции и образцам.

Воспринимать учебную информа­цию. Анализировать и сравнивать образцы изделий, схемы и инструк­ции. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Планиро­вать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи пред­полагаемых действий и результатов. Проектировать изменение декоративно-художественного образа изде­лия. Творчески использовать приоб­ретенные знания и умения в собст­венной деятельности. Производить контроль и оценку результатов рабо­ты. Проявлять терпение, старатель­ность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

Раздел 2. Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (7 ч)

10

Пригласи­тельные би­леты и по­здравитель­ные открытки. Открытка с окошком.

Урок

изучения

нового

мате­

риала. Решают творческие задачи художествен­но-конструкторского плана. Создают эски­зы открытки с окош­ком в рабочей тетра­ди. Осваивают новые приемы работы.

Читать, слушать объясне­ния, рассматривать, анали­зировать, сравнивать об­разцы изделий. Обсуждать особенности и основные пра­вила изготовления открыток с окошком. Выполнять по­строение прямоугольной за­готовки - основы открытки. Изготавливать открытку.

Воспринимать и анализировать ин­формацию; понимать смысл предла­гаемой информации, действовать в соответствии с ним. Оценивать средства художественной вырази­тельности в изделии. Принимать учебную задачу. Проектировать вы­разительное декоративно­-художественное изделие. Прогнози­ровать действия, необходимые для получения определенного декоратив­но-художественного эффекта. Аргу­ментированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; во­площать замысел в изделии. Анали­зировать и оценивать результаты выполненной работы. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

11

Пригласи­тельные би­леты и по­здравитель­ные открытки. Фигурная от­крытка.

Урок форми­рования умений и навыков. Осваивают новые способы работы. Ре­шают творческие за­дачи художественно­-конструкторского пла­на. Создают эскизы открытки в рабочей тетради. Читать информацию в учеб­нике, рассматривать, анали­зировать, сравнивать об­разцы изделий. Обсуждать особенности и основные пра­вила изготовления фигурных открыток. Осваивать новые приемы работы. Изготавли­вать открытку.

Воспринимать и анализировать учебную информацию; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Принимать учебную задачу. Созда­вать в воображении выразительный художественный образ; проектиро­вать декоративно-художественное изделие на образной основе. Прогно­зировать действия, необходимые для выполнения практической рабо­ты. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно вы­слушивать мнения одноклассников. Творчески использовать полученные знания и умения в практической ра­боте; воплощать замысел в изделии. Анализировать и оценивать резуль­таты выполненной работы. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

12

Упаковка. Связь упаков­ки и предме­та. Упаковка для подарка «Домик».

Урок

изучения

нового

мате­

риала.

Строят прямоугольник с помощью угольника, читают чертёж и тех­нический рисунок из­делия и работают по ним. Решают задачи на мысленную транс­формацию объемной формы в плоскую развертку. Выполняют расчетно-измеритель­ные и вычислитель­ные задания. Читать тексты учебника, воспринимать и анализиро­вать образцы изделий. Рас­сматривать и анализиро­вать графическую техниче­скую документацию: чертеж, технический рисунок, эскиз. Решать задачи на создание адекватного образа подароч­ной упаковки. Обсуждать возможные варианты выпол­нения работы. Выбирать ва­рианты. Выполнять построе­ние прямоугольной развёртки в соответствии с чертежом. Вы­полнять работу по созданию декора упаковки.

Воспринимать и анализировать ин­формацию в учебнике; принимать учебную задачу. Читать и анализи­ровать простейшую техническую до­кументацию (технический рисунок, чертёж, эскиз). Проявлять учебно-­познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной само­стоятельности. Прогнозировать дей­ствия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Оценивать результаты выполненной работы. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

13

Мини-проект: проектирование упаковки для определенного предмета. Об­раз и конструк­ция игрушки. Новые приемы бумажной пла­стики. Дед Мо­роз и Снегуроч­ка из бумаги.

Урок форми­рования умений и навыков.

Выявляют функции упаковки, осмыслива­ют единство упаковки и вещи. Знакомятся с новыми приёмами обработки и пласти­ческой трансформа­ции бумажных загото­вок. Выполняют рабо­ту по созданию деко­ра упаковки с учетом формы и функции из­делия.

Выполнять эскиз развертки упаковки в соответствии с по­ставленной конструкторской задачей. Выполнять по­строение прямоугольной развёртки в соответствии с замыслом. Подбирать мате­риалы и выполнять декор изделия в соответствии с ре­шаемой декоративно-художественной задачей. Из­готавливать игрушку по об­разцу и по замыслу.

Создавать мысленный образ буду­щего изделия. Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к творческой самостоятельности. Мо­делировать, прогнозировать дейст­вия, необходимые для выполнения творческой работы. Осуществлять поиск способа выполнения задания. Проявлять смекалку, изобретатель­ность. Проявлять проектно­-исследовательские умения. Оценивать результаты выполненной работы. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

14

Разметка де­талей с по­мощью цир­куля. Фонарик из кругов.

Урок за­крепле­ния уме­ний и навыков.

Знакомятся с прие­мами работы с цирку­лем. Упражняются в выполнении разметки с помощью циркуля и линейки; в построении окружности и различ­ных фигур с помощью циркуля и линейки. Решают творческие задачи.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Решать задачи на мысленную транс­формацию объемных изде­лий. Обсуждать возможные варианты выполнения рабо­ты. Выполнять построение деталей с помощью циркуля и линейки. Изготавливать фо­нарик по образцу и по инст­рукции.

Анализировать текстовую и графиче­скую информацию; творчески ис­пользовать ее в своей работе. Ана­лизировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения де­лать обобщения и выводы о возмож­ных вариантах работы. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Прогнозировать действия, необхо­димые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Аргументи­рованно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товари­щей. Оценивать результаты выпол­ненной работы. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

15

Разметка

деталей с

помощью

циркуля.

Звезда на

новогоднюю

ёлку.

Урок приме­нения умений и навыков.

Повторяют и закреп­ляют приемы работы с циркулем. Выпол­няют чертежно-­графические работы с помощью циркуля. Решают задачи, свя­занные с освоением нового способа по­строения формы звезды. Решают твор­ческие задачи.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Рассмат­ривать и анализировать графическую инструкцию. Выполнять построение звезды с помощью циркуля и линейки. Обсуждать возмож­ные варианты выполнения работы. Изготавливать звезду по образцу и по инст­рукции.

Анализировать текстовую и графиче­скую информацию, творчески ис­пользовать ее в своей работе. Ана­лизировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения де­лать обобщения и выводы о возмож­ных вариантах работы. Читать чер­тежно-графическую документацию, вы­полнять работу на ее основе. Прояв­лять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать варианты изделия и их конструкцию. Прогнозировать действия, необходи­мые для выполнения практической ра­боты. Планировать умственные и прак­тические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслуши­вать мнение своих товарищей. Оцени­вать результаты выполненной работы. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

16

Настольная

карточка.

Урок приме­нения умений и навыков. Уточняют представ­ления о единстве формы и функции в вещах. Упражняются в подборе конструк­тивных и декоратив­но-художественных средств в соответст­вии с творческим за­мыслом. Конструиру­ют и изготавливают дополнительные де­коративные детали.

Читать, слушать объясне­ния учителя, рассматривать образцы и графическую инст­рукцию в учебнике. Решать творческие художественно-конструкторские задачи. Вы­полнять построение прямо­угольных заготовок по черте­жу и техническому рисунку. Изготавливать настольную карточку в соответствии с за­данием.

Анализировать текстовую и графиче­скую информацию; творчески ис­пользовать ее в своей работе. Ана­лизировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения де­лать обобщения и выводы о возмож­ных вариантах работы. Читать чер­тежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Мо­делировать, выполнять мысленную трансформацию объемного изделия в плоскую развертку. Проектировать желаемые результаты, прогнозиро­вать необходимые взаимосвязи дей­ствий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

Раздел 3. Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 ч)

17



Стиль и основ­ные качества бытовых вещей. Кухонная при­хватка. Изготов­ление выкройки. Разметка дета­лей и раскрой ткани.

Урок

изучения

нового

мате­

риала.

Расширяют и закреп­ляют понятия и пред­ставления о единстве функциональных и эстетических качеств в вещах. Решают творческие художест­венно-конструктор­ские задачи. Читать, слушать объясне­ния учителя, рассматривать образцы. Обсуждать инфор­мацию. Выполнять эскизы кухонных прихваток в рабочей тетради. Вносить конструк­тивные изменения и допол­нения в эскизы в соответст­вии с заданием.

Анализировать текстовую и графиче­скую информацию; творчески ис­пользовать ее в своей работе. Ана­лизировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения де­лать обобщения и выводы о возмож­ных вариантах работы. Прогнозиро­вать использование материалов, от­вечающих назначению изделия, де­лать аргументированный выбор. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

18



Кухонная при­хватка. Сбор­ка изделия.

Урок форми­рования умений и навыков.

Знакомятся с приё­мом выполнения шва «строчка». Повторяют и закрепляют прием выполнения шва «вперед иголку». Осваивать новые виды стеж­ков, упражняться в выполне­нии шва «назад иголку». Ос­ваивать приемы сшивания деталей из ткани. Изготав­ливать прихватку в соответ­ствии с инструкцией. Воспринимать объяснения и инст­рукции учителя. Анализировать ин­формацию в учебнике. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, до­гадку, стремление к познавательной самостоятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

Кухонная при­хватка. От­делка изде­лия. Стилевое единство предметов. Мини-проект: проектирова­ние комплекта для кухни (прихватка и грелка на чайник).

Урок форми­рования умений и навыков. Выявляют связь меж­ду формой и функци­ей изделия, узнают о стилевой гармонии и способах ее достиже­ния в предметной среде. Выполняют эскизы изделий в со­ответствии с творче­ским замыслом.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Вносить коррективы и дополнения в эскизы изделий, предложен­ные в рабочей тетради.

Анализировать образцы. Осуществ­лять творческий поиск, выдвигать проектные идеи, направленные на достижение поставленной цели и же­лаемого результата, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умствен­ные и практические действия. Твор­чески использовать полученные зна­ния и умения в своей работе. Прояв­лять проектно-исследовательские умения. Аргументированно обосно­вывать проектный замысел, выслу­шивать и оценивать идеи одно­классников. Анализировать и оцени­вать полученные результаты. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

19

Грелка на

чайник.

Изготовление

выкройки.

Разметка

деталей и

раскрой

ткани. Урок за­крепле­ния уме­ний и навыков.

Совершенствуют приемы изготовления простейшей выкройки. Упражняются в раз­метке деталей и рас­крое ткани. Анализировать образцы из­делий. Изготавливать вы­кройку, производить разметку и раскрой ткани в соответст­вии с инструкцией и собст­венным замыслом.

Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализиро­вать конструкцию образцов, обсуж­дать их и сравнивать. Проектиро­вать изделие в соответствии с по­ставленной целью. Прогнозировать и планировать систему целенаправ­ленных действий для достижения ре­зультата (замысла). Применять осво­енные способы работы в новых ус­ловиях, в рамках решения творческой задачи. Анализировать и оценивать полученные результаты. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

20

Грелка на чайник. Сбор­ка изделия.

Урок приме­нения умений и навыков. Повторяют и закреп­ляют прием выполне­ния швов «строчка» и «вперед иголку». Ос­ваивают новые прие­мы работы.

Читать инструкцию. Выпол­нять сшивание деталей из­делия, используя освоенные приемы работы.

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике. Прогнозировать действия, необхо­димые для выполнения практической работы. Руководствоваться инст­рукцией и правилами при выполне­нии работы. Анализировать и оце­нивать полученные результаты. Проявлять терпение, старатель­ность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблю­дать культуру труда. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

21



Грелка на чайник. Отделка изделия. Урок форми­рования умений и навыков.

Экспериментируют с отделкой изделия. Осваивают новые приёмы работы.

Рассматривать и обсуждать образцы. Читать и обсуж­дать информацию о вариан­тах отделки изделия. Выпол­нять отделку изделия в соот­ветствии с правилами и соб­ственным замыслом. Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать действия, необходимые для выпол­нения практической работы. Плани­ровать умственные и практические действия. Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старатель­ность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

22



Обложка для книги (ткань). Изготовление выкройки. Разметка и раскрой тка­ни. Сшивание изделия. Урок за­крепле­ния уме­ний и навыков. Знакомятся с новыми приемами работы с тканью. Повторяют и закрепляют приемы выполнения швов «строчка» и «вперед иголку». Рассматривать и анализи­ровать образцы. Читать словесную и графическую инструкцию и выполнять ра­боту в соответствии с ней. Осваивать новые приемы работы. Сшивать обложку.

Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Планировать умственные и практи­ческие действия, оптимальную по­следовательность операций. Анали­зировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное от­ношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.


Контроль выполне­ния прак­тических действий.

23

Обложка для книги (ткань). Обработка края изделия. Урок форми­рования умений и навыков. Знакомятся с новыми приемами работы с тканью. Повторяют и закрепляют прием вы­полнения шва «через край». Осваивают но­вые приемы работы.

Рассматривать и анализи­ровать образцы. Читать словесную и графическую инструкцию и выполнять ра­боту в соответствии с ней. Обрабатывать край облож­ки, используя освоенные швы.

Воспринимать и усваивать новую информацию. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять рабо­ту на его основе. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых дейст­вий и результатов. Производить кон­троль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старатель­ность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

24

Стебельчатый шов. Моно­грамма. Урок изучения нового мате­ риала.

Знакомятся со сте­бельчатым швом, его назначением и спосо­бом выполнения. Ос­ваивают прием вы­полнения стебельча­того шва. Упражняют­ся в выполнении сте­бельчатого шва, в ри­совании монограмм.

Рассматривать и изучать образцы вышивок стебельча­тым швом. Воспринимать информацию о назначении и выполнении стебельчатого шва. Рассматривать, анали­зировать образцы моно­грамм, обсуждать правила их создания. Выполнять эскиз собственной монограммы. Вышивать монограмму на ткани стебельчатым швом.

Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и срав­нивать образцы изделий; делать умозаключения о возможных вариан­тах их создания. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять рабо­ту на его основе. Выполнять работу в соответствии с инструкцией. Созда­вать в воображении образ декора­тивно-художественного изделия в со­ответствии с правилами. Проявлять терпение, старательность, добросо­вестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

25

Конструкция и образ запис­ной книжки. Простой переплёт. Записная книжка в мяг­кой обложке. Урок форми­рования умений и навыков.

Анализируют конструкцию изделия и устанавливают взаимосвязи между особенностями его функции и конструктивными особенностями. Ос­ваивают прием сшивания тетради «в три прокола».

Рассматривать, изучать, об­суждать образцы изделия. Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия с его назначением. Выполнять построение прямоугольных деталей с помощью чертежно­измерительных инструментов. Выполнять сшивание тетради в три прокола. Решать художественно-конструкторские задачи. Осваивать приемы работы с фальцлинейкой, ши­лом и канцелярским ножом. Изготавливать записную книжку в мягкой обложке.


Планировать порядок действий. Анализировать и сравнивать образ­цы изделия. Аргументированно из­лагать свою точку зрения, выслуши­вать мнение своих товарищей. Про­гнозировать взаимосвязь выполняе­мых действий и предполагаемых ре­зультатов работы. Производить кон­троль и оценку результатов работы; корректировать ход работы. Прояв­лять терпение, старательность, доб­росовестное отношение, аккурат­ность, усидчивость, соблюдать куль­туру труда. Фронтальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

Раздел 4. От мира природы - к миру вещей (5 ч)

26-27

Чудесный материал - соломка. Простые конструкции из соломки. Уроки изучения нового материала.

Осваивают приемы работы с соломенны­ми трубками. Опреде­ляют закономерности создаваемых конст­рукций, выбирают наиболее целесооб­разные и рациональ­ные способы работы.

Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Обсуждать и аргументиро­вать свой выбор. Упражнять­ся в работе с соломкой. Из­готавливать изделия из со­ломенных трубок по вариа­тивным образцам. Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и срав­нивать образцы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, пони­мать закономерности создания ус­тойчивых конструкций. Планировать последовательность операций. Аргу­ментированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Произво­дить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, стара­тельность, добросовестное отноше­ние, аккуратность, усидчивость, со­блюдать культуру труда. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

28

Неподвижные и подвижные соединения и их использо­вание в кон­струкциях. Урок закреп­ления умений и навыков Совершенствуют уме­ния конструирования сооружений и меха­низмов с заданными свойствами, приемы работы с деталями механического «Конструктора». Упражня­ются в сборке под­вижных и неподвиж­ных соединений. Рассматривать и анализи­ровать образцы изделия. Определять принцип дейст­вия узлов конструкций и ме­ханизмов, подбирать наибо­лее целесообразные способы выполнения работы. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Изготавливать сооружения из разных мате­риалов по вариативным об­разцам.

Анализировать и сравнивать образ­цы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изделия в соответствии с технической зада­чей. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельно­сти. Производить контроль и оценку результатов работы. Фронталь­ный опрос. Контроль выполнения практиче­ских дейст­вий.

29



Мини-проект: творческое конструиро­вание (дизайн-проект сооружений с подвижным и неподвижным соединением деталей). Урок за­крепле­ния уме­ний и навыков.

Обобщают и система­тизируют полученные знания о различных видах конструкций и способах соединения деталей в изделии, приемах обработки материалов. Выпол­няют эскизы вариан­тов изделия.

Рассматривать и изучать образцы изделия. Подбирать необходимые материалы для работы. Изготавливать из­делие по собственному за­мыслу.

Анализировать и сравнивать образцы - аналоги изделий; делать необходи­мые обобщения и выводы. Создавать в воображении мысленный образ изде­лия, адекватный поставленной задаче. Проектировать изделие в соответст­вии с поставленной целью; осуществ­лять поиск способов ее достижения. Прогнозировать и планировать сис­тему целенаправленных действий для достижения цели. Применять освоен­ные способы работы в новых услови­ях, в рамках решения творческой зада­чи. Анализировать и оценивать полу­ченные результаты. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

30



Конструиро­вание из раз­ных материа­лов. Модель ракеты.

Урок приме­нения умений и навыков. Совершенствуют уме­ния конструирования сооружений и меха­низмов с заданными свойствами, приемов работы с различными материалами. Упраж­няются в освоении но­вых приемов работы (разрезание изделий из пластика, выполнение щелевого замка).

Читать, слушать, обсуж­дать информацию об ис­пользовании человеком «сек­ретов» природы в своих изде­лиях. Рассматривать образ­цы технических устройств. Изготавливать макет ракеты из разных материалов.

Воспринимать, анализировать и ус­ваивать новую информацию. Аргу­ментированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимо­связи предполагаемых действий и результатов. Планировать последо­вательность операций. Создавать в воображении образ изделия в соот­ветствии с учебной задачей; проек­тировать собственное произведе­ние. Творчески использовать приоб­ретенные знания и умения в собст­венной деятельности. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

Раздел 5. Подготовка к выполнению проекта (3 ч)

31



Подготовка к выполнению проекта. Ре­шение проектно-конструкторских задач, выполнение эскизов.

Урок

изучения

нового

мате­

риала. Выполняют расчеты, чертежно-­графические работы. Самостоятельно пла­нируют этапы работы над изделием. Изго­тавливают макеты проектных изделий из соответствующих ма­териалов.

Читать, слушать, обсуж­дать информацию и инструк­ции в учебнике. Рассматри­вать и обсуждать образцы- аналоги, репродукции и фото­графии конструкций, серви­зов, предметов окружающего мира. Придумывать предме­ты с требуемыми свойствами. Выполнять разметку, заго­товку деталей и сборку изде­лия в соответствии с проект­ным замыслом по выбранной теме.

Анализировать задание. Аргументиро­ванно излагать свою точку зрения, вы­слушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предпола­гаемых действий и результатов. Плани­ровать последовательность операций. Создавать в воображении предметы с требуемыми свойствами, проектиро­вать собственное изделие. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Проявлять познавательную самостоя­тельность, настойчивость в решении по­ставленных задач. Соблюдать культуру труда и организованность. Проявлять проектно-исследовательские умения. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов. Фрон­тальный опрос. Контроль выполне­ния прак­тических действий.

32



Обобщающий урок по теме «Как создается рукотворный мир: от мира природы - к миру вещей».

Урок провер­ки уме­ний и навыков. Рассматривают и об­суждают образцы, ре­продукции и фотогра­фии предметов окру­жающего мира. Соз­дают эскизы сервизов или технических со­оружений в соответ­ствии с проектной за­дачей.

Читать, слушать учебную информацию и инструкции. Производить оценку и выбор правильных ответов в соот­ветствии с заданиями. Вы­полнять чертежно- графические работы. Воспринимать, анализировать и от­бирать необходимую информацию. Прогнозировать и планировать необ­ходимые действия. Выполнять необхо­димые действия в соответствии с пла­ном. Корректировать работу (при не­обходимости). Производить контроль и оценку результатов работы.

Проверка и анализ сформиро­ванности основных предметных и метапредметных ре­зультатов у учащихся по итогам 3-го года обуче­ния.

33



Подведение итогов года. Итоговая вы­ставка. Урок по­вторе­ния и обобще­ния зна­ний.

Обмениваются впе­чатлениями об экспо­натах выставки и учебных достижениях. Рассматривать и анализи­ровать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других по­сетителей выставки) об от­дельных работах. Воспринимать, анализировать ин­формацию, содержащуюся в экспона­тах выставки. Аргументированно вы­сказывать свое мнение, вниматель­но и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки. Производить оценку достижений. Подведение итогов года. Вы­ставка работ. Итого за год: 33 часа (34 час выпадает на праздничный день)Календарно-тематическое планирование технологии для 3 класса

Проект (коллективная работа): «Город, в котором удобно и приятно жить».

9


© 2010-2022